ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5347 от 28.12.2010 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-5347/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2010 года

Центральный районный суд г. Барнаула в составе:

председательствующего Сафроновой М.В.

при секретаре Гальцевой Г.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора .... в интересах неопределенного круга лиц к администрации .... о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор .... обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации ...., указав, что в ходе проведения прокуратурой .... проверки по обращению граждан микрорайона .... установлено, что жители микрорайона .... не обеспечены бесперебойной подачей в жилые помещения коммунальных ресурсов-холодного водоснабжения надлежащего качества в объемах необходимых потребителям. Гражданами используется для бытовых нужд техническая вода, питьевое водоснабжение не организовано, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления в решении вопроса местного значения, не исполнение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с которым организация водоснабжения населения в границах округа относится к вопросам местного значения. На основании изложенного просил: 1/ признать незаконным бездействие администрации .... по отсутствию надлежащей организации холодного водоснабжения в ...., 2/ обязать администрацию .... организовать обеспечение граждан, проживающих в .... холодным водоснабжением в виде питьевой воды в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006 № 307.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил второй пункт исковых требований, просит обязать администрацию .... организовать обеспечение граждан, проживающих в микрорайоне .... холодным водоснабжением в виде питьевой воды в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006 № 307, путем заключения договора в целях обеспечения окончания строительства и ввода в эксплуатацию комплекса сооружений для забора и подготовки питьевой воды.

В обосновании заявленных требований указывает, что между жителями микрорайона .... ( застройщиками), ФИО9 (генеральный застройщик) и .... администрацией заключены трехсторонние договоры о совместной деятельности, по условиям которых к администрации отнесено создание и развитие инженерной инфраструктуры и благоустройства поселка, ФИО9 осуществляет эксплуатацию общепоселковых инженерных сетей и сооружений, граждане участвуют в долевом строительстве общепоселковых сетей в размере стоимости затрат, приходящихся на участок. Строительство водопроводной сети в микрорайоне не закончено. В микрорайоне .... находится два водозаборных сооружения, из которых ни один не является действующим. Данные водозаборные сооружения ни кому не передавались, земельные участки, на которых они находятся, ни кому не предоставлялись. Органом местного самоуправления вопрос организации забора и подготовки питьевой воды, а также завершения строительства водозаборных сооружений не решался. У ФИО9 какие-либо права на указанные водозаборные сооружения отсутствуют. Вода подаваемая гражданам из артезианских скважин не соответствуют требованиями СанПиН и гигиеническим нормативам, на артезиангских водозаборах отсутствуют заключения о соответствии их санитарным правилам, не организован производственный контроль за качеством питьевой воды, отсутствуют проекты зон санитарной охраны и ограждения зон санитарной охраны первого пояса артезианских водозаборов. Все это свидетельствует о невыполнении требований закона Алтайского края «О питьевом водоснабжении» по первоочередному обеспечению граждан питьевой водой, отвечающей установленным нормативам качества в соответствии с нормами питьевого водоснабжения и о бездействии администрации города по вопросу организации холодного водоснабжения в микрорайоне .....

В судебном заседании прокурор Боровкова Е.П. на заявленных требованиях настаивала по указанным выше основаниям.

Представитель администрации .... ФИО1 исковые требования не признал, пояснил, что обеспечение коммунальными услугами жителей микрорайона органами местного самоуправления организовано и осуществляется ФИО9. Строительство водозаборных сооружений и водопровода ведется в соответствии с генеральным планом, совмещенным с проектом детальной планировки ...., разработанным в ДД.ММ.ГГГГ и рабочим проектом на строительство поселкового водопровода района новой застройки ..... Администрация .... стороной в трехсторонних соглашениях, заключаемых с жителями микрорайона .... не является. Все инженерные сети микрорайона ...., в том числе и обеспечивающие водоснабжение были построены за счет долевого участия граждан, а не за счет бюджетных средств, в силу чего не являются муниципальной собственностью. На администрацию города не может быть возложена обязанность по организации питьевого водоснабжения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, поскольку они распространяют свое действие на отношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Нормы Закона Алтайского края «О питьевом водоснабжении» распространяются на отношения в сфере питьевого водоснабжения, связанные с использованием водных объектов, находящихся в собственности ...., а также водных объектов федеральной собственности в пределах установленных Водным кодексом РФ лимитов водопользования. Указанным Законом полномочия органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения не определены. Права граждан на получение питьевой воды посредством присоединения к общепоселковым инженерным сетям водоснабжения либо иным способом никем не нарушаются.

