Дело № 2-72/2021
44RS0013-01-2020-000991-57
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2021 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Артимовской А. В.,
с участием истца ФИО1., представителя истца ФИО2.,
при секретаре Поленовой А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Костромаэнерго» об устранении препятствий пользования земельным участком,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1. обратился в суд с иском к ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» об устранении препятствий пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, путем возложения обязанности демонтажа электролинии <данные изъяты> по точкам <данные изъяты> за пределы границ земельного участка с кадастровым номером №
Свои требования истец мотивирует тем, что ему, ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ года принадлежит земельный участок, по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. Он владеет данным участком открыто и добросовестно, уплачивая за него налоги и обихаживая его. На участке располагается жилой дом. В ДД.ММ.ГГГГ году ПАО «МРСК-Центра» незаконно, без согласования с собственником установило на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке сооружение - линию электропередачи, с учетом рельефа местности и подъездных путей, исключив проезд на его участок, а также, исключая его использование по целевому назначению. Линия электропередачи проведена к его соседу Финько (с его слов в ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению) - к земельному участку с кадастровым номером №. Данная линия проложена таким образом, что накладывается на его участок и пересекает проезд к нему. Ранее линия электропередачи на его участке не располагалась, и участок никогда не имел обременений.
Решением районной комиссии по земельным вопросам администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ему согласован межевой план вышеуказанного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ без каких-либо обременений.
Узнав о данной ситуации, он обратился за выпиской ЕГРН в «Росреестр». Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка кадастровый № наложено с ДД.ММ.ГГГГ ограничение в использовании или ограничение права на объект недвижимости или обременение объекта недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (учетный №).
На его запрос о предоставлении разъяснения, с приложением заверенных копий правоустанавливающих документов, относительно регистрации в Едином государственном реестре недвижимости об объектах недвижимости наложения ограничения в использовании или ограничения права на объект недвижимости или обременение объекта недвижимости № ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области» письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ (получено ДД.ММ.ГГГГ) ответило, что «земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории № «Зона с особыми условиями использования территории ВЛ-<данные изъяты> кВ, <адрес> (<данные изъяты> на школу)» и то, что «ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории № (<данные изъяты> кВ от <данные изъяты> на школу)». Кроме того, сообщено, что «земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории № - «Граница водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Горьковского водохранилища в пределах <адрес>».
Истец полагает, что ПАО «МРСК-Центра» незаконно без согласования с собственником установило на его участке опоры линии электропередачи, создав препятствия использования участка. Опоры установлены ответчиком по координатам <данные изъяты> без согласия истца, поэтому являются самовольно возведённым сооружением. Пунктом 45 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10 22 разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости. Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
В ходе рассмотрения дела истец ФИО1., с учетом выводов судебной экспертизы, а так же принимая во внимание переименование ответчика, уточнил исковые требования, просил суд обязать филиал ПАО «Россети Центр» -«Костромаэнерго» устранить препятствия в пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, путем возложения обязанности демонтажа электролинии <данные изъяты> КВт по точкам <данные изъяты> за пределы границ земельного участка с кадастровым номером №
В судебном заседании истец ФИО1. и его представитель по доверенности ФИО2. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец ФИО1. суду дополнительно пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году он начал реконструкцию жилого дома, размещение опор линии электропередач мешает проезду автомобильной, в том числе строительной техники на земельный участок. ФИО3. уведомлен о необходимости переноса опор линии электропередачи, согласен с тем, что спорные опоры установлены на земельном участке, принадлежащем истцу, указал, что с учетом свободной территории имеется техническая возможность переноса опор.
Представитель ответчика филиала ПАО «Россети Центр» - «Костромаэнерго» в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешение заявленных требований оставлял на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Администрация Красносельского муниципального района Костромской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствуют о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу заявленных требований суду не представило, разрешение данного вопроса оставляют на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ФИО3 в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие. Ранее, в судебном заседании пояснил, что он в ДД.ММ.ГГГГ году обратился с заявлением к ответчику об увеличении мощности электроэнергии к принадлежащему ему жилому дому, расположенному в <адрес>, так как мощности не хватало. Ответчиком к его дому была проведена новая линия электропередач. Когда устанавливались столбы, он подходил к работникам ответчика и говорил, что они столбы ставят прямо на земельный участок истца, поскольку это было сразу видно. Но они ему ответили, что они действуют согласно утвержденного плана, и отступать от него не будут. Ему хорошо известно, что опоры размещены именно на земельном участке ФИО1. Он им предлагал установить только один столб, в другом месте, а не три, как они установили, но они не стали его слушать. Столбы поставили на участке ФИО1. как раз посередине, поэтому больше на участок нигде не проедешь. В этом месте земельного участка сама ровная местность, в остальных местах рельеф неровный.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения спора, в судебное заседание своего представителя не направило, об уважительности причин его неявки суду не сообщило, заявило ходатайство о замене его как стороны по делу на Центральное управление Ростехнадзора, через которое непосредственно Ростехнадзор осуществляет полномочия. Центральное управление Ростехнадзора по запросу суда сообщило, что в управлении отсутствуют сведения об установлении зоны с особыми условиями использования территории № (<данные изъяты> кВ от <данные изъяты> на школу)».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственникам свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как разъяснено в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу ст. ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. <данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
Данный земельный участок был предоставлен ФИО1. на основании решения Прискоковского сельского совета <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым было выдано свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ на право собственности на землю (т. <данные изъяты>).
Сведения о регистрации права собственности ФИО1. на указанный земельный участок внесены в ЕРГН ДД.ММ.ГГГГ номер записи № (т. <данные изъяты>).
Схема расположения земельного участка с кадастровым номером № была согласована администрацией Красносельского муниципального района Костромской области на основании решения комиссии по земельным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 <данные изъяты>) и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Площадь и границы земельного участка были уточнены в результате кадастровых работ, выполненных ООО «Кадастр Плюс», на основании которых был оформлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ (т. <данные изъяты>).
Согласно заключению кадастрового инженера (т. <данные изъяты>) на данном земельном участке расположен объект недвижимости - жилой дом, право собственности, на который не зарегистрировано, и в ЕГРН отсутствуют сведения об указанном объекте.
Одноэтажный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (т<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" Филиал ОАО "МРСК Цетра"- "Костромаэнерго" и ФИО3 был заключен Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно) (далее - также Договор) (т. <данные изъяты>).
Согласно условиям Договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя для индивидуального жилого дома (п. 1), заявитель, со своей стороны, наряду с другим и обязательствами, обязуется оплатить расходы сетевой организации на технологическое присоединение (п. 8). Согласно п. 13 заявитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, сетевая организация-до границ участка Заявителя.
Приложением к указанному Договору являлись технические условия для присоединения к электрическим сетям № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные по заявке ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.<данные изъяты>), в которых указана максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя-<данные изъяты> кВт, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение-<данные изъяты> кВ. Технические условия предусматривают строительство <данные изъяты> проводом <данные изъяты> от ближайшей опоры <данные изъяты> до границы земельного участка, принадлежащего ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ПАО "МРСК-Центра"-"Костромаэнерго" обратилось в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных по адресу: <адрес> кадастровом квартале № для размещения воздушной линии <данные изъяты> кВ в соответствии с проектной схемой размещения на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения указанного заявления издано распоряжение администрации <адрес> согласно которому принято решение о выдаче ПАО "МРСК-Центра" разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных по адресу: <адрес> кадастровом квартале № площадью <данные изъяты> кв. м. для размещения воздушной линии <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ ПАО "МРСК-Центра" выдано разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных по адресу: <адрес><адрес> кадастровом квартале № площадью <данные изъяты> кв. м. для размещения воздушной линии <данные изъяты>. По условиям указанного разрешения ПАО "МРСК-Центра" было обязано, в том числе, обеспечить установление охранных зон, предусмотренных при размещении <данные изъяты> КВ, осуществить размещение объекта в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, правилами благоустройства и чистоты на территории Красносельского муниципального района, правилами проведения земляных работ, документами территориального планирования. Разрешением предусмотрено, что действие разрешения прекращается, в том числе, в случае если земельный участок, на котором осуществляется размещение объекта, предоставлен гражданину или юридическому лицу. Из буквального смысла данного документа следует, что в случае установлении факта, что земельный участок, на котором осуществляется размещение объекта ответчика, принадлежит на праве собственности или иных правах гражданину или юридическому лицу, возможно прекращение его действия.
Представленной ответчиком рабочей документации строительства сетей электроснабжения к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, предусмотрено строительство <данные изъяты> от ближайшей опоры <данные изъяты> до границы земельного участка, принадлежащего ФИО3., протяженностью <данные изъяты> км., присоединяемой мощностью <данные изъяты> кВт, с установкой <данные изъяты> опор, при этом, в рабочей документации отсутствуют сведения о проектных координатах возводимых опор линии электропередачи.
