ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-532/2022 от 22.02.2022 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2022 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шейко Т.М.,

при помощнике судьи Шефер М.М.,

в присутствии представителя ответчика Макаровой Ю.А., действующей на основании доверенности с полным объеме процессуальных прав

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-532/2022 по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным в части решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований ФИО2 указала, что является неработающим пенсионером по старости с 01.05.1999. С 14.08.2021 по 18.09.2021 ездила на отдых в г.Анапа. По приезду обратилась в ПФ РФ, с заявлением о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, на сумму 45050 рублей. Решением отказано в выплате по маршруту Анапа-Пермь, в связи с отсутствием обязательного реквизита –код статуса бронирования, форма оплаты. Частично оплачена компенсация. Просит суд признать решение от 21.12.2021 № 048-21-002-6086-9431 незаконными в части; взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 8540,00 рублей по маршруту Анапа –Пермь.

В судебное заседание истец не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области Макарова Ю.А. в судебном заседании по требованиям возражала, представила письменные возражения, согласно которым указала, что в проездном документе по маршруту «Анапа-Пермь» отсутствует обязательный реквизит- код статуса бронирования. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Исследовав и оценив представленные суду доказательства с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.

В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В развитие указанной нормы 01.04.2005 года Правительством РФ принято Постановление за № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - компенсация) (пункт 1).

Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).

Компенсация производится 1 раз в 2 года (пункт 6).

Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы (пункт 9).

В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввидуих отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Судом установлено, что истец является неработающим пенсионером - получателем трудовой пенсии по старости, проживает в г. Усть-Илимске Иркутской области и имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года.

Указанные обстоятельства подтверждаются пенсионным удостоверением, трудовой книжкой, паспортом на имя истца.

Истец находился на отдыхе в г.Анапа к месту проведения которого следовал по маршруту Усть-Илимск-Братск, Братск-Екатеринбург, Екатеринбург-Анапа, Анапа –Пермь, Пермь-Братск.

Как следует из заявления от 27.09.2021, истец обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 45421 рублей, в котором просила компенсировать ей расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. К заявлению были приложены проездные документы по спорному маршруту.

Решением Управления установления социальных выплат Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области от 07.10.2021 №048-21-002-0023-3549, истцу отказано в компенсации проезда к месту отдыха и обратно в части, по причине: по маршруту Братск-Екатеринбург, Екатеринбург –Анапа оплата произведена иным лицом, Анапа-Пермь -отсутствует реквизит код статуса бронирования. Произведена оплата в размере 20975 рублей.

Как следует из заявления от 13.12.2021, истец повторно обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере рублей, в котором просила компенсировать ей расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. К заявлению были приложены проездные документы по спорному маршруту.

Решением Управления установления социальных выплат Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области от 21.12.2021 № 048-21-002-6086-9431, истцу отказано в компенсации проезда к месту отдыха и обратно по причине: по маршруту «Анапа-Пермь» -отсутствуют обязательные реквизиты.

Как пояснила представитель ответчика в судебном заседании, отсутствует реквизит код статуса бронирования

Факт пребывания истца в месте отдыха в г.Анапа подтвержден проездными документами по спорному маршруту и стороной ответчика не оспаривается, произведена частичная выплата компенсации проезда к месту отдыха и обратно.

Истцом в материалы дела представлена маршрутная квитанция/электронный билет по маршруту Анапа-Пермь, а также посадочный талон.

Суд не может согласиться с доводами ответчика, об отказе в выплате компенсации по причине отсутствия в проездном документе по маршруту Анапа-Пермь реквизита -код статуса бронирования, поскольку в маршрутной квитанции содержатся все реквизиты и данные, позволяющие суду определить, что он приобретен именно истцом в подтверждение проезда по спорному маршруту.

Тот факт, что в проездном документе отсутствует код статуса бронирования, не является обстоятельством, препятствующим выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, поскольку законодательство, регулирующее вопросы компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно на территории РФ, не устанавливает императивного требования об оплате проездных билетов с перевозчиком только путем наличия всех реквизитов в билете. Риск ответственности за отсутствие тех или иных реквизитов в билете лежит на перевозчике, согласно ст. 14.5 КоАП РФ, и не может препятствовать реализации истцом конституционного права на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Доказательств обратного, ответчиком не представлено.

Помимо этого, судом учитывается следующее.

В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и Приказа Минтранса России от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 года № 117) электронный пассажирский билет должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия иномер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются) наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования, дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Оформление маршрут/квитанции электронного пассажирского билета на внутренние воздушные перевозки должно осуществляться на русском языке, на международные воздушные перевозки – на русском и английских языках.

Кроме того, согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 год № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Из Информационного сообщения УФНС РФ по Иркутской области от 17.05.2010 года «Об отсутствии необходимости подстрочного перевода электронного авиабилета» следует, что форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждены Приказом Минтранса России от 08.11.2006 года № 134. При этом фамилия, имя пассажира записываются в билет так, как это предусмотрено Приказом МВД РФ от 26.05.1997 года № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ и выезда из РФ и въезда в РФ», а именно, набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13.01.2012 года № 03-03-06/1/11).

Определяя размер компенсации понесенных истцом расходов, суд исходит из следующего.

В подтверждение несения расходов на оплату проезда по маршруту Анапа-Пермь истцом представлена маршрутная квитанция с указанием стоимости приобретенного билета 8540 рублей.

Суд полагает, что расходы должны быть компенсированы именно в этом размере-8540 рублей, поскольку данная сумма указана в проездном документе и оплачена истцом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что к возмещению подлежат расходы на оплату проезда к месту отдыха и обратно по маршруту «Анапа-Пермь» в размере 8540 рублей, что не превышает фактически произведенных истцом расходов на оплату стоимости проезда, следовательно, подлежат взысканию в пользу истца в указанном размере.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать решение Управления установления социальных выплат Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области от 21.12.2021 № 048-21-002-6086-9431, незаконным, в части отказа в компенсации расходов на оплату стоимости проезда по маршруту «Анапа-Пермь».

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области в пользу ФИО2 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 8540 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.М. Шейко

Мотивированное решение составлено 12 марта 2022 г.