ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-533/2021 от 01.06.2021 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2021 года г. Ахтубинск

Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Лубянкиной Ю.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкарупиной Т.П., с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: <...>, гражданское дело за № 2-533/2021 по иску ФИО1 к ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» о возложении обязанности уменьшить объем электроэнергии поставляемой на содержание МКД, третье лицо ООО УК «Лидер»,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» о возложении обязанности уменьшить объем электроэнергии, подлежащей оплате и поставляемой на содержание МКД по <адрес> на величину 1 954,024+ 1 714,455=3695,479 кВт/ч превышения на расчетные периоды августа и сентябрь 2020года объема электроэнергии, подлежащего оплате потребителями в МКД на объемом электроэнергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета, в обоснование своих требований, указав, что проживает по адресу: <адрес> на основании договора социального найма от 20 июля 2020 года. В обосновании исковых требований указал, что на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ проживает в квартире по адресу: <адрес>. Является потребителем электроэнергии, где имеется индивидуальный прибор учета электроэнергии, на его имя открыт лицевой счет , продажа и поставка электроэнергии осуществляется ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» согласно договора. Поставляет электроэнергию и выполняет расчеты по её оплате ПАО «Астраханская энергосбытовая компания». Объем ОДН по электроэнергии в расчетном периоде для МКД по <адрес>, оборудованного общедомовым прибором учета, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее Правила № 124). В сентябре 2020 года ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» предоставлен в адрес истца платежный документ за август 2020 года, из которого следует: расход электроэнергии по общедомовому прибору учета составил 1038 кВт/ч; объем потребленной электроэнергии в помещениях 2998,024 кВТ\ч; расчет объема ОДН по электроэнергии на квартиру не начислена, в связи с чем, истец пришел к выводу, что из приведенной нормативной формулы следует, что подлежащий оплате объем ОДН по электроэнергии для дома составляет 0 кВт/ч. В соответствии с расчетами истца объем ОДН по электроэнергии за август 2020 года составил 1 954,024 кВт\ч. В октябре 2020 года ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» предоставлен в адрес истца платежный документ за сентябрь 2020 года, из которого следует: расход электроэнергии по общедомовому прибору учета составил 1731 кВт/ч; объем потребленной электроэнергии в помещениях 3478,455 кВТ\ч; расчет объема ОДН по электроэнергии на квартиру не начислена, в связи с чем, истец пришел к выводу, что из приведенной нормативной формулы следует, что подлежащий оплате объем ОДН по электроэнергии для дома составил 0 кВт/ч. В соответствии с расчетами истца объем ОДН по электроэнергии за сентябрь 2020 года составляет 1 741, 455 кВт\ч. Истец указывает, что показания расхода электроэнергии по общедомовому прибору учета в июле 2020 года в платежном документе ошибочно завышены относительно действительного реального потребленного объема электроэнергии. В последующие расчетные периоды октябрь-декабрь 2020 года, январь - февраль 2021 года, объемы ОДН по электроэнергии дома, полученные по результатам августа и сентября 2020 года скорректированы не были. Полагает, что отрицательные значения объемов ОДН по электроэнергии дома обусловлены неверным значением показаний ОДПУ за июль 2020 года. Истец указывает, что объем электроэнергии по ОДПУ за июль 2020 года - 9219 кВт/ч значительно превышает среднее значение за представленный период и значение за июль 2018 года - 4569 кВт/ч и мюль 2019 года – 4771 кВт/ч. Объемы электроэнергии по ОДПУ за август 2020 года - 1038 кВт/ч и сентябрь 2020 года - 1731 кВт/ч значительно меньше среднего значения за представленный период и за аналогичные месяцы 2018 г. - август 4011 кВт/ч, сентябрь 4009 кВт/ч и 2019 год - август 3853 кВт/ч, сентябрь 4234 кВт/ч. Из представленных данных следует, что в августе и сентябре 2020 года реальные показания ОДПУ для платежных документов корректировались с учетом допущенной ошибки в снятии показаний ОДПУ в июле 2020 года. Таким образом: за июль 2020 года показание расхода электроэнергии по ОДПУ в платежном документе ошибочно завышены относительно действительного реально потребленного объема электроэнергии; из платежного документа за июль 2020 года следует, что расчет объема ОДН по электроэнергии; для дома выполнен по ошибочному завышенному значению объема электроэнергии по ОДПУ и, тоже завышен относительно реально потребленного; в августе и сентябре 2020 года показания объема электроэнергии по ОДПУ в платежных документах формировались таким образом, чтобы компенсировать ошибочное повышенное значение объема электроэнергии по ОДПУ в платежном документе за июль 2020 года, то есть формировались так, чтобы расход электроэнергии по ОДПУ за август и сентябрь 2020 года был меньше относительно действительного. В результате такой корректировки объемов электроэнергии по ОДПУ, объемы ОДН по электроэнергии за август и сентябрь 2020 года согласно платежным документам оказались отрицательными, что свидетельствует долге о ПАО «АЭСК» перед жильцами. Неучёт отрицательных объемов ОДН по электроэнергии в последующих расчетных периодах свидетельствуют о начислении жильцам платы за объем ОДН по электроэнергии большей, чем реально потребленный в июле 2020 года, что является нарушением п. 1 ст. 544, п. 1 ст.541 Гражданского кодекса Российской Федерации. Далее, истцом указано, что п. 21 (1) Правил № 124 в редакции от 29.06.2017 действующей в период наличия отрицательных объемов ОДН по электроэнергии не содержит запрета на учет отрицательного объема ОДН по электроэнергии в последующих периодах. Указанными Правилами установлено, что за конкретный расчетный период (расчетный месяц) объем ОДН по электроэнергии подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения при получении отрицательной величины такого объема в результате расчета по утвержденной формуле, принимается равным «0». Правила N 124 не исключают перерасчет в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового ) прибора учета за расчетный период. Кроме того, в случае, когда величина превышает объем, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги. ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику заявление о предоставлении разъяснений по вопросу неучета отрицательных объемов ОДН по электроэнергии, имевших место в августе и сентябре 2020 года. 20.02.2021 за исх. , ответчиком истцу на его заявление был отправлен ответ, согласно которого ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» примет решение о перерасчете по результатам рассмотрения дела в суде. Обоснование неучета отрицательных объемов ОДН по электроэнергии, имевших место в августе и сентябре 2020 года в последующих расчетных периодах не представлено. На основании вышеизложенного, просит суд обязать ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» уменьшить объем электроэнергии, подлежащей оплате и поставляемый на содержание общедомового имущества МКД по <адрес>, на величину 1 954, 024+1 741,455= 3695,479 кВт\ч превышения за расчетные периоды август и сентябрь 2020 года объема электроэнергии, подлежащего оплате потребителями в МКД, над объемом электроэнергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, в по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении иска просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель третьего лица ООО УК «Лидер» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил.

