ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5351/2013 от 26.12.2013 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2- 5351/2013Р Е Ш Е Н И Е    Именем Российской Федерации

 26 декабря 2013 года г.Кызыл

 Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Шулуу Л.К., при секретаре Комбу С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы,

 у с т а н о в и л:

 Прокурор Республики Тыва, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику с вышеуказанным иском, указывая на то, что государственная экологическая экспертиза, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № по материалам «Комплексное экологическое обследование участков лесного фонда, обосновывающие придание этой территории правового статуса особо охраняемой территории республиканского значения природного парка Уш-Белдир», выполненная по заказу Республиканского государственного бюджетного учреждения «Природный парк «Шуйский», проведена с нарушением установленного законом порядка, в связи с чем является незаконной. В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспёртизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе. В силу п. 4 ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня является материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения. Следовательно, государственная экологическая экспертиза материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе. Более того, п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза указанного объекта проводится при наличии в составе материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления и заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами. Вместе с тем, государственная экологическая экспертиза проведена в отсутствие материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления, что подтверждается ответом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № При этом Министерство в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» самостоятельно материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления не запрашивало, государственная экологическая экспертиза проведена в отсутствие указанных документов, что подтверждается ответом и.о. министра природных ресурсов и экологии РТ от ДД.ММ.ГГГГ № По фактам нарушения федерального законодательства прокуратурой РТ и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ за исх. № внесено представление, по результатам рассмотрения которого приказом и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № аннулировано заключение экспертных комиссий государственных экологических экспертиз по материалу «Комплексное экологическое обследование участков лесного фонда, обосновывающего придание этой территории правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Ущ-Белдир», утвержденное приказом Минприроды РТ от ДД.ММ.ГГГГ №; отменен приказ министра природных ресурсов и экологии Республики Тыва «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ №№. Однако ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва № приказ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об аннулировании заключений экспертных комиссий» отменен. Прокурор по настоящему иску является лицом, имеющим процессуально-правовой интерес в признании государственной экологической экспертизы недействительной в силу указанной нормы процессуального права. Нарушение интересов Российской Федерации заключается в том, что положительная государственная экологическая экспертиза осуществлена в нарушение порядка, установленного Федеральным законом «Об экологической экспертизе. Нарушение интересов неопределенного круга лиц выражается в даче положительной государственной экологической экспертизе в отсутствие материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Данное требование Федерального закона «Об экологической экспертизе» является обязательным с целью получения волеизъявления граждан, проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, поскольку проектом Положения о природном парке «Уш-Белдир» установлен запрет по проезду, проходу и нахождению без письменного разрешения дирекции природного парка гражданам, не являющимся работниками природного парка, а также любой деятельности, угрожающей состоянию природных комплексов и объектов природного парка. Просит признать заключение государственной экологической экспертизы по материалам «Комплексное экологическое обследование участков лесного фонда, обосновывающие придание этой территории правового статуса особо охраняемой территории республиканского значения природного парка Уш- Белдир», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконной.

 Старший помощник прокурора Республики Тыва О.У.М. по доверенности иск поддержала полностью по основаниям, указанным в заявлении.

 В судебном заседании представитель ответчика Х.А.С. по доверенности с иском согласилась, поскольку экспертиза проведена без общественного обсуждения.

 Представитель третьего лица Республиканского государственного бюджетного учреждения «Природный парк «Шуйский» с заявленными требованиями согласился.

 Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

 В силу ст.1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

 Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва, утвержденному Постановлением Правительства Республики Тыва от № Министерство в области экологической экспертизы объектов регионального уровня организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня (п.8.30.2 раздела 2).

 Так, Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № «Об организации и проведении государственной экологической экспертизы», которым приказом государственной экологической экспертизе провести экспертизу материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этой территории правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Уш- Белдир».

 При этом в материалы дела представлены: договоры № и № членами экспертной комиссии Ш.В.И., К.А.Н. по их участию в заседаниях экспертной комиссии и подготовке заключения по результатам государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ; техническое задание на проведение государственной экологической экспертизы, являющимся приложением к договору № от ДД.ММ.ГГГГ; акты о приеме работ, выполненных по договору, от ДД.ММ.ГГГГ; протоколы № и № организационного заседания экспертной комиссии по составлении экспертных заключений от ДД.ММ.ГГГГ.

 Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная экологическая экспертиза по материалам «Комплексное экологическое обследование участков лесного фонда, обосновывающие придание этой территории правового статуса особо охраняемой территории республиканского значения природного парка Уш-Белдир».

 Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

 В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения (п.4).

 Таким образом, как правильно указывает прокурор, государственная экологическая экспертиза материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям вышеназванного Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, приведенных в п.1 ст.14 Федерального закона, а именно при наличии в составе материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления и заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами.

 Тем не менее, государственная экологическая экспертиза проведена в отсутствие материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления, что подтверждено ответами Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № данных прокурору Республики Тыва, также пояснениями представителя ответчика в судебном заседании.

 В связи с этим прокуратурой Республики Тыва на имя и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Тыва Б.А.Т. ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого приказом и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Тыва Б.А.Т. от ДД.ММ.ГГГГ № аннулировано заключение экспертной комиссии государственных экологических экспертиз по материалу «Комплексное экологическое обследование участков лесного фонда, обосновывающего придание этой территории правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Уш-Белдир», утвержденное приказом Минприроды РТ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также отменен приказ министра природных ресурсов и экологии Республики Тыва «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ №

 Однако ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва № приказ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об аннулировании заключений экспертных комиссий» отменен.

 В последующем прокуратурой Республики Тыва неоднократно вносились требования о предоставлении документов и данные соответствующие ответы.

 Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют, что ответчиком утверждено заключение государственной экологической экспертизы на основании материалов, которые не являются достаточными для подготовки заключения, а именно государственная экологическая экспертиза проведена в отсутствие материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

 Суду ответчиком доказательств, подтверждающих об обратном, не представлено.

 При этом суд считает, что утверждением ответчиком заключения государственной экологической экспертизы на основании материалов, которые не являются достаточными для подготовки заключения, нарушены закрепленные действующим законодательством права жителей Республики Тыва и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, права граждан на участие в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую обстановку.

 Следовательно, с учетом вышеназванных обстоятельств дела, исковые требования прокурора Республик Тыва обоснованны и подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 Иск прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва удовлетворить.

 Признать незаконным заключение государственной экологической экспертизы по материалам «Комплексное экологическое обследование участков лесного фонда, обосновывающие придание этой территории правового статуса особо охраняемой территории республиканского значения природного парка Уш-Белдир», утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

 Мотивированное решение изготовлено 10 января 2014 года (с 01 по 08 января 2014 года-выходные дни).

 Судья Л.К.Шулуу