Дело № 2-5336/2016 19 декабря 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Поповой Т.В.
при секретаре Кузнецовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация муниципального образования «Приморский муниципальный район» (далее – администрация МО «Приморский муниципальный район») обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области <***> от 02.08.2016 по исполнительному производству <№> В обоснование требований указано, что основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей послужило неисполнение исполнительного документа, выданного Ломоносовским районным судом г. Архангельска по делу <№>. Решением суда по данному делу на администрацию возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории муниципального образования «Островное» Приморского района Архангельской области. Исполнить решение в установленный судебным приставом-исполнителем срок невозможно в связи с определенной процедурой заключения договора на утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, кроме того, администрация МО «Приморский муниципальный район» обратилась в Ломоносовский районный суд г.Архангельска с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда, однако в предоставлении отсрочки было отказано. Полагает, причины, по которым решение суда в добровольном порядке не исполнено, являются уважительными в связи с чем просит освободить от уплаты исполнительского сбора.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что администрацией МО «Приморский муниципальный район» действия, направленные на исполнение решения суда, были предприняты еще до возбуждения исполнительного производства. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено истцом 22.06.2016. В связи с невозможностью исполнения судебного решения в 5-дневный срок судебному приставу 11.07.2016 направлено письмо о подготовке документации, сборе информации и необходимых документов для заключения договоров со специализированной организацией во исполнение решения суда. 26.07.2016 истцом направлена заявка в ООО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» с просьбой заключения договора на утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. Осуществление закупки посредством заключения договора с данным обществом обусловлено положениями пп.9 п.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку осуществление закупки с использованием иных конкурентных способов требует более длительных временных затрат, что, в свою очередь, может привести к развитию чрезвычайной ситуации на территории МО «Островное», а также нанесению вреда здоровью населения указанной территории. 30.05.2016 администрация МО «Приморский муниципальный район» обратилась с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 21.09.2015, определением суда от 29.07.2016 в предоставлении отсрочки было отказано. На данный момент в соответствии с актами выбора земельных участков, протоколами осмотра места расположения и состояния полигона в районе деревень МО «Островное» с наличием соответствующих гидрогеологических заключений, свидетельствующих о возможности размещения свалок на территории деревень МО «Островное» произведено межевание указанных земельных участков, согласованы места расположения границ земельных участков. Однако в соответствии с положениями муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы в МО «Приморский муниципальный район» на 2014-2020 гг.» на 2015-2016 годы не предусмотрено финансирование мероприятий для обустройства мест размещения отходов на территории МО «Островное». Полагает, истец предпринял все необходимые меры для исполнения решения суда, в связи с чем просит освободить от уплаты исполнительского сбора.
Представитель ответчика УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. Из отзыва на иск следует, что с заявленными требованиями ответчик не согласен. Считает, у истца отсутствуют уважительные причины, которые могут свидетельствовать о наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора или его снижения. С момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства истец не предпринял реальных мер к исполнению решения суда, поэтому судебный пристав-исполнитель по истечении срока для добровольного взыскания обоснованно вынес постановление о взыскании с должника исполнительского сбора. Доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения решения суда было вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми обстоятельствами либо тяжелым финансовым положением, истцом не представлено. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон «Об исполнительном производстве»).
Согласно п.п. 11, 12, 13 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа и устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора, предусмотренного ст.112 этого Закона. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.
В силу ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с положениями ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника.
Судом установлено, что в соответствии с п.п. 11, 12, 13 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области <***>. на основании исполнительного листа, выданного Ломоносовским районным судом г. Архангельска по делу <№>, 10.06.2016 возбуждено исполнительное производство <№>-ИП. Предметом исполнения является понуждение администрации МО «Приморский муниципальный район» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории муниципального образования «Островное» Приморского района Архангельской области. Данным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного его исполнения.
Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Приморскому району Архангельской области от 10.06.2016 в установленный 5-дневный срок добровольно не исполнено администрацией МО «Приморский муниципальный район», в связи с чем на основании ст. 6, 12, 14 и 112 Закона «Об исполнительном производстве» постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.08.2016 с должника – администрации МО «Приморский муниципальный район» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом в силу п. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как следует из материалов дела, решение Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 21.09.2015 по делу <№> на момент вынесения постановления от 02.08.2016 о взыскании исполнительского сбора не исполнено.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителя истца и это подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, постановление о возбуждении исполнительного производства получено истцом 22.06.2016. 11.07.2016 направлено письмо судебному приставу-исполнителю о подготовке документации, сборе информации и необходимых документов для заключения договоров со специализированной организацией во исполнение решения суда. 26.07.2016 истцом направлена заявка в ООО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» с просьбой заключения договора на утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. На данный момент в соответствии с актами выбора земельных участков, протоколами осмотра места расположения и состояния полигона в районе деревень МО «Островное» с наличием соответствующих гидрогеологических заключений, свидетельствующих о возможности размещения свалок на территории деревень МО «Островное» произведено межевание указанных земельных участков, согласованы места расположения границ земельных участков. В связи с тем, что положениями муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы в МО «Приморский муниципальный район» на 2014-2020 гг.» на 2015-2016 годы не предусмотрено финансирование мероприятий для обустройства мест размещения отходов на территории МО «Островное», районный бюджет на 2016 год в условиях ограниченности финансовых ресурсов утвержден с предельным уровнем дефицита и динамика доходов в бюджет носит отрицательный характер, лимиты на дальнейшее осуществление мероприятий для обустройства мест размещения отходов на соответствующих земельных участках МО «Островное» отсутствуют.
В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Решая вопросы местного значения муниципального района, перечисленные в п.14 ч. 1 ст. 15 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального района обязана осуществлять распорядительное, контрольное, организационно-властное воздействие, тем самым организуя деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Суд считает, что в данном случае администрация МО «Приморский муниципальный район» приняла в установленном законом порядке все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, и ее вины в его неисполнении в установленный срок не имеется.
При этом следует учитывать, что в силу статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств, предназначенных для проведения работ по утилизации и переработке отходов администрация не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Также учитывается, что обеспечение должнику возможности подтвердить наличие у него объективных обстоятельств, находящихся вне его контроля, вызвавших нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению судебного акта, является обязанностью судебного пристава-исполнителя, что подтверждается разъяснениями, указанными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П.
Учитывая принцип справедливости, соразмерности, степень вины истца в неисполнении решения суда в срок, социальную направленность деятельности истца, состояние бюджета, суд полагает возможным освободить администрацию МО «Приморский муниципальный район» от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 02.08.2016 года в рамках исполнительного производства <№>-ИП, возбужденного 10.06.2016.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 02 августа 2016 года в рамках исполнительного производства <№>-ИП, возбужденного 10 июня 2016 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Попова