Представитель третьего лица – .... сельской администрации .... – ФИО2 возражает против удовлетворения исковых требований по аналогичным основаниям.

Представитель третьего лица - ФИО9- ФИО3 считает заявленный иск необоснованным, ссылаясь на то, что ФИО9 ведется строительство водозаборных скважин, земельные участки под которые были предоставлены в установленном законом порядке. В настоящее время на балансе предприятия находятся 3 водозаборные скважины, одна из которых недействующая, и водопроводная сеть. Инженерные сооружения и водопроводная сеть в эксплуатацию не сданы в виду отсутствия средств для завершения строительства. Водоснабжение жильцов микрорайона .... осуществляется по договорам предоставления технической воды из строящегося водопровода.

Представитель третьего лица- Управления Роспотребнадзора по .... ФИО4 оставляет разрешение спора на усмотрение суда, пояснила, что управлением по обращению жителей поселка .... проведено административное расследование в отношении ФИО9, по результатам которого выявлено, что ФИО9, являясь генеральным застройщиком, обеспечивает и организует эксплуатацию общепоселковых инженерных сетей, за плату предоставляет услугу по водоснабжению. Водозаборные сооружения находятся на балансе у предприятия. Понятие «техническая вода» существующим санитарным законодательством не предусмотрено. Вода, поставляемая жителям, не соответствует требованиям СанПиН и гигиеническим нормативам, на артезианских водозаборах отсутствуют заключения о соответствии их санитарным правилам, не организован производственный контроль за качеством питьевой воды, отсутствуют проекты зон санитарной охраны и ограждения зон санитарной охраны первого пояса артезианских водозаборов. В связи с выявленными нарушениями директор ФИО9 привлечен к административной ответственности, выдано предписание об устранение выявленных нарушений, часть из которых предприятием устранена, в частности получено положительное заключение по проекту зон санитарной охраны. По мнению представителя Роспотребнадзора ответственность за доведение до потребителей воды надлежащего качества должно нести предприятие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно Устава городского округа - .... края (ст. 19) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом

Эти отношения являются смежными с отношениями по предоставлению коммунальных услуг.

Между тем, обязанность по организации водоснабжения населения, предусмотренная Законом не означает, что органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований должны сами осуществлять водоснабжение населения, поскольку это относится к предпринимательской деятельности, которая должна осуществляться коммерческими организациями, независимо от организационно-правовых форм, но не органами местного самоуправления.

К организации водоснабжения в границах соответствующих муниципальных образований следует относить обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для водоснабжения населения, относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащему содержанию такого имущества иных форм собственности.

Согласно статье 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ в собственности муниципальных районов, городских и сельских поселений и городских округов может находиться соответствующее имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц поселений.

Кроме этого органами местного самоуправления соответствующего уровня, имеющими полномочия, согласно статьям 14 - 16 Федерального закона “О6 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” могут приниматься муниципальные правовые акты по вопросам организации водоснабжения населения. Подобные акты могут содержать лишь нормы организационного характера. Например, о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий, закреплении за ними имущества, в связи с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, определении функций подразделений органов местного самоуправления и т.п. Эти акты не могут устанавливать требования к договорным отношениям хозяйствующих субъектов и потребителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 63.13 Устава городского округа – .... исполнительно-распорядительные функции в поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории города и не являющихся муниципальными образованиями, осуществляют в пределах своей компетенции сельские (поселковая) администрации.

Поселок .... находится на подведомственной .... сельской администрации территории.

В соответствии со ст. 1 Положения о .... сельской администрации к ее компетенции отнесено регулирование взаимоотношений данного органа местного самоуправления с населением, физическими и юридическими лицами, действующими на территории, подведомственной .... сельской администрации, а также иные отношения, складывающиеся по поводу осуществления местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением .... сельской администрации .... района .... № утверждены правила землепользования и застройки нового жилого микрорайона у пос. .....

Постановлением администрации .... района .... от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Градостроительный регламент, действующий в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, определяющий Правила застройки микрорайона, согласно которым предоставление земельных участков и застройка микрорайона ведется в соответствии с «Генеральным планом, совмещенным с проектом детальной планировки ....», разработанным институтом .... в ДД.ММ.ГГГГ и рабочими проектами на строительство инженерных коммуникаций и общепоселковых объектов; финансирование строительства инженерных сетей осуществляется всеми застройщиками на долевых началах на основании договоров о совместной деятельности по застройке и содержанию территории; все землепользователи при предоставлении земельного участка осуществляют обязательное финансирование затрат на строительство водопровода, системы электроснабжения и первой очереди внутриквартальных автомобильных дорог; инженерные коммуникации, построенные на долевые взносы застройщика являются собственностью последнего; в целях обеспечения эксплуатации комплекса инженерных сетей все застройщики передают свою часть собственности в общепоселковых объектах в хозяйственное управление генеральному застройщику, который обеспечивает ее сохранность и невозможность отчуждения в пользу третьих лиц; содержание инженерных сетей и сооружений поселка производится за счет средств всех землепользователей согласно смете, ежегодно утверждаемой .... сельской администрацией.

