Дело №
УИД 03RS0№-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2020 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М.,
при секретаре Хисамутдиновой Э.Р.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан Алибаевой И.Х.,
истца ФИО1,
представителя истца – адвоката Матвеевой О.П. на основании ордера № от 30.07.2020г., удостоверение № от 06.04.2011г.,
представителя ответчика ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, признании незаконным расторжение контракта, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании не довыплаченной компенсации, компенсации за задержку выплат,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† к Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, признании незаконным расторжение контракта, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании не довыплаченной компенсации, компенсации за задержку выплат. В обоснование иска указано на то, что с ДД.ММ.ГГГГ истец являлась государственным служащим Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в должности начальника отдела административной работы и государственных закупок (служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-лс служебный контракт с ФИО1 расторгнут по основаниям, предусмотренным п.8 ч.2 ст.37 79-ФЗ, в связи с сокращением должностей государственной службы.
В обоснование иска указано на то, что с ДД.ММ.ГГГГ истец являлась государственным служащим Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в должности начальника отдела административной работы и государственных закупок (служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-лс служебный контракт с ФИО1 расторгнут по основаниям, предусмотренным п.8 ч.2 ст.37 79-ФЗ, в связи с сокращением должностей государственной службы.
Истец полагает, что фактического сокращения ее должности не произошло, так как для исполнения аналогичных обязанностей был принят другой работник. ДД.ММ.ГГГГ в отдел административной работы и государственных закупок Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству принята ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком издан приказ о внесении изменений в штатное расписание Гостранса Республики Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ истцу вручено уведомление о предстоящем увольнении по истечении двух месяцев с указанной даты.
ДД.ММ.ГГГГ руководство Гостранса Республики Башкортостан обратилось в Правительство Республики Башкортостан с предложением по увеличению штатной численности Государственного Комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству на 11 единиц, мотивируя тем, что произошло увеличение функций, возложенных на Гостранс Республики Башкортостан, ростом объемов работ и документооборота.
ДД.ММ.ГГГГ приказом председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ№лс истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Основанием для применения дисциплинарного взыскания послужили результаты служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан вышеуказанный приказ признан незаконным, отменен.
В период ее сокращения, ей были предложены не все должности, не во все государственные органы были направлены запросы. При этом 11 предложенных вакантных должностей МЗИО Республики Башкортостан предполагают прохождение конкурса, 8 предложенных вакантных должностей Госкомитета Республики Башкортостан по предпринимательству предполагает включение в кадровый резерв.
Истцу было сообщено об имеющихся вакансиях на данную дату: ведущего специалиста-эксперта, старшего специалиста и предложено реализовать право на перевод на одну из них, на что она отказалась.
ДД.ММ.ГГГГ истцу было предложены 5 вакантных должностей Гостранса Республики Башкортостан: главный специалист отдела; ведущий специалист-эксперт; ведущий специалист-эксперт; старший специалист 2 разряда; ведущий специалист-эксперт; и должности других ведомств – МЗИО Республики Башкортостан и Комитета по предпринимательству:
ДД.ММ.ГГГГ истцу были предложены вакантные должности Минпрома Республики Башкортостан и Госкомониторинга Республики Башкортостан.
До истца не было доведено письмо МЖКХ Республики Башкортостан, также не доведена информация об имеющихся должностях в Правительстве РБ, МЭР Республики Башкортостан и пр.
Кроме того, истец считает, что выплаченная при увольнения компенсация произведена с нарушением положений без Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; при расчете не учтены начисленные средства материального стимулирования.
На основании вышеизложенного, истец (с учетом дополнений) просит признать незаконным и подлежащим отмене приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-лс об увольнении ФИО1 по п.8 ч.2 ст.37 79-ФЗ и расторжение с ней служебного контракта.
Признать незаконным расторжение контракта от ДД.ММ.ГГГГ№.
