ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-533/18 от 12.11.2018 Гаврилов-ямского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-533/2018 Решение в окончательной форме изготовлено 12.11.2018г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 ноября 2018 года г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Павлюченко А.А.

при секретарях Уколицкой О.Г., Ремизовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мироновой Александры Алексеевны к Управлению по архитектуре, градостроительству, имущественным и земельным отношениям администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области о признании права собственности на объект недвижимости,

установил:

Миронова А.А. обратилась в суд с иском, с учетом его уточнения, к Управлению по архитектуре, градостроительству, имущественным и земельным отношениям администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области о признании права собственности на объект недвижимости: строение вспомогательного использования (дом фермера) общей площадью 34 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером: , расположенном по адресу: <адрес>

В обосновании иска указано, что истец, являясь арендатором земельного участка общей площадью 10447 кв.м. с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид функционального использования: для организации фермерского хозяйства, на основании договора аренды земельного участка № 146 от 10.08.2012 г. Решением Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области по гражданскому делу № 2-243/2011 от 08.09.2011 г. установлен факт наличия на земельном участке возведенного строения. На основании этого же решения администрации Гаврилов-Ямского муниципального района отказано в признании данного объекта самовольной постройкой, обязании освободить самовольно занимаемый земельный участок, сносе самовольной постройки. Существование объекта недвижимости подтверждается техническим паспортом от 30.06.2017 г., подготовленным АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». ООО «КонсулЪ» подготовлен технический план строения, который подан в Рыбинский филиал ГАУ ЯО «МФЦ» для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и дальнейшей регистрации права собственности на него. В дальнейшем получено уведомление о приостановлении государственной регистрации в связи с отсутствием документа-основания для регистрации права собственности, в дальнейшем получен отказ в государственной регистрации. 11.06.2018 г. истец обратилась в администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания на земельном участке с кадастровым номером: и в дальнейшем получен отказ, датированный 25.06.2018 г. из содержания которого следует, что согласно Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения, утвержденных решением собрания представителей Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области от 22.06.2017 г. № 59, земельный участок с кадастровым номером: находится в зоне СХ-1 Зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашни, сенокосы, пастбища), в которой строительство запрещено.

Истец Миронова А.А. в предыдущем судебном заседании исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, дала суду пояснения, соответствующие содержанию искового заявления, дополнительно пояснив суду о том, что после вступления в законную силу решения Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области 10.08.2012 г. заключен с истом договор за №146. Договор заключен на 49 лет. В договоре аренды, в п. 2.4.12, прописано, что строительство разрешается. К строительству дома приступили в 2010 г. Разрешение на строительство не оформлялось и за этим разрешением обратились в 2018 г. С целью узаконения постройки в 2017 г. сделан технический паспорт. Строение представляет из себя жилой дом - есть свет, отопление, сруб 6 на 6, одноэтажный со щитовой пристройкой. Дом используется как жилой. Истец живет в Рыбинске, имеется большая семья. Где-то необходимо разместиться, потому что с весны до глубокой осени необходимо работать на земельном участке. Земли много. Земельный участок был передан для организации фермерского хозяйства. Дом заложили как жилой, хотя в иске он указан как вспомогательная постройка. Когда заключался договор в августе 2012 г., категория земель отсутствовала. В кадастровом паспорте в категории земель ничего не указано. Категория земель присвоена в прошлом году.

В дальнейшем истец Миронова А.А. в судебном заседании пояснила, что земельный участок приобретался у ДНП «Ладное», на тот момент это были земли перераспределения. Администрация затем определила вид функционального использования земли как земли сельскохозяйственного назначения.

