ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-534/2022 от 03.08.2022 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

27RS0015-01-2022-000862-19

Дело № 2-534/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2022 года п. Ванино

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Романько А.М.

при секретаре Севериной Д.В.

с участием: представителя истца заместителя Ванинского транспортного прокурора Бобровой И.Б.,

представителя ответчика ООО «Трансбункер-Ванино» Михальчука Ю.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ванинского транспортного прокурора к ООО «Трансбункер-Ванино» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Ванинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Трансбункер-Ванино» о понуждении к совершению действий, указав, что Ванинской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения федерального законодательства, в ходе которого установлено, что ООО «Трансбункер-Ванино» включено в перечень операторов морских терминалов, который оказывает услуги по транспортной обработке наливных грузов (нефть и нефтепродукты), осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность в морском порту. Основным видом деятельности ООО «Трансбункер- Ванино» является оказание услуг по перевалке нефтепродуктов. Для бункеровки танкеров нефтепродуктами ООО «Трансбункер-Ванино» использует недвижимое имущество гидротехнические сооружения - причалы №№1, 2, 13, расположенные в границах морского порта Ванино. За период с 2020-2022 гг. Обществом с использованием указанных причалов перегружено 19,305 тыс. тонн нефтепродуктов. Таким образом, причалы эксплуатируемые обществом, являются сооружениями, стационарно закрепленными в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах и предназначены для перевалки нефтепродуктов в специализированные суда. В этой связи, ООО «Трансбункер-Ванино», являясь владельцем Причалов, осуществляет деятельность по перевалке нефтепродуктов во внутренних морских водах России и использует при этом портовые гидротехнические сооружения, расположенные на территории морского порта и взаимодействует с водной средой. Вместе с тем, ООО «Трансбункер- Ванино» осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам по перевалке нефтепродуктов с использованием гидротехнических сооружений, расположенных во внутренних морских водах, в отсутствии утвержденного в установленном порядке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах Российской Федерации, прошедшего государственную экологическую экспертизу.

Просил обязать ООО «Трансбункер-Ванино» в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить получение положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО «Трансбункер-Ванино» во внутренних морских водах Российской Федерации.

Представитель процессуального истца заместитель Ванинского транспортного прокурора Боброва И.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, уточнив требования, просила, в срок, не превышающий 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить получение положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО «Трансбункер-Ванино» во внутренних морских водах Российской Федерации.

Представитель ответчика ООО «Трансбункер-Ванино» Михальчук Ю.В. в судебном заседании пояснил, что ООО «Трансбункер-Ванино» ведется работа по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы, направлены запросы, получены два коммерческих предложения, получено положительное заключение о проведении тренировочного учения перед утверждением Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, однако, учитывая значительный объём финансирования, значительные временные затраты на проведение различных этапов, в том числе предшествующих получению положительного результата общественных слушаний и положительного заключения ГЭЭ (инженерные изыскания, разработка ОВОС, корректировка Плана ЛРН, согласование с уполномоченными органами, проведение оценки воздействия на окружающую среду и т.д.) — считает, что требуемый прокурором 6-месячный срок для получения окончательного результата в виде положительного заключения ГЭЭ занижен, не соответствует реальности, приведёт к затруднениям надлежащего исполнения такого решения, что в свою очередь, создаёт предпосылку для привлечения Общества к ответственности за ненадлежащее исполнение такого решения. В связи с чем, просил при вынесении решения учесть данные обстоятельства, и определить срок получения положительного заключения ГЭЭ —1,5 года с даты вступления решения суда в законную силу

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ч.1 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании, Ванинской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения федерального законодательства, в ходе которого установлено, что согласно распоряжению Росморречфлота от 31.05.2010 № АД-136-р «О внесении сведений о морском порте Ванино в Реестр морских портов Российской Федерации», ООО «Трансбункер-Ванино» включено в перечень операторов морских терминалов, который оказывает услуги по транспортной обработке наливных грузов (нефть и нефтепродукты), осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность в морском порту.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», оператором морского терминала является транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.

Для бункеровки танкеров нефтепродуктами ООО «Трансбункер- Ванино» использует недвижимое имущество гидротехнические сооружения - причалы №№1, 2, 13, расположенные в границах морского порта Ванино, что подтверждается паспортами причальных сооружений, основное назначение которых, нефтеналивной, бункеровочный.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», к внутренним морским водам Российской Федерации относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов, заливов, бухт, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утверждается в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 16.1 названого закона план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, деятельностью по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, за исключением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и организаций, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Согласно с п. 7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 «Об экологической экспертизе», объектами экологической экспертизы федерального уровня являются: объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Согласно ст. 32.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море является одним из принципов защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

Из п. 1 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», следует, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

Согласно п. 4 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», объектом государственной экологической экспертизы является план предупреждения и ликвидации нефти и нефтепродуктов, предусмотренный ст. 16.1 настоящего федерального закона.

Таким образом, ООО «Трансбункер-Ванино», являясь владельцем причалов, осуществляет деятельность по перевалке нефтепродуктов во внутренних морских водах Российской Федерации, использует при этом портовые гидротехнические сооружения, расположенные на территории морского порта и взаимодействующие с водной средой, подпадает под положения статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ, при этом в нарушение требований подпункта "б" пункта 5 Положения и пункта 2 статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ не имеет плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (представленный обществом план не был утвержден в установленном законом порядке). Данный факт представителем ответчика не оспаривался.

Неисполнение ООО «Трансбункер-Ванино» требований законодательства влечет нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации прав жителей Ванинского района Хабаровского края на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Ванинского транспортного прокурора, поскольку в судебном заседании нашли свое подтверждение факты нарушения ООО «Трансбункер-Ванино» требований действующего законодательства.

Исходя из того, что решение суда должно быть исполнимо, руководствуясь ст. 204 ГПК РФ, а также учитывая мнение сторон, суд считает разумным срок исполнения решения суда – в течение 18 (восемнадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика ООО «Трансбункер-Ванино» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в бюджет Ванинского муниципального района Хабаровского края в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ванинского транспортного прокурора к ООО «Трансбункер-Ванино» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать ООО «Трансбункер-Ванино» в срок, не превышающий 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить получение положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО «Трансбункер-Ванино» во внутренних морских водах Российской Федерации.

Взыскать с ООО «Трансбункер-Ванино» в бюджет Ванинского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд, через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья Ванинского районного суда

Хабаровского края Романько А.М.