Дело № 2- 534 /2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Зенковский районный суд города Прокопьевска Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Моховой Л.В.
при секретаре Лютиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске
дело по иску ФИО1 к АО «Русский Стандарт» об истребовании копий документов
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к АО «Русский Стандарт» об истребовании копий документов по кредитному договору, мотивируя тем, что между АО «Банк Русский Стандарт» и ею был заключен договор № на выпуск кредитной карты с лимитом на её имя. По условиям данного договора Кредитор открыл текущий счет № в рублях и обязался осуществлять его обслуживание. Истец же в свою очередь обязался возвратить Кредитору полученные денежные средства и выплатить проценты за их пользование на условиях, указанных в договоре. В связи с начислением незаконных платежей, она как потребитель не обладает полной и достоверной информацией по кредитному договору. Ею подается исковое заявление т.к, у нее не имеется никаких документов для перерасчета ранее уплаченных денежных средств.
Выписка по лицевому счету № необходима для выявления незаконно удержанных штрафов, неустоек, комиссий, а так же для расчета процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитываемых на основании со ст.395 ГК РФ. Нормами гражданского законодательства, регулирующего заемные (кредитные) правоотношения, обязательной досудебной процедуры урегулирования спора не установлено. Ею ДД.ММ.ГГГГ в АО «Банк Русский Стандарт» была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика в число которых входят: копия договора на выпуск кредитной карты; копия приложений к договору на выпуск кредитной карты; копия графика платежей; расширенная выписка по лицевому счету; ввиду их отсутствия у заемщика (Истца). Однако, по состоянию на сегодняшний день ответа на вышеуказанную претензию истец так и не получил. Следовательно из этого, можно отметить, что банком были нарушены положения статьи 26 Федеральный Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1 «О банках и Банковской деятельности». Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией самим клиентам и иным указанным в законе специальным субъектам. Подпунктом Поскольку ответчик является банком, то к отношениям сторон, возникшим из кредитного договора, стоит применять положения Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2300-1 "О защите прав потребителей”. Согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» - «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанная информация должна быть предоставлена истцу бесплатно исходя из пункта 14 Информационного письма Высшего арбитражного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с учетом, вышеизложенного истец является потребителем банковских услуг и клиентом банка и в силу прямого указания закона ему должна быть предоставлена информация о состоянии его лицевого счета, так как, обращаясь в банк с претензией он настаивал на получении таких сведений и их не предоставление должно расцениваться как нарушение его потребительских прав прямо предусмотренных действующим российским законодательством. Разделом III Постановления Министерства Здравоохранения РФ «О введении в действие санитарных правил и нормативов САНПИН ДД.ММ.ГГГГ-03» от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены гигиенические требования к изданиям. Исходя из которых, следует, то, что мелкий шрифт, включенный в условия договора, крайне затрудняет визуальное восприятие текста договора, т.е. делает информацию трудно доступной. Исходя из выше изложенного, недостаточность и трудно доступность предоставления, информации Кредитором о кредите, порядке возврата кредита, очередность списания денежных средств с лицевого счета Заемщика является грубым нарушением действующего законодательства Российской Федерации со стороны Ответчика. В связи с чем, просит обязать АО «Банк Русский Стандарт» предоставить копии документов по кредитному делу заемщика ФИО1, находящиеся в АО «Банк Русский Стандарт», а именно: копию договора № на выпуск кредитной карты; копию приложений к договору № на выпуск кредитной карты; копию графика платежей; расширенную выписку по лицевому счету № с момента заключения договора на момент подачи искового заявления в суд.
Истец ФИО1 в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Иск ФИО1 был оставлен без движения и затем возвращен со всеми приложенными документами, определением суда от 27.05.2016г. Данное определение о возврате иска было отменено дело принято к производству,
ФИО1 было предложено предоставить в порядке подготовки доказательства, однако документов она не предоставила.
Суд рассматривает дело по имеющимся документам( только одно исковое заявление).
Представитель АО «Банк Русский Стандарт» в судебное заседание явился представил в суд письменные возражения приобщенные к материалам дела, согласно которым АО «Банк Русский Стандарт» не согласен с заявленными требованиями, считает иск необоснованным, обстоятельства, на которые ссылается истец, противоречат фактическим обстоятельствам. Пояснил что доводы истца о том, что банком в нарушение требований ст.ст.8,10 Закона «О Защите прав потребителей», ст.857 ГК РФ не была предоставлена полная и достоверная информация об оказываемой услуге (размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате и графике, погашения этой суммы), несостоятельны. Вся необходимая и достоверная информация по оказанию Банком финансовых услуг Заемщику в рамках Договора о карте, до заключения договора была предоставлена заемщику для ознакомления. Своей подписью в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Клиент подтвердил, что он ознакомлен, полностью согласен и обязуется исполнять Условия и Тарифах, которые являются неотъемлемыми частями Кредитного договора, а также подтвердил получение на руки экземпляров Заявления, Условий и Тарифов.
