ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-534/2016 от 08.11.2016 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2016 года <адрес>

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,

при секретаре Нестеренко Е.А.,

с участием истца Рыбкиной <данные изъяты>.,

представителя истца – Оноприенко С.В.,

представителя ответчика ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» - Торопцевой М.И.,

представителя соответчика ОАО «РЖД» - Вологдиной Е.В.,

представителя соответчика АО «ДРСК» - Бушовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рыбкиной <данные изъяты> к ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт», ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» «Трансэнерго» - Забайкальская дирекция по энергообеспечению», АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в лице филиала «Амурские электрические сети» о возмещении морального вреда и устранении недостатков, влияющих на качество услуг,

УСТАНОВИЛ:

Рыбкина <данные изъяты> обратилась в суд с указанным исковым заявлением к ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» о возмещении морального вреда и устранении недостатков, влияющих на качество услуг.

Определением Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» «Трансэнерго» - Забайкальская дирекция по энергообеспечению», АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в лице филиала «Амурские электрические сети»; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Рыбкин <данные изъяты>.

В обоснование искового заявления Рыбкина <данные изъяты> указала, что она является абонентом по договору энергоснабжения, заключенному с ПАО «Дальневосточная энергетическая компания». Лицевой счет абонента: <данные изъяты>. Услуги оказываются ей по адресу: <адрес>. Указанный дом находится в общей долевой собственности, ее, ФИО3 и ФИО2, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ она устно обратилась к ответчику с жалобой на некачественную электроэнергию. Качество электроэнергии не позволяло обеспечить в доме нормальную освещенность, а также использовать электроприборы для удовлетворения бытовых повседневных нужд.

ДД.ММ.ГГГГ, с целью проверки уровня напряжения, к истице прибыли представители ответчика - ФИО7 и ФИО8. По окончании проверки был составлен акт проверки прибора учета (измерительного комплекса) электрической энергии (прил. 4), согласно которому напряжение в сети составляет 205 В. Также указывалось, что прибор учета исправен, и его показания могут применяться для расчетов. Также был составлен акт оценки уровня напряжения, согласно которому, несоответствия электроэнергии установленным требованиям не выявлено (прил.5). В свою очередь представители ответчика устно высказались о том, что напряжение в доме не соответствует норме и для устранения причин некачественного энергоснабжения необходимо провести дополнительную линию электропередач.

Принимая во внимание пп.«а» п.111 Постановления Правительства , факт оказания услуг энергоснабжения ненадлежащего качества был установлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует акт оценки уровня напряжения от ДД.ММ.ГГГГ.

После указанной проверки, никаких работ по восстановлению качества энергоснабжения, ответчик не проводил.

В ноябре 2015 года она вновь устно обратилась к ответчику с жалобой на некачественную электроэнергию. Качество электроэнергии по-прежнему не позволяло обеспечить в доме нормальную освещенность, а также использовать электроприборы для удовлетворения бытовых повседневных нужд.

ДД.ММ.ГГГГ, по вышеуказанной жалобе, с целью проверки уровня напряжения, в дом к истице прибыла комиссия в составе начальника НТЭЛ-3 ФИО9, электромонтера ЭЧ-3 ФИО10, а также инженера ТА ИВСО ПАО «ДЭК» ФИО11.

В результате проверки было установлено, что напряжение на вводе в дом у нее составляет 167 В, нагрузка 4А, внутри <адрес> В. Дом запитан от предпоследней опоры питающего фидера, имеющего длину более 2000 м. Также комиссией было установлено, что напряжение не соответствует ГОСТу . Причиной отклонения напряжения от нормы, является большая длина питающего фидера. До данного дома запитаны более 60 домов, на каждом из которых идет падение напряжения. Для восстановления уровня напряжения до нормы, необходимо провести отдельную фазу на отдаленные дома или установить дополнительную трансформаторную подстанцию. Указанные обстоятельства подтверждаются актом о проверке уровня напряжения от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из пп.«а» п.111 Постановления Правительства , факт оказания услуг - энергоснабжения ненадлежащего качества повторно был установлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует акт о проверке уровня напряжения от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истицей в адрес ответчика была направлена претензия с указанием на то, что ей оказываются услуги энергоснабжения ненадлежащего качества. В претензии она требовала устранить неисправности, влияющие на качество услуг.

