Североморский городской суд Мурманской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Североморский городской суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Мотивированное решение изготовлено 17.05.2011 года
Дело № 2-534/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2011 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Роговой Т.В.,
С участием прокурора Анисимовой Н.С.,
при секретаре Бухаловой О.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1 о защите избирательных прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о нарушении своих избирательных прав и требованием об отмене Решения Совета депутатов ЗАТО г. Североморск № 115 от 15.03.2011 «Об избрании Главы муниципального образования ЗАТО г. Североморск», определении – на основании положений ст.ст. 9, 10 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - срока назначения прямых выборов Главы муниципального образования ЗАТО г. Североморск в связи с окончанием полномочий действующего Главы.
В судебных заседаниях требования уточнил, указав, что просит решить вопрос о назначении срока проведения выборов в случае отмены судом оспариваемого Решения № 115 от 15.03.2011 ( в соответствии с положениями ч. 1 ст. 261 ГПК РФ).
В обоснование своих требований в заявлении, а также в предварительном судебном заседании 12.04.2011 и в судебном заседании 12.05.2011 указал, что Решение Совета депутатов № 115 от 15.03.2011 «Об избрании Главы муниципального образования ЗАТО г. Североморск» является незаконным, поскольку принято с учетом изменений, внесенных в Устав ЗАТО г.Североморск Решением Совета депутатов № 55 от 21.10.2010 (в части порядка избрания Главы муниципального образования из числа депутатов представительного органа местного самоуправления), которое в свою очередь не зарегистрировано в установленном порядке до момента его опубликования в средствах массовой информации, соответственно, не имеет юридической силы. Данные доводы обосновал ссылками на положения ст.ст. 44, 47 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 65.6 Устава ЗАТО г.Североморск и ст. 15 Конституции РФ.
При этом, в соответствии со ст. 34.2. Устава ЗАТО г. Североморск Глава ЗАТО избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Согласно норм ч. 3 ст. 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Также указал, что в соответствии с п.1 ч.4 ст.3 ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований» для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляется новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями. В силу ч. 3 ст. 3 названного закона Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования. В связи с чем, полагает, что текст Устава, в связи с принятием Решения № 55 от 21.10.2010 (в также ранее принятых решений Совета депутатов с 2006 года о внесении изменений и дополнений в Устав) должен был полностью подвергнут редактированию (кодифицированию) и только в подобном виде представляться на регистрацию.
Кроме того, независимо от подтверждения факта соблюдения процедуры регистрации и опубликования Решения Совета депутатов ЗАТО г.Североморск № 55 от 21.10.2011, считает, что положения Устава муниципального образования, которыми определен порядок избрания Главы ЗАТО г.Североморск (с учетом изменений, внесенных Решением Совета депутатов № 55 от 21.10.2011) могут применяться лишь при избрании выборного должностного лица из числа депутатов представительного органа местного самоуправления нового созыва, а не действующего Совета депутатов ЗАТО г.Североморск, то есть не ранее марта 2015 года. Свой довод обосновал тем, что согласно ст. 29.2 Решения Совета депутатов ЗАТО г. Североморск № 55 от 21.10.2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав МО ЗАТО г. Североморск» Глава ЗАТО избирается Советом депутатов из состава депутатов Совета депутатов на первом заседании Совета депутатов нового созыва тайным голосованием на срок полномочий Совета депутатов». При том, что с даты избрания нынешнего Совета депутатов в марте 2010 года, по 15.03.2011 года прошло более одного года, и было проведено уже не одно заседание Совета депутатов ЗАТО г. Североморск. Считает, что оснований, установленных законом, для применения положений ст. 29.2 новой редакции Устава в марте 2011 года в связи с истечением полномочий действующего Главы ЗАТО г.Североморск – не имелось.
Также, положениями ч. 3 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрен ограниченный перечень случаев досрочного избрания Главы местного самоуправления, которых в марте 2011 года не наступило. В связи с чем, избрание главы ЗАТО г.Североморск 15.03.2011 из числа депутатов действующего созыва противоречит действующему законодательству.
Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, дают основания для признания оспариваемого Решения № 115 от 15.03.2011 незаконным.
Он, как гражданин пользующийся как активным, так и пассивным избирательным правом, вправе рассчитывать на проведение выборов Главы муниципального образования путем всенародного голосования. Таким образом, Решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск № 115 от 15.03.2011г. «Об избрании Главы муниципального образования ЗАТО г. Североморск» были нарушены его права, созданы препятствия к осуществлению избирательных прав, связанных с его участием в прямых выборах Главы муниципального образования, которые должны были пройти в ЗАТО г. Североморск 13.03.2011.
Также, в судебном заседании 12.05.2011, после выяснения позиции заинтересованных лиц и ознакомления с материалами дела, указал, что в целом Устав муниципального образования ЗАТО г. Североморск, принятый Решением Совета депутатов
ЗАТО г. Североморск от 22.06.2006 года № 160, на который ссылается
заинтересованная сторона, не был официально опубликован в газете
«Североморские вести», поэтому не имеет юридической силы и не может рассматриваться судом как доказательство по делу.
Просил заявление удовлетворить.
Заинтересованное лицо - ФИО2 в письменном мнении, а также в дополнительном мнении (том 1 л.д.32-34, 116) с заявлением ФИО1 не согласился и указал, что Решением Совета депутатов от 21.10.2010 № 55 внесены изменения и дополнения в Устав муниципального образования ЗАТО г. Североморск (далее - Устав ЗАТО) в части, касающейся порядка избрания Главы муниципального образования ЗАТО г. Североморск (далее - Глава ЗАТО). С учетом внесенных изменений Глава ЗАТО избирается Советом депутатов из числа своего состава и исполняет полномочия председателя Совета депутатов. Указанные изменения зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по Мурманской области 29.10.2010 года № RU 513400002010002.
04.11.2010 Решение Совета депутатов от 21.10.2010 № 55 опубликовано в газете «Североморские вести» № 44 и вступило в законную силу.
Таким образом, выполнены требования Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон № 131 - ФЗ), Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (в ред. ФЗ от 18.10.2007 № 230-ФЗ) и Устава ЗАТО о порядке принятия и вступления в силу муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав ЗАТО.
Вышеперечисленные законы и Устав ЗАТО не содержат требований
о том, что при официальном опубликовании муниципального правового акта
о внесении изменений и дополнений в Устав ЗАТО необходимо публиковать
сведения о государственной регистрации этого правового акта.
В связи с вышеизложенным, мнение заявителя о том, что Решение Совета депутатов от 21.10.2010 № 55 не вступило в законную силу и не подлежит применению, полагает несостоятельным и не основанным на законе.
С момента вступления в силу, т.е., после 04.11.2010 года Совет
депутатов и избирательная комиссия не вправе был принимать решения о
назначении муниципальных (прямых) выборов Главы ЗАТО, а Федеральный
закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» применяется только в части регулирования выборов депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Североморск на основе всеобщего равного прямого избирательного права и не применяется при выборах Главы ЗАТО.
Правила п. 8 ст. 44 ФЗ № 131-ФЗ о том, что изменения и дополнения
в Устав муниципального образования, изменяющие структуру и полномочия органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений, не распространяются на полномочия, срок полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, о чем прямо указано в Федеральном законе № 131-ФЗ.
Ссылка заявителя на ст. 34.2 Устава ЗАТО является несостоятельной
в связи с тем, что в соответствии с Решением Совета депутатов от 16.10.2008
№ 424 прежняя редакция статьи утрачивает силу со дня окончания полномочий действующего Главы ЗАТО.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Федерального закона от 18.10.2007 №
230-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) Глава ЗАТО, избранный до дня вступления в
силу этого закона на муниципальных выборах и возглавляющий администрацию ЗАТО, осуществляет свои полномочия до истечения срока полномочий, определенного Уставом ЗАТО. В соответствии с Законом Мурманской области от 01.03.2010 № 1203-01-ЗМО полномочия Главы ЗАТО продлены до 13.03.2011. Таким образом, выборы Главы ЗАТО из состава Совета депутатов не могли быть проведены ранее окончания срока
полномочий действующего Главы ЗАТО.
