ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-532/2021 от 12.03.2021 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-532/2021

УИД 42RS0011-01-2021-000123-20

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий 12 марта 2021 года

Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Роппель А.А.

при секретаре Шевцовой М.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Анжеро - Судженска к ФИО1 о взыскании незаконно поученного пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании незаконно поученного пособия по безработице.

Требования мотивированы тем, что ФИО1, <дата> года рождения, обратился в Государственное казённое учреждение Центр занятости населения города Анжеро-Судженска с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного в электронной форме посредством заполнения в личном кабинете заявления в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России", заявление подано <дата><номер>.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" настоящие Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости на основании сведений, указанных гражданином в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме.

Постановка граждан на регистрационный учет с последующим присвоением статуса безработного и назначением пособия по безработице в соответствии с законодательством о занятости населения осуществляется в центре занятости населения по месту их постоянной прописки, подтвержденному документом (паспортом) с отметкой о регистрационном учете по месту жительства.

Заявление гражданин заполняет в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" или на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), где дано пояснение, что в соответствии с Законом о занятости населения признание граждан безработными и назначение им пособия по безработице осуществляется центром занятости населения по месту постоянной регистрации гражданина.

В заявлении также дано пояснение на каких страницах паспорта указывается адрес постоянного место жительства, а именно, приводится действующий адрес регистрации по месту жительства. Кроме того, гражданин ставит галочку в заявлении, которой подтверждает, что ознакомлен с инструкцией по заполнению заявления.

ФИО1 подал заявление <дата> в электронной форме посредством заполнения в личном кабинете заявления в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России", заполнив заявление и указав в графе адрес места жительства: <адрес>, <адрес>. На основании поданного заявления, ФИО1 поставили на учет в ГКУ ЦЗН г. Анжеро-Судженска в качестве безработного и назначили пособие по безработице.

Согласно п.2 cт. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Понятие «место жительства» непосредственно Законом о занятости не раскрывается, однако оно содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) и в ст. 2 Закона РФ от <дата><номер> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Таким образом, место жительства - это не страна (Российская Федерация), не субъект Российской Федерация, не город, а жилой дом, квартира, жилое помещение, имеющие определенный документально зафиксированный адрес.

В силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в целях обеспечения необходимых условий реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

В соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 при регистрации граждан по месту жительства в их паспортах производятся отметка о регистрации по месту жительства либо им выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

В соответствии с п. 3 указанных выше Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства; местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Анализ приведенных норм дает основание полагать, что указанное ФИО2 в качестве места жительства жилое помещение по адресу: <адрес> настоящее время таковым для ответчика не является, поскольку законные основания проживания по указанному адресу при постановке на учет в ЦЗН в качестве безработного не подтверждены.

Ответчик имеет жилье (прописан) по адресу: <адрес>, он не лишен возможности состоять на учете по месту своего жительства в ГКУ ЦЗН <адрес>.

Также полагаем необходимым разъяснить, что на основании определений Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2003 г. N 105-0, от 29 сентября 2011 г. N 1167-0-0 отмечаем, что введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска гражданином подходящей работы в пределах именно той местности, где он проживает. Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующих социальных гарантий, в том числе пособия по безработице, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе, как порядок и условия признания гражданина безработным, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение пособия по безработице, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. В связи с этим для получения социальной гарантии от государства в виде выплаты пособия по безработице (и во избежание получения гражданами пособия обманным путем) под местом жительства гражданина, обратившегося за таковыми выплатами, законодателем понимается и закрепляется «место жительства как место регистрации», т.е. должна быть отметка в паспорте о прописке.

Поэтому, когда граждане становятся через электронные порталы в органы службы занятости и постоянным местом жительства указывают место временного жительства или пребывания, имея при этом регистрацию по месту жительства в другом городе, регионе и т.д., то по Закону о занятости законодателем это расценивается как «попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем».

Как указано в определениях Конституционного Суда РФ – данная норма не вступает в противоречие с Конституцией РФ, так как граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, в соответствии со статьей 12 Закона о занятости населения имеют право на получение такой государственной услуги как «бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства.

Таким образом, в качестве одного из условий признания гражданина безработным и назначения ему пособия по безработице предусматривается регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы в органах службы занятости по месту жительства, т.е. по месту регистрации постоянного места жительства, о чем законодательно предусмотрено проставление отметки об этом в паспорте гражданина.

