ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5343/13 от 26.07.2013 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

дело №2-5343/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2013 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего судьи Капранова В.В.

при секретаре Петровской Г.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочановой О.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Прикубанском округе г.Краснодара о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Кочанова О.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Прикубанском округе г.Краснодара (далее – УПФ РФ (ГУ) в ПО г.Краснодара) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В обоснование своих требований истица указала, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в ПО г.Краснодара № от 16.10.2012г. ей необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом были исключены из специального стажа периоды работы истицы: с 01.11.1999г. по 01.09.2000г. в должности <данные изъяты>; с 01.10.2004г. по 31.01.2008г. в должности <данные изъяты>; с 01.02.2008г. по 03.09.2008г. в должности <данные изъяты>; с 01.09.2009г. по 16.07.2012г. в должности <данные изъяты> в связи с тем, что согласно п.3 Постановления №79 от 01.02.2001г., Списку №1067 и п.12 Правил исчисления периодов работы, утверждённых 29.10.2002г., для зачёта в педагогический стаж работы в учреждении дополнительного образования необходимо иметь на 01.01.2001г. стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, не менее 16 лет 8 месяцев и факт работы в должностях и учреждениях дополнительного образования с 01.11.1999г. по 31.12.2000г.,- у Кочановой О.М. не выполнено второе условие. То есть, все перечисленные периоды работы не включены в специальный стаж из-за того, что наименование учреждения «<данные изъяты>» не соответствовало требованиям Списка к наименованию учреждений, что истица находит незаконным, а такой отказ ответчика нарушающим её права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Также Кочанова О.М. обращает внимание на то, что не смотря на несоответствие наименования, функции, цели, задачи и направления деятельности детской музыкальной школы ничем не отличаются от направлений деятельности учреждений, наименование которых содержится в Списках, и учреждений дополнительного образования. На основании изложенного Кочанова О.М. просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включив в специальный трудовой стаж спорные периоды её трудовой деятельности, и назначить ей пенсию со дня обращения с соответствующим заявлениям в УПФ РФ (ГУ) в ПО г.Краснодара – с 16.07.2012г.

В судебном заседании истица требования иска поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика требования иска не признала.

Представитель третьего лица Краснодарской городской территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ поддержала исковые требования Кочановой О.М.

Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования иска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ».

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001г.

При назначении пенсии по пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуются Списком профессий и должностей работников народного образования, утверждённым постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 для периодов работы до 01.11.1999г.; после 01.11.1999г. и до 14.11.2002г. – Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённым постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067; с 14.11.2002г. (либо за все периоды деятельности) – Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённым постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Списки являются исчерпывающими, применяются буквально и расширительному толкованию не подлежат.

Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство РФ постановлениями от 29.10.2002г. №781 и от 22.09.1999г. №1067 утвердило названные списки, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию прав граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Кочанова О.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась 16.07.2012г. к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в ПО г.Краснодара от 16.10.2012г. (протокол №) ей отказано в назначении такой пенсии в виду отсутствия требуемого специального педагогического стажа 25 лет, а к зачету в специальный стаж принято 17 лет 4 месяца 11 дней.

Ответчиком не были приняты в специальный педагогический стаж спорные периоды работы истицы по тем основаниям, что согласно п.3 Постановления №79 от 01.02.2001г., Списку №1067 и п.12 Правил исчисления периодов работы, утверждённых 29.10.2002г., для зачёта в педагогический стаж работы в учреждении дополнительного образования необходимо иметь на 01.01.2001г. стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, не менее 16 лет 8 месяцев и факт работы в должностях и учреждениях дополнительного образования с 01.11.1999г. по 31.12.2000г.,- у Кочановой О.М. не выполнено второе условие, то есть в наименовании <данные изъяты> в указанный период отсутствовало указание на то, что это учреждение дополнительного образования.

С такими выводами УПФ РФ (ГУ) в ПО г.Краснодара суд не может полностью согласиться.

Согласно положениям п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 01.02.2001г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N 781.

В разделе 2 «Наименование должностей» Списка №781 предусмотрена должность «преподаватель», а в разделе 2 «Наименование учреждений» - учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), среди которых указана «детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств».

В целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного Суда РФ в п.16 постановления от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с п.1 ст.12 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Согласно пп.8 п.4 ст.12 названного закона к образовательным учреждениям отнесены и учреждения дополнительного образования детей. При этом деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений (п.5).