Выслушав истца ФИО1, специалиста ФИО2, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу п. 1 ст. 543 ГК РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила).

В соответствии с п. 36 Правил, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

Пункт 37 Правил устанавливает, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В силу п. 38 Правил, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.

Согласно п. 44 Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно пп. "б", "г" п. 33 Правил N 354, потребитель имеет право: получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги; получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

На основании п. 67 Правил N 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с п. 69 Правил N 354, в платежном документе указываются, в том числе объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами.

Судом установлено, что истец ФИО1 на основании договора социального найма от 20 июля 2020 года проживает в квартире по адресу: <адрес>. Является потребителем электроэнергии, где имеется индивидуальный прибор учета электроэнергии, на его имя открыт лицевой счет , продажа и поставка электроэнергии осуществляется ПАО «Астраханская энергосбытовая компания».

МКД по <адрес> находится в непосредственном управлением собственников.

При непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения (часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ). Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник помещения в данном случае является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.

ФИО1 и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключен договор электроснабжения .

В МКД по <адрес> в апреле 2007 года установлен общедомовой прибор учета электроэнергии.

В сентябре 2020 года ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» предоставлен в адрес истца платежный документ за август 2020 года, из которого следует: расход электроэнергии по общедомовому прибору учета 1038 кВт/ч; объем потребленной электроэнергии в помещениях 2998,024 кВТ\ч; расчет объема ОДН по электроэнергии на квартиру не начислена.

В октябре 2020 года ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» предоставлен в адрес истца платежный документ за сентябрь 2020 года, из которого следует: расход электроэнергии по общедомовому прибору учета 1731 кВт/ч; объем потребленной электроэнергии в помещениях 3478,455 кВТ\ч; расчет объема ОДН по электроэнергии на квартиру не начислена.

Из пояснений специалиста ФИО2 до вступления в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии», то есть до 01 июля 2020 года, размер платы для потребителей за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, рассчитывался исходя из объема, не превышающего норматив потребления соответствующего ресурса, то есть ресурсоснабжающая организация, независимо от фактического количества поставленного коммунального ресурса могла выставить жителям дома к оплате только нормативный объем. Сверхнорматив оплачивала сама ресурсоснабжающая организация. С 1 июля 2020 года абз. 2 п. 44 указанных Правил утратил силу, в связи с чем, расчет платы за коммунальную услугу ведется исходя из всего фактического потребления по показаниям коллективного прибора.

Доводы истца о неправомерности начисления сверхнормативных объемов электроэнергии потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, являются необоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (ред. от 13.07.2019, с изм. от 02.04.2020, действующей до 01 июля 2020 года) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.

Данное регулирование было направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 N 950 Абзац 2 п. 44 указанных Правил утратил силу с 1 июля 2020 года.

С 01 июля 2020 года расчет платы за коммунальную услугу ведется исходя из всего фактического потребления по показаниям коллективного прибора.

Таким образом, судом установлено, что расчет ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» платы за общедомовые нужды по электроэнергии по адресу <адрес> за июль и август 2020 года произведен по Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") с учетом задолженности по ОДН по электроэнергии образовавшейся до изменения Правил, в связи с чем, суд не находит оснований для возложения на ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» уменьшить объем электроэнергии, подлежащей оплате и поставляемый на содержание общедомового имущества МКД по <адрес>, на величину 1 954, 024+1 741,455= 3695,479 кВт\ч превышения за расчетные периоды август и сентябрь 2020 года объема электроэнергии, подлежащего оплате потребителями в МКД, над объемом электроэнергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» об обязании уменьшить объем электроэнергии, подлежащей оплате и поставляемый на содержание общедомового имущества, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате на компьютере.

Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2021 года.

Судья: Лубянкина Ю.С.