Дело № 2-557/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2018 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре Костроминой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде о назначении дополнительного материального обеспечения, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости. 02 мая 2005 года ему было присвоено звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники», о чем был выдан соответствующий диплом лауреата за разработку, создание и оптимизацию инновационных систем безопасного хранения, перевалки и экспорта нефтепродуктов, и занесена соответствующая запись в трудовую книжку. 04 сентября 2017 года обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией». Однако, в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения было отказано в связи с отсутствием права, поскольку премия Правительства Российской Федерации не является государственной премией. Полагает данный отказ ответчика незаконным, нарушающим его право. В связи с этим просит признать протокол Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № от 14 сентября 2017 года незаконным, признать за ним право на дополнительное материальное обеспечение, обязать ответчика назначить дополнительное материальное обеспечение с момента первоначального обращения, то есть с 04 сентября 2017 года, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей и расходы за составление искового заявления в размере 6 500 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 по устному ходатайству заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде – Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года № 109 «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2004 года в области науки и техники» ФИО1 присуждена премия Правительства Российской Федерации 2004 года в области науки и техники и присвоено звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники», вручен почетный знак и диплом.
04 сентября 2017 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде № от 14 сентября 2017 года истцу было отказано в назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» в связи с отсутствием права.
Федеральный закон от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной.
В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» дополнительное материальное обеспечение назначается: лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Установленный п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» перечень премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения, является исчерпывающим, однако он не раскрывает понятие «государственная премия».
Ранее разъяснение того, какие премии следует считать государственными, содержалось в телетайпограмме Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года, которая, однако, не была зарегистрирована в Минюсте РФ, не являлась нормативным актом и не должна применяться в правоприменительной практике.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2001 года № 89 утвержден перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, согласно которому премиями в области науки и техники являются:
1. Государственная премия Российской Федерации в области науки и техники.
2. Государственная премия Российской Федерации для молодых ученых за выдающиеся работы в области науки и техники.
3. Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза ФИО3.
4. Премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
4.1. Премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых.
4.2. Премия Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых.
4(3). Премия Правительства Российской Федерации имени Ю.А. Гагарина в области космической деятельности.
5. Премии имени выдающихся ученых, присуждаемые Российской академией наук.
Из указанного перечня следует, что премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники (п. 4 Перечня) не является государственной.
Согласно п. 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Минтруда России от 06 августа 2002 года № 53), документами, подтверждающими право на установление данной надбавки, служат диплом лауреата, Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, указ Президента Российской Федерации о присуждении премии.
Таким образом, лауреат государственной премии имеет право на установление дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Доводы истца о том, что премия Правительства Российской Федерации относится к государственным премиям, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании и понимании норм материального права.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 года № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 млн. руб. каждая.
Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 485 «Об утверждении Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Положения в области Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства» утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий, в соответствии с которым Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством. Ежегодно присуждаются четыре Государственные премии.
Согласно п. 2 данного Положения Государственная премия присуждается:
за результаты научных исследований, существенно обогативших отечественную и мировую науку и внесших значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук;
за разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, а также укрепление обороноспособности страны.
В силу пунктов 25 и 26 указанного выше Положения решение о присуждении Государственной премии принимает Президент Российской Федерации. Государственные премии вручаются Президентом Российской Федерации в торжественной обстановке.
Таким образом, диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации не дает истцу права на назначение дополнительного материального обеспечения, отказ ответчика в назначении дополнительного материального обеспечения является правомерным, поскольку премия Правительства Российской Федерации не относится к государственным премиям.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что установленных законом оснований к удовлетворению исковых требований ФИО1 о признании незаконным протокола № от 14 сентября 2017 года и признании за истцом права на дополнительное материальное обеспечение не имеется, указанные требования удовлетворению не подлежат.
Соответственно, не подлежат удовлетворению исковые требования ФИО1 о понуждении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде назначить дополнительное материальное обеспечение с момента первоначального обращения, то есть с 04 сентября 2017 года.
Требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей удовлетворению не подлежат, поскольку, доказательств нарушения ответчиком каких-либо личных неимущественных прав истца в соответствии со ст. 151 ГК РФ суду не представлено.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ, понесенные ФИО1 по делу, расходы за составление искового заявления в размере 6 500 рублей возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде о назначении дополнительного материального обеспечения, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2018 года.
Судья Н.В. Паршукова