ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-533/2016 от 08.02.2016 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело ###

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

Председательствующего Курилова М.К.

при секретаре Ривной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

гражданское дело по иску потребительского общества «Крапивинское», потребительского общества «Центр» к Кемеровскому областному союзу потребительских обществ об оспаривании постановления Совета Кемеровского... союза потребительских обществ от **.**.****###-С о назначении наблюдателей и принятых наблюдателем решений,

У С Т А Н О В И Л:

Потребительское общество «...», Потребительское общество «...» обратились в суд с иском к Кемеровскому областному союзу потребительских обществ (ФИО1) об оспаривании постановления Совета Кемеровского... союза потребительских обществ от **.**.****###-С о назначении наблюдателей и принятых наблюдателем решений.

Требования мотивируют тем, что 20.11.2015г. Советом Кемеровского... союза потребительских обществ вынесено постановление ###-С о назначении наблюдателей в потребительские общества члена ФИО1, которым был назначен наблюдатель в Потребительское общество «Крапивинское» и Потребительское общество «Центр».

20.11.2015г. начальником управления по организации производства, общественного питания, заготовок и платных услуг населению, членом правления ФИО1ФИО2, назначенным наблюдателем, совершены действия по направлению запросов о предоставлении документов Потребительскому обществу «Крапивинское» и Потребительскому обществу «Центр».

В соответствии с п. 12 ст. 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», решение совета союза потребительских обществ о назначении наблюдателя и принимаемые наблюдателем решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Постановление Совета ФИО1 от **.**.****###-С является незаконным по следующим основаниям.

В силу пункта 4 статьи 37 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», совет союза полномочен решать вопросы, если на заседании совета союза присутствует не менее 50 процентов его членов.

Согласно Постановления внеочередного 17-го общего Собрания представителей Кемеровского... Союза потребительских обществ от **.**.****, численный состав Совета Кемеровского... Союза потребительских обществ установлен в количестве 7 человек, включая председателя Совета.

Обжалуемое постановление подписано лишь тремя членами совета: ФИО3, ФИО4 и ФИО5, то есть менее 50 процентов его членов, что прямо противоречит п. 4 ст. 37 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Согласно п. 4 ст. 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», в постановлении о назначении наблюдателя должен быть указан срок, на который он назначен, но не более трех месяцев.

Однако, обжалуемое постановление не содержит срока, на который назначен наблюдатель, что прямо противоречит п. 4 ст. 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ».

Согласно п. 1 ст. 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», для защиты прав пайщиков потребительского общества - члена союза и интересов такого потребительского общества совет союза при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, вправе назначить в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи наблюдателя, который проводит, в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора), анализ финансового состояния потребительского общества или союза потребительских обществ и в случае необходимости созывает и проводит общее собрание потребительского общества или общее собрание представителей потребительских обществ союза.

При этом, в соответствии с п. 2 ст. 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», основаниями для назначения наблюдателя являются образование у потребительского общества или союза потребительских обществ убытков по итогам двух финансовых лет подряд, составляющих 10 процентов стоимости активов (за исключением инвестиционных расходов), образование убытков по итогам финансового года, составляющих 20 процентов стоимости активов, поступление жалобы пайщика потребительского общества на действия органов управления организации потребительской кооперации, непредставление документации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.

Исходя из содержания п.п. 1, 2 ст. 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», определяющей основания назначения наблюдателя и полномочия наблюдателя, назначение наблюдателя в случае поступление жалобы пайщика потребительского общества возможно только тогда, когда:

1.жалоба пайщика на действия органов управления организации потребительской кооперации подана в союз потребительских обществ, так как Закон РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» не регламентирует деятельность органов и организаций, не относящихся потребительской кооперации;

2) жалоба пайщика должна быть подана на действия органов управления организации потребительской кооперации;

3) жалоба пайщика подана на не любые действия органов управления организации потребительской кооперации, а только на действия, которые повлекли ухудшение финансового состояния организации потребительской кооперации.

В постановлении Совета ФИО1 от **.**.****###-С в качестве основания назначения наблюдателя указано: «на основании поступившей в адрес Администрации Кемеровской области коллективной жалобы пайщиков потребительских обществ ...».

