Дело № 2-5330/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 декабря 2016 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Присекиной О.Н.
при секретаре Махлаевой В.С.
представителя истца Стефуришина А.Н.
представителя Правительства Брянской области Чикина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павленко Т.А. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
УСТАНОВИЛ:
Павленко Т.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что решением комиссии Департамента строительства и архитектуры Брянской области истцу отказано в выплате компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по причинам завышения оценки имущества, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Брянской области, определенной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
Считая отказ необоснованным, истец просит суд признать за ними право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – жилой дом с хозяйственными постройками, расположенный <адрес>; обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить истца в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество, размере <...>
Истец в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Стефуришин А.Н. с учетом проведенной по делу судебной экспертизы уточнил исковые требования в части суммы компенсации за утраченное имущество, указав, что просит включить истца в списки на получение компенсации за жилой дом с хозяйственными постройками жилой дом, расположенный <адрес> в размере <...>
Представитель ответчика - Правительства Брянской области Чикин Е.Н. просил в удовлетворении иска отказать, по основаниям, изложенным в отказе комиссии. Право на получение компенсации не оспаривал.
Представитель ответчика - Департамента строительства и архитектуры Брянской области, представитель третьего лица Замишевской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.6 части 1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В силу ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 02.07.2013) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.
Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» территория Новозыбковского района, Брянской области, с. Синий Колодец отнесена к зоне отселения.
Постановлением Правительства РФ № 1074 от 08.10.2015 г. "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения в границы зон радиоактивного загрязнения, в соответствии с которым территория Новозыбковского района, Брянской области, с. Синий Колодец отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Поскольку обращение истца в комиссию по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС имело место до внесения изменений в границы зон радиоактивного загрязнения, суд полагает, что при вынесении решения надлежит применять границы зон, действовавшие до внесения изменений Постановлением Правительства РФ № 1074 от 08.10.2015 г..
Судом установлено, что истцу принадлежит на праве собственности жилой дом <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> 32-АГ №....
Имущество получено истцом в порядке наследования.
Из свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> следует, что жилой дом принадлежал П.М., умершему <дата>.
Указанный жилой дом принадлежал наследодателю на праве собственности по состоянию на 01.01.1994 года, что подтверждается справкой, выданной Замишевской сельской администрацией Новозыбковского района Брянской области, и копией похозяйственной книги.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие, что домовладение, принадлежащее истцу, ранее по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не сдавалось, в домовладении никто не зарегистрирован.
Таким образом, истец имеет право на получение компенсации за утраченное имущество как наследник имущества, находящегося в зоне отселения, вне зависимости от места постоянного проживания.
Однако наступление такого права связано непосредственно со сдачей утраченного имущества, т.е. после рассмотрения Комиссией заявления гражданина о выплате соответствующей компенсации на основании представленных гражданином документов и Отчета об оценке имущества.
Согласно Отчету, об оценке рыночной стоимости домовладения истца, составленному ИП С., рыночная стоимость домовладения с хозяйственными постройками составляет <...>
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС истцу было отказано в выплате компенсации материального ущерба, по причинам завышения оценки имущества, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Брянской области, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за денежной компенсацией.
В соответствии со ст.12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке не установлено иное.
Согласно Акту обследования индивидуального жилого дома Замишеской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области от 12.09.2016 года №18, домовладение расположенное <адрес> использовалось для постоянного в нем проживания. Обследуемый жилой дом, пригоден для постоянного в нем проживания после капитального ремонта.
Для разрешения спорного вопроса о действительной стоимости домовладения судом назначена строительно-техническая экспертиза.
Согласно экспертному заключению ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» от 29.11.2016 г., рыночная стоимость домовладения с хозяйственными постройками, расположенного <адрес> с учетом степени радиоактивного загрязнения по состоянию на дату проведения экспертизы составляет <...> Техническое состояние основных строительных конструкций указанного жилого дома на основании визуального осмотра является работоспособным. Физический износ жилого дома составляет 41,08 %, что не превышает 65%, т.е. жилой дом не является ветхим согласно Постановления Госстроя России от 20.02.2004 года № 10. Степень физического износа определена в соответсвии с действующими нормативными правовыми актами. По данному параметру указанный жилой дом является пригодным для проживания.
Указанное экспертное заключение соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 256; требованиям ФСО №3 «Требования к отчету об оценке» пункт 4 раздела II «Требования к составлению отчета об оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 254. Эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
В ходе судебного разбирательства при исследовании указанного экспертного заключения у суда не возникло сомнений в достоверности или обоснованности выводов, изложенных в заключении эксперта, в связи с чем, в силу ст. 67 ГПК РФ, суд принимает его как допустимое доказательство.
Допрошенный в судебном заседании эксперт В. показал, что выезжал на место, осматривал дом, подтвердил изложенные в заключении выводы, указав, что домовладением является пригодным для проживания.
Таким образом, выводы, изложенные в комиссионном акте от 12 сентября 2016 г., опровергаются экспертным заключением и показаниями в судебном заседании эксперта В.
При этом суд также принимает во внимание, что сотрудники, проводившие обследование домовладения, не обладают специальными познаниями для решения вопросов о пригодности жилого дома для проживания, а какие-либо другие доказательства, подтверждающие выводы комиссии о пригодности жилого дома для проживания только после проведения капитального ремонта, суду не представлены.
Кроме того, признание жилого дома непригодным для проживания осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, т.е. межведомственной комиссией соответствующего органа.
Доказательств, подтверждающих, что спорный жилой дом признавался непригодным для проживания в указанном порядке, суду не представлено.
Согласно рапорту участкового уполномоченного МО МВД России «Новозыбковский» капитана полиции Б. от 15.12.2016 года, с выездом на место установлено, что в домовладении расположенном <адрес>, никто не проживает и имущество не имеется.
Представитель истца в порядке ст.39 ГПК РФ в судебном заседании уточнил исковые требования, просил обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить истца в списки граждан на получение компенсации, за утраченное имущество, общей стоимостью <...>, согласно выводам экспертного заключения подготовленного по определению суда.
Согласно ч. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
Согласно имеющимся в материалах дела документам общая площадь принадлежащего истцу жилого дома составляет 43,0 кв.м., экспертным заключением определена рыночная стоимость жилого дома – <...>, стоимость 1 кв.м. составляет 23 372 руб.
Определенная экспертом стоимость за 1 кв.м. жилого помещения не превышает среднерыночной стоимости жилого помещения в Брянской области, установленной на 3,4 квартал 2016 г.( 27 083 руб. согласно Приложению к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.09.2016 N 633/пр, от 16.06.2016 N 419/пр).
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца с учетом уточнений, заявленных представителем истца, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пунктом 5 Правил на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации.
В соответствии с ФЗ № 428-ФЗ от 22.12.2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. № 1475 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Брянской области № 689-п от 29.12.2014 года «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета в части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определен Департамент строительства и архитектуры Брянской области.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
С учетом изложенного суд полагает необходимым в решении суда указать о прекращении права собственности истца на имущество при получении компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Павленко Т.А. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС удовлетворить.
Признать за Павленко Т.А. право на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС – жилой дом с хозяйственными постройками, расположенный <адрес>.
Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Павленко Т.А. в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере <...>.
Прекратить право собственности Павленко Т.А. на жилой дом с хозяйственными постройками, расположенные <адрес>, после получения истцом компенсационных выплат в указанном размере.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Присекина
решение суда в окончательной форме изготовлено 26.12.2016 г.