Факт выявления постановки на учет гражданина ФИО1 в качестве безработного не по фактической регистрации постоянного места жительства произошел в результате телефонного разговора с самим клиентом, который позвонил на телефон горячей линии (по вопросу начисления пособия). На телефонный номер, указанный в ФИО1 в личном кабинете на портале «Работа в России» (<номер>) клиент ни разу не ответил. Клиент звонил сам неоднократно, ему было разъяснено, что ГКУ ЦЗН г. Анжеро-Судженска необходимо осуществить перевод личного дела ФИО1 по месту жительства в ГКУ ЦЗН г. Ленинск-Кузнецкого. При этом ему необходимо добровольно вернуть полученное пособие в размере 40202 руб.47 коп. в ГКУ ЦЗН г. Анжеро-Судженска и лично изменить в заявлении на портале «Работа в России» адрес места жительства. ЦЗН по месту прописки восстановит право ФИО1 на получение пособия по безработице с даты подачи заявления на портале информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (<дата>), вся причитающаяся сумма пособия будет возвращена в полном объеме центром занятости города Ленинск-Кузнецкий.

<дата> инспектором составлена служебная записка об установлении факта незаконного получения пособия по безработице за период <дата><дата> в сумме 40202 рублей 47копеек.

На основании этого был вынесен приказ от <дата><номер> об исключении из начислений пособия по безработице период <дата><дата>. За период с <дата> по <дата>ФИО1 незаконно получил пособие по безработице в сумме 40202 рублей 47 копеек (доведение <дата>, отправлено по почте, заместитель начальника отдела ФИО3).

<дата> исх. <номер> на фактический адрес проживания и на электронный адрес (<адрес>), указанный в личном кабинете ФИО1 было направлено уведомление, приказ, письмо с разъяснениями о действиях ЦЗН при выявлении факта регистрации не по месту постоянного жительства. Письмо ФИО1 получил, о чем свидетельствовал звонок клиента в ЦЗН г. Анжеро-Судженска. (<дата>).

Граждане, указавшие в заявлении о регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в качестве места жительства свое место пребывание, тем самым предоставляют недостоверную информацию, в связи с чем, подлежат снятию с учета в соответствии с абзацем 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости «попытка получения пособия или получение пособия по безработице обманным путем».

Таким образом, ФИО1 заполнив, заявление в личном кабинете <дата> подтвердил информацию о том, что заявление подает по месту жительства. В инструкции по заполнению заявления было указано, что место жительства указывается согласно отметке в паспорте, ФИО1 поставил галочку в заявлении, которой подтвердил, что ознакомлен с инструкцией по заполнению заявления.

Служебное расследование выявило, что ФИО1 неоднократно стоял на учете в ГКУ ЦЗН г. Ленинск-Кузнецкий, и должен знать, что пособие по безработице назначается только по месту регистрации постоянного места жительства. Кроме того, в личной беседе с клиентом, было выяснено, что заявление с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного в электронной форме заполняла жена ФИО1

Согласно п. 19 постановления Правительства РФ от 8 апреля 2020 № 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.

Таким образом, заявление через информационно-аналитическую систему «Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" можно подать независимо от места жительства в Российской Федерации, но признание гражданина безработным и начисление пособия по безработице осуществляются центрами занятости населения непосредственно по месту жительства гражданина.

На основании вышесказанного, Е.С. не имел права на статус безработного и получения пособия по безработице в ГКУ ЦЗН г.Анжеро-Судженска.

Сумма незаконно полученного пособия по безработице в период с <дата> по <дата> составила 40202,47 руб. (сорок тысяч двести два рубля 47 копеек).

Расчет исковых требований:

Период получения пособия

Назначенный размер пособия(по месяцам)

Ежедневный размер пособия

Количество дней получения пособия

Размер незаконно полученного пособия, руб.

<дата>

Ответчик извещен о незаконном получении им денежных средств, в виде пособия по безработице, и обязанности возвратить денежные средства.

На сегодняшний день задолженность не погашена.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно п.1 пп.19 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (части 2) от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. В соответствии с положением закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости выполняют государственные функции в сфере занятости и представляют интересы государства. Принимая во внимание, что Ответчик по настоящее время не принял надлежащих мер к добровольному возмещению ущерба, причиненного государственной федеральной собственности, на основании ст.3, 35 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», ст.1064 ГК РФ, ст.3, 28, 131,132 ГПК РФ, истец просит взыскать с гражданина ФИО1 незаконно полученные денежные средства в размере 40202,47 руб. в пользу ГКУ ЦЗН г. Анжеро-Судженска.