То есть, из содержания обжалуемого постановления непосредственно следует:

1) жалоба пайщиков в ФИО1 не подавалась, так как подана в Администрацию Кемеровской области, которая не имеет никакого отношения к потребительской кооперации и деятельность которой не регламентирует Закон РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ»;

2) постановление не содержит предмета поданной жалобы, а именно что она подана на конкретные действия органов управления организации потребительской кооперации и что какие-либо конкретные действия органов управления повлекли ухудшение финансового состояния организации потребительской кооперации, тогда как предмет жалобы имеет существенное значение для определения полномочий наблюдателя, так как в силу пункта 8 статьи 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации и потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» наблюдатель вправе осуществлять запросы о предоставлении документов только по вопросам, послужившим основанием для назначения наблюдателя;

3) в постановлении отсутствуют сведения, подтверждающие наличие у подавших жалобу лиц полномочий пайщиков конкретной организации потребительской кооперации;

4) в постановлении не указаны конкретные организации потребительской кооперации ..., пайщики которых подали жалобу.

Таким образом, в постановлении Совета ФИО1 от **.**.****###-С отсутствуют конкретные основания для назначения наблюдателя, предусмотренные п. 2 ст. 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», то есть обжалуемое постановление является незаконным.

Более того, ввиду отсутствия конкретного основания назначения наблюдателя не определены и конкретные полномочия наблюдателя, так как в силу пункта 8 статьи 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» наблюдатель вправе осуществлять запросы о предоставлении документов только по вопросам, послужившим основанием для назначения наблюдателя.

Согласно пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются в осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому ищу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В тоже время, в производстве Арбитражного суда Кемеровской области находится дело № ### по иску Потребительского общества «Центр» к ФИО1 о признании недействительным ничтожного соглашения о предоставлении отступного и применении последствий недействительности, то есть оспаривается соглашение, по которому ФИО1 приобрел право собственности на 27 объектов недвижимости, расположенных в ... Кемеровской области. Дело в настоящее время еще не разрешено, очередное заседание назначено на **.**.**** в 16:00.

Согласно заключению эксперта ЭКЦ ГУ МВД по Кемеровской области от **.**.****###, подписи от имени ФИО6 и ФИО7, расположенные на Соглашении о предоставлении отступного от 12.04.1995г. и приложениях к нему, выполнены, вероятно не указанными лицами, а иными лицами с подражанием подписи ФИО6 и ФИО7, то есть приобретение права собственности на объекты недвижимости ФИО1 сопряжено с изготовлением поддельных документов и использованием заведомо поддельных документов.

Поскольку ФИО1 не желает утрачивать право собственности на объекты недвижимости, то используя правомочия, установленные Законом РФ от **.**.**** N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», совершает целенаправленные действия для последующего отстранения существующего председателя Совета Потребительского общества «Центр» для того, чтобы другой председатель, избранный при содействии ФИО1, отказался от иска по делу № А27-11220/2015 в Арбитражном суде Кемеровской области. О таких намерениях открыто заявлялось представителем ФИО1, а именно начальником правового управления ФИО1 К. Е.Н.

Таким образом, ФИО1 злоупотребляет гражданскими правами, предусмотренными ст. 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», что прямо запрещено п.1 ст.10 ГК РФ.

Действия начальника управления по организации производства, общественного питания, заготовок и платных услуг населению, члена правления ФИО1ФИО2, назначенного наблюдателем Постановлением Совета ФИО1 от 20.11.2015г. ###-С, по направлению запросов от 20.11.2015г. о предоставлении документов Потребительскому обществу «Крапивинское» и Потребительскому обществу «Центр» являются незаконными по следующим основаниям.

Согласно п. 8 ст. 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», наблюдатель вправе в письменной форме направлять запросы о предоставлении перечня имущества потребительского общества или союза (в том числе имущественных прав), документов, касающихся уставной деятельности (в том числе устава, учредительного договора и иных документов, регламентирующих деятельность потребительского общества или союза, протоколов и решений общих собраний потребительского общества или общих собраний представителей потребительских обществ союза, протоколов заседаний совета потребительского общества или союза и правления потребительского общества или союза, распоряжений, приказов, договоров), а также документов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающих экономическую деятельность потребительского общества или союза за три года до дня назначения наблюдателя, по вопросам, послужившим основанием для назначения наблюдателя.

Таким образом, указанное правомочие наблюдателя ограничено вопросами, послужившими основанием для его назначения, поскольку иное означало бы произвольное вмешательство одного юридического лица в деятельность другого юридического лица.

Поскольку в Постановлении Совета ФИО1 от **.**.****###-С не указаны конкретные основания назначения наблюдателя, то не определены конкретные полномочия наблюдателя, так как в силу пункта 8 статьи 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» наблюдатель вправе осуществлять запросы о предоставлении документов только по вопросам, послужившим основанием для назначения наблюдателя.