Некорректным полагает вывод заявителя о том, что Глава ЗАТО может быть избран только на первом заседании Совета депутатов нового созыва, т.е. не ранее 15.03.2015. Этот вывод находится в явном противоречии с п. 29.3.10 Устава ЗАТО, согласно которого порядок избрания Главы ЗАТО, установленный Уставом ЗАТО, применяется и при избрании Главы ЗАТО из состава Совета депутатов действующего созыва в случаях, установленных законодательством. Кроме того, п. 29.3 Устава ЗАТО говорит о том, что полномочия Главы ЗАТО прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы ЗАТО.
С учетом положений Федерального закона № 230-ФЗ и Закона Мурманской области № 1203-01-ЗМО, о которых указано выше, Совет депутатов был вправе избрать Главу ЗАТО по окончанию полномочий действующего Главы ЗАТО.
В связи с чем, Совет депутатов внес в повестку дня и принял Решение Совета депутатов от 15.03.2011 № 115 «О выборах Главы муниципального образования ЗАТО г. Североморск».
Заявитель считает, что нарушено его конституционное право избирать и быть избранным в органе местного самоуправления и что Решением Совета депутатов от 15.03.2011 № 115 созданы препятствия к осуществлению его активных и пассивных избирательных прав. Однако, в соответствии со ст.ст. 34, 36 Федерального закона № 131-ФЗ, порядок формирования органов местного самоуправления определяется Уставом ЗАТО. Изменения, внесенные Решением Совета депутатов от 21.10.2010 № 55, изменившие порядок выборов Главы ЗАТО, вступили в силу, поэтому нарушения конституционных избирательных прав ФИО1 Совет депутатов не усматривает и считает, что не имеется оснований к удовлетворению требований заявителя.
В соответствии с Уставом муниципального образования ЗАТО г. Североморск (далее - Устав ЗАТО) Глава ЗАТО избирается из состава депутатов Совета депутатов (ст. 29 Устава ЗАТО). Пункт 29.1 ст. 29 Устава ЗАТО устанавливает, что Глава ЗАТО является депутатом Совета депутатов. Аналогичная норма имеется и в Федеральном законе № 131-ФЗ.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Совета депутатов нового созыва. Поскольку Глава ЗАТО, избранный Решением Совета депутатов от 15.03.2011 № 115, является депутатом Совета депутатов, его полномочия не могут прекращаться в сроки, отличающиеся от сроков прекращения полномочий Совета депутатов, в состав которого он был избран. Поэтому полномочия Главы ЗАТО, избранного 15.03.2011 прекращаются одновременно с прекращением полномочий Совета депутатов четвертого созыва.
Таким образом, не может идти речь о том, что Глава ЗАТО избран на
пять лет. Такое утверждение противоречит Федеральному закону № 31 -ФЗ и Уставу ЗАТО.
Также необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательной. Исключения из этого правила устанавливаются Федеральным законом № 131-ФЗ и не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
В предварительном судебном заседании 12.04.2011 и судебном заседании 12.05.2011 представитель ФИО2 Горбунова Е.А. вышеизложенную позицию поддержала и дополнительно (по доводам ФИО1) полагала ошибочной позицию заявителя о том, что при осуществлении регистрации весь Устав муниципального образования должен быть отредактирован (кодифицирован), поскольку данный вид документа будет представлять новую его редакцию.
Пояснила, что Устав ЗАТО г.Североморск был принят решением Совета депутатов № 100 от 22.12.2005 и направлен на государственную регистрацию; зарегистрирован в органах юстиции 24.01.2006 и опубликован 03.02.2006 в газете «Североморские вести» за № 5.
Однако, в последствии было получено уведомление из регистрационного органа о допущенной ошибке при регистрации (в указании номера) и сообщение о присвоении иного регистрационного номера, отозвано ранее выданное свидетельство о регистрации Устава и выдано новое. В связи с чем, на Уставе ЗАТО, принятом 22.12.2005, стоял штамп с неверной регистрацией.
