Дело № 2-5343/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 ноября 2018 года Уссурийский районный суд в составе председательствующего судьи Дроздовой Н.В. при секретаре Скавыш М.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании устранить нарушения путем рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство в соответствии с требовании ст. 51 ГК РФ У С Т А Н О В И Л Истец обратился с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что на основании договора аренды земельного участка XXXX от ДД.ММ.ГГ, заключенного между истцом и администрацией УГО в пользовании истца на праве аренды находится земельный участок площадью XXXX кв.м. для завершения строительства, кадастровый XXXX, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом, участок находится примерно в 17 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: XXXX, разрешенное использование: для строительства здания «XXXX». Согласно проектной документации на указанном участке планируется строительство двухэтажного XXXX, общая площадь здания XXXX кв.м. ДД.ММ.ГГ. истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство указанного объекта на данном земельном участке. Согласно ответа Управления градостроительства администрации УГО XXXX от ДД.ММ.ГГ. истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство объекта, в связи с отсутствием документов, предусмотренных ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, а именно не предоставлено положительное заключение экспертизы проектной документации в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ. Однако, истец с данным отказом не согласен, так как на момент подачи истцом заявления о выдаче разрешения на строительство критерии отнесения объектов капительного строительства к объектам массового пребывания граждан не были утверждены, в связи с чем, отказ администрации УГО является незаконным. Просит признать отказ Управления градостроительства администрации УГО XXXX от ДД.ММ.ГГ. незаконным, обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на строительство на земельном участке площадью XXXX кв.м. для завершения строительства, кадастровый XXXX, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом, участок находится примерно в 17 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: XXXX, разрешенное использование: для строительства здания «XXXX» в соответствии с требованиями ст.51 Градостроительного кодекса РФ. В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивала, привела доводы, аналогичные исковому заявлению. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на исковое заявление, согласно которым, несмотря на отсутствие критериев отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, ответчик руководствовался нормативными актами, определяющими понятие «массового пребывания граждан», в целях недопущения повтора трагических событий в XXXX в ДД.ММ.ГГ., по вине лиц, согласовавших проект строительства объекта. Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, полагает следующее. Из материалов дела следует, что между администрацией Уссурийского городского округа и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка XXXX от ДД.ММ.ГГ на земельный участок площадью XXXX кв.м. для завершения строительства, кадастровый XXXX, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом, участок находится примерно в 17 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: XXXX, разрешенное использование: для строительства здания «XXXX». Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ., ФИО1 принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства (здание – XXXX с ресторанным комплексом), общая площадь застройки XXXX кв.м., степень готовности объекта 10,7%, адрес (местонахождение) объекта: XXXX. Согласно ч. 1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. ДД.ММ.ГГ. ФИО1 обратился в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство указанного объекта на данном земельном участке. В соответствии с ч. 4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. Список документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство установлен п.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, среди которых в том числе указано положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса. Согласно ответа Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа XXXX от ДД.ММ.ГГ. ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства на основании ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. ФИО1 не представлено положительного заключения экспертизы проектной документации в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ. Согласно п. 4 ч. 2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем XXXX квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами При этом, в соответствии с п.2.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства Согласно проектной документации на указанном участке планируется строительство двухэтажного XXXX, общая площадь здания XXXX кв.м. Зал кафе предназначен для размещения XXXX посадочных мест. Детский игровой зал расположен на 1 этаже вместимостью XXXX мест. На 2 этаже располагается зал отдыха для взрослых, сопровождающих детей, рассчитанный на XXXX мест. Общий штат персонала составляет 7 человек. Одновременно в здании предусматривается пребывание до XXXX человек персонала и посетителей, а именно XXXX человек. Согласно приложения Б Термины и определения СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения СНиП 31-06-2009» помещение с массовым пребыванием людей – это помещение с количеством людей более чем 1 чел. на 1 кв.м. помещения площадью 50 кв.м. и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы, кассовые залы, залы ожидания и др.) (п.Б20). Согласно ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в п. п. 4 и 5 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется Таким образом, если объекты капитального строительства относятся к объектам массового пребывания граждан, то экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства, является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан будут утверждены Минстроем России. При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчик обоснованно отказал истцу в выдаче разрешения на строительство, руководствуясь при этом действующими нормативными актами и Сводами правил, так как критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан на данный момент, не утверждены Минстроем России и не находит оснований для возложения обязанности повторного рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство на земельном участке площадью XXXX кв.м. для завершения строительства, кадастровый XXXX, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом, участок находится примерно в 17 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: XXXX, разрешенное использование: для строительства здания «XXXX» в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также, суд обращает внимание, на то, что само назначение объекта незавершенного строительства: здание – XXXX с ресторанным комплексом предполагает массовое пребывание людей, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме. По изложенному, руководствуясь ст.ст.197, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении исковых требований о признании отказа Управления градостроительства администрации Уссурийского округа XXXX от ДД.ММ.ГГ разрешения на строительство объекта незаконным, возложении обязанности устранения нарушения прав и законных интересов истца путем рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство на земельном участке площадью XXXX кв.м. для завершения строительства, кадастровый XXXX, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом, участок находится примерно в 17 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: XXXX, разрешенное использование: для строительства здания «XXXX» в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий Н.В. Дроздова Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2018 года. |