Дело № 2-534/22 73RS0001-01-2021-012706-50 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 февраля 2022 года г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Гордеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонтьева ФИО9 к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании задолженности по заработной плате в выходные и нерабочие праздничные дни, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: истец Леонтьев О.И. обратился в суд с настоящим исковым заявлением. Исковые требования мотивированы следующим. ДД.ММ.ГГГГ он принят на службу в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области, где проходил службу до ДД.ММ.ГГГГ на разных должностях. Приказом руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ№-л он освобожден от должности руководителя контрольно-следственного отдела и уволен в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Приказом СК России от 30.09.2011 года №138 утверждены Правила внутреннего трудового распорядка Следственного комитета РФ, разделом 5 которого в соответствии с Трудовым кодексом РФ урегулированы вопросы режима работы и времени отдыха. Так, режим работы для работников Следственного комитета предусматривает 5-ти дневную рабочую неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю, начало работы с 09.00 часов до 18 часов 00 минут, в пятницу с 09.00 часов до 16.45 часов с перерывом на отдых и питание 45 минут в период с 12.00 часов до 14.00 часов. В период службы он неоднократно привлекался к работе в выходные и праздничные дни, а также работал сверхурочно, однако ответчик данную работу в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ не оплатил, чем нарушил его права как работника. В период с конца октября 2020 года по конец октября 2021 года он был привлечен к сверхурочной работе в выходные и нерабочие праздничные дни 35 раз, в количестве 106 часов и 785 минут, в общем 119 часов за пределами месячной нормы рабочего времени. ДД.ММ.ГГГГ руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области дано письменное поручение о порядке приёма статистических отчетов по итогам работы за январь –декабрь 20202 года с установлением соответствующего графика, в том числе, в нерабочие праздничные дни ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. При этом, порядок проверки, согласования и визирования представляемой статистической отчетности был утвержден приказом руководителя управления от 16 мая 2018 года №32, в соответствии с которым, он как руководитель отдела процессуального контроля ( в дальнейшем контрольно-следственного отдела) был обязан проверять и визировать более 10 форм объемной отчетности 10 территориальных районных (межрайонных) следственных отделов управления. Кроме того, в срок до ДД.ММ.ГГГГ ему самому нужно было представить в адрес старшего помощника руководителя управления по информационно-статистическому обеспечению необходимые статистические сведения по возглавляемому им подразделению аппарата управления за целый год. Именно это, а также исполнение ряда иных устных и неотложных, по мнению руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области ФИО4, поручений обусловило необходимость выполнения им трудовых обязанностей в нерабочие праздничные дни ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Другим примером письменного распоряжения руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области ФИО4 об обязании его и сотрудников возглавляемого им контрольно-следственного отдела работать в выходные дни, является подписанное им решение протокола оперативного совещания под его председательством от ДД.ММ.ГГГГ№, пунктом 4.4 которого ему и заместителю руководителя ФИО5 вменено организовывать еженедельное, каждую субботу, проведение оперативных совещаний в режиме ВКС с участием руководителей всех территориальных отделов и зональных инспекторов КСО по вопросам обеспечения следственной нагрузки, оперативности расследования конкретных уголовных дел, обеспечения возмещения ущерба, выявления отдельных видов преступлений. Соответствующую работу постановлено проводить до особого распоряжения руководителя следственного управления. На момент его увольнения из Следственного управления ДД.ММ.ГГГГ данное распоряжение оставалось неотмененным. ЧСС целью его исполнения заместителем руководителя СУ ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в мессенджере WhatsApp была создана группа «Совещания КСО, СО (МСО)», в качестве участников которой были включены сотрудники контрольно-следственного отдела, включая его как руководителя, а также руководители 10 территориальных следственных отделов управления. ФИО5 как администратор группы еженедельно назначал проведение соответствующих совещаний, как правило, по субботам в 10.00 часов, либо по окончании рабочего времени по пятницам в 17.30 часов, в формате видеоконференцсвязи с использованием приложения Zoom. В результате непосредственно в выходные дни по субботам им было принято участие в таких совещаниях ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Выполнение им своих трудовых функций в иные выходные и праздничные дни было обусловлено исполнением и устных распоряжений руководителя Следственного управления ФИО4, например, о необходимости доклада ему служебных документов. Так, рассмотрение поступившего ДД.ММ.ГГГГ из центрального аппарата СК России обращения, ФИО4 было поручено его заместителю ФИО5 со сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Последний дал указание об организации его рассмотрения ему, т.