Восстановить ФИО1 в должности начальника отдела административной работы и государственных закупок с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула в размере 349 618,69 руб., 20 000 руб. в счет компенсации морального вреда.
Взыскать с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан в пользу ФИО1 выплаты, причитающие при увольнении госслужащего в качестве компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 110 260,02 руб., компенсацию за неиспользованные отпуска в сумме 41 911,89 руб., компенсацию за задержку этих выплат в размере 6 142 руб.
Определением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ООО ГКУ РБ "ЦФО" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
Определением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан надлежащим - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан. †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††?�������������������� В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель Матвеева О.П. исковые требования (с учетом дополнений) поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по доводам, изложенным в иске. Представитель ответчика ФИО2 просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 по доводам, изложенным в письменном возражении. Представитель третьего лица - ООО ГКУ РБ "ЦФО" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела без участия ООО ГКУ РБ "ЦФО". Согласно письменного отзыва на исковое заявление представитель ООО ГКУ
Представитель ответчика ФИО2 просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 по доводам, изложенным в письменном возражении.
Представитель третьего лица - ООО ГКУ РБ "ЦФО" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела без участия ООО ГКУ РБ "ЦФО". Согласно письменного отзыва на исковое заявление представитель ООО ГКУ РБ "ЦФО" просит отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 с указанием необоснованности доводов истца в части расчета суммы компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, указавшего на необоснованность исковых требований ФИО1, изучив и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, действие которых на государственных и муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (части 1 и 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ).
Государственная гражданская служба Российской Федерации, как вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, направлена на реализацию публичных интересов; ее специфика предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих, в который включаются обусловленные характером их деятельности права, особенные обязанности, соответствующие ограничения, определенные гарантии, а также особые требования к их личным и деловым качествам.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 2).
Согласно части 1 статьи 31 указанной нормы, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Установлено, что на основании приказа №-ЛС от 29 апреля 2019 года ФИО1 принята на должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан начальника отдела административной работы и государственных закупок в Государственном комитете Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
С ФИО1 был заключен служебный контракт от 29.04.2019 № на неопределенный срок.
Согласно п. 1.1 Должностного регламента утвержденного приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 06.09.2017г. № должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан начальника отдела государственных закупок, хозяйственного обеспечения и охраны труда Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству относится к старшей группе должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан категории «руководители». Регистрационный номер должности 05130500.
С должностным регламентом ФИО1 ознакомлена 22.07.2019 г.
На основании приказа Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству N 48-лс от 29 апреля 2020 года о внесении изменений в штатное расписание упразднен отдел административной работы и государственных закупок со штатной численностью 4 единицы: начальник отдела – 1 ед., главный специалист-эксперт – 1 единица, ведущий специалист-эксперт – 1 единица, старший специалист 2 разряда – 1 единица.
Исключен из отдела административной работы и государственных закупок должности: начальник отдела и ввести должность ведущий специалист-эксперт; главный специалист-эксперт и ввести должность ведущий специалист-эксперт.
Из п. 4 данного приказа следует, что в отдел экономики и финансов из отдела административной работы и государственных закупок введены должности ведущего специалиста-эксперта (2 ед.), старшего специалиста 2 разряда (1 ед.) и преобразовать в «Отдел экономики, финансов, государственных закупок и хозяйственного обеспечения» со штатной численностью 7 единиц: начальник отдела – 1 ед.; главный специалист-эксперт – 1 ед.; ведущий специалист-эксперт – 4 ед.; старший специалист 2 разряда – 1 ед. Передать функции упраздняемого отдела административной работы и государственных закупок, исключив функцию по охране труда.
02.06.2020 года во исполнение порядка увольнения ФИО1 было предложено рассмотреть вакантные должности на замещение должности гражданской службы Гостранса Республики Башкортостан: главный специалист-эксперт (отдел транспортного комплекса; ведущий специалист-эксперт (группа по контролю в области дорожного движения); ведущий специалист-эксперт (отдел экономики и финансов); старший специалист 2 разряда (отдел экономики и финансов); ведущий специалист-эксперт (отдел аудита и анализа) (предложение № от 02.06.2020 г.).
