ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5353/2021 от 28.10.2021 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УИД 19RS0001-02-2021-008051-86

28 октября 2021 года Дело №2-5353/2021

Абаканский городской суд,

В составе председательствующего судьи Царевой Е.А.,

При секретаре Энгельман В.Д.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному казенному учреждению города Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

с участием: представителя истца – ФИО2, действующего на основании доверенности;

представителя ответчика МКУ города Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» - ФИО3, действующей на основании доверенности;

представителя третьего лица Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана – ФИО4, действующей на основании доверенности;

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском о взыскании с МКУ города Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» компенсационных и стимулирующих выплат на доплату за сверхурочные работы за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 758 руб. 17 коп.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявленные требования поддержал, суду пояснил, что в период ДД.ММ.ГГГГ истец работал сверхурочно. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан", представитель истца указывает, что оплата сверхурочной работы должна производиться с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе с учетом районного коэффициента и северной надбавки. Между тем, работодатель при расчете оплаты сверхурочной работы компенсационные и стимулирующие выплаты не учитывал. В связи с чем, представитель истца ФИО2 просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, направил своего представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями. Суд, руководствуясь ст. 48 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, с участием представителя истца.

Представитель МКУ города Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» ФИО3, представитель Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признали, суду пояснили, что районный и северные коэффициенты всегда начислялись при расчете оплаты сверхурочной работы. Компенсационная выплата за вредность в размере 4% при расчете действительно необоснованно не начислялась. В этой части представитель ответчика исковые требования признала. Стимулирующие выплаты: за стаж работы – 15% и за безаварийным режим – 25% учитываться при расчете сверхурочных не должны, поскольку это не предусмотрено Положением об оплате труда. В связи с чем, представитель МКУ города Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» ФИО3, представитель Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана ФИО4 просили суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ работает в МКУ города Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» в качестве <данные изъяты>, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением о введении суммированного учета рабочего времени и изменении режима работы от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений сторон, расчетных листков, а также Положения об оплате труда работников МКУ г. Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» следует, что истцу за выполнение трудовых обязанностей начисляются: выплаты компенсационного характера: районный коэффициент – 30%, процентная надбавка за стаж работы в РХ – 30%, выплата за вредные условия труда – 4%; выплаты стимулирующего характера: надбавка за непрерывный стаж работы в Управлении – 15%, надбавка за безаварийность – 25%.

Из расчетных листков истца следует, что в ДД.ММ.ГГГГ истцу за 12 часов, отработанных сверхурочно, выплачено - 2127 руб. 30 коп.; в ДД.ММ.ГГГГ - за 7 сверхурочных часов – 955 руб. 53 коп., в ДД.ММ.ГГГГ - за 3 сверхурочных часа 315 руб. 32 коп.

Заявляя требования о взыскании заработной платы, истец указывает, что работодатель при расчете оплаты за сверхурочную работу не учитывал стимулирующие и компенсационные выплаты.

Проверив расчет, предоставленный ответчиком, суд приходит к выводу, что при начислении заработной платы истцу ответчик начислял на оплату за сверхурочную работу только северную надбавку 30% и районный коэффициент 30%. Начисления на оплату за сверхурочную работу выплаты за вредные условия труда – 4%, за непрерывный стаж работы в Управлении – 15% и за безаварийность – 25% не осуществлялись.

Суд находит данные действия работодателя незаконным в связи с нижеследующим.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. При этом в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки.

На основании статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени и его нормальная продолжительность не может превышать 40 часов в неделю.

Работой за пределами установленной продолжительности рабочего времени согласно статье 97 Трудового кодекса Российской Федерации является сверхурочная работа и работа на условиях ненормированного рабочего дня, к которой работодатель имеет право привлекать работника в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных) и стимулирующие выплаты.

Следовательно, заработная плата, наряду с окладом (должностным окладом) или тарифной ставкой (т.е. фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей (выполнение нормы труда) определенной сложности) может включать в себя выплаты, которые призваны компенсировать работнику неблагоприятное воздействие на него вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки (трудозатрат) и установление которых обусловлено наличием оказывающих такого рода воздействие на работника (его здоровье, работоспособность и пр.) объективных обстоятельств, существующих независимо от того, в какой день выполняется работа - в будний, выходной или нерабочий праздничный день (компенсационные выплаты), а также выплаты, направленные на улучшение результатов труда и, как правило, связанные с выполнением заранее определенных показателей или условий (стимулирующие выплаты).

Частью второй статьи 135 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Следовательно, статья 152 Трудового кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования предполагает установление оплаты сверхурочной работы в размере, превышающем оплату равного количества времени при выполнении работником работы той же сложности в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени (нормальное вознаграждение работника).

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан …" из части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй статьи 22 и статей 132 и 149 данного Кодекса (тем более принимая во внимание использование в части третьей его статьи 153 термина "оплата в повышенном размере" применительно к оплате за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день) однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда. В порядке конкретизации закрепленного в части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации общего правила применительно к различным - с точки зрения системы оплаты труда - категориям работников федеральный законодатель, обеспечивая реализацию конституционного права каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (статья 37, часть 3 Конституции Российской Федерации), предусмотрел для тех из них, кто получает оклад (должностной оклад), минимально необходимый размер оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, рассчитываемый, во-первых, исходя из установленного работнику оклада (должностного оклада) и, во-вторых, с учетом того, производилась ли работа в выходной или нерабочий праздничный день в пределах месячной нормы рабочего времени либо за ее пределами. Вводя такое правовое регулирование, федеральный законодатель не мог не учитывать, что оплата труда работника (заработная плата), как следует из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, наряду с окладом (должностным окладом) или тарифной ставкой (т.е. фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей (выполнение нормы труда) определенной сложности) может включать в себя выплаты, которые призваны компенсировать работнику неблагоприятное воздействие на него вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки (трудозатрат) и установление которых обусловлено наличием оказывающих такого рода воздействие на работника (его здоровье, работоспособность и пр.) объективных обстоятельств, существующих независимо от того, в какой день выполняется работа - в будний, выходной или нерабочий праздничный день (компенсационные выплаты), а также выплаты, направленные на улучшение результатов труда и, как правило, связанные с выполнением заранее определенных показателей или условий (стимулирующие выплаты). Предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы. Вместе с тем порядок учета выплат, входящих в состав заработной платы, при исчислении размера оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, если принятая в соответствующей организации система оплаты труда включает в себя наряду с тарифной частью заработной платы (окладом (должностным окладом) либо тарифной ставкой) компенсационные и стимулирующие выплаты, частью первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно не определен. Однако при такой системе оплаты труда тарифная часть в общей сумме заработной платы, как правило, не является преобладающей и применение одного лишь гарантированного данной нормой минимума (двойная дневная или часовая ставка, двойная часть оклада (должностного оклада) за день или час работы сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени), без учета компенсационных и стимулирующих выплат, в тех случаях, когда коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором не предусмотрен иной, более высокий размер оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, означало бы, вопреки принципу равной оплаты за труд равной ценности и законодательно закрепленному требованию обеспечения работникам справедливой заработной платы, что за работу в выходной или нерабочий праздничный день работник будет получать оплату в меньшем размере, чем за работу в обычный рабочий день. Таким образом, часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату. Более того, вопреки конституционному принципу равенства, который в сфере оплаты труда означает не только необходимость обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, но и недопустимость применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении, работники, выполнявшие работу в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполнял аналогичную работу в обычный рабочий день (т.е. в нормальных условиях), при этом работники, системы оплаты труда которых не ограничиваются установлением лишь тарифной части заработной платы (оклада, должностного оклада), при выполнении работы в выходной или нерабочий праздничный день фактически приравнивались бы с точки зрения оплаты их труда к лицам, чей труд оплачивается исключительно путем выплаты фиксированного оклада (должностного оклада).