е. в контрольно-следственном отделе. Документы по рассмотрению данного обращения на имя руководителя СК ФИО4 были подготовлены в пределах рабочего времени, подписаны ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, ему руководителем СК ФИО4 было указано на необходимость их личного доклада в субботу ДД.ММ.ГГГГ. Необходимость практически еженедельного выполнения им трудовых обязанностей по выходным дням также была обусловлена требованием ФИО4 об актуальности предоставляемого ему еженедельно по понедельникам доклада с приведением основных показателей следственной работы на «планёрку». Как правило, основа данного документа готовилась его подчиненными по пятницам и предоставлялась ему до окончания рабочего дня. Требование руководителя СК ФИО4 об актуальности означало, что соответствующие сведения должны были включать и данные по направлениям работы, которые могли изменяться в выходные дни. В связи с этим, в выходные дни, как правило, по субботам они им (истцом) дополнительно изучались и прорабатывались на предмет необходимости внесения в них соответствующих изменений. Таким образом, его привлечение к работе в выходные и праздничные нерабочие дни в нарушение установленного трудовым законодательством и ведомственными актами порядке без её оплаты осуществлялось руководителем СУ СК России ФИО4 на постоянной основе. При этом последний безусловно использовал свои властные полномочия. В период проведения «единого дня голосования» ФИО4 издавался ряд организационно-распорядительных документов о порядке работы с приложением графиков дежурств конкретных должностных лиц, среди которых сотрудники КСО отсутствовали. При этом, в указанных официальных актах работодателя вопрос об оплате труда задействованных работников в выходные дни в период выборов, не отражен. Такие ситуации в следственном управлении носят неединичный характер. ДД.ММ.ГГГГФИО4 издан приказ № «О прохождении службы (работы) в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Ульяновской области с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. К данному документу приложен соответствующий график дежурств сотрудников в указанный период времени Согласно нему руководители подразделений аппарата СУ, включая его, ДД.ММ.ГГГГ осуществляют дежурство в заочной форме, что, по сути, означает фактическое привлечение к работе в нерабочие праздничные дни. Однако указанный труд в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ оплачен не был. При этом, ДД.ММ.ГГГГ им трудовая функция осуществлялась очно с выходом на рабочее место. В связи с изложенным, истец Леонтьев О.И. просит в судебном порядке взыскать со Следственного управления Следственного комитета РФ по Ульяновской области в свою пользу задолженность по заработной плате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в сумме 324 523, 71 руб., взыскать с ответчика в свою пользу проценты за задержку выплаты заработной платы на основании ст. 236 Трудового кодекса РФ с ДД.ММ.ГГГГ по день обращения с иском в суд в размере 33 267, 43 руб., компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб. В судебном заседании истец на иске настаивал и дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске и письменных дополнениях к иску. Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что действительно истец Леонтьев О.И. проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области до ДД.ММ.ГГГГ на разных должностях. Приказом руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ№-л он освобожден от должности руководителя контрольно-следственного отдела и уволен в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Учитывая специфику прохождения службы в Следственном комитете и занимаемую должность, истец ежемесячно получал доплаты за специальное звание в размере 21% от должностного оклада, за выслугу лет в размере 70%, за особые условия службы в размере 175% от размера должностного оклада, за сложность, напряжённость и высокие достижения в службе в размере 30% от размера должностного оклада, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 40% от размера должностного оклада. По штатному расписанию Следственного управления на 2021 год среднемесячный размер денежного содержания Леонтьева О.И. (без учета премий и материальной помощи) составляет 161 263, 08 руб., что на дату увольнения истца более чем в 4,6 раз превышает размер средней заработной платы в Ульяновской области ( по данным Росстата она составляет на октябрь 2021 года- 34 185 руб.). Премии по итогам службы за год истцу выплачивались ежегодно в размере, значительно превышающем средний размер премий сотрудникам. Кроме того, истцу дважды в год выплачивалась материальная помощь в размере должностного оклада с доплатой за специальное звание. Леонтьеву О.И. в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2010 года №403-ФЗ «О следственном комитете РФ» гарантировался дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней. Также истцу гарантировался ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 12 календарных дней Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска истца составляла 57 календарных дней. В рассматриваемый период ответчиком не издавались письменные распоряжения о привлечении Леонтьева О.И. к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Каких-либо заявлений о необходимости осуществлять работу в выходные и нерабочие праздничные дни от истца на имя ответчика не поступало. Сам по себе факт присутствия истца в здании Следственного управления по <адрес>, где находилось его рабочее место, не свидетельствует о привлечении его к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Доказательств возможности наступления каких-либо негативных последствий для Леонтьева О.