Регламент и Правила застройки на момент рассмотрения спора являются действующими актами.

При рассмотрении дела установлено, что генеральным застройщиком микрорайона является ФИО9. Генеральный застройщик имеет утвержденный в установленном порядке проект на строительство поселкового водопровода района новой застройки у ...., основанием для проектирования которого послужило задание на проектирование .....

В соответствии с актом о выборе земельного участка под строительство 3-х разведочно-эксплуатационных скважин от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации .... № от ДД.ММ.ГГГГ согласовано местоположение земельных участков для проектирования водозабора и водопровода для строящегося поселка  .

Постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок для размещения артезианских водозаборных скважин и сопутствующих сооружений изъят из земель совхоза .... и предоставлен .... в постоянное пользование без права вырубки леса.

Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленным Управлением Роспотребнадзора по .... в рамках административного дела в отношении директора ФИО9 установлено, что по адресу .... возведен артезианский водозабор, состоящий из артезианской скважины и недействующей водонапорной башни, в микрорайоне .... возведен артезианский водозабор, состоящий из артезианской скважины и водонапорной башни, а также водопровод, которые находятся на балансе ФИО9.

Этим же предприятием предоставляются услуги по водоснабжению населения микрорайона, о чем свидетельствуют соответствующие договоры, заключенные между ФИО9 и гражданами, из которых следует, что фактически ФИО9 осуществляет продажу жителям микрорайона коммунальных ресурсов - холодной воды. В силу чего в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» на ФИО9, а не на органах местного самоуправления, лежит обязанность обеспечить надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения в соответствии с требованиями нормативно- технической документации и договорами, заключенными с собственниками указанных систем, а также ответственность за режим и качество подачи холодной воды, ее соответствие санитарным правилам.

При установленных обстоятельствах суд не усматривает бездействия администрации .... по реализации возложенных на нее полномочий по организации водоснабжения населения микрорайона ..... Данная обязанность администрацией исполнена, в том числе путем делегирования полномочий .... сельской администрации.

Согласно представленным в материалы дела договорам о совместной деятельности, заключенными между жителями микрорайона .... (застройщиками), ФИО9 и .... сельской администрацией, в обязанности администрации входит создание и развитие систем инженерной инфраструктуры и благоустройству поселка, финансирование затрат на строительство и содержание общепоселковых объектов в рамках утвержденных планов социально- экономического развития; инженерные сети, построенные за счет долевых взносов Застройщика и других инвесторов принадлежат им на праве собственности и являются неделимым имуществом; генеральный застройщик осуществляет эксплуатацию общепоселковых инженерных сооружений.

Таким образом, возводимые в микрорайоне .... общепоселковые коммуникации и инженерные сооружения являются общей долевой собственностью застройщиков микрорайона и других инвесторов, за счет которых ФИО9 обеспечивает возможность их эксплуатации.

Ссылка прокурора на информацию комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, предоставленную по запросу депутата .... Думы ФИО7, о финансировании строительства инженерных сооружений в микрорайоне .... из бюджета .... в ДД.ММ.ГГГГ в сумме  рублей, не свидетельствует о том, что администрация .... является инвестором, а выделенные средства пошли на строительство водопровода.

Согласно ответу комитета по управлению муниципальной собственностью .... водопроводные сети, расположенные в микрорайоне .... в реестре объектов муниципальной собственности .... не значатся.

В силу чего возложение на администрацию .... обязанности по заключению договора в целях обеспечения окончания строительства и ввода в эксплуатацию указанных сетей является неправомерным. В соответствии со ст. 455 ГК РФ требования о понуждении к заключению договора в судебном порядке могут быть заявлены только в отношении той стороны, для которой заключение договора обязательно в соответствии с гражданским кодексом РФ или иными законами.

Кроме этого истцом, ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании не был назван вид договора, на заключении которого настаивал прокурор, его стороны и существенные условия, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора .... оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула. в течение 10 дней после составления решения в окончательной форме

Судья М.В. Сафронова