ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5343/20 от 25.11.2020 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-5343/2020

УИД 75RS0001-02-2020-007219-02

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2020 года г. Чита

Центральный районный суд города Чита в составе

председательствующего судьи Сергеевой Д.П.,

при секретаре Ботевой А.И.,

с участием представителя истца Гавриловой Г.В., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Свободненский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Свободненской транспортной прокуратурой в соответствии с планом работы прокуратуры на 1 квартал 2020 года проведена проверка исполнения требований законодательства при погрузке-разгрузке опасных грузов и безопасности движения на подъездных путях Свободненского отдела МТО Забайкальской дирекции снабжения ОАО «РЖД».

В ходе проведения указанной проверки в период времени с 10 по 28 февраля 2020 года на складах топлива станций Белогорск, Бурея, Завитая Свободненского отдела материально-технического обеспечения Забайкальской дирекции снабжения ОАО «РЖД» установлено, что на примыкающих железнодорожных путях к указанным складам топлива на постоянной основе осуществляется производственная деятельность, связанная с погрузкой (разгрузкой) опасных грузов, в том числе нефтепродуктов, однако указанная производственная деятельность с опасными грузами осуществляется с нарушениями установленных правил перевозок опасных грузов, а именно: на сливных эстакадах складов топлива на станциях Белогорск и Бурея отсутствуют ручные извещатели пожарной сигнализации, в нарушение п. 9.5 СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы (утв. Постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10); п. 13.1.2 СП 155.13130.2014. Свод правил "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 26.12.2013 N837; площадка на железнодорожном пути сливной эстакады склада топлива ст. Бурея не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, огражденного по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м, и уклоны не менее 2% в сторону лотков, для стока жидкости к приемным устройствам, в нарушение п. 5.7 СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы (утв. Постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10); п. 7.119 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232, п. 270 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N390; расстояние от оси железнодорожного пути склада топлива ст. Бурея до оси железнодорожного пути сливной эстакады менее 20 м (по факту 4 м.), в нарушение п. 10.5 СП 155.13130.2014. Свод правил "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 26.12.2013 N 837; выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива ст. Завитая осуществляется на железнодорожном пути общего пользования № 53-а, в нарушение п. 3.1.4 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N50); фронт слива опасных грузов склада топлива ст. Завитая расположен на железнодорожном пути общего пользования № 53-А, предназначенный для сквозного проезда, в нарушение п. 5.3 СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы (утв. Постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10); п. 7.102 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232.

Эксплуатация в течение длительного времени складов топлива, в том числе железнодорожных сливоналивных эстакад, с указанными нарушениями, ответчиком ОАО «РЖД», создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (в том числе работников ОАО «РЖД», иных лиц, пребывающих временно на указанных участках).

На основании изложенного свободненский транспортный прокурор просил суд обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги», в лице филиала Забайкальской железной дороги: сливные эстакады складов топлива на станциях Белогорск и Бурея оснастить ручными извещателями пожарной сигнализации; оборудовать площадку на железнодорожном пути сливной эстакады склада топлива ст. Бурея твердым водонепроницаемым покрытием, огражденным по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м, и уклонами не менее 2% в сторону лотков; организовать расстояние от оси железнодорожного пути склада топлива ст. Бурея до оси железнодорожного пути сливной эстакады не менее 20 метров; организовать выгрузку опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива ст. Завитая на железнодорожном пути необщего пользования, не предназначенном для сквозного проезда.

Определением суда от 25.11.2020 года производство по делу было прекращено в части исковых требований о возложении на ОАО «РЖД» обязанности оснастить сливные эстакады складов топлива на станциях Белогорск и Бурея ручными извещателями пожарной сигнализации; оборудовать площадку на железнодорожном пути сливной эстакады склада топлива ст. Бурея твердым водонепроницаемым покрытием, огражденным по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м, и уклонами не менее 2% в сторону лотков; в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании помощник Читинского транспортного прокурора Гаврилова Г.В.. действующая по поручению свободненского транспортного прокурора и на основании прав по должности, представила уточнение исковых требований, указав, что требования должны быть исполнены ответчиком в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения, так же предоставила дополнительные пояснения по иску.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу абз. 8 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасный груз - это груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях перевозки, выполнения маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранения может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде.

В силу п. 3 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий.

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Согласно п. 1 ст. 21 данного Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества утверждены Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (протокол от 05.04.1996 N 15), которые являются обязательными для работников железнодорожного транспорта (п. 1.1.1 указанных Правил).

При этом указанные Правила являются нормативным правовым актом, регулирующим деятельность, связанную с перевозками опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации, которым необходимо руководствоваться при подготовке осуществления перевозок опасных грузов, в том числе и во внутригосударственном сообщении (официальное разъяснение Минтранса РФ от 17.08.2006 N АМ-22/5331 «О Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам»).

В ходе проведения проверки свободненской транспортной прокуратурой в период времени с 10 по 28 февраля 2020 года на складах топлива станций Белогорск, Бурея, Завитая Свободненского отдела материально-технического обеспечения Забайкальской дирекции снабжения ОАО «РЖД» установлено, что на примыкающих железнодорожных путях к указанным складам топлива на постоянной основе осуществляется производственная деятельность, связанная с погрузкой (разгрузкой) опасных грузов, в том числе нефтепродуктов.

