ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5344/14-12 от 25.06.2014 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

  Дело № 2-5344/14-12

Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 25 июня 2014 года г. Петрозаводск

 Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Семериковой Т.А., при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании недействительным распоряжения Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от ДД.ММ.ГГГГ. об №,

 у с т а н о в и л :

 А.. обратился в суд с заявлением признании недействительным распоряжения Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от ДД.ММ.ГГГГ об № об изъятии из оперативного управления ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» государственного имущества и закреплении его за бюджетным учреждением Республики Карелия <данные изъяты>

 Заявление мотивировано тем, что по вышеуказанному распоряжению было изъято имущество в том числе <данные изъяты>, другие основные средства ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов», чем нарушено его конституционное право на труд. Он является работником ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов», работает в качестве <данные изъяты> рабочего. ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» является некоммерческой организацией, созданной на основании распоряжения Правительства Республики Карелия № № от ДД.ММ.ГГГГ года. Организационно-правовая форма Учреждения - государственное бюджетное учреждение. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Карелия. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Государственный комитет Республики Карелия по транспорту. Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации осуществляет от имени Республики Карелия права собственника в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением. В соответствии с п. 4.8. Устава - имущество Учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления или приобретенное Учреждением за счет средств, выделенных ему собственником имущества Учреждения, может быть изъято полностью или частично «Комитетом» в случае, если оно является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению. Решение об изъятии принимается Комитетом по согласованию с Учредителем. Вместе с тем, имущество, изымаемое у Учреждения по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ. излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению не является. Наоборот, указанное имущество в настоящее время является единственным источником поступления финансовых средств Учреждения, в том числе направляемых на его заработную плату, т.к. Учреждение не получает какого либо бюджетного финансирования из бюджета Республики Карелия и существует исключительно на доходы, полученные от оказания платных услуг и иной приносящей доходы деятельности от использования имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, которое изымается по оспариваемому распоряжению. Тем самым, распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ. фактически лишает Учреждение основных средств производства, единственного источника финансирования его деятельности, а следовательно лишает его возможности осуществлять свои трудовые функции и получать обусловленную трудовым договором заработную плату в установленные сроки. В настоящее время Учреждение находится в тяжелом финансовом положении и имеют место задержки с выплатой работникам заработной платы, так до настоящего времени не выплачена зарплата за ДД.ММ.ГГГГ со сроком выплаты - ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, оспариваемое распоряжение создало условия, когда Учреждение, необоснованно лишенное основных средств производства, вынуждено применять в отношении своих работников, в том числе в отношении него принудительный труд, т.е. труд без оплаты. Также оспариваемое распоряжение фактически останавливает всякую деятельность Учреждения, что ведет к необоснованному высвобождению работников и безработице для него и других работников Учреждения. Необходимо учитывать, что при вынесении оспариваемого распоряжения нарушена предусмотренная законодательством и Уставом процедура его принятия, т.е. данное решение не согласовано надлежащим образом с учредителем, Учреждением, а также с первичной профсоюзной организацией общероссийского профсоюза авиационных работников ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов».

 Определением суда к участию в дело в качестве заинтересованного лица привлечен Государственный комитет Республики Карелия по транспорту.

 В судебном заседании А. поддержал заявленные требования.

 Представитель Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы, подержала правовую позицию, изложенную Госкомитетом в письменных возражениях. В письменном отзыве на предъявленные требования Госкомитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок указал на то, что оспариваемое распоряжение принято Комитетом в рамках своей компетенции, соответствует действующему законодательству РФ как по порядку его принятия, так и по содержанию. Комитет является органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия. Таким образом, Комитет от имени Республики Карелия осуществляет функции собственника имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями Республики Карелия, и вправе, в том числе, принимать решение об изъятии имущества из оперативного управления. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Госкомитета РК по управлению государственным имуществом и организации закупок и Госкомитета РК по транспорту поступило обращение Авиабазы, в котором содержалась информация о том, что Учреждение находится в крайне тяжелом финансовом положении, в связи с чем в целях более эффективного использования государственного имущества Учреждение заявило отказ от права оперативного управления и предложило в соответствии с п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации изъять из оперативного управления имущество согласно приложению и передать изъятое имущество в оперативное управление БУ РК <данные изъяты> для организации в данном учреждении авиатопливообеспечения принимаемых воздушных судов, лаборатории контроля качества ГСМ, а также летного подразделения, способного при необходимости оказывать авиационные услуги для государственных нужд. Комитет по транспорту письмом от ДД.ММ.ГГГГ № согласовал изъятие из оперативного управления Учреждения спорного имущества. Согласно ст. 235 ГК РФ одним из оснований прекращения права собственности является отказ собственника от права собственности. В соответствии с п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Решения собственника о распоряжении имуществом не подлежат согласованию с первичной профсоюзной организацией. Более того, порядок принятия решения о прекращении права оперативного управления учреждения (форма, сроки, основания, процедура и т.п.) не установлен действующим законодательством РФ. Оспариваемое распоряжение соответствует действующему законодательству РФ как по форме (в том числе и по процедуре его принятия), так и по содержанию. Ранее, Комитет по транспорту как учредитель Авиабазы неоднократно направлял Правительству Республики Карелия и Комитету информацию о тяжелом финансовом состоянии Авиабазы, об убыточности деятельности Учреждения в течение длительного времени, что приводит к невозможности осуществления Учреждением возложенных на него государственных функций (в том числе по тушению лесных пожаров), и, как следствие, невозможности выплаты заработной платы сотрудникам. Оспариваемое распоряжение не нарушает права и законные интересы заявителя, а нарушение сроков выплаты работникам Учреждения заработной платы связано не с прекращением права оперативного управления, а с тяжелым финансовым положением Учреждения, существующим длительное время. Признание судом недействительным решения Комитета не восстановит никаких прав заявителя, поскольку на сегодняшний день Авиабаза даже при наличии имущества не имеет возможности осуществлять свою деятельность (просроченная кредиторская задолженность Учреждения составляет более <данные изъяты> рублей). Напротив, признание недействительным решения Комитета приведет к невозможности осуществления государственных полномочий авиационных работ по охране и защите лесов.