Соответственно, направление наблюдателем запросов о предоставлении всех возможных документов, которые указаны в п. 8 ст. 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», является незаконным, так как не обусловлено вопросами, послужившим основанием для назначения наблюдателя.

Просят признать незаконным постановление Совета Кемеровского... союза потребительских обществ от **.**.****###-С о назначении наблюдателей в потребительские общества члены ФИО1.

Признать незаконными действия начальника управления по организации производства, общественного питания, заготовок и платных услуг населению, члена правления ФИО1ФИО2, назначенного наблюдателем Постановлением Совета ФИО1 от 20.11.2015г. ###-С, по направлению запросов от **.**.**** о предоставлении документов Потребительскому обществу «Крапивинское» и Потребительскому обществу «Центр».

В судебном заседании представитель истцов ПО «Крапивинское», ПО «Центр» ФИО8, действующий на основании доверенностей, настаивал на удовлетворении требований.

Представитель ответчика К. Е.В., действующая на основании доверенности, требования не признала.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истцов не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Судом установлено, что 20.11.2015г. Советом Кемеровского... союза потребительских обществ вынесено постановление ###-С о назначении наблюдателей в потребительские общества члены ФИО1, которым в Потребительское общество «Крапивинское» и Потребительское общество «Центр» был назначен наблюдатель ФИО2

Постановление подписано председателем Совета ФИО3, членами Совета ФИО4 и ФИО5

На основании решения Совета ФИО1 от **.**.**** №с 14-С наблюдателем ФИО2 согласно ст. 38.1 Закона РФ от **.**.****### «О потребительской кооперации в РФ» у истцов затребованы в срок до **.**.**** следующие документы: перечень имущества Общества (в том числе имущественных прав) в виде выписки из ЕГРП на **.**.****, документы, касающиеся уставной деятельности (в том числе Устав и иные документы, регламентирующие деятельность Общества, протоколы и решения общих собраний Общества и правления Общества, распоряжения, приказы, договоры), а также иные документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающие экономическую деятельность Общества за 3 года до дня назначения наблюдателя (с **.**.**** по **.**.****).

Согласно ст. 38.1. Закона РФ от 19.06.1992г. «О потребительской кооперации в РФ» следует, что для сбора аналитической информации, необходимой для анализа развития кооперативного движения, потребительские общества предоставляют союзам, членами которых они являются, а союзы потребительских обществ - союзам, членами которого являются такие союзы или потребительские общества таких союзов, документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в объеме и в порядке, которые устанавливаются советом соответствующего союза.

Для защиты прав пайщиков потребительского общества - члена союза и интересов такого потребительского общества совет союза при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, вправе назначить в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи наблюдателя, который проводит, в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора), анализ финансового состояния потребительского общества или союза потребительских обществ и в случае необходимости созывает и проводит общее собрание потребительского общества или общее собрание представителей потребительских обществ союза. В период деятельности наблюдателя на полномочия органов управления потребительского общества или союза потребительских обществ налагаются ограничения в части совершения сделок, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

Основаниями для назначения наблюдателя являются образование у потребительского общества или союза потребительских обществ убытков по итогам двух финансовых лет подряд, составляющих 10 процентов стоимости активов (за исключением инвестиционных расходов), образование убытков по итогам финансового года, составляющих 20 процентов стоимости активов, поступление жалобы пайщика потребительского общества на действия органов управления организации потребительской кооперации, непредставление документации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.

Пунктом 8 ст. 38.1. Закона РФ от 19.06.1992г. «О потребительской кооперации в РФ» предусмотрено, что не позднее чем в течение трех дней со дня назначения наблюдателя руководитель исполнительного органа потребительского общества или исполнительного органа союза потребительских обществ обязан предоставить наблюдателю в соответствии с его запросом в письменной форме перечень имущества потребительского общества или союза (в том числе имущественных прав), документы, касающиеся уставной деятельности (в том числе устав, учредительный договор и иные документы, регламентирующие деятельность потребительского общества или союза, протоколы и решения общих собраний потребительского общества или общих собраний представителей потребительских обществ союза, протоколы заседаний совета потребительского общества или союза и правления потребительского общества или союза, распоряжения, приказы, договоры), а также документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающие экономическую деятельность потребительского общества или союза за три года до дня назначения наблюдателя, по вопросам, послужившим основанием для назначения наблюдателя.

