ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5345/13 от 22.08.2013 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-5345/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2013 года г. Ставрополь

Судья Ленинского районного суда г. Ставрополя Попова И.А.,

с участием заявителя Сляднева Е.В.,

представителя заинтересованного лица Администрации города Ставрополя - Лянгузовой С.Н., действующей на основании доверенности <номер обезличен> от 29.01.2013 года,

при секретаре Сафарове И.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по заявлению Сляднева Е. В. о признании незаконными действия администрации города Ставрополя, выразившиеся в предоставлении субсидий из бюджета города Ставрополя на возмещение затрат при решении вопросов местного значения,

У С Т А Н О В И Л :

Сляднев Е. В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия администрации города Ставрополя, выразившиеся в предоставлении субсидий из бюджета города Ставрополя на возмещение затрат при решении вопросов местного значения.

Заявитель Сляднев Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал полностью и пояснил, что он являясь гражданином Российской Федерации, а также жителем города Ставрополя Ставропольского края, считает, что администрацией города Ставрополя нарушаются законные права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ. В нашем городе при решении вопросов местного значения предусмотренных Уставом муниципального образования Ставропольского края, иными нормативными правовыми актами осуществляется: содержание автомобильных дорог местного значения на территории города Ставрополя, содержание центральной части города Ставрополя, содержание объектов благоустройства на территории города Ставрополя, текущее содержание, капитальный ремонт, устройство объектов зеленых насаждений, газонов на территории города Ставрополя и территории общественно-культурного центра города Ставрополя, удаление сухостойных и аварийных деревьев, санитарная обрезка зеленых насаждений, содержание инженерных сооружений (сетей) на территории действующих кладбищ города Ставрополя, текущее содержание городских действующих кладбищ. Данные виды работ оплачиваются по средствам выплаты субсидии на возмещение затрат по определенному виду работ, в соответствии с решением Ставропольской городской Думы «О бюджете города Ставрополя на 2013 год», постановлениями администрации города Ставрополя регламентирующие порядок предоставления субсидий. Организации получающие субсидии на возмещение затрат при выполнении обязательств, предусмотренных договорами, не качественно и не в полном объеме их выполняют. Дороги плохо убраны, места общего пользования содержатся в ненадлежащем состоянии (не убирается мусор, неухоженные зеленые насаждения, и др.), чем нарушаются его права и права жителей города Ставрополя на благоприятные условия проживания. Считает, что предоставление субсидий на возмещение затрат противоречит положениям федерального законодательства, а именно: согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.06.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Исходя из вышеуказанного определения и положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющей вопросы местного значения городского округа, содержание мест захоронения, поддержание в надлежащем состоянии автомобильных дорог местного значения, объектов благоустройства, зеленых насаждений относятся к муниципальным нуждам. Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления. Такие работы и услуги для муниципальных нужд могут быть оказаны только путем размещении заказа в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ, таким образом финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд должно осуществляться за счет местного бюджета на основании муниципального контракта, а не по средством предоставления субсидии, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства. Такие действия администрации города Ставрополя приводят к нарушению прав и свобод граждан, нарушению Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения ограничения, устранения конкуренции федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Таким образом, полагаю, что приведение органом местного самоуправления нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством, обеспечит надлежащее содержание дорог, кладбищ и зеленых насаждений при решении вопросов местного значения.

Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Ставрополя - Лянгузова С.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований указав, что заявление о признании незаконным бездействия недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов может быть удовлетворено только в случае: не соответствия закону или иному нормативному правовому акту обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия); нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя. В данном случае, обжалуемые заявителем действия администрации города Ставрополя, выразившиеся в предоставлении субсидий из бюджета города Ставрополя на возмещение затрат при решении вопросов местного значения соответствуют нормам действующего законодательства. Пунктом 15 решения Ставропольской городской Думы от 26.12.2012 года № 296 «О бюджете города Ставрополя на 2013 год» утверждены расходы на предоставление субсидий организациям, не являющимся муниципальными учреждениями в составе расходов бюджета на 2013 год. Данным пунктом предусмотрено, что указанные субсидии предоставляются в порядке, предусмотренном администрацией города Ставрополя. Вместе с тем, заявитель не представил ни одного доказательства тех обстоятельств на которые он ссылается, соответственно не подтвердил нарушение своих прав действиями администрации города Ставрополя по предоставлению субсидий из бюджета города Ставрополя на возмещение затрат при решении вопросов местного значения. Таким образом, оспариваемые действия администрации города Ставрополя соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права заявителя, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требования Сляднева Е.В. Учитывая вышеизложенное, просит отказать Слядневу Е.В. в удовлетворении требования о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, выразившихся в предоставлении субсидий из бюджета города Ставрополя на возмещение затрат при решении вопросов местного значения.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования Сляднева Е. В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу указанной нормы права предметом рассмотрения в суде является законность состоявшихся ненормативных правовых актов, решения и действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Финансирование расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд осуществляется с учетом требований Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям отнесены ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В свою очередь, предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регулируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет средств местного бюджета могут быть предоставлены субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 15 решения Ставропольской городской Думы от 26.12.2012 года № 296 «О бюджете города Ставрополя на 2013 год» утверждены расходы на предоставление субсидий организациям, не являющимся муниципальными учреждениями в составе расходов бюджета на 2013 год.

Данным пунктом предусмотрено, что указанные предоставляются в порядке, предусмотренном администрацией города Ставрополя.