Решением Совета депутатов от 22.06.2006 № 160 в Устав ЗАТО были внесены изменения и дополнения, которые направлены в установленном порядке на регистрацию (были представлены в виде кодифицированного Устава с внесенными изменениями). Орган юстиции произвел на титульном листе изменений в Устав ЗАТО отметку о регистрации указанных изменений и все последующие отметки о регистрации изменений и дополнений в Устав производил на этом же титульном листе (а не на тексте Устава, принятого 22.12.2005).
Просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица Якубовская В.А. поддержала в судебном заседании позицию Горбуновой Е.А.
Председатель ФИО3, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Стома И.В. в письменном мнении на заявление (том 1 л.д. 19-20) и в судебном заседании указал, что в соответствии с действовавшими до ноября 2010 года положениями Устава муниципального образования ЗАТО г. Североморск, регулирующими вопросы порядка избрания и срока полномочий главы муниципального образования ЗАТО г. Североморск, данное выборное должностное лицо местного самоуправления избиралось на муниципальных выборах на срок полномочий 5 лет.
Предыдущие выборы главы муниципального образования ЗАТО г.Североморск состоялись в декабре 2005 года. По результатам выборов главой муниципального образования был избран ФИО4.
В соответствии с действовавшими на тот момент положениями Устава ЗАТО, очередные выборы главы муниципального образования ЗАТО г. Североморск должны были состояться в декабре 2010 года.
Однако, в марте 2010 года вступил в силу Закон Мурманской области от 01.03.2010 № 1203-01-ЗМО «О продлении срока полномочий главы муниципального образования закрытое административно-территориальное образование город Североморск». Данным Законом срок полномочий действующего главы муниципального образования был продлен до 13.03.2011 марта 2011 года.
Исходя из сроков полномочий главы муниципального образования, выборы главы муниципального образования ЗАТО г. Североморск должны были состояться 13.03.2011.
В связи с принятием Советом депутатов решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования ЗАТО г. Североморск (решение № 55 от 21.10.2010), его последующей государственной регистрацией и официального опубликования (газета «Североморские вести» от 04.11.2010) изменился порядок избрания главы муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения и дополнения, внесенные в Устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления) вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего данный муниципальный акт.
Из содержания данного положения Федерального закона следует, что изменения положений Устава муниципального образования ЗАТО г. Североморск, касающиеся порядка избрания главы муниципального образования из состава депутатов Совета депутатов, вступили в силу с 04.11.2010 и Совет депутатов имел законное право избирать главу муниципального образования ЗАТО г. Североморск после 13.03.2011.
В связи с чем, полагал, что предусмотренные Федеральным законом основания для назначения и проведения, в установленные сроки, муниципальных выборов главы муниципального образования ЗАТО г. Североморск, отсутствовали.
Также указал, что с учетом внесенных изменений, положения ст. 44 вышеназванного закона позволяют представительному органу местного самоуправления менять порядок выборных должностных лиц неограниченное число раз – в пределах своих полномочий.
Кроме того, просил учесть, что 15.03.2011 состоялись не досрочные муниципальные выборы, а выборы Главы ЗАТО в соответствиями с изменениями, внесенными в Устав ЗАТО, в связи с окончанием полномочий действующего Главы. При таких условиях назначение всенародных выборов нарушало бы положения действующего законодательства. В связи с чем, при выборах Главы муниципального образования ЗАТО г.Североморск 15.03.2011 Совет депутатов руководствовался положениями действующего Устава ЗАТО.
Просил в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Заслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, обозрев Устав муниципального образования ЗАТО г.Североморск, принятый 22.12.2005 редакции положений Устава с внесенными в них изменениями и дополнениями за 2006-2010г.г., свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования ЗАТО г.Североморск; номера газеты Североморские вести с публикациями Устава ЗАТО г.Североморск и Решениями Совета депутатов о внесении изменений в Устав за 2005-2010г.г., учитывая заключение прокурора, полагавшего требования заявителя не основанными на законе, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 2 ст. 3).
Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу ст. 46 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 75 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Порядок реализации гражданами избирательных прав при проведении референдума, выборов определяется законодательством об избирательных правах и их реализации (в том числе - Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии с ч.1 и ч. 3 ст. 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным.
Согласно ст. 4 названного закона гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным (в том числе) выборным должностным лицом местного самоуправления.
Как установлено судом, Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г.Североморск № 115 от 15.03.2011 Главой муниципального образования ЗАТО г.Североморск избран депутат по избирательному округу № 13 – ФИО5.
Заявитель полагает, что данное решение нарушает его избирательные права на проведение муниципальных выборов путем всенародного голосования в порядке, определенном Уставом муниципального образования ЗАТО г.Североморск, с учетом положений федерального законодательства. Однако, суд находит его позицию основанной на неверном толковании закона.
Так, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно положений части 1 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В силу ст. 4 названного закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 17 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в том числе – принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются муниципальные выборы, которые в силу ст. 23 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии со ст. 34 ФЗ № 131 от 06.10.2003 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1).
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом (ч. 2 ст. 34 названного закона)
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (ч. 3 ст. 34 названного Закона).
В соответствии со ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (п. 10).
Согласно ч. 2 ст. 36 этого же закона Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Устав муниципального образования ЗАТО г.Североморск принят Решением Совета депутатов № 100 от 22.12.2005, зарегистрирован в установленном порядке 24.01.2006, о чем выдано соответствующее свидетельство и опубликован в газете «Североморские вести» 03.02.2006 (том 1 л.д. 118, 123, 124-131, 133-135, 157-176) и предусматривал порядок избрания Главы путем проведения муниципальных выборов (ст. 14).
С 2006 года в Устав ЗАТО г.Североморск в установленном порядке вносился ряд изменений и дополнений решениями Совета депутатов ЗАТО г.Североморск: № 160 от 22.06.2006, № 302 от 06.11.2007, № 424 от 16.10.2008, № 500 от 05.05.2009, № 545 от 17.11.2009, № 587 от 09.03.2010 (том 1 л.д. 136- 153, 177-210).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007 № 230 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» были внесены изменения в Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
В частности, названный Федеральный закон № 230-ФЗ определил, что главой местной администрации ЗАТО является лицо, назначаемое на должность главы по контракту.
Данное положение для ЗАТО г.Североморск означало необходимость внесения изменений в Устав ЗАТО г.Североморск, касающихся структуры органов местного самоуправления.
Такие изменения, как и изменения, касающиеся порядка выборы главы муниципального образования, внесены Советом депутатов путем изменения и дополнения положений Устава ЗАТО г.Североморск - Решением № 55 от 21.10.2010, что не противоречит положениям ст. 44 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (том 1 л.д.211-216).
Так, названным решением статья 29 изложена в новой редакции и предусматривает, что Глава муниципального образования "закрытое административно-территориальное образование г. Североморск Мурманской области" является высшим должностным лицом ЗАТО г. Североморск, наделенным Уставом ЗАТО в соответствии с законодательством, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является депутатом Совета депутатов и исполняет полномочия председателя Совета депутатов (ст. 29.1); избирается Советом депутатов из состава депутатов Совета депутатов, на первом заседании Совета депутатов нового созыва тайным голосованием на срок полномочий Совета депутатов (ст. 29.2); полномочия Главы ЗАТО начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы ЗАТО, за исключением случаев, установленных законодательством, в том числе досрочного прекращения полномочий Главы ЗАТО (ст. 29.3).
Кроме того, Устав дополнен статьей 29.3.10 о том, что порядок избрания Главы ЗАТО, определенный регламентом Совета депутатов и предусмотренный настоящей статьей, применяется и при избрании Главы ЗАТО из состава Совета депутатов действующего созыва в случае досрочного прекращения полномочий ранее избранного Главы ЗАТО, а также в случаях, установленных законодательством.
В декабре 2005 года на должность Главы ЗАТО г.Североморск избран ФИО4 сроком на 5 лет.