Несмотря на то, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года N 26-П было вынесено по результатам рассмотрения соответствующего дела в порядке конкретного нормоконтроля, высказанные в нем правовые позиции, сохраняющие силу, носят общий характер и в полной мере применимы к трудовым отношениям с участием любых категорий работников, заработная плата которых помимо оклада (должностного оклада) либо тарифной ставки включает компенсационные и стимулирующие выплаты (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2019 N 2669-О).

Таким образом, приведенные правовые позиции подлежат применению и к условиям оплаты сверхурочной работы, поскольку часть первая статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает кратное повышение оплаты такой работы по сравнению с работой, выполняемой в пределах нормы рабочего времени, то есть размер повышения определяется в аналогичном порядке.

В связи с изложенным, суд считает необходимым провезти свой расчет.

ДД.ММ.ГГГГ

2127 руб. 30 коп.(оплата сверхурочной работы)Х4% (выплата за вредные условия труда) = 85 руб. 09 коп.

2 127 руб. 30 коп. х 25% (надбавка за безаварийность) = 531 руб. 83 коп.

2 127 руб. 30 коп. х 15% (надбавка за непрерывный стаж) = 319 руб.10 коп.

(85 руб. 09 коп.+ 531 руб. 83 коп.+ 319 руб.10 коп.) +60%(северная надбавка и районный коэффициент) – 13% НДФЛ = 1 302 руб.93 коп.

ДД.ММ.ГГГГ

955 руб. 53 коп. х 4% = 38 руб. 22 коп.

955 руб. 53 коп. х 25% = 238 руб. 88 коп.

955 руб. 53 коп. х 15% = 143 руб. 33 коп.

(38 руб. 22 коп.+238 руб. 88 коп.+ 143 руб. 33 коп.)+60% – 13% НДФЛ = 585 руб.24 коп.

ДД.ММ.ГГГГ

315 руб. 32 коп. х 4% = 12 руб. 61 коп.

315 руб. 32 коп. х 25% = 78 руб. 83 коп.

315 руб. 32 х 15% = 47 руб. 30 коп.

(12 руб. 61 коп. + 78 руб. 83 коп. + 47 руб. 30 коп.) + 60% -13%= 193 руб. 12 коп.

Итого, истцу не выплачено заработной платы в сумме - 1 495 руб. 20 коп. (1 302 руб.93+ 585 руб.24 коп.+ 193 руб. 12 коп.).

Возражая против удовлетворения заявленных требований, сторона ответчика указывала, что начисление стимулирующих и компенсационных выплат в виде надбавки за непрерывный стаж работы в Управлении 15% и надбавки за безаварийность 25% не предусмотрено Положением об оплате труда.

Так, п.п. 3.3.3, 3.3.4 Положения предусмотрено, что работникам устанавливается надбавка за непрерывный стаж в Учреждении. Сумма надбавка за непрерывный стаж работы в Учреждении учитывается при расчете среднего заработка.

Пунктами 3.4.1, 3.4.3 Положения предусмотрено, что водителям, машинистам погрузчика, машинистам автогрейдера не имеющим аварий на служебном транспорте в течение года начисляется ежемесячная надбавка за безаварийный режим работы в размере 25% должностного оклада. Сумма надбавки за безаварийный режим работы учитывается при расчете среднего заработка.

На основании ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, по мнению суда, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца недоплаченную заработную плату за период с января по март 2021 года в размере 1 495 руб. 20 коп.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В разъяснениях, данных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» №2 от 17.03.2004, указано, что, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Поскольку ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, выразившиеся в выплате заработной платы в неполном размере, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из принципа разумности и справедливости, названной в п. 2 ст. 1101 ГК РФ, и считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 1 000 руб.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с МКУ города Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 356,15 руб.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального казенного учреждения города Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате в размере 1 495 руб. 20 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

Взыскать с муниципального казенного учреждения города Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 356 руб. 15 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РХ в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 08.11.2021.

СУДЬЯ: Е.А. ЦАРЕВА