Представитель истца Мироновой А.А. Богомолова Ю.С. в судебном заседании исковые требования так же поддержала по указанным в иске основаниям, дала суду пояснения, соответствующие содержанию искового заявления, дополнительно пояснив суду о том, что судьба построек была определена в 2011 году решением суда и в признании их самовольными отказано. Из решения суда следует, что земельный участок снят с кадастрового учета 26.05.2011 года. Как установлено в судебном заседании из показаний представителя истца администрации городского поселения, и третьего лица представителя управления по имущественным и земельным отношениям, а так же ответчика, спорный земельный участок, тот на котором были расположены спорные постройки, после снятия с земельного учета, передан в фонд распределения земель района и с того момента у него никакого вида разрешенного использования не установлено. Из решения суда следует, что истцу не однократно предоставлялось право на предоставление доказательств в обоснование своей позиции, однако эти доказательства в отношении колхоза «Мир» по неизвестным причинам не были представлены. Зоны использования земельных участков должны быть установлены с учетом, в том числе и фактического их использования. О фактическом использовании данных земельных участков фермерского хозяйства было известно в 2017 году, оно было еще известно и в 2011 году. Администрация при установлении зоны СХ-1 злоупотребила своим правом, то есть установила данную зону в обход фактического использования, о котором администрация осведомлена. На момент суда у истца фермерское хозяйство было оформлено. Так как достаточно дорого выплачивать налоги, истец его закрыла и сейчас фермерское хозяйство еще не открыто.

Представитель истца дополнительно пояснила, что дом представляет из себя вспомогательное строение, по сути садовый дом, чтобы приехать и переночевать. Техпаспорт составлен на жилой дом, считает, что это огрехи БТИ, потому что сам технический план составлен не на жилой дом, а на вспомогательное строение. Требование о постановке на кадастровый учет не заявлено, если будут удовлетворены требования о признании права собственности, то дом может быть поставлен на кадастровый учет. На сегодняшний день дом на кадастровом учете не стоит. Дом фермера соответствует основным видам разрешенного использования объектов капитального строительства и именно видам фермы. Это тот вид, который существовал в 2009 года, в том числе и на момент решения суда в 2011 году, изменен он был только в 2017 году как указывает администрация Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославская области. Зона осталась та же самая СХ-1, но описание ее и виды разрешенного использования были другие.

Вспомогательное строение - дом фермера не противоречит виду функционального использования фермы, это вспомогательное строение при организации фермерского хозяйства.

Представитель Управления по архитектуре, градостроительству, имущественным и земельным отношениям администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области Покровская М.Ю. в судебном заседании возражала в удовлетворении требований истца. В обосновании своей позиции представитель ответчика пояснила, что согласно территориальной карте сельхозпредприятия «Мир», поля представляют собой пашню и относится к сельхозугодиям. Каждое поле оценено в баллах. На карте обозначены 67 и 66 контуры полей. Каждое поле пронумеровано и внесено на карту. Рыжим цветом обозначена пашня, зеленым сенокосы. Согласно карты, земли относятся к сельхозугодиям, пашне и согласно Градостроительного кодекса РФ, а также Правилам землепользования и застройки градостроительные регламенты для земель сельхозугодий не устанавливаются, любое строительство на таких землях запрещено. В генеральном плане Шопшинского сельского поселения имеется зона сельхозугодий. Никто эту зону не менял, категория не менялась, на сегодняшний день они остаются сельхозугодиями, пашней и на этой земле никакое строительство администрация разрешить не может, Мироновой А.А. отказано в разрешении на строительство. Зона СХ-1 установлена на этой местности в 2009 г., ее никто не менял. Менее одного гектара в зоне СХ-1 землю нельзя было предоставлять. Представленная карта сельхозпредприятия «Мир», с 1990-ых годов. С этими землями никаких изменений не было. При рассмотрения гражданского дела в 2011 г. администрация делала ссылку на эти обстоятельства. Покровская М.Ю. говорила, что это пашни и сельхозугодия, потому что там копались пруды, строились дома и этого делать на пашнях нельзя.

Согласно правилам землепользования застройки 2009 года Шопшинского сельского поселения, указаны основные виды разрешенного использования земельных участков Шопшинского. Фермы это подразумевается объекты капитального строительства для содержания домашнего скота и птицы, но не для проживания людей. Зона СХ-2 в этих же правилах прописана. К тем видам разрешенного использования относятся садовые летние сооружения вспомогательные виды дворовые постройки, мастерские, то есть это относится к зоне СХ-2. Никак не может дом фермера быть в зоне СХ-1, это ферма. Истец подтвердила, то, что ей не предоставлялся земельный участок меньше гектара, что говорит о том, что и в 2009 году, и в 2017 году эта зона, где находится земельный участок относилась к зоне СХ-1 - к сельхозугодиям.