Позже, от ответчика поступил ответ на указанную претензию. В нем ответчик пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ, в адрес сетевой организации ОАО «РЖД», обслуживающей электросети, к которым подключен дом истицы, направлен запрос о предоставлении (в письменном виде) информации о выполненных и планируемых к выполнению организационных и технических мероприятий по приведению качества поставляемой электрической энергии в соответствие установленным требованиям. Также, ответчик дополнительно обязался проинформировать ее о мерах, которые будут приняты для восстановления качества электроэнергии.

После указанного ответа, каких-либо работ по восстановлению качества услуг, ответчиком проведено не было.

ДД.ММ.ГГГГ, жители <адрес>, в том числе, и она, письменно обратились с жалобой о некачественном напряжении электроэнергии в их домах. В ответ на указанную жалобу, ДД.ММ.ГГГГ, поступил ответ, в котором указывалось на то, что по возникшему вопросу было проведено совещание, на котором принято решение: «организации, обслуживающей электрические сети по <адрес>, в <адрес> (Дистанция электроснабжения ЭЧ-3 ОАО «РЖД») произвести обследование этих сетей и принять незамедлительное решение о действиях по устранению данной ситуации.

ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась к ответчику с требованием об устранении причин, влияющих на качество электроэнергии. После чего, ДД.ММ.ГГГГ, для проверки уровня напряжения к ней прибыла комиссия. В результате проверки вновь было установлено отклонение уровня напряжения от нормы. Комиссией были проведены мероприятия, направленные на повышение качества электроэнергии, в результате которых, уровень напряжения повысился с 167 В до 197 В. Указанные обстоятельства подтверждаются актом о проведении проверки уровня напряжения от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из пп.«б» п.111 Постановления Правительства , факт оказания услуг энергоснабжения ненадлежащего качества был повторно установлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, а также акт проверки уровня напряжения от ДД.ММ.ГГГГ.

Некачественным оказанием услуг энергоснабжения ей был причинен также моральный вред, выразившийся в том, что она более двух лет вынуждена терпеть неудобства в быту. Качество электроэнергии в доме не всегда позволяет включить электроплиту и приготовить себе и своей семье еду. Ей приходится пользоваться газовой плитой, так как иным способом приготовить еду у нее нет возможности. Она вынуждена терпеть низкую освещенность в темное время суток, так как из-за низкого напряжения, свет в лампах освещения очень тусклый, лампы быстро перегорают. Не может хранить еду в холодильнике, а также стирать одежду в стиральной машине. Не может воспользоваться компьютером, так из-за низкого напряжения он просто не включается. Эти обстоятельства ущемляют ее человеческое достоинство, создают ощущение ненадлежащего отношения к ней, как к потребителю услуг, как к личности, нарушают ее нравственное благополучие.

В соответствии со ст.15 закона , моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами, правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Причиненный моральный вред истица оценивает в 15000 рублей.

На основании изложенного, просит суд обязать ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт», устранить недостатки, влияющие на качество электроэнергии, подаваемой Рыбкиной <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Обязать ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» привести качество электроэнергии, подаваемой Рыбкиной <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в соответствие требованиям, установленным законодательством РФ. Взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.

В судебном заседании истец Рыбкина С.Н. и ее представитель Оноприенко С.В. уточнили исковые требования и просят суд обязать ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» привести качествро электроэнергии, подаваемой Рыбкиной С.Н., по адресу: <адрес>, в соответствии требованиям, установленным законодательствам РФ.