Постановлениям Правительства РФ от 07.03.1995г. №233 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, регулирующее деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей в спорный период. В п.1 Положения перечислены виды учреждений дополнительного образования детей, в числе которых названа «детская школа искусств, в том числе по видам искусств». Согласно п.2 данного Типового положения образовательное учреждение дополнительного образования детей – это тип образовательного учреждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основные задачи учреждения: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры и т.д.

В силу п.6 Типового положения учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, Типовым положениям и собственным уставом.

Согласно справке МОУДОД ДШИ им.Г.Ф.Пономаренко МО г.Краснодар данное учреждение первоначально называлось Детская музыкальная школа № <адрес>, затем, в сентябре 1995 года была переименована в Муниципальное учреждение культуры Детскую музыкальную школу № нового типа г.Краснодара. В феврале 1996 года она стала называться Муниципальное учреждение культуры Детская музыкальная школа № нового типа г.Краснодара имени Григория Пономаренко. В июне 2001 года к данному учреждению было присоединено Муниципальное учреждение культуры «Школа общего музыкального образования №» г.Краснодара. В июле 2001 года Муниципальное учреждение культуры Детская музыкальная школа № нового типа г.Краснодара имени Григория Пономаренко переименовано в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краснодарская детская школа искусств им.Г.Ф.Пономаренко». В июне 2007 года школа переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им.Г.Ф.Пономаренко.

Из содержания п.п.2.1, 2.2, 2.3 Устава Муниципального учреждения культуры Детская музыкальная школа № нового типа г.Краснодара имени Григория Пономаренко от 1996 года следует, что целью создания школы является реализация государственной программы по всестороннему удовлетворению образовательных потребностей граждан, общества, государства посредством индивидуальной педагогической деятельности. Предметом деятельности школы является обучение детей и подростков различным видам искусства. Школа осуществляет следующие виды деятельности: обучение учащихся всем видам художественного творчества по программам, утверждённым вышестоящим ведомством, подготовка учащихся к выбору будущей профессии в области искусства и культуры, организация кружков и курсов по созданию изделий народного творчества, организация и проведение конкурсов, фестивалей и концертов и т.д.

Приведённое выше содержание Устава подтверждает, что на протяжении спорного периода с 01.11.1999г. по 01.09.2000г. Кочанова О.М. работала во внешкольном образовательном учреждении (учреждении дополнительного образования детей), являющимся «детской школой искусств», т.е. его тип и вид, цели и задачи, а также направления деятельности соответствуют типу и виду, целям, задачам и направлению деятельности учреждения, предусмотренного соответствующим разделом Списка №781. Следовательно, спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Кроме того, в ряде определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ (от 30.08.2002г., 31.07.2001г., 17.07.2001г., 27.03.2001г.) указано, что поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ заявителям в назначении пенсии является незаконным; пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

С учётом включения периода работы Кочановой О.М. с 01.11.1999г. по 01.09.2000г. <данные изъяты> в её специальный трудовой стаж, истица имеет факт педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г., то есть второе условие, предусмотренное п.12 Правил №781, соблюдено. В связи с этим, и последующие периоды работы истицы в учреждениях дополнительного образования: с 01.10.2004г. по 31.01.2008г. в должности преподавателя по классу фортепиано Краснодарской детской школы искусств им.Г.Ф.Пономаренко (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краснодарская детская школа искусств им.Г.Ф.Пономаренко», Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств им.Г.Ф.Пономаренко); с 01.02.2008г. по 03.09.2008г. в должности <адрес> с 01.09.2009г. по 16.07.2012г. в должности <данные изъяты> (где Кочанова О.М. работает по настоящее время) также подлежат зачёту в специальный стаж. Таким образом, специальный стаж Кочановой О.М., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, составляет более 25 лет.

В связи с установленным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в ПО г.Краснодара от 16.10.2012г. об отказе Кочановой О.М. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности являете необоснованным, нарушающим ее право на такое назначение. Следовательно, на основании положений п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. назначить такую пенсию со дня обращения истицы с заявлением в Управление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кочановой О.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Прикубанском округе г.Краснодара о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Прикубанском округе г.Краснодара № от 16.10.2012г. об отказе Кочановой О.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях».

Включить периоды работы Кочановой О.М. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности:

с 01.11.1999г. по 01.09.2000г. в должности <адрес>;

с 01.10.2004г. по 31.01.2008г. в должности <адрес>

с 01.02.2008г. по 03.09.2008г. в должности <адрес>

с 01.09.2009г. по 16.07.2012г. в должности <адрес>

Назначить Кочановой О.М. досрочную трудовую пенсию по основаниям пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Прикубанском округе г.Краснодара – с 16 июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара в течение месяца.

Председательствующий (подпись)

Копия верна:

Судья

Секретарь