ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5342/12 от 18.09.2012 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2-5342/12ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приволжский районный суд г.Казани в составе:

председательствующего судьи Малковой Я.В.,

при секретаре Хасановой Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ ее поставили на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор социальной ипотеки. ДД.ММ.ГГГГ ею были сданы необходимые документы ответчику. ДД.ММ.ГГГГ истице стало известно, что она не прошла перерегистрацию по причине отсутствия регистрации по месту жительства. На сегодняшний день ФИО1 по договору социальной ипотеки оплачено 916 000 рублей. Просит признать недействительным распоряжение об отказе в прохождении перерегистрации после осуществления предварительного выбора для будущей собственной квартиры в системе социальной ипотеки, обязать ответчика признать ее прошедшей перерегистрацию и оставить за ней выигранную квартиру по адресу: <адрес>.

В предварительном заседании истица уточнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила признать недействительным распоряжение главы администрации МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» об отказе в перерегистрации и снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истица и ее представитель уточненные требования поддержали.

Представитель ответчика МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора НО «Государственный жилищный фон при президенте РТ» в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, о времени и месте судебного заседания был извещен.

Поскольку истец согласен на вынесение по настоящему делу заочного решения, то суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие представителей ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Суд, выслушав истца и его представителя, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Правилами и Порядком постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в РТ, утвержденными Постановлением Кабинета Министров РТ от 15.04.2005 № 190, настоящие Правила и Порядок определяют правила и порядок обращения граждан Российской Федерации, являющихся жителями Республики Татарстан, зарегистрированных по постоянному месту жительства, с заявлением о постановке на учет предоставления жилых помещений в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства, определенными законодательством (по социальной ипотеке).

В соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п. 3 Правилам и Порядку постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в РТ, утвержденными Постановлением Кабинета Министров РТ от 15.04.2005 № 190 норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия.

Согласно п. 10 вышеуказанных Правил и Порядку заявителю в постановке на учет отказывается в случаях:

представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в п. 7.1 настоящих Правил и порядка;

отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением N 3 настоящих Правил и порядка, и полноты их заполнения;

выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах;

неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 15 настоящих Правил и порядка.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в МУ «Администрация Приволжского района ИКМО г. Казани» с заявлением об улучшении жилищных условий по системе социальной ипотеки.

Распоряжением главы администрации Приволжского района ИКМО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

При этом как следует из самого текста распоряжения на момент его вынесения ФИО1 была выселена из комнаты квартиры д. по <адрес>, то есть не имела регистрации на территории Республики Татарстан. Основанием для постановки ее на учет послужило отсутствие обеспеченности жилой площадью.

Согласно распоряжению главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с отсутствием регистрации по постоянному месту жительства.

Как видно из материалов дела ФИО1 по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ была выселена из комнаты квартиры д. по <адрес>. С данного времени и по настоящее время истица не имеет регистрации по месту жительства.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 работает в г. Казани на должности <данные изъяты>. По утверждению истицы, с ДД.ММ.ГГГГ она проживает в г. Казани. Данное обстоятельство ответной стороной не опровергнуто.

К моменту рассмотрения дела истицей по договору социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ выплачено НО «Государственный жилищный фон при президенте РТ» 1 019 200 рублей.

С учетом изложенных обстоятельств, распоряжение главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ следует признать не обоснованным, поскольку само по себе отсутствие регистрации истицы по месту жительства не должно нарушать ее права на улучшение жилищных условий.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года за N 713 установлено, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.

Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.

При этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ о выселении ФИО1 явилось основанием для ее постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Одновременно снятие с регистрации по месту жительства на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ явилось основанием для вынесения оспариваемого распоряжения.

Как неоднократно отмечал в своих постановлениях Конституционный Суд РФ (постановления от 29.01.2004г., 24.05.2001 года) изменение ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

При таких обстоятельствах отказ МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» в перерегистрации ФИО1 и снятии ее с на учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий нельзя признать законным. Применение действующих нормативных актов, в том числе и постановления Кабинета Министров РТ от 15.04.2005г. № 190 должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Обстоятельства, связанные с нуждаемостью ФИО1 в улучшении жилищных условий, с момента постановки ее на учет в ДД.ММ.ГГГГ не изменились.

С учетом изложенного суд находит исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198, 234-238 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение главы администрации МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» об отказе в перерегистрации и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение 1 месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 1 месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья