ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5344/2015 от 25.02.2016 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 февраля 2016 года г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

председательствующего судьи Бирюковой М.М.,

при секретаре Мисюренко А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» о взыскании надбавки к должностному окладу,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО8 о взыскании надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в сумме <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленный исковых требований истец указал, что проходил службу в ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя командира взвода полиции батальона полиции ФГКУ УВО. При увольнении ему не была выплачена надбавка к должностному окладу, предусмотренная приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время» и утверждении Перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время в редакции приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ за весь период службы.

В процессе рассмотрения дела ФИО1 уточнил исковые требования и по указанным выше основаниям просил взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей за выполнение задач при обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, в том числе: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО1, его представители ФИО3, ФИО4 исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении по основаниям, указанным в иске. Просили восстановить срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, указывая на то, что истец полагал, что данная надбавка будет ему выплачена при увольнении или при выплате вещевого довольствия.

Представитель ответчика ФИО5 против удовлетворения иска возражала, указывая на отсутствие правовых оснований для взыскания заявленной надбавки, кроме того, просила применить срок исковой давности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя командира взвода полиции батальона полиции ФГКУ УВО. Приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).

В перечне должностных обязанностей ФИО1 помимо прочих указано – исполняет при несении службы на посту обязанности полицейского батальона полиции (п. 26).

При увольнении ФИО1 выплачены единовременное пособие при увольнении и компенсация вещевого имущества.

Согласно частям 1 и 2 статьи 42 Федерального закона «О полиции» от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

В силу положений частей 2 и 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Обеспечение денежным довольствием сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Часть 6 названной статьи устанавливает следующие дополнительные выплаты:

1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;

4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;

6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе;

7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время;

8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Перечень должностей сотрудников, при замещении которых выплачивается надбавка за особые условия службы, и размеры надбавок по этим должностям применительно к функциям и задачам, выполняемым соответствующими подразделениями, в которых проходят службу сотрудники, установлены приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 1259 «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям».

В соответствии с частью 14 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры указанной надбавки в зависимости от условий выполнения задач определяются Правительством Российской Федерации.

Размер выплаты, а также Перечень должностей, при замещении которых она полагается, установлены приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 106 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время»

Пунктом названного приказа утвержден Перечень должностей сотрудников внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, согласно приложению .

Пунктом 46 Приложения к данному приказу установлено, что к числу должностей, при замещении которых выплачивается надбавка к должностному окладу за выполнение задач связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, относятся штатные должности в строевых подразделениях полиции, осуществляющих функции по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, за исключением штатных должностей, указанных в пунктах 41 и 49 настоящего Перечня.

Названный приказ принят во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1122 «О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время», согласно пункта 4 данного постановления в случае, если специфика службы в органах внутренних дел Российской Федерации и иных федеральных органах исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники, требует выполнения специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, но не предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, надбавка может устанавливаться в размере до 60 процентов должностного оклада в соответствии с перечнями, утверждаемыми руководителями соответствующих государственных органов.

Пунктом 3 Постановления предусмотрен порядок определения размера в зависимости от условий выполнения задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что указанная надбавка не является постоянной (ежемесячной) составляющей денежного довольствия сотрудника полиции, а предусмотрена в качестве дополнительной выплаты за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, а применительно к должности истца такая надбавка подлежит выплате за выполнение сотрудником полиции специальных задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий за те периоды (месяцы), когда имели место такие массовые мероприятия, правопорядок и общественную безопасность которых обеспечивал конкретный сотрудник полиции.

Законодателем не определено точное понятие массовых мероприятий.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" полиция обязана в том числе обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.

Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации этого конституционного положения, права и обязанности граждан, общественных объединений, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований регулируются Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Для правильной организации деятельности полиции по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка во время проведения публичных и массовых мероприятий необходимо учитывать вид, назначение и особенности проводимых мероприятий с участием значительного количества граждан.

В Законе о полиции "публичные" мероприятия впервые четко отделены от "массовых" мероприятий, которые также проводятся с участием большого количества людей. Критерием здесь выступает цель проводимых мероприятий. Публичные мероприятия преследуют в отличие от спортивных, культурно-зрелищных, религиозных, траурных и иных мероприятий, проводимых в общественных местах с массовым участием граждан, общественно-политические цели. В соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичным мероприятием считается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

При проведении публичных мероприятий полиция обязана непосредственно обеспечивать (совместно с представителями государственных и муниципальных органов, организаторами мероприятий) безопасность граждан и общественный порядок. При проведении же массовых мероприятий обязанность полиции сводится к содействию организаторам в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка. Во время организации и проведения таких мероприятий основная ответственность за поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности возлагается на организаторов массового мероприятия.

В обоснование своих требований истец указывал на то, что осуществлял охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. При этом истец в исковом заявлении и в своих устных пояснениях не пояснил, какие массовые мероприятия проходили в указанные дни (кроме даты ДД.ММ.ГГГГ – сессия АКЗС).

В судебное заседание истцом представлены наряды на службу за указанные дни, из которых следует, что ФИО1 привлекался к службе в указанные дни в усиление на охраняемые по контракту объекты, кроме ДД.ММ.ГГГГ, когда истец находился в наряде по охране Тетра Драмы. В указанный день ДД.ММ.ГГГГ никаких массовых мероприятий в г. Барнауле не проводилось. ДД.ММ.ГГГГ в театре драмы состоялось мероприятие по вступлению в должность губернатора Алтайского края. Суд считает, что данное мероприятие не является массовым, поскольку на него приглашен определенный круг лиц, свободный доступ граждан на данное мероприятие не предусмотрен.

Из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что объективных данных, свидетельствующих о том, что ФИО1 выполнялись какие-либо задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, не представлено, а потому основания для начисления спорной надбавки истцу отсутствовали. Ссылка стороны истца на то, что он подвергался какому-либо риску в указанные выше дни, доказательствами не подтверждена.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Истцом заявлены требования о недоплате ему в период работы и при увольнении спорной надбавки, выплата которых производится в рамках служебных трудовых отношений действующих сотрудников.

Выплата данных сумм производится в соответствии с трудовым законодательством.

Согласно ч. 4 ст. 72 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца о взыскании суммы надбавки, суд исходит из того, что срок для предъявления данных требований истцом пропущен, ходатайств о восстановлении срока не заявлено, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено, в связи с чем, основания для удовлетворения требований отсутствуют.

В соответствии с п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Из смысла вышеуказанного разъяснения Верховного Суда Российской Федерации следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенных условий, а именно: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена, трудовые отношения не должны быть прекращены.

Таким образом, работник вправе рассчитывать на начисление данных сумм и на выплату причитающейся ему суммы в течение всего срока дальнейшего исполнения трудовых обязанностей. Такие правоотношения носят длящийся характер, соответственно срок исковой давности исчисляется с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, т.е. после прекращения трудового договора.

Поскольку истец не выполнял задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, суд приходит к выводу о том, что истцу названная надбавка не должна была начисляться, а потому срок исковой давности подлежит исчислению за каждый период (месяц) невыплаты данной надбавки.

Поскольку надбавка не выплачивается ежемесячно в силу вышеназванных нормативных актов, а выплачивается только в том месяце, когда сотрудник непосредственно выполнял задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, истцом заявлено о выполнении таких задач в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, то им пропущен 3-х месячный срок на обращение в суд.

В силу изложенного, доводы стороны истца о том, что 3-х месячный срок подлежит исчислению с момента увольнения, являются несостоятельными.

Истец ежемесячно получал расчетные листки, в которых отражены начисленные и выплаченные суммы, а потому о не начислении и не выплате спорной надбавки он должен был узнать при получении каждого расчетного листка.

Кроме этого, в период за 3 месяца перед увольнением истец не выполнял служебных обязанностей.

Ссылка истца о незнании ранее о том, что ему полагается такая надбавка, не принимается судом во внимание.

При разрешении спора суд исходит из презумпции "знания закона", согласно которой граждане и организации должны знать действующее законодательство. Для реализации указанной презумпции права предусмотрено обязательное опубликование федеральных законов, а также нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан.

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1122 "О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время" было опубликовано "Российская газета", N 296, ДД.ММ.ГГГГ, "Собрание законодательства РФ", ДД.ММ.ГГГГ, N 1, ст. 162. Приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 106 "О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время" опубликован в "Российская газета", N 85, ДД.ММ.ГГГГ. Данные издания находятся в открытом доступе, препятствий для ознакомления с которыми у истца не имелось.

Пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к отказу в иске.

Исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке в течение месяца дней со дня составления мотивированного решения в Алтайский краевой суд путем принесения апелляционной жалобы в Железнодорожный районный суд г. Барнаула.

Судья М.М. Бирюкова