В судебное заседание представитель истца Центр занятости населения города Анжеро – Судженска не явился, просил суд о рассмотрении дела в отсутствие истца, полностью поддерживает заявленные требования, изложенные в исковом заявлении, не возражает против вынесения заочного решения.

Ответчик ФИО1 в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом посредством направления повесток заказными письмами с уведомлениями по месту регистрации и месту проживания. Корреспонденция возвращена отправителю с пометкой «истек срок хранения». Ранее направленная в адрес ответчика корреспонденция вернулась в суд также с пометкой «истек срок хранения».

Указанные почтовые отправления содержат сведения о доставлении адресату извещений (первичного и вторичных) о необходимости явиться в почтовое отделение за получением корреспонденции, а также о возвращении их по обратному адресу, как неполученные адресатом по истечении срока хранения, что соответствует требованиям Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, а также Особым условиям приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», введенным в действие Приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 № 343 и подтверждает принятие органом почтовой связи неоднократных мер необходимых для вручения корреспонденции.

С учетом изложенного, а также того, что возвращение в суд не полученных адресатом после двух его извещений заказных писем с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем, что оценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением отправлений, суд считает ответчика извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в связи с чем, учитывая согласие представителя истца, выраженное в письменном виде, на основании ст.233 ГПК РФ, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Кроме того, в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", информация о времени, дне и месте рассмотрения гражданского дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области.

Суд, исследовав письменные доказательства, считает требования истца законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" настоящие Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости на основании сведений, указанных гражданином в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме.

Постановка граждан на регистрационный учет с последующим присвоением статуса безработного и назначением пособия по безработице в соответствии с законодательством о занятости населения осуществляется в центре занятости населения по месту их постоянной прописки, подтвержденному документом (паспортом) с отметкой о регистрационном учете по месту жительства.

Заявление гражданин заполняет в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" или на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), где дано пояснение, что в соответствии с Законом о занятости населения признание граждан безработными и назначение им пособия по безработице осуществляется центром занятости населения по месту постоянной регистрации гражданина.

В заявлении также дано пояснение на каких страницах паспорта указывается адрес постоянного место жительства, а именно, приводится действующий адрес регистрации по месту жительства. Кроме того, гражданин ставит галочку в заявлении, которой подтверждает, что ознакомлен с инструкцией по заполнению заявления.

Судом установлено, что ФИО1, <дата> года рождения, обратился в Государственное казённое учреждение Центр занятости населения города Анжеро-Судженска с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного в электронной форме посредством заполнения в личном кабинете заявления в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России", заполнив заявление и указав в графе адрес места жительства: <адрес>, <адрес>, <адрес>, заявление подано <дата><номер>.

На основании поданного заявления, ФИО1 поставили на учет в ГКУ ЦЗН г. Анжеро-Судженска в качестве безработного и назначили пособие по безработице.

Согласно п.2 cт. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Понятие «место жительства» непосредственно Законом о занятости не раскрывается, однако оно содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) и в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Таким образом, место жительства - это не страна (Российская Федерация), не субъект Российской Федерация, не город, а жилой дом, квартира, жилое помещение, имеющие определенный документально зафиксированный адрес.

В силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в целях обеспечения необходимых условий реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

В соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 при регистрации граждан по месту жительства в их паспортах производятся отметка о регистрации по месту жительства либо им выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

В соответствии с п. 3 указанных выше Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства; местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Судом установлено, что указанное ФИО2 в качестве места жительства жилое помещение по адресу: <адрес> настоящее время таковым для ответчика не является, поскольку законные основания проживания по указанному адресу при постановке на учет в ЦЗН в качестве безработного не подтверждены.

Ответчик имеет жилье (зарегистрирован) по адресу: <адрес>, в связи с чем он не лишен возможности состоять на учете по месту своего жительства в ГКУ ЦЗН <адрес>.

На основании определений Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2003 г. N 105-0, от 29 сентября 2011 г. N 1167-0-0 введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска гражданином подходящей работы в пределах именно той местности, где он проживает. Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующих социальных гарантий, в том числе пособия по безработице, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе, как порядок и условия признания гражданина безработным, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение пособия по безработице, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. В связи с этим для получения социальной гарантии от государства в виде выплаты пособия по безработице (и во избежание получения гражданами пособия обманным путем) под местом жительства гражданина, обратившегося за таковыми выплатами, законодателем понимается и закрепляется «место жительства как место регистрации», т.е. должна быть отметка в паспорте о регистрации.