Одновременно прокурором установлено, что данная производственная деятельность осуществляется с нарушением действующих норм и правил, а именно расстояние от оси железнодорожного пути склада топлива ст. Бурея до оси железнодорожного пути сливной эстакады менее 20 м (по факту 4 м.), в нарушение п. 10.5 СП 155.13130.2014. Свод правил "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 26.12.2013 N 837; выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива ст. Завитая осуществляется на железнодорожном пути общего пользования № 53-а, в нарушение п. 3.1.4 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N50); фронт слива опасных грузов склада топлива ст. Завитая расположен на железнодорожном пути общего пользования № 53-А, предназначенный для сквозного проезда, в нарушение п. 5.3 СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы (утв. Постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10); п. 7.102 Правил технической эксплуатации.

Наличие выявленных на ст. Бурея нарушений ответчиком не опровергнута.

Ссылки представителя ответчика о том, что данное требование не может быть исполнено по причине отнесения железнодорожных путей к основным средствам службы пути (Забайкальской дирекции инфраструктуры), а не к основным средствам Забайкальской железной дороги судом отклоняются, поскольку данные подразделения являются структурными единицами одного юридического – ОАО «РЖД».

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, обязанность по организации расстояния от оси железнодорожного пути склада топлива ст. Бурея до оси железнодорожного пути сливной эстакады не менее 20 метров должна быть возложена на ОАО «РДЖ».

При этом в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом необходимости проведения мероприятий по финансированию реконструкции станции Бурея, осуществления строительных работ, в том числе с учетом погодных условий, с учетом мнения сторон, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в данной части до 31 октября 2021 года.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», объекты, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений на расстояние, обеспечивающее безопасное функционирование железнодорожного транспорта. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений, пересечений железнодорожных путей общего пользования линиями связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводами и другими наземными и подземными сооружениями, а также нормы сооружения и содержания указанных объектов при их пересечении железнодорожными путями общего пользования и сближении с этими железнодорожными путями устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми но согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Данным Федеральным законом установлены требования по размещению объектов, предназначенных для производства отдельных видов работ с такой категорией грузов. То есть указанные объекты должны быть удалены от инфраструктуры железнодорожного транспорта, что позволит при возникновении аварийной ситуации на таком объекте локализовать возникшую угрозу, не изменяя при этом режима работы иных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Опасные грузы предъявляются к перевозке только на местах необщего пользования. Запрещается погрузка и выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, на местах общего пользования; а также на местах необщего пользования, не имеющих соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и выгрузки этих грузов.

Согласно акту о внесении изменений в технический паспорт железнодорожного пути № 53А используемого Базой топлива Свободнеиского ОМТО Читинской ДМТО СП Росжелдорснаба филиала ОАО «РЖД», примыкающего к станции Завитая от 03.10.2018 года указанный путь является путем общего пользования, что уже является нарушением федерального законодательства.

Путь 53А действительно имеет тупиковый упор (с восточной стороны), при этом имеет выход на главные пути (с западной стороны), указанное следует из предоставленного суду схематического плана железнодорожной станции Завитая.

В техническом паспорте на данный железнодорожный путь указано, что границей железнодорожного пути с одной стороны является изостык маневрового светофора М-29 (с западной стороны, с выходом на главные пути), с другой стороны передний стык рамного рельса стрелочного перевода № 248 (с восточной стороны, в сторону тупикового упора). Кроме того, на участке данного пути от склада топлива до тупикового упора имеется три стрелочных перевода №252, №250, №248, сведения о которых имеются в техническом паспорте, а также отражены на схематичном плане станции Завитая. Наличие данных стрелок позволяет выходить с железнодорожного пути 53А на иные станционные пути.

При этом ответчиком не опровергнуто, что в ходе проведения проверки 25.02.2020 года на территории склада топлива, с восточной стороны от сливной эстакады (со стороны тупикового упора), ст. Завитая находился железнодорожный состав, состоящий из грузовых вагонов, не предназначенных для перевозки опасных грузов – дизтоплива, что зафиксировано в фотоматериалах.

Следовательно, суд соглашается с тем, что железнодорожный путь 53А является путем общего пользования, используется как для маневровых станционных работ, так и для сквозного проезда, что свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства о безопасности движения, указанных в исковом заявлении.

При таких обстоятельствах, свободненским транспортным прокурором заявлено обоснованное требование о возложении на ОАО «РЖД» обязанности организовать выгрузку опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива ст. Завитая на железнодорожном пути необщего пользования, не предназначенном для сквозного проезда.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд с учетом мнения сторон, объема мероприятий, необходимых для устранения выявленного нарушения, устанавливает срок для исполнения судебного решения в данной части в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования свободненского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к действиям удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» до 31 октября 2021 года организовать расстояние от оси железнодорожного пути склада топлива ст. Бурея до оси железнодорожного пути сливной эстакады не менее 20 метров.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать выгрузку опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива ст. Завитая на железнодорожном пути необщего пользования, не предназначенном для сквозного проезда.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Д.П. Сергеева

Мотивированное решение изготовлено 02.12.2020 года