Представитель ответчика ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» - Торопцева М.И. суду показала, что ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» является ненадлежащим ответчиком по настоящему исковому заявлению на основании нижеследующего.

На территории <адрес> ПАО «ДЭК» является продавцом электрической энергии, гарантирующим поставщиком, в функции которого входит организация расчетов за электрическую энергию.

В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике»), гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Как видно из указанного определения, основной функцией гарантирующего поставщика является купля-продажа электроэнергии, т.е. осуществление расчетов за нее.

Цели и виды деятельности ПАО «ДЭК» указаны в п.3.2. Устава. Основные из них -покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности); реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

Оказание услуг по передаче электрической энергии (соответственно по обеспечению качества электрической энергии), не входит в функции гарантирующего поставщика ПАО «ДЭК», в силу ФЗ «Об электроэнергетике», в силу устава ПАО «ДЭК».

В соответствии со ст.3 ФЗ «Об электроэнергетике», услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов;

Функции по обеспечению показателей качества электрической энергии, по его улучшению принадлежат сетевым организациям, оказывающим услуги по передаче электрической энергии на основании Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии)

В соответствии с п.2 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, "сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией установлены положениями ФЗ «Об электроэнергетике», в соответствии с которыми субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (ч.1 ст.38 Закона). Аналогичное требование установлено п.7 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.п.«а» п.15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

В условиях разграничения сбытовой деятельности и деятельности по передаче электрической энергии, гарантирующий поставщик - ПАО «ДЭК» не владеет сетевым имуществом, поэтому не обладает возможностью и правами проводить мероприятия по ремонту и (или) модернизации электрических сетей, иными словами, не может производить физических действий с имуществом, принадлежащим другому лицу, не имеет в штате персонал, надлежащей квалификации. Кроме того, гарантирующий поставщик не участвует в инвестиционных программах по модернизации электросетевого комплекса <адрес>, которые являются экономически затратными. Вместе с тем, такая инвестиционная программа разработана сетевой организацией - ОАО «РЖД», расходы на осуществление которой заложены в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии, в рамках утвержденного Управлением государственного регулирования цен и тарифов <адрес> Приказа от ДД.ММ.ГГГГ-пр/э «Об установлении требований к программе в области энергоснабжения и повышений энергетической эффективности сетевых организаций, осуществляющих услуги по передаче электрической энергии на территории <адрес> на период 2015-2019 годов».

На основании изложенного, именно на сетевую организацию, в силу указанных нормативных актов, возложена обязанность обеспечить качество электрической энергии, и неисполнение этой законной обязанности является виной сетевой организации, не относящейся к вине гарантирующего поставщика ПАО «ДЭК».

Требование истца о взыскании морального вреда с ПАО «ДЭК» удовлетворению не подлежат.

Согласно ст.ст.150,151 ГК РФ, Постановления РФ от 20.12.1994г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» - под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действием (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.д.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.

Статья 15 Закона о защите прав потребителей предусматривает: Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Также обращает внимание, что в отношениях по договору энергоснабжения с Рыбкиной С.Н., ПАО «ДЭК» (в лице филиала «Амурэнергосбыт» и Сковородинского отделения филиала «Амурэнергосбыт») приняло все возможные меры, направленные на обеспечение качества электроэнергии:

ДД.ММ.ГГГГ в Сковородинское отделение филиала «Амурэнергосбыт» ПАО «ДЭК» обратилась Рыбкина С.Н. с претензией о некачественном электроснабжении его дома (<адрес>) и принятии мер по обеспечению качества электроэнергии.

В адрес сетевой организации ОАО «Российские железные дороги» (в лице филиала ОАО «РЖД» «Трансэнерго» - «Забайкальская дирекция по энергообеспечению), направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с информацией о некачественном электроснабжении <адрес>, принадлежащий потребителю Рыбкиной С.Н., о необходимости проведения технических мероприятий по восстановлению качественного электроснабжения.