И в случае его не выхода на рабочее место в данные дни, указанные им в исковом заявлении, не представлено. Выход его на работу в указанные им дни осуществлялся по его инициативе, самостоятельно. Привлечение его работодателем к работе в указанные дни не подтверждено. Истец добровольно состоял в трудовых отношениях, и никто не лишал его права на выбор труда. Кроме того, истцом частично пропущен срок на обращение в суд, установленный ст. 392 Трудового кодекса РФ. В расчет исковых требований истцом включены даты ДД.ММ.ГГГГ, однако обращение в суд с данными требованиями имеет место в декабре 2021 года, что находится за пределами срока исковой давности. Просят отказать истцу Леонтьеву О.И. в удовлетворении исковых требований в полном объёме. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения. Выслушав истца, представителей ответчика, заслушав показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковые требований Леонтьева О.И. Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1). В соответствии со ст. ст. 152 - 154 ТК РФ сверхурочная работа, а также работа в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере не менее, чем установлено Трудовым кодексом. Вместе с тем, Трудовой кодекс предусматривает, что по желанию работника работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и в выходные и праздничные дни может компенсироваться вместо повышенной оплаты дополнительным временем отдыха. В таком случае, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и в выходные и праздничные дни оплачивается в одинарном размере, а время отдыха не оплачивается. Из материалов дела усматривается, что истец Леонтьев О.И. ДД.ММ.ГГГГ принят на службу в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области, где проходил службу до ДД.ММ.ГГГГ на разных должностях. Приказом руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ№-л он освобожден от должности руководителя контрольно-следственного отдела и уволен в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Согласно трудовому договору, заключенному между Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области и Леонтьевым О.И., следует, что сотруднику устанавливается ненормированный рабочий день. Согласно статье 15 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" служба в Следственном комитете - федеральная государственная служба, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом. Пунктами 5.1, 5.2 Правил внутреннего трудового распорядка Следственного комитета Российской Федерации, утвержденными приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 30.09.2011 N 838 (далее Правила), для работников Следственного комитета предусмотрена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, при этом продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю, начало работы - в 9 часов 00 минут, окончание - в 18 часов 00 минут, в пятницу - с 9 часов 00 минут до 16 часов 45 минут с перерывом на отдых и питание продолжительностью 45 минут в период с 12 часов 00 минут до 14 часов 00 минут. В случае необходимости работники Следственного комитета могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени: для сверхурочной работы; если работнику установлен режим рабочего времени - ненормированный рабочий день (п. 5.4 указанных Правил). Согласно п. 5.5 данных Правил выполнение работниками Следственного комитета своих обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени при условии установления им ненормированного рабочего дня сверхурочной работой не является. Из содержания п. 5.7 Правил следует, что привлечение работников Следственного комитета к работе в выходные и праздничные дни осуществляется на условиях и в порядке, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации. Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается: в размере не менее одинарной части оклада (должностного оклада) за день или час работы сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени; в размере не менее двойной части оклада (должностного оклада) за день или час работы сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Повышенная оплата работы в выходной или нерабочий праздничный день осуществляется независимо от того выполняют работники свои обязанности в условиях нормальной продолжительности рабочего времени или им установлен ненормированный рабочий день. Согласно табелям учета рабочего времени в оспариваемые истцом периоды он не привлекался работодателем к сверхурочной работе, а также к работе в выходные и праздничные дни. Факт нахождения истца на рабочем месте в зафиксированное в журналах время не свидетельствует о том, что он был привлечен к работе по инициативе работодателя к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Истец не был лишен возможности в полном объеме исполнить свои должностные обязанности в рабочее время, которое предусмотрено Правилами внутреннего трудового распорядка Следственного комитета Российской Федерации, как и не был лишен возможности отказаться принимать участие в еженедельных совещаниях, проводимых заместителем руководителя СУ СК РФ по Ульяновской области ФИО6 по видеоконференц связи с использованием приложения Zoom. Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО6 Кроме того, истец не был лишен возможности оформить статистическую отчетность в рабочее время, вместе с тем, этого не делал, что повлекло необходимость подготовки и представления отчетности с ДД.