ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-533/2021 от 21.12.2021 Бийского районного суда (Алтайский край)

22RS0003-01-2021-000898-74

Дело № 2-533/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Бийский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Фоменко Г.В.,

при секретаре Подоляк Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к ФИО1 <данные изъяты> о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обратилось с иском к ФИО1 <данные изъяты> о возложении обязанности.

В обоснование своих требований истец указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Бийскому лесничеству управления лесам Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков на основании приказа Минприроды Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно плановому (рейдовому) заданию от ДД.ММ.ГГГГ на территории Бийского-Катунского участкового лесничества Бийского лесничества выявлен факт самовольного использования лесных участков без разрешительных документов, вследствие которого установлено наличие в деянии гражданина ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое совершено при следующих обстоятельствах.

В кадастровом квартале (неустроенные леса) Бийско-Катунского участкового лесничества Бийского лесничества установлено, что ФИО1 на вышеуказанном лесном участке построена трасса для эндуро, а именно: самовольно установлены искусственные препятствия из автомобильных шин в количестве не менее <данные изъяты> штук. Разрешительные документы на данный вид использования лесного фонда отсутствуют.

Вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Целевое назначение вышеперечисленных лесных участков - защитные леса, категория защитных лесов - ценные: леса, расположенные в пустынях, полупустынях, лесостепи, лесотундровых зонах, степях, горах. Принадлежность указанных земельный участков к землям лесного фонда подтверждена Лесохозяйственным регламентов Бийского лесничества Алтайского края, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с пп.8 п.1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности.

В соответствии с п.1 ст.41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

В соответствии с п.5 ст.41 Лесного кодекса Российской Федерации Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.2 ст.41 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с п.3 ст.41 Лесного кодекса Российской Федерации на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

В соответствии п.1 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии п.2 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

В соответствии п.1 ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Разрешительные документы на право пользования лесным участком Бийско-Катунского участкового лесничества Бийского лесничества с кадастровом номером гражданину ФИО1 Минприроды Алтайского края не выдавало.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка искусственные препятствия из автомобильных шин в количестве не менее <данные изъяты> штук не демонтированы и располагаются на вышеуказанном участке.

В адрес ФИО1 направлялось требование об устранении нарушения, однако требования частично не исполнено.

Просят обязать ФИО1 осуществить работы по демонтажу искусственных препятствий из автомобильных шин в количестве не менее <данные изъяты> штук на земельном участке с кадастровым номером (неустроенные леса) Бийско- Катунского участкового лесничества Бийского лесничества с последующей рекультивацией.

Представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО2 в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать ФИО1 <данные изъяты> осуществить работы по демонтажу искусственных препятствий из автомобильных шин, расположенных на земельном участке с кадастровым номером (неустроенные леса) Бийско-Катунского участкового лесничества Бийского лесничества в точках с координатами в системе в количестве <данные изъяты> штуки; в количестве <данные изъяты> штук, осуществить работы по вывозу автомобильных шин, расположенных на земельном участке с кадастровым номером (неустроенные леса) Бийско-Катунского участкового лесничества Бийского лесничества в точках с координатами в системе в количестве <данные изъяты> штук, в количестве <данные изъяты> штук, в количестве <данные изъяты> штук, в количестве <данные изъяты> штук, в количестве <данные изъяты> штук с последующей рекультивацией.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что частично автомобильные шины уже им демонтированы, но складированы на земельном участке.

Представитель ответчика ФИО1- ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что истцом не доказано необходимости в рекультивации земель.

В судебное заседание явились: представитель третьего лица МУ "Комитет Администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края", представитель третьего лица МКУ "Комитет администрации Бийского района по образованию и делам молодежи", МБУДО "Центр внешкольной работы" Бийского района Алтайского края, представитель третьего лица Администрации Лесного сельсовета Бийского района Алтайского края.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Бийскому лесничеству управления лесам Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков на основании приказа Минприроды Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно плановому (рейдовому) заданию от ДД.ММ.ГГГГ на территории Бийского-Катунского участкового лесничества Бийского лесничества выявлен факт самовольного использования лесных участков без разрешительных документов, вследствие которого установлено наличие в деянии гражданина ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое совершено при следующих обстоятельствах.

В кадастровом квартале (неустроенные леса) Бийско-Катунского участкового лесничества Бийского лесничества установлено, что ФИО1 на вышеуказанном лесном участке построена трасса для эндуро, а именно: самовольно установлены искусственные препятствия из автомобильных шин в количестве не менее <данные изъяты> штук. Разрешительные документы на данный вид использования лесного фонда отсутствуют.

Вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разрешительные документы на право пользования лесным участком Бийско-Катунского участкового лесничества Бийского лесничества с кадастровом номером гражданину ФИО1 Минприроды Алтайского края не выдавало.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Согласно ч.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Согласно ч.2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Леса согласно части 1 статьи 60.12 ЛК РФ подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.

При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 ЛК РФ).

Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Законом N 7-ФЗ (часть 3 статьи 60.12 ЛК РФ).

Согласно ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).

С учетом представленных доказательств суд приходит к выводу о необходимости возложения на ФИО1 обязанности осуществить работы по демонтажу искусственных препятствий из автомобильных шин, расположенных на земельном участке с кадастровым номером (неустроенные леса) Бийско-Катунского участкового лесничества Бийского лесничества в точках с координатами в системе в количестве <данные изъяты> штуки; в количестве <данные изъяты> штук, осуществить работы по вывозу автомобильных шин, расположенных на земельном участке с кадастровым номером (неустроенные леса) Бийско-Катунского участкового лесничества Бийского лесничества в точках с координатами в системе в количестве <данные изъяты> штук, в количестве <данные изъяты> штук, в количестве <данные изъяты> штук, в количестве <данные изъяты> штук, в количестве <данные изъяты> штук.

Разрешая требования о возложении обязанности провести рекультивацию земельного участка, суд приходит к выводу о преждевременности заявленных требований.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Как следует из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

С учетом изложенного, доводы истца о нарушение земель при складировании автомобильных шин нуждаются в проверке.

Доказательств ухудшения качества земель в границах земельного участка в результате виновных действий ответчика, следствием чего необходимо разрешить вопрос об их рекультивации, суду не представлено.

Ходатайство о назначении судебной экологической экспертизы истцом не заявлено.

С учетом изложенного, Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности по рекультивации земель суд отказывает.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ФИО1 <данные изъяты> в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к ФИО1 <данные изъяты> о возложении обязанности удовлетворить частично.

Обязать ФИО1 <данные изъяты> осуществить работы по демонтажу искусственных препятствий из автомобильных шин, расположенных на земельном участке с кадастровым номером (неустроенные леса) Бийско-Катунского участкового лесничества Бийского лесничества в точках с координатами в системе в количестве <данные изъяты> штуки; в количестве <данные изъяты> штук.

Обязать ФИО1 <данные изъяты> осуществить работы по вывозу автомобильных шин, расположенных на земельном участке с кадастровым номером (неустроенные леса) Бийско-Катунского участкового лесничества Бийского лесничества в точках с координатами в системе в количестве <данные изъяты> штук, в количестве <данные изъяты> штук, в количестве <данные изъяты> штук, в количестве <данные изъяты> штук, в количестве <данные изъяты> штук.

Взыскать с ФИО1 <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться 24 декабря 2021 года в помещении суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Бийский районный суд.

Судья Г.В.Фоменко