Предоставление субсидии на возмещение затрат на содержание автомобильных дорог местного значения на территории города Ставрополя осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: пунктом 15 решения Ставропольской городской Думы от 26.12.2012 года № 296 «О бюджете города Ставрополя на 2013 год»; постановлением администрации города Ставрополя от 23.11.2011 года № 3250 «О Порядке предоставления субсидий на возмещение затрат на содержание автомобильных дорог местного значения на территории города Ставрополя», которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории города Ставрополя и Порядок проведения отбора для получения субсидий на возмещение затрат на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории города Ставрополя; постановлением администрации города Ставрополя от 13.11.2012 года № 3565 «Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов благоустройства на территории города Ставрополя».

Субсидия на возмещение затрат по содержанию центральной части города Ставрополя предоставляется в порядке, предусмотренном постановлением администрации города Ставрополя от 05.12.2011 года № 3373 «О порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по содержанию центральной части города Ставрополя».

Субсидия предоставляется по Ленинскому и Октябрьскому районам в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по содержанию (обеспечению чистоты, надлежащего эстетического и технического состояния территорий общего пользования и расположенных на них элементов благоустройства) центральной части города Ставрополя, включающей территорию общественно-культурного центра города Ставрополя, территорию государственной историко-культурной заповедной территории «Крепостная гора», проспект Октябрьской Революции (до улицы Советской и от улицы Дзержинского до улицы Ленина, в том числе Аллея Почетных граждан города Ставрополя), улицу Маршала Жукова (от улицы Ленина до проспекта К. Маркса), улицу Дзержинского (от улицы Артема до проспекта Октябрьской Революции), улицу Артема (от улицы Морозова до улицы Дзержинского), улицу М. Морозова (от улицы Артема до площади Ленина), проспект К. Маркса (от Александровской площади до проспекта Октябрьской Революции), Александровскую площадь.

Перечни элементов благоустройства центральной части города Ставрополя в Ленинском и Октябрьском районах города Ставрополя, содержание которых осуществляется за счет средств субсидии, утверждаются администрациями соответствующих районов города Ставрополя.

Субсидия на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства на территории города Ставрополя предоставляется на основании постановления администрации города Ставрополя от 05.12.2011 года № 3372 «О порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства на территории города Ставрополя».

Субсидия предоставляются в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по содержанию (обеспечению чистоты, надлежащего эстетического и технического состояния) объектов благоустройства на территории города Ставрополя, включенных в перечни объектов благоустройства на территории Ленинского, Промышленного и Октябрьского районов города Ставрополя.

Субсидия на возмещение затрат на текущее содержание, капитальный ремонт, устройство объектов зеленых насаждений, газонов на территории города Ставрополя и территории общественно-культурного центра города Ставрополя предоставляется в порядке, утвержденном постановлением администрации г. Ставрополя от 26.03.2013 года № 779 «О Порядке предоставления субсидий из бюджета города Ставрополя организациям, осуществляющим на территории города Ставрополя деятельность по озеленению и содержанию зеленых насаждений, на возмещение затрат на текущее содержание, капитальный ремонт, устройство объектов зеленых насаждений, газонов на территории города Ставрополя и территории общественно-культурного центра города Ставрополя».

Техническое задание, состав комиссии по отбору утверждает комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, он же публикует извещение о проведении отбора и заключает договор о предоставлении субсидии на основании решения комиссии.

Предоставление субсидий на возмещение затрат на содержание инженерных сооружений (сетей) на территории действующих кладбищ города Ставрополя в 2013 году осуществляется в порядке, утвержденном постановлением администрации города Ставрополя от 08.04.2013 года № 985 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Ставрополя организациям, осуществляющим на территории города Ставрополя деятельность по содержанию инженерных сооружений (сетей), на территории действующих кладбищ города Ставрополя в 2013 году».

Субсидия предоставляется комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя на возмещение фактически произведенных следующих затрат по содержанию инженерных сооружений (сетей) на территории действующих кладбищ города Ставрополя.

Субсидия на возмещение затрат на текущее содержание городских действующих кладбищ в 2013 году предоставляются в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации города Ставрополя от 08.04.2013 года № 986 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Ставрополя организациям, осуществляющим на территории города Ставрополя деятельность по содержанию кладбищ, на возмещение затрат на текущее содержание городских действующих кладбищ в 2013 году».

Извещение о проведении отбора администрацией соответствующего района города Ставрополя публикуется в газете «Вечерний Ставрополь» и размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте администрации города Ставрополя не позднее чем за 30 дней до проведения отбора.

Наличие конкурсных процедур отбора получателей ряда субсидий, в частности, субсидии на возмещение затрат на содержание автомобильных дорог местного значения на территории города Ставрополя, субсидии на возмещение затрат по содержанию центральной части города Ставрополя, субсидии на возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства на территории города Ставрополя, субсидии на возмещение затрат на текущее содержание, капитальный ремонт, устройство объектов зеленых насаждений, газонов на территории города Ставрополя и территории общественно-культурного центра города Ставрополя, а также обязательное предоставление организацией - получателем субсидии на возмещение затрат на содержание инженерных сооружений (сетей) на территории действующих кладбищ города Ставрополя в 2013 году и субсидии на возмещение затрат на текущее содержание городских действующих кладбищ в 2013 году документов по установленном перечню свидетельствует об ограничении конкуренции среди организаций, оказывающих соответствующие услуги и обеспечивает соблюдение требований пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.п.3 п.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета предоставляются - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Указанные выше обстоятельства подтверждают отсутствие нарушений действующего законодательства при предоставлении администрацией города Ставрополя субсидий из бюджета города Ставрополя на возмещение затрат при решении вопросов местного значения.

В соответствии с ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку оспариваемая норма не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, основания для удовлетворения заявления Сляднева Е.В. отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 61, 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Сляднева Е. В. о признании незаконными действия администрации города Ставрополя, выразившиеся в предоставлении субсидий из бюджета города Ставрополя на возмещение затрат при решении вопросов местного значения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23 августа 2013 года.

Судья И.А. Попова