Для анализа рисков пайщиков потребительского общества и потребительского общества или союза потребительских обществ органы управления потребительского общества или союза обязаны предоставлять наблюдателю информацию, касающуюся деятельности потребительского общества или союза, а также аудиторское заключение.

В соответствии с п. 4 ст. 38.1 Закона «О потребительской кооперации в РФ», полномочия наблюдателя прекращаются принятием общим собранием потребительского общества или общим собранием представителей потребительских обществ союза решений по вопросам, включенным в повестку дня наблюдателем, или по истечении срока, на который был назначен наблюдатель и который не может превышать три месяца.

Наблюдатель назначается:

советом центрального союза в потребительские общества или региональные союзы, являющиеся членами центрального союза, а также в союзы, члены которого являются членами центрального союза;

советом регионального союза в потребительские общества или районные союзы потребительских обществ, являющиеся членами регионального союза, а также в районные союзы потребительских обществ, члены которого являются членами регионального союза (п. 5 ст. 38.1 Закона).

Согласно п. 8 ст. 38.1 Закона, не позднее чем в течение трех дней со дня назначения наблюдателя руководитель исполнительного органа потребительского общества или исполнительного органа союза потребительских обществ обязан предоставить наблюдателю в соответствии с его запросом в письменной форме перечень имущества потребительского общества или союза (в том числе имущественных прав), документы, касающиеся уставной деятельности (в том числе устав, учредительный договор и иные документы, регламентирующие деятельность потребительского общества или союза, протоколы и решения общих собраний потребительского общества или общих собраний представителей потребительских обществ союза, протоколы заседаний совета потребительского общества или союза и правления потребительского общества или союза, распоряжения, приказы, договоры), а также документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающие экономическую деятельность потребительского общества или союза за три года до дня назначения наблюдателя, по вопросам, послужившим основанием для назначения наблюдателя.

В соответствии с п. 10 Закона, наблюдатель имеет право:

получать любые касающиеся деятельности потребительского общества или союза потребительских обществ информацию и документы;

запрашивать в государственных органах, у физических и юридических лиц сведения о принадлежащем потребительскому обществу или союзу потребительских обществ имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах потребительского общества или союза потребительских обществ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для назначения наблюдателя в ПО «Крапивинский» и ПО «Центр» послужило обращение пайщика ...ФИО9, поступившее **.**.**** в администрацию Кемеровской области, которое **.**.**** направлено на исполнение в ФИО1.

Согласно п. 11.15 ст. 11 Положения о Совете Кемеровского... союза потребительских обществ, решения Совета могут приниматься на заседаниях в форме совместного присутствия, а также путем проведения заочного голосования. Решение о проведении заседания Совета в форме заочного голосования принимается председателем Совета.

Постановлением внеочередного 17-го общего Собрания представителей ФИО1 от **.**.**** членами Совета ФИО1 избраны: ФИО10, ФИО5, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО4

Согласно п. 4 ст. 37 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", заседания совета союза проводятся с периодичностью, предусмотренной уставом союза, но не реже одного раза в полугодие. Совет союза полномочен решать вопросы, если на заседании совета союза присутствует не менее 50 процентов его членов, в том числе председатель совета союза или его заместитель.

Из опросных листов (бюллетеней) заочного голосования по вопросу постановления Совета ФИО1 «О назначении наблюдателей в потребительские общества члены в ФИО1» следует, что члены Совета: ФИО10, ФИО13, ФИО12 проголосовали «за» назначение ФИО2 наблюдателем в ПО «Крапивинское» и ПО «Центр» со всеми полномочиями согласно Закону и Уставу ФИО1.

Указанное свидетельствует, что в голосовании по вопросу принятия постановления от **.**.**** приняло участие 6 членов Совета из 7.

Таким образом, оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает иск ПО «Крипивинское», ПО «Центр» необоснованным, поскольку оспариваемое постановление и действия наблюдателя приняты в соответствии с действующим законодательством, подтверждены материалами дела, не противоречат Уставу Кемеровского облпотребслюза, Положению о Совете ФИО1, в связи с чем считает требования ПО «Крапивинское», ПО «Центр» не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Потребительского общества «Крапивинское», Потребительского общества «Центр» к Кемеровскому областному союзу потребительских обществ (ФИО1) о признании незаконными постановления Совета Кемеровского... союза потребительских обществ от **.**.****###-С о назначении наблюдателя и принятых наблюдателем решений – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья: М.К. Курилов

В мотивированной форме решение изготовлено **.**.****