Кроме того, как следует из обстоятельств дела, ответчиком в соответствии с положением части 5 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предпринимались дополнительные меры по трудоустройству истца путем направления соответствующих запросов от 28.05.2020 г. исх. №, от 05.06.2002 года №) в иные органы государственной власти, что подтверждается представленной в материалы дела электронной перепиской.
Государственными органами Республики Башкортостан, а именно, Управлением по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан от 18.06.2020 г. №, Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26.06.2020 г. №, Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан от 25.05.2020 г. №ЛД-26-3015, Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан от 26.05.2020 г. №, Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан от 29.05.2020 г. №, Государственным комитетом Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей от 29.05.2020 г. №, Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 10.06.2020 г. №, Государственным комитетом Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям от 05.06.2020 г. №, Государственным комитетом Республики Башкортостан по туризму от 04.06.2020 г. №-СН в адрес Гостранса Республики Башкортостан его по запросу предоставлены ответы с указанием на отсутствие вакансий.
От других органов исполнительной власти Республики Башкортостан ответы на соответствующие запросы об имеющихся вакансиях, в адрес Гостранса Республики Башкортостан не поступили.
По поступившим предложениям по вакантным должностям в иных государственных органах, истцу согласно прилагаемому перечню 02 июня 2020 года были предложены вакансии, имеющиеся в Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28.05.2020 г. № №, Государственном комитете Республики Башкортостан по предпринимательству от 29.05.2020 г. № БР/1854, Министерстве промышленности и энергетики Республики Башкортостан от 08.06.2020 г. №, что подтверждается материалами дела.
02 июня 2020 года истец обратилась с докладной запиской к вышестоящему руководителю – председателю Гостранса Республики Башкортостан ФИО4, с выражением несогласия с действиями ответчика по исполнению последним обязанности по трудоустройству сокращаемого работника.
На вышеуказанное обращение истца ответчиком дан ответ с разъяснением того, что согласно п. 4 ч.2 ст. 22 Закона №79-ФЗ поступление на гражданскую службу и замещение государственных при сокращении должностей гражданской службы производится без конкурса, а также указанием того, что в соответствии с положениями Федерального закона № 79-ФЗ кадровая служба за 25 дней до предстоящего увольнения по сокращению вручает служащему уведомление о предложении имеющихся вакантных должностей с приложением списка этих должностей.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в установленный срок истцом ФИО1 не дано согласие работодателю на замещение предлагаемых должностей.
Приказом N 66-лс от 30 июня 2020 года ФИО1 освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы 01 августа 2018 года на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы.
Указом Главы Республики Башкортостан от 13.10.2020 №УГ-439 Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству преобразовано в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по предоставлению доказательств и участию в их исследовании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд, оценив представленными сторонами доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным приказа N 66-лс от 30.06.2020 г. о расторжении служебного контракта и увольнения ФИО1 с государственной гражданской службы, поскольку факт изменения структуры и сокращения штата сотрудников Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Процедура увольнения работодателем соблюдена, работодатель надлежащим образом уведомил ФИО1 о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности персонально и под роспись, увольнение осуществлено по истечении установленного ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" двухмесячного срока уведомления, истцу были предложены все имеющиеся у ответчика вакантные должности.
В соответствии с п. 2, 5 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением должностей гражданской службы, представитель нанимателя вправе предложить гражданскому служащему для замещения вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах.
В силу изложенного довод истца о том, что ответчиком были сделаны запросы не во все органы государственной власти, не может служить основанием для признания процедуры увольнения незаконной.
Более того, как указывалось выше, не все органы государственной власти по запросу ответчика предоставили сведения о наличии вакантных должностей государственной гражданской службы.