Представители третьих лиц – Управления Росреестра по Ярославской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области, Администрации Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского района, Ярославского отделения Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Гаврилов-Ямский производственный участок, ДНП «Ладное» о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Из представленного письменного отзыва Управления по архитектуре, градостроительству, имущественным и земельным отношениям администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области следует, что согласно Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения, утвержденными решением Собрания представителей Гаврилов-Ямского муниципального района от 22.06.2017 г. № 59 в состав зон сельскохозяйственного назначения включаются: зоны сельскохозяйственных угодий пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами и другими) – зона СХ-1; зоны занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения – зона СХ-2.

В отношении сельскохозяйственных угодий (СХ-1) в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительный регламент не устанавливается (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).

Мироновой А.А. на основании постановления администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от 22.11.2011 г. № 1838 были предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения – сельскохозяйственные угодья (СХ-1), с видом разрешенного использования: для организации фермерского хозяйства, то есть для использования как пашня, сенокосы и пастбища, но не для строительства.

Согласно журналу «Внутрихозяйственной оценки земель колхоза «Мир» 1990 года, материалов по графическому учету земель (дежурная карта) колхоза «Мир», земельные участки контура № 68,66, из которых был произведен выдел земельного участка Мироновой А.А., относятся к сельхозугодиям – пашня. Перевода земельного участка в другую зону не производилось.

Выводы сельскохозяйственных угодий из оборота не допускается, в связи с этим установление для земельного участка другой зоны, в том числе зоны СХ-2, не возможен.

Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения истца, ее представителя, и пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п. п. 1 и 4).

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Следовательно, исходя из действия закрепленного пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.12.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принципа сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земель сельскохозяйственных угодий, исключается возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Частью 11 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Согласно ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм, регулирующих земельные отношения, органы местного самоуправления, определяют правила землепользования и застройки на землях населенных пунктов.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).

Обеспечивающие реализацию указанных конституционных положений и основных принципов земельного законодательства пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацы первый и второй пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют требование об учете целевого назначения земель при строительстве и при использовании земель сельскохозяйственного назначения гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство, и, соответственно, сами по себе конституционные права заявителя не нарушают (Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1586-О).

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному ресурсу.

Из содержания технического паспорта на жилой дом, изготовленный Гаврилов-Ямским производственным участком Ярославского отделения Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» следует, что технический паспорт, составлен по состоянию на 30.06.2017 г. на жилой дом, являющийся объект индивидуального жилищного строительства, назначение которого в общих сведениях указано как жилое, год постройки – 2017, общая площадь жилого дома составляет 34, 0 кв.м., жилая площадь жилого дома составляет 24,2 кв.м., кухня площадью 9,8 кв.м. материал стен – бревно, тес с утеплением, имеется открытая терраса. Также на участке расположены сарай, материал стен – тес, навес того же материала, баня, материал стен - брус, навес, материал стен – каркас из бруса и колодец. Из технического описания конструктивных элементов следует, что фундамент дома Лит.А выполнен из деревянных столбов, стены и их наружная отделка из бревна, крыша из шифера по деревянной обрешетке, отопление печное, газоснабжение баллонное. Техническое состояние хорошее.

На основании постановления администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области от 22.12.2011 г. № 1838 «О предоставлении Мироновой О.А. земельных участков в аренду», истцу предоставлены в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 42705 кв.м., расположенные в районе <адрес>, сроком на 49 лет для организации фермерского хозяйства.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для организации фермерского хозяйства.

Согласно сведениям, имеющимся в журнале внутрихозяйственной оценки земель ТОО «Мир» и дежурной карте колхоза «Мир», представленными по запросу суда Гаврилов-Ямским отделом Управления Росреестра по Ярославской области, земельный участок, предоставленный истцу относится к сельхозугодиям, представляют собой пашню.

Согласно договору аренды земельного участка № 146 от 10.08.2012 г. Управление по имущественным и земельным отношениям администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области (арендодатель) предоставило Мироновой О.А. (арендатор) в аренду земельные участки общей площадью 42705 <данные изъяты>. Местоположение земельных участков: <адрес>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Вид функционального использования: для организации фермерского хозяйства. Из п. 1.4 Договора следует, что на участке отсутствуют здания, строения и сооружения.