Актом от ДД.ММ.ГГГГ, сетевой организацией ОАО «Российские железные дороги» (в лице филиала ОАО «РЖД» «Трансэнерго» - «Забайкальская дирекция по энергообеспечению) была организованна проверка уровня напряжения. По результатам проверки для восстановления уровня напряжения до нормы необходимо провести отдельную фазу на отдаленные дома от КТПН-55 или установить дополнительную трансформаторную подстанцию. Причиной отклонения напряжения от нормы является большая длина питающего фидера. До данного дома запитано более 60 домов, на каждом из которых, идет падение напряжения.

ПАО «ДЭК», не являясь сетевой организацией, не имеет электротехнического персонала, обслуживающего электрические сети и не располагает правом проведения профилактических и ремонтных работ в электрических сетях сетевых организаций.

Таким образом, в случае удовлетворения судом исковых требований Рыбкиной С.Н. в части обязания именно гарантирующего поставщика, а не сетевой организации, устранить недостатки с приведением качества электроэнергии согласно ГОСТу, решение суда останется неисполненным в виду отсутствия у ПАО «ДЭК» законодательно установленных возможностей.

Иных действий, кроме неоднократного информирования сетевой организации о ненадлежащем электроснабжении жилого дома Рыбкиной С.Н. и требовании о проведении мероприятий по обеспечению показателей качества, ПАО «ДЭК» провести не может.

Представитель соответчика АО «ДРСК» - Бушова В.А. в судебном заседании показала, что АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» не согласна с исковыми требованиями по следующим основаниям: Энергоснабжение жилого дома по адресу: <адрес>, где проживает истица, осуществляется от сетей ОАО «РЖД». АО «ДРСК» по данному адресу сетей не имеет. АО «ДРСК» не является организацией-поставщиком услуг, не имеет статуса энергосбытовой организации (гарантирующего поставщика услуг по энергоснабжению), поставщика коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организации, и, следовательно, несёт ответственность за качество доставляемого товара только перед ПАО «ДЭК». АО «ДРСК» никогда не оказывало услуг по энергоснабжению юридическим либо физическим лицам, не имеет перед ними договорных либо иных обязательств, не имеет и каких-либо иных отношений, что освобождает их организацию от каких бы то ни было обязательств по отношению к гражданам, которым энергосбытовая (энергоснабжающая) организация оказывает услугу энергоснабжения.

