ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5352/17 от 07.08.2017 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 ноября 2017 года г. Ханты-Мансийск

Тюменская область

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.

при секретаре Старовойтовой А.Ю.,

с участием истца, её представителя адвоката Савельева И.А., предоставившего удостоверение № 997 от 09.11.2011г., ордер № 30 от 25.10.2017г.; представителя ответчика ФИО1, действующего по доверенности № 18 от 07.08.2017г.;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-5352/17 по исковому заявлению ФИО2 к БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» о взыскании в счет возмещения процентной надбавки к заработной плате денежные средства в размере 98 430 рублей 67 копеек; о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к ответчику БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» с требованиями о взыскании в счет возмещения процентной надбавки к заработной плате денежные средства в размере 98 430 рублей 67 копеек; компенсации морального вреда.

Истец мотивирует свои требования тем, оплата труда работника ФИО2 регулируется не Законом ХМАО-Югры от 09.12.2004 № 76-оз, в соответствии со ст. 3 которого заработная плата ФИО2 подлежала оплате с процентной надбавкой в размере 50%, ей следует произвести соответствующий перерасчет зарплаты с момента трудоустройства. Истцом при поступлении на работу был подтвержден факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в течение не менее 5 лет справкой о регистрации по месту жительства, актом проверки по месту жительства, справкой об обучении. таким доказательством не является. В связи с отказом в выплате процентной надбавки к заработной плате, ей причинен моральный вред.

Истец, её представитель в судебном заседании настаивают на удовлетворении исковых требований; доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика возражает против удовлетворения исковых требований, при этом ссылаясь на финансирование деятельности БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» за счет средств федерального бюджета, полагает подлежащим применению положения ст. 3 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В соответствии с названной нормой гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), входит в базовую программу обязательного медицинского страхования. Учитывая ст. 33 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Федеральный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования. В п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" указано, что «структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты...». Согласно разъяснениям Территориального фонда обязательного медицинского страхования, указанным в письме № 237 от 20 января 2017 года финансирование в том числе расходов на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты сотрудникам осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования финансовым обеспечением которых являются средства федерального бюджета. Согласно Раздела V Постановления Правительства РФ от 19.12.2016 года № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Также представитель ответчика утверждает, что ФИО2 трудоустроились впервые и документально не подтвердила факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 5 лет.

Заслушав истца, представителей сторон, исследовав и проанализировав письменные материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.315 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно статье 316 Трудового кодекса, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

В соответствии со ст.317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживаю-

3щих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

В соответствии с п. 3.1.3 Положения об установлении системы оплаты труда работников бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» (далее - Положение) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями: районный коэффициент; процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

30 декабря 2016 года Приказом № 158 п. 3.1.3. Положения изложен в новой редакции: «3.1.3. выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями: районный коэффициент; процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации».

Статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» установлено лицам, работающим в государственных органах и государственных учреждениях автономного округа, выплачивается процентная надбавка к заработной плате в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в совокупности не менее пяти лет, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в государственных органах и государственных учреждениях автономного округа.

Также, в соответствии с распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 6 февраля 2015 г. N 40-рп «О дополнительном соглашении №1 к Трехстороннему соглашению между органами государственной власти ХМАО-Югры, объединением организаций работодателей ХМАО-Югры, объединением профсоюзов ХМАО-Югры на 2014-2016 годы от 15 апреля 2014г. Пункт 3.16.1 Трехстороннего соглашения дополнен следующим содержанием: «Лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в совокупности не менее пяти лет, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выплачивается в полном размере с первого дня работы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.".

В соответствии с п.3.13 Трехстороннего соглашение между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2017 - 2019 годы" работодатели выплачивают процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в совокупности не менее 5 лет.

Названные Трехсторонние соглашения приняты в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 10 октября 2003 года N 53-оз "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", регламентом Трехсторонней комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по регулированию социально-трудовых отношений и опубликованы "Новостях Югры" - 30.12.2016, 29.04.2014.

Соглашения распространяется и обязательны к исполнению органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, организациями, входящими в Объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также организациями, не входящими в Объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, но фактически присоединившимися к Соглашению, то есть теми, которые в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили координатору Трехсторонней комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по регулированию социально-трудовых отношений мотивированный письменный отказ о присоединении к Соглашению с протоколом консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Согласно справки с места жительства от 31.10.2016 года, ФИО2 зарегистрирована по месту жительства в <адрес>

Согласно акта проверки фактического проживания от 10 ноября 2016 года УУП ОП №1 ОМВД России по Нефтеюганскому району, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ фактически проживала <адрес>

Право проживания ФИО2 в <адрес> подтверждено ордером от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справки от 11.11.2016г. № 1392 МОБУ «Средняя образовательная школа № 1» пгт.Пойковский, ФИО2 обучалась в указанной школе с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно записей 1, 2 трудовой книжки серии от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 впервые трудоустроилась и работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи».

Таким образом, учитывая, что БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» является бюджетным учреждением ХМАО-Югры, вопреки доводам представителя ответчика наряду с финансированием за счет средств федерального бюджета, то подтверждается нормативно и материалами дела, финансируется прежде всего за счет бюджета ХМАО-Югры, ФИО2 необходимо устанавливать надбавку в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Процентная надбавка в размере 50% за период с 27.10.2016 г. по 14.04.2017 г. в соответствии с размером выплаченной заработной платой составляет 98 430 рублей 67 копеек. Указанный расчет процентной надбавки проверен, ответчиком не оспаривается, подлежит взысканию в пользу истца.

В силу требований ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В соответствии с вышеназванными нормами закона, исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 в части компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в сумме 3 000, 0 рублей с учетом принципа разумности и справедливости и принимая во внимание, что истец был неправомерно лишен ответчиком единственного источника ежемесячного дохода для обеспечения нужд себя и своей семьи. Данная сумма является разумной, соразмерна характеру причиненного вреда, не приводит к неосновательному обогащению истца. Говоря о справедливости взысканной суммы, суд считает, что она, с одной стороны, максимально возмещает причиненный вред, с другой стороны, не ставит ответчика в чрезмерно тяжелое имущественное положение.

От уплаты государственной пошлины истец был освобожден по п.1 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, в связи с чем на основании ст. 103 ГПК РФ с БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» в доход муниципального образования г.Ханты-Мансийска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 452 рубля 92 копейки.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» удовлетворить.

Взыскать с БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» в пользу ФИО2 в счет возмещения процентной надбавки к заработной плате денежные средства в размере 98 430 рублей 67 копеек; компенсацию морального вреда 3 000, 0 рублей.

Взыскать с БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» в доход муниципального образования г.Ханты-Мансийска государственную пошлину в размере 3 452 рубля 92 копейки.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено 6 ноября 2017 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.А. Литвинова