ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-533/19 от 30.01.2019 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-533/2019

(№ 2-5838/2018)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 января 2019 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Стома Д.В.,

при секретаре Мамедовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО8 к УМВД России по Калининградской области о признании незаконным и отмене приказа об установлении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы, возложении обязанности включить в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки период прохождения службы по контракту с < Дата >,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в период с < Дата > проходил службу в органах МВД России в различных должностях, последняя должность - заместитель начальника полиции УМВД России по городу Калининграду. Приказом УМВД по Калининградской области от 05.02.2018 уволен из органов внутренних дел в соответствии с п. 4 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). На день увольнения была рассчитана выслуга лет (стаж службы), которая составляла 27 лет 00 месяцев 26 дней. Однако после обращения за назначением пенсии ему стало известно о том, что для расчета применен иной стаж. После письменного обращения за разъяснениями, выяснилось, что стаж уменьшен на основании заключения комиссии УМВД России по городу Калининграду об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) от 13 апреля 2018 года, а Приказом от 23.04.2018 № л/с был установлен стаж службы (выслуга лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) по состоянию на 5.02.2018 - 23 года 07 месяцев 12 дней. Как указано в ответе от 01.06.2018, из стажа исключен период прохождения сверхсрочной военной службы по контракту с < Дата >. В указанный период действительно проходил службу в < адрес >, но являлся гражданином СССР и считает, что Приказ не основан на законе и нарушает его права. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 38 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении). Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации 27 декабря 2011 года издало постановление № 1158, которым утвердило Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила). Согласно пункту 2 указанных Правил, в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются, в том числе, периоды: а) службы в органах внутренних дел, милиции, полиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и СССР в качестве сотрудников. Периоды службы (работы), предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, включаются в стаж службы (выслугу лет) в календарном исчислении, в том числе: ж) военной службы в Вооруженных Силах СССР, войсках и органах Комитета государственной безопасности СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента Российской Федерации, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки Российской Федерации, органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Главном управлении охраны Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников СНГ; з) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников СНГ. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», который устанавливает виды и размеры пенсий, условия, определяющие право на их получение, в том числе исчисление выслуги лет, необходимой для приобретения права на пенсию, порядок назначения и выплаты пенсий. При этом статья 96 данного Федерального закона предусматривает, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются также периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, а также периоды службы (работы) в этих органах в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Закона РФ № 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями). Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из других государств, основано на соответствующих международных договорах России с этими государствами. Одним из таких документов является Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года Россия и Туркменистан являются участниками данного Соглашения. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Согласно пункта 3 статьи 6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. Ст. 2 Соглашения стран СНГ от 24.12.1993 «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Согласно пункту 4 ст. 15 Конституции РФ Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, период прохождения сверхсрочной военной службы по контракту с < Дата > должен быть зачтен для выплаты ежемесячной надбавки. Кроме того, ответчиком не обоснован расчет стажа. Так, период прохождения службы с < Дата > составляет 1 год 8 месяцев и 1 день. При этом, приказом стаж уменьшен на 3 года 05 месяцев четырнадцать дней. В данном случае мной утрачено право на получение надбавки в размере 40% от должностного оклада, что существенно нарушает мои права. В соответствии с Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 9 января 2018 года № 7работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий; назначение и выплату пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации. Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись. С целью исключения ошибки в расчете выслуги лет для назначения пенсии кадровое подразделение до увольнения сотрудника со службы согласовывает с пенсионным органом предварительный расчет выслуги лет. Документы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня подачи сотрудником заявления о назначении пенсии. О проведении заседания комиссии истец не был извещен, с приказом не был ознакомлен, на момент принятия оспариваемых решений был уволен из органов внутренних дел. Приказ получен по почте после неоднократных обращений в УМВД лишь 28.08.2018. Считает, что уменьшение стажа, составление заключения комиссии, а также издание обжалуемого приказа осуществлены в нарушение норм действующего законодательства. На основании изложенного, просит признать незаконным и отменить Приказ № л/с от 23.04.2018г. УМВД России по городу Калининграду. Обязать УМВД России по Калининградской области включить в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки за период прохождения службы по контракт) с < Дата >

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по доверенности – ФИО2, иск поддержали по изложенным в нем основаниям, просили требования удовлетворить, а также восстановить срок для обжалования приказа, поскольку его текст был получен истцом только 28.08.2018 после неоднократных письменных обращений к ответчику.