На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении исковых требований к АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель соответчика ОАО «РЖД» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» - Вологдина Е.В. суду показала, что не согласна с заявленными требованиями, полагает, что они не основаны на нормах права и не подтверждены соответствующими доказательствами. Истец заявляет требования и указывает на то, что качество электроэнергии является ненадлежащим и предъявляет требования о приведении качества в соответствии с требованиями законодательства. При этом, не предоставлено правового основания, каким именно требованиям законодательства не соответствует качество электроэнергии, истцом не предоставлено пояснений, каким, по его мнению, должно быть качество электроэнергии, и каким оно должно быть, с точки зрения законодательства. Представленные документы не подтверждают наличие некачественной электроэнергии. Хочет обратить внимание на то, что у них нет договорных отношений с истицей. Истица в обоснование своих требований ссылается на неисполнение обязательств по правилам предоставления коммунальных услуг и закона о защите прав потребителей, эти нормативные акты регулируют договорные отношения, которые возникают между потребителем коммунальных услуг и той организацией, которая их предоставляет. Исполнителем данных услуг является «Дальневосточная энергетическая компания», у них нет договорных отношений с потребителями. По закону им запрещается иметь договорные отношения, продавать электроэнергию потребителям, единственная услуга, которую они оказывают, это услуга передачи электроэнергии по сетям. Эта деятельность является регулируемой, все тарифы контролируются и устанавливаются государственными органами и, соответственно, все мероприятия, связанные с ремонтами и обеспечением деятельности, и материальное обеспечение этих действий, оно подвержено государственному регулированию, то есть, самостоятельно решений обо всех этих мероприятиях они не принимают, на них не распространяется действие правил предоставления коммунальных услуг и закона о защите прав потребителей, так как договора непосредственно с истицей нет. ДЭК несет ответственность непосредственно перед потребителем, а они несут ответственность, в соответствии с условиями договора только перед ДРСК, за неисполнение условий договора. Что касается требований по приведению уровня напряжения в соответствие с требованиями законодательства, то законодательством требования не урегулированы, нет обязательных требований, имеется ГОСТ, который является национальным стандартом, он же является и государственным, определяет нормы и качество электроэнергии в системах электроснабжения общего назначения. В соответствии с указанным ГОСТом, устанавливается напряжение 220 и для этих показателей установлены нормы, это плюс минус 10% от установленной нормы, то есть, эти предположения, что напряжение должно быть 220 - не соответствует тех. регламентам и такого в действительности никогда не бывает, это непостоянная величина. Имеющиеся в материалах дела акты замеров уровня напряжения не являются подтверждением проведения замеров именно качества электроэнергии, это разовые замеры односекундные, кроме того, эти же акты не подтверждают, что истице в течение нескольких лет поставлялась некачественная электроэнергия. Хотелось бы обратить внимание на то, что замер от ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен в зимнее время, в этот период года идет большее потребление электроэнергии. Сети, которые они обслуживают, были построены в прошлом веке и не рассчитаны на современную нагрузку. Потребители подключают мощное оборудование, которое на тот момент не было предусмотрено, устанавливают котлы и, в нарушение требований законодательства, не согласуют это с сетевыми организациями, соответственно, в сетевой организации нет возможности провести какие-то мероприятия, и носит это массовый характер, практически все жилые дома подключают котлы, это влияет на мощность и напряжение. Тем не менее, были проведены мероприятия, напряжение восстановлено. Они самостоятельно проводили экспертизу качества в рамках обязательной сертификации электроэнергии, в материалах дела есть решение от ДД.ММ.ГГГГ. Проводили испытания на территории <адрес>, в результате этого, все показания соответствуют ГОСТу. В августе этого года проводились контрольные испытания и по результатам инспекционного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, также проводились испытания качества и вывод, к которому пришли, электроэнергия соответствует требованиям ГОСТ. Законодательством вопрос о качестве электроэнергии напрямую в обязательном порядке не урегулирован. Электроэнергия в наших сетях соответствует требованиям ГОСТа, но эти требования они выполняют на добровольной основе.

Третье лицо – Рыбкин Н.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился, обратился в суд с телефонограммой о рассмотрении дела в его отсутствие, требования, заявленные Рыбкиной С.Н., поддерживает.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие третьего лица – Рыбкина <данные изъяты> надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Рыбкина <данные изъяты> является потребителем электрической энергии по адресу: <адрес>, получателем денежных средств по оплате электроэнергии, является ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт». Между сторонами заключен договор энергоснабжения, по которому Рыбкина <данные изъяты> использует электрическую энергию для бытового потребления.

Судом также установлено, что ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» осуществляет деятельность по покупке и реализации (продаже) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам), соответственно, по отношению к потребителям является энергосбытовой организацией, на деятельность которой распространяются требования о качестве поставляемой и потребляемой электрической энергии, установленные нормами ГОСТа 13109-97.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае ответственность за качественное и бесперебойное снабжение электроэнергией потребителей возложена на энергосбытовую компанию, с которой у потребителя заключен договор на предоставление услуг по энергоснабжению, то есть, на ответчика ПАО «ДЭК».

В соответствии со ст.539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Согласно ст.ст.541, 542 ГК РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.

Требования к качеству коммунальных услуг, в том числе подаваемой гражданам электрической энергии, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность установлены в Приложении к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. .