На основании Договора ответчиком построен объект <данные изъяты> кВ №№, который согласно акту рабочей комиссии о приемке оборудования после комплексного опробования от ДД.ММ.ГГГГ признан готовым к эксплуатации (т. <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ уведомление о готовности на ввод в эксплуатацию объекта - электроустановки <данные изъяты>№ направлено ПАО "МРСК-Центра" на имя заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (т. <данные изъяты>).
Как следует из инвентарной карточки учета объекта основных средств, указанная линия <данные изъяты> кВ <адрес>, построенная в ДД.ММ.ГГГГ г., принята на баланс ответчика. Впоследствии <данные изъяты> кВ, неоднократно подвергалась реконструкции с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что фактически, работы по строительству <данные изъяты>№ в рамках Договора, проведены ответчиком после внесения в ЕГРН сведении о регистрации права собственности на земельный участок за истцом - ДД.ММ.ГГГГ номер записи № (т. <данные изъяты>).
Доказательств того, что такое расположение опор линии электропередачи было согласовано с истцом сторона ответчиков суду не представила.
В судебном заедании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ФИО3., суду пояснил, что при установке опор линии электропередач он указывал специалистам, непосредственно выполнявшим работы, на то, что они устанавливают опоры на земельном участке, принадлежащем ФИО1
В соответствии с абз.1 пп. 2 п. 2 ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Согласно пункту 5 Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (п. 8 Правил).
Согласно п. 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:
а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;
в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;
г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
д) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;
е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);
з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
и) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).
Согласно требованиям к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства в приложении к Правилам, охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи до 1кВ - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 2 м.
В силу п. 6 Правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.
После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
В судебном заседании установлено, что ПАО "МРСК-Центра" в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор (Ростехнадзор) с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении спорной ВЛИ не обращалось, Ростехнадзор, Центральное управление Ростехнадзора решение о согласовании границ охранной зоны спорной <данные изъяты> кВ, не принимало, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Ростехнадзор, Центральное управление Ростехнадзора об установлении границ охранной зоны не обращалось.
ПАО "МРСК-Центра" ДД.ММ.ГГГГ обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области с просьбой внести в Единый государственный реестра недвижимости сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории (т. 2 <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения об установлении Охранной зоны инженерных коммуникаций №, установлено, что данная зона является Зоной с особыми условиями использования территории <данные изъяты> кВ, <адрес> (<данные изъяты>№ на школу), расположенной на территории <адрес>, ограничения режима использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории установлены п.п. 8, 9, 10 и 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
При подготовке и оформлении межевого плана земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (т. <данные изъяты>) сведения об установлении Охранной зоны инженерных коммуникаций № в ЕГРН отсутствовали.
Истцом ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Красносельского муниципального района направлено уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №ДД.ММ.ГГГГ истцом получено уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Судом по ходатайству истца на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ проведена комплексная землеустроительная и строительная экспертиза, которой установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности истцу ФИО1., размещены опоры линии электропередач (<данные изъяты>№ на школу) в виде двух опор (четыре железо - бетонных столба). Площадь участка, занимаемого охранной зоной, составляет <данные изъяты> кв.м. При проведении экспертизы установлено, что исследуемый земельный участок с кадастровым номером № расположен на сложном рельефе. С северо-западной и с юго-западной стороны земельного участка расположены крутые склоны оврага. Относительно ровная часть земельного участка расположена на склоне с перепадом отметок в пределах земельного участка. Вдоль юго-восточной границы земельного участка проходит однополосная грунтовая дорога. Дорога тупиковая, заканчивается немного выше исследуемого земельного участка. Вдоль юго-восточной границы земельного участка имеются насаждения кустов и деревьев. На основании визуального осмотра и на основании выполненной топографической съемки установлено, что вдоль большей части юго-восточной границы земельного участка имеется земляной вал, затрудняющий въезд на земельный участок. На исследуемом земельном участке имеется индивидуальный жилой дом. Жилой дом расположен в непосредственной близости от склона оврага на расстоянии 1,88 м и скорее всего, вследствие развития склоновых процессов в грунтовом массиве имеет осадку в сторону оврага. На земельном участке установлены две опоры воздушной линии электроснабжения - в нижней части участка и в верхней части участка. При сложившейся ситуации на земельном участке въезд на него возможен только в нижней части через свободный от охранной зоны линии электроснабжения, относительно ровный участок юго- восточной границы шириной <данные изъяты> м. Учитывая стесненные условия прилегающей местности в части обеспечения проезда (однополосная дорога), установленная опора создает дополнительные ограничения при маневрировании транспорта при завозе строительных материалов на участок. Нижняя опора линии электроснабжения и ее охранная зона сужает въезд на земельный участок. Верхняя опора полностью перегораживает въезд на земельный участок. На основании карты градостроительного зонирования территории, являющейся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки Прискоковского сельского поселения, земельный участок расположен в зоне Ж-1 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами. На основании данных кадастрового учета разрешенное использование земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства Регламентированный отступ от границ земельного участка в зоне Ж-1 составляет 3,0 м. Охранная зона линии электроснабжения выходит за границу зоны ограничений застройки и накладывает дополнительные ограничения в использовании земельного участка по назначению, связанные с особым режимом хозяйственной деятельности в пределах охранных зон электросетевого хозяйства. Наличие охранной зоны воздушной линии электроснабжения ограничивает собственника земельного участка в реализации своих прав в рамках части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской федерации и в рамках статьи 15 Правил землепользования и застройки, при возникновении необходимости, в получении разрешения на отклонение от предельных параметров застройки с сокращением отступа от юго-восточной границы земельного участка. Наличие на участке опор воздушной линии электропередачи создает дополнительные ограничения по размещению временной инфраструктуры строительной площадки (складов строительных материалов, временных зданий и сооружений) в построечном периоде. Так же возникают дополнительные ограничения на размеры зоны действия строительных машин и механизмов в процессе строительства и реконструкции. С учетом установленных обстоятельств экспертом сделан вывод о том, что опоры линии электропередачи, установленные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и охранная зона линии электропередач создают препятствия в использовании земельного участка по целевому назначению, в том числе для обеспечения проезда на этот земельный участок и в будущем застройки этого земельного участка, и реконструкции существующего на нем жилого дома как па этапе проектных работ при размещении объекта капитального строительства на земельном участке, гак и в простроченном периоде при организации срои тельной площадки и при завозе строительных материалов.
Проект электроснабжения не содержит проектных координат опор линии электропередачи. В разрешении на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрации Красносельского муниципального района проектных координат опор ЛЭП нет. Конфигурация проектной линии размещения ЛЭП и фактическое местоположение совпадают. На проекте электроснабжения (лист дела 135) видно, что две опоры должны располагаться с западной стороны дороги, проходящей вдоль участка ФИО1.. Линия электропередачи запроектирована вдоль дороги, но проходит ли по земельному участку ФИО1 или вдоль участка из проекта усмотреть невозможно, так как проект линии электропередач не содержит координат опор. Точно сказать совпадают ли проектные координаты опор с существующими, нет возможности, так как в материалах дела нет проектных координат опор ЛЭП. Соответственно, как запроектировано прохождение линии, по участку ФИО1. или нет, установить невозможно. Какие именно точки и координаты были согласованы Администрацией Красносельского муниципального района, установить невозможно.
Согласно заключению экспертизы, имеется факт наложения опор линии электропередач (<данные изъяты>№ на школу) на земельный участок №, на территории земельного участка № расположены две опоры (четыре железо - бетонных столба). Координаты опор (согласно номеров на плане): 1. <данные изъяты> Площадь участка, занимаемая охранной зоной - <данные изъяты> кв.м.
Данное экспертное заключение суд признает как допустимое доказательство по данному делу, поскольку оно выполнено экспертными учреждениями, назначенными судом, имеющим право на выполнение такого исследования и дачу заключения, эксперты обладает необходимыми знаниями и образованием, предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.
Кроме того, данное заключение согласуется с другими доказательствами по делу и выводы экспертного заключения сторонами не оспорены.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что строительство ответчиком линии электропередач на земельном участке истца без его согласия, влечет нарушение его права на владение, пользование и распоряжение земельными участками, создает препятствие для его использования по назначению.
Ответчиком доказательств предоставления земельного участка либо предоставления разрешения на использования земельного участка истца, право собственности на который возникло и зарегистрировано истцом до строительства <данные изъяты>№ и ввода ее в эксплуатацию, как и доказательств невозможности переноса за пределы границ земельного участка истца участка электролинии (двух опор (четыре железо - бетонных столба), находящихся на земельном участке истца, без утраты технических характеристик и функциональности электролинии, не представлено.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Костромаэнерго» об обязании устранить препятствия в пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, удовлетворить
Обязать ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Костромаэнерго» устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, путем демонтажа (переноса) за пределы границы земельного участка с кадастровым номером № за свой счет двух опор (четырех железо - бетонных столбов) электролинии «<данные изъяты> на школу», установленных по точкам, имеющих координаты: <данные изъяты>
Решение в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей жалобы через Красносельский районный суд.
Судья Артимовская А. В.
Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2021 года
Судья Артимовская А. В.