Из кадастрового паспорта на земельный участок следует, что разрешенное использование земельного участка: для организации фермерского хозяйства.

Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации от 02.04.2018 г. Рыбинский отдел Управления Росреестра по Ярославской области, уведомил Миронову А.А. о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности на жилое строение вспомогательного использования (дом фермера), в связи с отсутствием документа-основания возникновения права собственности на вышеуказанное строение у заявителя.

Принятое решение Управления Росреестра по Ярославской области органа не обжаловано.

Из Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения, утвержденных решением Собрания представителей Гаврилов-Ямского муниципального района от 22.06.2017 г. № 59 следует, что в состав зон сельскохозяйственного назначения включены: зоны сельскохозяйственных угодий пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами и другими) – зона СХ-1

Согласно Правилам землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения от 2009 года, изготовленных ООО «Спецтройпроект», основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства Зоны сельскохозяйственных угодий и занятые основными объектами сельхозназначения (СХ-1) являются: тепличные хозяйства, фермы, сельскохозяйственные производственные центры, выращивание сельскохозяйственной продукции, животноводство, птицеводство, пчеловодство.

Как следует из вступившего в законную силу решения Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области за номером 2-423/2011 от 08.09.2011 г. 15.03.2011 г. Мироновой О.А., Пряничниковой Е.Н., Виноградовым А.Н., Калининой Н.А., Цветковым К.С., Ченцовым К.Е., Хрипиной О.А., Шуляк О.В. в Администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области поданы заявления о предоставлении на условиях аренды сроком на 49 лет с правом выкупа земельные участки для создания, осуществления деятельности фермерского хозяйства, расположенные по адресу: <адрес>. Из земель перераспределения.

Согласно информации, содержащейся в кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок снят с кадастрового учета 26.05.2011 года.

В судебном заседании из показаний представителя истца Горшкова А.С. и третьего лица - представителя управления по имущественным и земельным отношениям администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Покровской М.Ю., а так же ответчика Ченцова Е.Н. спорный земельный участок после снятия с кадастрового учета передан в фонд перераспределения земель района и с этого момента у него никакой вид разрешенного использования не установлен.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вместе с тем, доводы представителя истца Мироновой А.А. Богомоловой Ю.С. о том, что вступившим в законную силу решением Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области за номером 2-423/2011 от 08.09.2011 г. возведенное Мироновой А.А. строение не признано самовольной постройкой, по мнению суда, при рассмотрении настоящего искового заявления не имеет преюдициального значения, поскольку в 2018 году возникли новые обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда при вынесении решения в 2011 году и как следует из технического паспорта жилой дом построен в 2017 году.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

По мнению суда, спорное строение так же не может быть отнесено к имуществу крестьянского фермерского хозяйства, так как не является средством производства и не обладает признаками производственно-хозяйственного назначения.

Истец Миронова А.А. не представила суду доказательств, подтверждающих тот факт, что она в установленном законом порядке получала от уполномоченного органа разрешение на использование предоставленного ей в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения под строительство.

Из приведенных требований закона и положений Правил землепользования и застройки следует, что строительство в территориальной зоне СХ-1, в которой расположен спорный земельный участок, не допускается, поскольку входит в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашни, сенокосы, пастбища), в которой строительство запрещено, что подтверждается не только Правилами землепользования и застройки, но и исследованными в судебном заседании журналом «Внутрихозяйственной оценки земель колхоза «Мир» 1990 года, материалами по графическому учету земель (дежурная карта) колхоза «Мир».

Согласно письму Минрегиона России от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" под строениями и сооружениями вспомогательного использования, следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Истцом в материалы дела не были представлены доказательства того, что спорный жилой дом выполняет вспомогательные функции по отношению к какому-либо иному объекту недвижимости, равно как и доказательства нахождения на земельном участке иного объекта недвижимости, являющегося основным по отношению к спорному.

Напротив, из технического паспорта спорного строения следует, что данный объект имеет самостоятельное назначение - жилой дом.

Оснований для вывода о том, что данное строение имеет вспомогательное назначение, не имеется.

В удовлетворении иска суд полагает необходимым отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Мироновой Александры Алексеевны к Управлению по архитектуре, градостроительству, имущественным и земельным отношениям администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области о признании права собственности на объект недвижимости отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Павлюченко