Представитель ответчика УМВД России по Калининградской области по доверенности – ФИО3 в судебном заседании иск полагала необоснованным, просила в удовлетворении требований отказать, пояснила, что действия ответчика по перерасчету выслуги лет для выплаты ежемесячной надбавки за период прохождения службы соответствовали действующему законодательству.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 проходил военную службу в вооруженных силах с < Дата > (срочную и по контракту), службу в органах внутренних дел – с < Дата > на различных должностях.

Приказом УМВД России по Калининградской области № /с от 02.02.2018 ФИО1 уволен из органов внутренних дел с 05.02.2018 в соответствии с п. 4 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел», то есть по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Из материалов дела следует, что выслуга лет на день увольнения истца в календарном исчислении составила 27 лет 00 месяцев 26 дней.

На основании заключения комиссии УМВД России по г. Калининграду об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) от 13.04.2018, приказом УМВД России по г. Калининграду № л/с от 23.04.2018 стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания ФИО1 по состоянию на 05.02.2018 установлен 23 года 07 месяцев 12 дней (ранее составлял 25 лет 03 месяца 13 дней).

С приказом ФИО1 был ознакомлен 28.08.2018.

Как следует из материалов пенсионного дела истца, надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) выплачивается ФИО1 в размере 30% (ранее – 40%).

Статьей 7 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге):

1) от 2 до 5 лет - 10 процентов;

2) от 5 до 10 лет - 15 процентов;

3) от 10 до 15 лет - 20 процентов;

4) от 15 до 20 лет - 25 процентов;

5) от 20 до 25 лет - 30 процентов;

6) 25 лет и более - 40 процентов.

Согласно ст. 8 названного Федерального закона, Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2011 № 1158 (ред. от 01.12.2016) регламентирован Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и утверждены «Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

Правила определяют порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в размере, установленном в соответствии с частью 7 статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Периоды, определенные в указанном Постановлении Правительства РФ являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат.

В соответствии с частью 2 Правил, в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются, в том числе, периоды:

ж) военной службы в Вооруженных Силах СССР, войсках и органах Комитета государственной безопасности СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента Российской Федерации, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки Российской Федерации, органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Главном управлении охраны Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников СНГ;

з) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

и) военной службы граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик СССР, не являющихся участниками СНГ;

к) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;

Согласно разъяснению кадрового органа ФИО1 на его обращение по вопросу снижения надбавки, при сдаче документов для начисления пенсии в пенсионный отдел УМВД России по Калининградской области было установлено, что приказом УВД по Калининградской области № л/с от 22.05.2009, на основании заключения комиссии об установлении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет от 20.05.2009, была установлена выслуга лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет, куда ошибочно был включен период военной службы в вооруженных силах иного государства при отсутствии гражданства Российской Федерации.

Из материалов личного дела ФИО1 усматривается, что в период с < Дата > он проходил сверхсрочную военную службу по контракту в вооруженных силах < адрес > в восковой части , уволен приказом командира и направлен для постановки на учет в < адрес >.

По сообщению УВМ УМВД России по Калининградской области ФИО1 прибыл в Российскую Федерацию в 1995 году по паспорту гражданина СССР образца 1974 года, выданному 02.02.1989 ОВД Чарджоуского ГИК Чарджоуской области, приобрел гражданство РФ 18.02.1996 в соответствии с п. «г» ст. 18 Федерального закона «О гражданстве».