Представитель ответчика так же считает, что доводы истца о непредставлении банком информации об услуге, обязательность предоставления и момент предоставления которой предусмотрены ст.ст.8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей», являются не основанными на законе.
Выслушав представителя истца, исследовав иск, представленные ответчиком в обоснование возражений доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п.1, 2 ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Из иска следует, что между ФИО1 и ЗАО "Банк Русский Стандарт" был заключен договор № на выпуск кредитной карты с лимитом. По условиям договора так же открыт текущий счет в рублях №, банк обязался его обслуживать. Истец обязался возвратить кредитору полученные денежные средства и выплатить проценты за их пользование на условиях, указанных в договоре.
Предъявляя банку иск, ФИО1, указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес ответчика претензию, включающую требования о предоставлении ей копий кредитного договора, приложений к нему, графика платежей и расширенной выписки по лицевому счету. Ответ банка не получен, документы не представлены.
При этом истец не предоставила суду ни одного надлежащего доказательства, с достоверностью подтверждающего направление ответчику претензии.
В приложении к возражению Банка «Русский стандарт» такой претензии не приложено.
Истец просит предоставить ей копии документов по кредитному договору, но при этом безошибочно указывает и номер договора, и номер текущего счета, открытого в связи с условиями договора, то есть суд приходит к выводу что данный договор у нее есть.
Таким образом, в противоречие со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ факт обращения к ответчику с требованием о предоставлении документов, которое банк якобы проигнорировал либо ответил на него отказом, чем нарушил ее права, как потребителя ФИО1 не доказан.
по общему правилу самим клиентам или их представителям.
Соответственно даже при получении банком указанного выше требования он мог предоставить сведения по текущему счету ФИО1 только ей самой, при условии ее идентификации (ее представителю) либо направить способом, заранее согласованным сторонами.
Как следует из искового заявления и приложения к нему, доказательств, подтверждающих факт того, что Банк нарушил права ФИО1, истцом не представлено. Согласно ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Истец обосновывает необходимость обращения в суд с указанным требованием тем обстоятельством, что банком не был предоставлен ответ на претензию, якобы направленную истцом в адрес банка, однако доказательств того, что указанное претензионное письмо было направлено в адрес Банка и получено Банком, Истцом не представлено.
Истцом так же не предоставлено доказательств того, что его право на получение информации в соответствии со ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» было нарушено Банком, как при заключении договора о карте, так и в период его исполнения. Истица, якобы обращаясь в Банк с претензией, запрашивала не информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора услуги и предусмотренную указанной выше нормой применительно к договору о карте, а требовала предоставления копий документов, часть которых ей предоставлялась при заключении договора о карте, а часть касалась не выбора услуги, а её исполнения.
Более того, статьей 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", статьей 857 Гражданского кодекса РФ предусмотрено то, что кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией.
Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации установлена ответственность кредитных организаций за разглашение банковской тайны. Для соблюдения и защиты прав клиентов, гарантии тайны банковского счета, вклада, операций по счету и сведений о клиенте банками, в том числе, в соответствии с Положением Центрального Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» кредитная организация обязана идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании. В целях и во избежание несанкционированной передачи информации третьим лицам Банк также не может осуществлять пересылку документов финансового характера с использованием незащищенных каналов связи.
При таких обстоятельствах, учитывая, что запрашиваемые от имени истца документы составляют банковую тайну, как следствие, могут быть предоставлены только клиенту, при направлении запроса в Банк посредством почтовой связи у последнего отсутствует возможность идентифицировать клиента.
Доказательств личного обращения в банк с требованием о предоставлении документов по кредитному договору не представлено.
Суд считает необходимым отметить, что из доказательств представленных ответчиком( заявления, Условий, Тарифов) следует что по договору о карте № от ДД.ММ.ГГГГ, истцу была предоставлена вся необходимая и достоверная информация по оказанию Банком финансовых услуг ФИО1, в рамках Договора о карте, еще до его заключения, что подтверждается собственноручной подписью заемщика ФИО1 на каждом листе.
Учитывая недоказанность обстоятельств, явившихся основанием к обращению с иском об истребовании документов из кредитного дела, а также отсутствие правовых оснований для заявленного требования, усматриваются признаки злоупотребления правом, имеющего целью вступить с банком в любой спор при учете отсутствия действующего договора на период обращения в суд.
Таким образом суд считает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 к АО «Банк Русский Стандарт» отказать в полном объеме.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истец, по искам о защите прав потребителей освобожден от уплаты государственной пошлины. Судебные издержки, понесенные судом при рассмотрении дела подлежат возмещению за счет местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Л.В. Мохова