Пунктом 10 указанного Приложения предусмотрено, что должно обеспечиваться постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92). Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

В соответствии с п.5.2 ГОСТ 13109-97, нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно ±5 и ±10 % от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128.

Согласно п.3 ГОСТ 21128-83, номинальные напряжения на выходе систем электроснабжения, источников и преобразователей электрической энергии, номинальные напряжения сетей и на выводах непосредственно присоединяемых к ним приемников электрической энергии должны соответствовать для однофазного переменного тока 220В.

Согласно актам о проведении замеров, на протяжении длительного периода времени, с 2014 года по настоящее время, в жилое помещение истца Рыбкиной С.Н. поставляется электроэнергия ненадлежащего качества, установившееся отклонение напряжения превышает указанные нормально допустимые значения, в отдельных случаях и предельно допустимые значения такого отклонения.

Предоставление Рыбкиной С.Н. электроэнергии ненадлежащего качества также подтверждается пояснениями ответчиков, данными в судебном заседании, из которых следует, что ПАО «ДЭК» со своей стороны направляло в адрес сетевой организации ОАО «Российские железные дороги» письмо от ДД.ММ.ГГГГ с информацией о некачественном электроснабжении <адрес>, принадлежащего потребителю Рыбкиной <данные изъяты>., о необходимости проведения технических мероприятий по восстановлению качественного электроснабжения; ОАО «РЖД» проводятся мероприятия, направленные на восстановление напряжения.

Из информации, направленной главой <адрес> жителям <адрес>, следует, что <адрес>, в связи со сложившейся ситуацией о несоответствии Госстандарту напряжения электроэнергии по <адрес>, было проведено совещание в составе <адрес> по экономике ФИО14, начальника дистанции электроснабжения ЭЧ-3 ОАО «РЖД» ФИО15, главного инженера дистанции электроснабжения ЭЧ-3 ФИО22, начальника ФИО17 Косых, ведущего специалиста отдела ЖКХ и капитального строительства ФИО18, на котором рассматривался вопрос по жалобе жителей проживающих по <адрес>, было принято решение: организации, обслуживающей электрические сети по <адрес> (Дистанция электроснабжения ЭЧ-3 ОАО «РЖД»), произвести обследование сетей и принять незамедлительное решение о дальнейших действиях по устранению данной ситуации.

Таким образом, суд считает, что усматриваются основания для удовлетворения исковых требований Рыбкиной С.Н. о возложении на ответчика ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанности по приведению качества подаваемой электрической энергии в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также суд находит обоснованными требования истца Рыбкиной С.Н. о взыскании с ответчика ПАО «ДЭК» компенсации морального вреда.

В соответствии со ст.15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

С учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что в связи с поставкой электроэнергии ненадлежащего качества, истец Рыбкина С.Н. была вынуждена терпеть бытовые неудобства, что причиняло ей нравственные страдания, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Рыбкиной С.Н. о взыскании с ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает степень нравственных страданий истицы, характер нарушения ее прав, требования разумности и справедливости, и считает необходимым удовлетворить исковые требования Рыбкиной С.Н. о компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При таких обстоятельствах, с учетом требований ст.ст.333.19, 333.20 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Рыбкиной <данные изъяты> к ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт», ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» «Трансэнерго» - Забайкальская дирекция по энергообеспечению», АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в лице филиала «Амурские электрические сети» о возмещении морального вреда и устранении недостатков, влияющих на качество услуг, удовлетворить частично.

Возложить на ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» обязанность по приведению качества подаваемой Рыбкиной <данные изъяты> по адресу: <адрес>, электрической энергии в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Взыскать ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» в пользу Рыбкиной <данные изъяты><данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

В удовлетворении исковых требований ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» «Трансэнерго» - Забайкальская дирекция по энергообеспечению», АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в лице филиала «Амурские электрические сети» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Е.Ю.Сушко