Разрешая спор, суд исходит из того, что время службы ФИО1 в Вооруженных силах Туркменистана до его увольнения по не подписанию контракта и до приобретения гражданства РФ не может быть засчитано истцу в выслугу лет для выплаты надбавки за стаж службы.

В соответствии с названными выше пунктами части 2 Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются периоды военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников СНГ, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников СНГ, при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Указанным условиям служба ФИО1 в Вооруженных силах Туркменистана до приобретения гражданства Российской Федерации не соответствует.

Таким образом, оснований для включения военной службы в период с < Дата > в < адрес > в выслугу лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет не имеется, поскольку истец заключил контракт о прохождении военной службы и уволен со службы в < адрес >.

В связи с неправильным исчислением стажа службы при увольнении в отношении ФИО1 и установлением ежемесячной надбавки за стаж (выслугу лет) в размере 40% ответчиком правомерно и в установленном порядке был произведен перерасчета стажа службы (выслуги лет) истца для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) и установлена надбавка в размере 30%, что соответствует действующему законодательству с учетом того, что выслуга ФИО1, учитываемая для назначения надбавки составляет 23 года 07 месяцев 12 дней.

Возможность пересмотра стажа службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел предусмотрена п. 3.8 Инструкции о порядке исчисления стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, утвержденной приказом МВД России от 26.08.1994 № а также п. 6 Инструкции о порядке организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России от 26.04.2003 № .

Таким образом, право на пенсию и выплату процентной надбавки за выслугу лет связывается с рядом условий, в частности со службой определенной продолжительности. При отсутствии условий, определяющих право на пенсию и выплату процентной надбавки за выслугу лет, указанные выплаты назначены быть не могут. Орган, уполномоченный назначать пенсии, в случае выявления отсутствия оснований для назначения пенсии и других выплат вправе отменить ранее принятое решение о назначении таких выплат, прекратить их выплату или пересмотреть размер ранее назначенной выплаты.

В связи с вышеизложенным оснований для признания незаконным приказа УМВД России по городу Калининграду № л/с от 23.04.2018 не имеется.

Несостоятельны доводы истца о том, что его стаж был уменьшен ответчиком на 3 года 05 месяцев 14 дней.

Пенсионное обеспечение в органах внутренних дел Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Статьей 43 Закона определяется денежное довольствие для исчисления пенсии, которое включает в порядке, определяемом Правительством РФ должностной оклад, оклад по званию и процентную надбавку за выслугу лет.

Порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 (ред. от 26.07.2018).

Порядок исчисления выслуги лет для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет регламентируется Постановлением Правительства от 27.12.2011 № 1158.

Как следует из расчета выслуги лет ФИО1, его стаж составил 27 лет 00 месяцев 26 дней с 01.09.1987 по 05.02.2018, включая периоды учебы, службы в армии, службы в органах внутренних дел. Ответчиком был произведен перерасчет только выслуги лет для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет, в соответствии с действующим законодательством.

Ссылки ФИО1 на Соглашение стран СНГ от 15.05.1992 и решение Экономического суда СНГ № 01-1/2-08 от 06.02.2009 правового значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку касаются вопросов социального обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и их семей, устанавливая гарантии для лиц, которым назначена пенсия за выслугу лет в одном государстве – участнике Соглашения при переезде на постоянное место жительства в другое государство – участник данного соглашения либо решается вопрос о назначении пенсии при недостаточности имеющейся выслуги по законодательству одного или другого государства. ФИО1 увольнялся на пенсию из органов внутренних дел, пенсия ему назначена в соответствии с действующим в РФ законодательством, в выслугу лет для назначения пенсии изменения ответчиком не вносились.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО9 к УМВД России по Калининградской области о признании незаконным и отмене приказа об установлении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы, возложении обязанности включить в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки период прохождения службы по контракту с < Дата > - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 05.02.2019.

Судья Д.В. Стома