Граждане, становящиеся в органы службы занятости через электронные порталы и указывающие постоянным местом жительства - место временного жительства или пребывания, имея при этом регистрацию по месту жительства в другом городе, регионе в соответствии с Закона «О занятости населения в Российской Федерации», законодателем расценивается как «попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем».

Как указано в определениях Конституционного Суда РФ – данная норма не вступает в противоречие с Конституцией РФ, так как граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, в соответствии со статьей 12 Закона о занятости населения имеют право на получение такой государственной услуги как «бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства.

Таким образом, в качестве одного из условий признания гражданина безработным и назначения ему пособия по безработице предусматривается регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы в органах службы занятости по месту жительства, т.е. по месту регистрации постоянного места жительства, о чем законодательно предусмотрено проставление отметки об этом в паспорте гражданина.

<дата> инспектором Центр занятости населения города Анжеро-Судженска составлена служебная записка об установлении факта незаконного получения пособия ФИО1 по безработице за период с <дата> по <дата> в сумме 40202 рублей 47 копеек.

На основании этого был вынесен приказ от <дата><номер> об исключении из начислений пособия по безработице период с <дата> по <дата>. За период с <дата> по <дата>ФИО1 незаконно получил пособие по безработице в сумме 40202 рублей 47 копеек.

<дата> исх. <номер> на фактический адрес проживания и на электронный адрес (<адрес>), указанный в личном кабинете ФИО1 было направлено уведомление, приказ, письмо с разъяснениями о действиях ЦЗН при выявлении факта регистрации не по месту постоянного жительства.

В соответствии с абзацем 6 п. 2 ст. 35 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, указавшие в заявлении о регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в качестве места жительства свое место пребывание, тем самым предоставляют недостоверную информацию, в связи с чем, подлежат снятию с учета, (попытка получения пособия или получение пособия по безработице обманным путем).

Таким образом, ФИО1 заполнив, заявление в личном кабинете <дата> подтвердил информацию о том, что заявление подает по месту жительства. В инструкции по заполнению заявления было указано, что место жительства указывается согласно отметке в паспорте, ФИО1 поставил галочку в заявлении, которой подтвердил, что ознакомлен с инструкцией по заполнению заявления.

Согласно п. 19 постановления Правительства РФ от 8 апреля 2020 № 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.

Таким образом, заявление через информационно-аналитическую систему «Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" можно подать независимо от места жительства в Российской Федерации, но признание гражданина безработным и начисление пособия по безработице осуществляются центрами занятости населения непосредственно по месту жительства гражданина.

Согласно предоставленного истцом расчета сумма незаконно полученного пособия по безработице в период с <дата> по <дата> составила 40202,47 руб. (сорок тысяч двести два рубля 47 копеек).

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ.

В силу Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гарантируется всем гражданам Российской Федерации бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости (абзац четвертый пункта 1 статьи 12), граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (пункт 1 статьи 9). Однако право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено названным Законом только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац второй пункта 2 статьи 12).

В соответствии со ст. 1109 ГКРФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения излишне выплаченные суммы пособий, кроме случаев недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки.

Суд приходит к выводу о том, что выплаченные ответчику суммы пособия по безработице подлежат возврату в связи с тем, что они явились результатом недобросовестности со стороны получившего их ответчика, скрывшего сведения о месте регистрации в г.Ленинске-Кузнецком.

При таких обстоятельствах суд считает подлежащим удовлетворению требования ГКУ ЦЗН г. Анжеро-Судженска о взыскании с ФИО1 незаконно полученного пособия по безработице в размере 40202 рублей 47 копеек.

На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, а потому с ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в сумме 1 406 рублей 07 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес> к ФИО1 о взыскании незаконно поученного пособия по безработице, удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Анжеро – Судженска незаконно полученное пособие по безработице за период с <дата> по <дата> в размере 40202 рублей 47 копеек.

Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, в бюджет Ленинск-Кузнецкого городского округа государственную пошлину в размере 1 406 рублей 07 копеек.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано в Ленинск-Кузнецкий городской суд в течение 7 дней со дня получения копии решения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения или в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Истцом решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Заочное решение в окончательной форме принято 19.03.2021.

Судья: подпись А.А. Роппель

Подлинник документа находится в гражданском деле №2-532/2021 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области