ММ.ГГГГ. Об указанном пояснил в судебном заседании свидетель ФИО7 Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял дежурство на телефоне и это обусловлено характером его работы, в том числе, установлением ему ненормированного рабочего дня. Выход истца на рабочее место ДД.ММ.ГГГГ обусловлен исключительно его волеизъявлением. Доказательств тому, что работодатель предъявил ему требование выходить на работу и исполнять свои должностные обязанности в выходные и нерабочие праздничные дни, со стороны истца суду не представлено. Аналогично по инициативе самого истца им осуществлялась трудовая функция за пределами установленной продолжительности рабочего времени в указанные им в иске дни. Каких-либо доказательств того, что работодателем издавались приказы о привлечении его к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, со стороны истца суду не представлено. Как установлено в судебном заседании при увольнении истцу были выплачены причитающиеся ему денежные средства. При рассмотрении дела суд также учитывает следующее. Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Согласно ст. 15 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О Следственном комитете Российской Федерации» служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. В силу ст. 35 названного Федерального закона денежное содержание сотрудника Следственного комитета состоит из должностного оклада; доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе; надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей служебным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", за нагрудный знак "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и за год; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответственно особый характер службы сотрудников Следственного комитета РФ компенсируется рядом дополнительных материальных и социальных гарантий, не предусмотренных для большинства работников, осуществляющих трудовую деятельность в обычном режиме. Таким образом, порядок и условия оплаты труда работников следственного комитета урегулированы нормами специального законодательства, которые с учетом специфики их служебной деятельности не предусматривают оплату труда в двойном размере за работу в выходные и праздничные дни. Исполнение работниками следственного комитета в некоторых случаях своих полномочий за пределами нормальной продолжительности служебного времени, в том числе в выходные и праздничные дни, обусловлено спецификой прохождения службы в Следственном комитете, что неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ. В силу приведенных конституционных положений во взаимосвязи с конкретизирующими их положениями федерального законодательства о государственной службе в Российской Федерации служба в Следственном комитете Российской Федерации, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях в данном федеральном государственном органе, реализующем полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Основной целью деятельности Следственного комитета Российской Федерации является осуществление предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к его подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Такая деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу в Следственном комитете Российской Федерации, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2015 года N 1829-О, от 19 декабря 2017 года N 2908-О и др.). Как следует из части 1 статьи 19 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", такой правовой статус связан в том числе с принятием Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, которая предполагает возложение на сотрудника целого ряда обязательств, неразрывно связанных со служебной деятельностью и осуществлением соответствующим государственным органом своих публичных функций. Положения приведенных норм материального права, регулирующих порядок и условия оплаты труда истца и устанавливающих систему оплаты его труда как сотрудника Следственного комитета РФ, допуская установление для сотрудников СК РФ особого режима работы - ненормированного служебного времени, опровергают утверждения Леонтьева О.И. о том, что действующее законодательство предусматривает единые требования к оплате работы в выходной и нерабочий праздничный день (статья 153 Трудового кодекса Российской Федерации). Поскольку доводы Леонтьева О.И. в указанной части противоречат приведенному выше правовому регулированию спорных отношений, определяющему особенности оплаты труда сотрудников Следственного комитета с учетом специфики их профессиональной деятельности, включая повышенные материальные гарантии за особые условия труда. Ссылки истца Леонтьева О.И. на применение к спорным отношениям законодательства об оплате в повышенном размере его работы, а именно статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации об оплате труда в выходные и праздничные дни) несостоятельны. В связи с изложенным, оснований для удовлетворения исковых требований Леонтьева О.И. не имеется. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 суд, РЕШИЛ: в удовлетворении исковых требований Леонтьева ФИО10 к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании задолженности по заработной плате в выходные и нерабочие праздничные дни, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.В. Алексеева срок принятия решения в окончательной форме 01.03.2022 года |