Довод истца о нарушении ее прав действиями ответчика, выразившимися в том, что до истечения срока предупреждения об ее увольнении на должность ведущего специалиста-эксперта была принята ФИО3, с возложением обязанности начальника отдела административной работы и государственных закупок, был проверен судом и не нашел подтверждения.
Согласно приказа Гостранса Республики Башкортостан №-лс от 27 апреля 2020 г. ФИО3 принята в отдел административной работы и государственных закупок и назначена на должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан ведущего специалиста-эксперта (регистрационный №) в порядке перевода из Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике.
Таким образом, ФИО3 принята на должность ведущего специалиста-эксперта, до издания приказа Гостранса Республики Башкортостан N 48-лс от 29 апреля 2020 года о внесении изменений в штатное расписание, то есть до начала процедуры сокращения.
Согласно приказу Гостранса Республики Башкортостан №-лс от 29 апреля 2020 г. отдел административной работы и государственных закупок упразднен. В связи с чем довод истца о возложении обязанности начальника отдела административной работы и государственных закупок на ФИО3 суд находит не состоятельным.
Довод истца относительно того, что она не отказывалась от предложенной должности ведущего специалиста-эксперта, суд признает несостоятельным, поскольку материалы дела не содержат доказательств волеизъявления ФИО1 на занятие предложенной вакансии.
При этом суд считает необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что в указанный период истец со своей стороны вела переписку с работодателем с изложением вопросов, и претензий в связи с предстоящим увольнением, а также предложенными вакансиями. В указанной переписке истец согласия на занятие предложенных вакансий не выразила; напротив указала о не направлении запросов об истребовании сведений по вакансиям в иные органы государственной власти, просила процедуру увольнения провести в соответствии с законом (письмо № от 02 июня 2020 года).
Суд также не может согласиться с доводом истца о намеренном увольнении со ссылкой на необоснованное привлечение к дисциплинарной ответственности на основании приказа Госкомтранса Республики Башкортостан от 20 мая 2020 года № 52-лс, поскольку в обоснование указанного утверждения не представлены достаточные доказательства, с достоверностью подтверждающие факт дискриминационных действий со стороны ответчика в отношении истца.
Признание в судебном порядке указанного приказа незаконным само по себе не может свидетельствовать о намеренном характере увольнения истца на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Довод истца о намеренных действиях ответчика по нарушению ее прав - блокировке ЭЦП (электронно-цифровой подписи) не подтвержден в ходе рассмотрения дела доказательствами, с достоверностью подтверждающий указанный факт.
Представленные в ходе рассмотрения для прослушивания аудиозапись, стенограмма аудиозаписи разговора, состоявшегося, по утверждению истца, между ней и руководителем Гостранса Республики Башкортостан ФИО4, переписка с использованием мобильного приложения WhatsApp не могут быть судом признаны достоверными доказательствами в силу того, что запись разговора произведена без уведомления лица в отношении, которая осуществлена запись. Более того, представитель ответчика в судебном заседании не подтвердил принадлежность голоса ФИО4 Кроме того, переписка с использованием мобильного приложения WhatsApp надлежащим образом не заверена, отсутствует протокол осмотра доказательств с фиксацией устройств пользователей, участвующих в переписке.
Также суд не может согласиться с доводом истца о мнимости произведенного сокращения в силу следующего.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34 часть 1, статья 35 часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Согласно Положению об отделе государственных закупок, хозяйственного обеспечения и охраны труда Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, утвержденному приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 28 ноября 2014 года № основными задачами отдела административной работы и государственных закупок являлось информационное и организационное обеспечение деятельности Гостранса Республики Башкортостан в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Как следует из материалов дела, на основании приказа № от 15 октября 2015 года в Гострансе Республики Башкортостан создана контрактная службы с постоянным составом работников Заказчика, выполняющая функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.