Пунктом п. 5 ст. 36 Федерального закона от 18.10.2007 № 230 предусмотрено, что глава закрытого административно-территориального образования, избранный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона на муниципальных выборах и возглавляющий местную администрацию, осуществляет свои полномочия до истечения срока полномочий, определенного уставом закрытого административно-территориального образования.
Кроме того, в соответствии с Законом Мурманской области от 01.03.2010 № 1203-01-ЗМО полномочия Главы ЗАТО г.Североморск продлены до 13.03.2011.
В связи с чем, выборы Главы муниципального образования ЗАТО г.Североморск могли состояться лишь по окончании срока полномочий действовавшего Главы, то есть не ранее 13.03.2011, и в порядке, определенном Уставом ЗАТО г.Североморск (с учетом изменений, внесенных Решением Совета депутатов № 55 от 21.10.2010).
Согласно представленных в дело доказательств, подвергать сомнению которые у суда оснований не имеется, указанные изменения в Устав ЗАТО г.Североморск зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по Мурманской области 29.10.2010 года за № RU 513400002010002; 04.11.2010 Решение Совета депутатов № 55 от 21.10.2010 опубликовано в газете «Североморские вести» № 44 и вступило в законную силу в соответствии с положениями ч. 2 ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (том 1 л.д. 81-83, 120, 154-156).
Следовательно, доводы заявителя об отсутствии государственной регистрации вышеназванных изменений и дополнений в Устав ЗАТО г.Североморск опровергнуты исследованными доказательствами.
Доводы заявителя о нарушении положений ФЗ «О государственной регистрации Уставов муниципальных образований» от 21.07.2005 № 97-ФЗ при регистрации изменений и дополнений, внесенных в Устав ЗАТО г.Североморск Решением № 55 от 21.10.2010, суд находит не состоятельными, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 3 названного закона № 97-ФЗ для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в регистрирующий орган направляются новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями; решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт. Данные требования закона выполнены (том 1 л.д. 120, 154-156).
Заявитель ошибочно толкует основы законодательства в части внесения в нормативно-правовые акты изменений и дополнений полагая, что нормативно-правовой акт в таком случае должен быть кодифицирован, путая понятия «изменения» и «новая редакция» закона (иного нормативно-правового акта).
Таким образом, с момента вступления в законную силу изменений и дополнений в Устав ЗАТО, принятых Решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск № 55 от 21.10.2010 о порядке выборов главы муниципального образования, оснований для назначения муниципальных (прямых) выборов Главы ЗАТО г.Североморск - не имелось.
Ссылки ФИО1 о том, что принятые изменения и дополнения в Устав ЗАТО могли распространяться на порядок избрания Главы ЗАТО г.Североморск лишь с марта 2015 года (т.е. с избранием нового Совета депутатов) не состоятельны, поскольку обратное установлено ст.29.3.10 Устава ЗАТО г.Североморск (в редакции Решения № 55 от 21.10.2010) и соответствует условиям, наступившим в связи с принятием Федерального закона РФ № 230-ФЗ от 18.10.2007 и Закона Мурманской области от 01.03.2010 № 1203-01-ЗМО (о чем прямо указано в преамбуле оспариваемого Решения № 115 от 15.03.2011).
Кроме того, положения ч. 6 ст. 44 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений, не распространяются на полномочия, срок полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Решение № 115 от 15.03.2011 принято Советом депутатов ЗАТО г.Североморск в пределах предоставленной компетенции, соответствует положениям федерального законодательства и муниципального правового акта.
В связи с чем, доводы заявителя о допущенных при проведении 15.03.2011 года выборов Главы муниципального образования ЗАТО г.Североморск нарушениях Конституции РФ и его избирательных прав, гарантированных законодательством, своего подтверждения не нашли.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения заявления ФИО1 не имеется.
Исходя из предмета спора и пределов судебного разбирательства, иные доводы заявителя на существо принимаемого решения не влияют и судом не оцениваются.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом ст.56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении заявления о защите избирательных прав - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Т.В. Роговая
СПРАВКА: решение обжаловалось, определением судебной коллегии оставлено без изменения.