Дело № 2-534/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Холмогоры
30 октября 2012 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Поддубняк Г.А.
при секретаре Ворониной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры 30 октября 2012 года гражданское дело по заявлению председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» об оспаривании нормативных правовых актов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»,
установил:
Контрольно-счетная палата муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (далее по тексту – КСП МО «Холмогорский муниципальный район») в лице председателя ФИО1 обратилась в суд с заявлением, содержащим следующие требования:
1. о признании противоречащим законодательству и недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 23 декабря 2011 года №89 «О бюджете муниципального образования «Холмогорский муниципальный район на 2012 год» в части объема финансового обеспечения деятельности КСП МО «Холмогорский муниципальный район»;
2. о понуждении администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» внести изменения в решение Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 23 декабря 2011 года №89 «О бюджете муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в указанной части;
3. о признании противоречащим законодательству и недействующим п.1 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений, утвержденного постановлением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 04 февраля 2011 года №2, в части применения его положений в отношении органов местного самоуправления, являющихся муниципальными казенными учреждениями, но не находятся в ведении администрации МО «Холмогорский муниципальный район».
В судебном заседании представитель КСП МО «Холмогорский муниципальный район» ФИО1 требования заявления поддержал.
По требованиям по пункту 1 и 2 заявления судом вынесено определение, производство по делу в данной части прекращено.
Представитель администрации МО «Холмогорский муниципальный район» Боровиков с требованиями о признании противоречащим законодательству и недействующим п.1 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений, утвержденного Постановлением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 04 февраля 2011 года №2, в части применения его положений в отношении органов местного самоуправления, являющихся муниципальными казенными учреждениями, но которые не находятся в ведении администрации МО «Холмогорский муниципальный район» согласен, пояснив, что в данный нормативный акт будут внесены соответствующие изменения.
Представитель Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в суд не явился, извещен надлежащим образом, из представленного письменного отзыва относительно части второй заявления, в пункт 1 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений, утвержденного Постановлением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 04.02.2011 №2, будут внесены соответствующие изменения (л.д.48-52).
Выслушав объяснения представителя заявителя ФИО1, представителя администрации МО «Холмогорский муниципальный район» ФИО2, исследовав материалы дела, допросив свидетеля С., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 251 ч.1 и 2 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью ил в части.
С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в силу статьи 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части не только по основаниям нарушения их компетенции (часть 2 статьи 251 ГПК РФ), но и по основаниям нарушения оспариваемым нормативным правовым актом или его частью других прав местного самоуправления (п.6 Постановления).
Постановлением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» №2 от 4 февраля 2011 года «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений» утвержден прилагаемый Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений (далее - Порядок) (л.д.19).
Постановление опубликовано в газете «Холмогорский вестник» от 18 февраля 2011 года №3, являющейся в соответствии с Распоряжением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» №1346 от 13.11.2009 года, официальным печатным изданием органа местного самоуправления.
Согласно Главе 6 Устава МО «Холмогорский муниципальный район», администрация муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», наделенного в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами архангельской области; Глава муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» вправе издавать постановления администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных полномочий, переданных органом местного самоуправления муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» федеральными законами и законами Архангельской области, а также распоряжения администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» по вопросам организации работы администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район».
Согласно пункту 1 Порядка, настоящий порядок определяет правила составления, утверждения и ведения бюджетной сметы муниципального казенного учреждения, а также с учетом положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации органов местного самоуправления (л.д.19).
Таким образом, указанный Порядок в силу ст. 221 Бюджетного кодекса РФ должен применяться исключительно для казенных учреждений, которые находятся в ведении администрации МО «Холмогорский муниципальный район».
В соответствии со ст. 221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Исходя из содержания понятия главного распорядителя бюджетных средств, указанного в ст.6 Бюджетного кодекса РФ, и в силу п.2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ, необходимыми условиями при определении статуса участника бюджетного процесса как главного распорядителя бюджетных средств является его принадлежность к органу государственной власти (государственному органу), органу управления государственным внебюджетным фондом, органу местного самоуправления, органу местной администрации, наиболее значимому учреждению науки, образования, культуры и здравоохранения, и его утверждение в составе ведомственной структуры расходов местного бюджета.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии со ст. 21 ч.2 Бюджетного кодекса РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В соответствии со ст.ст. 34, 38 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», контрольно-счетный орган муниципального образования является органом местного самоуправления.
Согласно ст. 3 п.4 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
В соответствии со ст. 4 данного Закона, деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Согласно пунктов 1 и 2 «Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»», утвержденного решением Собрания депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» от 23.06.2011 года №81, контрольно-счетная палата муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Собранием депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и ему подотчетна; обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно (л.д.32).
Распространение действия содержащихся в Порядке положений и предписаний в отношении КСП МО «Холмогорский муниципальный район» противоречит Федеральным законом от 07.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», основам статуса контрольно-счетных органов, так как фактически ставит КСП в зависимое от исполнительно-распорядительного органа МО «Холмогорский муниципальный район» положение.
В силу ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», неопределенность правовой нормы является самостоятельным основанием для признания ее недействующей.
Поскольку п.1 Порядка вызывает неопределенность правовой нормы при её применении, поскольку должен применяться исключительно для казенных учреждений, которые находятся в ведении администрации МО «Холмогорский муниципальный район», поэтому требования заявления в данной части подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать противоречащим пункт 1 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» № 2 от 04 февраля 2011 года - пункту 4 статьи 3, статье 4, пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статье 6, пункту 2 статьи 21, статье 221 Бюджетного кодекса РФ и считать его недействующим со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения.
Судья: Г.А. Поддубняк