Из анализа задач, функциональных обязанностей и ответственности контрактной службы без образования отдельного подразделения, установленных Регламентом о контрактной службы, утвержденной приказом от 15 октября 2015 года № и отдела административной работы и государственных закупок Гостранса Республики Башкортостан (Положение об отдела государственных закупок, утвержденное приказом № от 28 ноября 2014 года) следует, что фактически функции отдела отнесены к функциям контрактной службы.
В судебном заседании представитель ответчика, давая пояснения относительно принятия решения Гостранса Республики Башкортостан о внесении изменений в организационную структуру и численного состава указал, в том числе, и на несоответствие функциональной нагрузки отдела административной работы и государственных закупок количеству ставок в отделе.
Указанное утверждение ответчика истцом ФИО1 в ходе рассмотрения дела не было опровергнуто.
Довод истца об увеличении после ее увольнения штатной численности Гострансса Республики также с достоверностью не может свидетельствовать о мнимости, произведенного, по утверждению истца, сокращения. При этом суд исходит из следующего.
По результатам проверки полноты нормативной правовой базы в сферах организации дорожного движения Прокуратурой Республики Башкортостан на имя Правительства Республики Башкортостан внесено Представление от 28 июня 2019 года № об устранении нарушений законодательства в сфере нормотворческой деятельности. Указанным Представлением указывалось на необходимость принятия мер по устранению выявленных нарушений законодательства Гостранса Республики Башкортостан, выразившихся в непринятии нормативных актов, направленных на реализацию Федерального закона № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения и в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, Федерального закона № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Во исполнение требований органов прокуратуры Гостранс Республики Башкортостан начал разработку нормативных правовых актов по реализации вышеназванных федеральных законов, что в последующем увеличивало функциональную нагрузку государственного органа в сфере организации дорожного движения, в том числе, транспортного обслуживания при перевозках внеуличным транспортом, возникла необходимость увеличения штатной численности.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08 июня 2020 года №345 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года №787 «Об установлении предельной численности работников аппаратов и лимитов количества служебных легковых автомобилей исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» Гострансу Республики Башкортостан дополнительно для ведения профильных отраслевых направлений деятельности выделены 11 единиц.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25 августа 2020 года №-р из бюджета Республики Башкортостан доведено финансирование.
Из приказа Гостранса Республики Башкортостан о внесении изменений в организационную структуру от 07 августа 2020 года №-лс следует, что в численный состав комитета введены штатные единицы в отделы дорожного хозяйства; правовой работы, бюджетного планирования дорожной деятельности; преобразованы сектор государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; созданы отдел пассажирского автомобильного транспорта, сектор по контролю в сфере транспорта.
Анализируя вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, суд не находит оснований согласиться с доводом истца о мнимости произведенного, по утверждению истца, сокращения.
Таким образом, учитывая, что факт сокращения должности начальника отдела административной работы и государственных закупок в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу наличии у ответчика оснований для расторжения с истцом служебного контракта по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
Учитывая, что трудовой договор с истцом был расторгнут в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, признании незаконным расторжение контракта, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Требования истца в части взыскания не довыплаченной компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат суд также находит подлежащим отклонению в силу следующего.
В силу п. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
На основании п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно п. 1 Указа Президента Республики Башкортостан от 28 февраля 2007 года № УП-61 «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Башкортостан» денежное содержание государственного гражданского служащего Республики Башкортостан состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что расчет компенсации, выплаченной ответчиком 02 июля 2020 года при увольнении ФИО1, произведен в соответствии положениями приведенных правовых норм. Оснований для признания представленного в материалы дела расчета компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 163 090, 48 руб. (42 142, 37 руб. (денежное содержание) х 4 мес. – 5 479 (НДВЛ) = 163 090, 48 руб., расчета за неиспользованный отпуск в размере 53 063, 64 руб. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, признании незаконным расторжение контракта, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании не довыплаченной компенсации, компенсации за задержку выплат отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья: Рамазанова З.М.