 Представитель Государственного комитета Республики Карелия по транспорту в судебное заседание не явился.

 Представитель ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные А. требования. Пояснил, что сложившееся тяжелое положение Авиабазы было предметом обсуждения в Правительстве РК, которое видело перспективу развития авиации в РК путем ликвидации учреждения ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» и передачи летной деятельности другому юридическому лицу- <данные изъяты> В том случае, если было принято решение о ликвидации Авиабазы, имущество считалось бы не используемым и могло быть передано другому предприятию, однако имущество изъято, а распоряжения о ликвидации ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» не издано, что привело к такой ситуации, когда обязательства перед работниками, бюджетом остались, а средства, которые позволили бы эти обязательства исполнить, изъяты.

 Представитель первичной профсоюзной организации ФИО3, действующий на основании доверенности полагал, что заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

 Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

 В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

 Соответствующее заявление рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, и подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух необходимых условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту и нарушение этим решением прав либо свобод заявителя.

 Судом установлено, что распоряжением председателя Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от ДД.ММ.ГГГГ. об № было изъято из оперативного управления ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» государственное имущество, перечень которого предусмотрен приложением к распоряжению и закреплено за бюджетным учреждением Республики Карелия <данные изъяты>

 Постановление принято в пределах полномочий Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

 ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» является государственным бюджетным учреждением. Учредителем и собственником Учреждения является Республика Карелия. Функции и полномочия собственника осуществляет Государственный комитет Республики Карелия по транспорту. Имущество Учреждения находится в собственности Республика Карелия и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления. Имущество Учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления или приобретенное «Учреждением» за счет средств, выделенных ему собственником имущества «Учреждения», может быть изъято полностью или частично «Комитетом» в случае, если оно является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению. Решение об изъятии принимается «Комитетом» по согласованию с «Учредителем» (п.1.1, 4.1, 4.8 Устава ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов»).

 В соответствии с ч.3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

 Согласно ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

 Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. начальник ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» обратился в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещением заказов для государственных нужд и Государственный комитет Республики Карелия по транспорту с просьбой изъять государственное имущество с целью более эффективного его использования и передать его БУ РК <данные изъяты>, указывая при этом на тяжелое финансовое положение, невозможность участия в конкурсах (аукционах) на получение госзаказов на выполнение авиационных работ в том числе по тушению лесных пожаров.

 Фактически указанное обращение свидетельствует от отказе от права оперативного управления имуществом, что влечет прекращение права оперативного управления, а следовательно к возможности его изъятия и передаче в оперативное управление другого юридического лица, что не противоречит положениям ст. 209 ГК РФ, в соответствии с которой собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом.

 Изъятие имущества по основанию, изложенному в письме от ДД.ММ.ГГГГ. начальником ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов», было согласовано с Учредителем, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ. №, подписанным председателем Государственного комитета Республики Карелия по транспорту.

 Изъятие имущества и передача его другому юридическому лицу осуществлена в пределах полномочий, предоставленных Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок Положением о Государственном комитете …, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010г. № 274-П.

 Согласование с первичной профсоюзной организацией отказа от оперативного управления имуществом, последующее изъятие имущества из оперативного управления Учреждения и передача его другому юридическому лицу законодательство не предусматривает.

 Изданным распоряжением не нарушены требования действующего законодательства.

 Суд не усматривает нарушений прав заявителя оспариваемым распоряжением, поскольку оно издано в отношении имущества юридического лица, которое вправе было оспорить данное распоряжение в установленном законом порядке.

 Несостоятельными суд находит доводы заявителя о нарушении его трудовых прав оспариваемым распоряжением.

 Нарушенное право на своевременную выплату заработной платы подлежит защите путем обращения в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы или с заявлением о выдаче судебного приказа, что заявителем было сделано, в судебное заседание представлен выданный ему судебный приказ на взыскание задолженности по заработной плате. Защита иных трудовых прав, предоставленных работнику Трудовым кодексом Российской Федерации также осуществляется путем подачи соответствующего заявления в комиссию по трудовым спорам, суд.

 Реализация конституционного права на труд предполагает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы(ст.37 Конституции РФ).

 Заявителем избран ненадлежащий способ защиты своих трудовых прав.

 Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 В удовлетворении заявления А. о признании недействительным распоряжения Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от ДД.ММ.ГГГГ. об №, отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья Т.А. Семерикова