ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5358/19 от 04.06.2020 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04.06.2020 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,

при секретаре судебного заседания Бердинской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-706/2020 по иску ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары к ФИО1 к., ФИО2к. о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО2 к. обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии в интересах несовершеннолетней дочери дочери ФИО1 к.. Решением была установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца. При обращении, ФИО2 было представлено свидетельство о рождении дочери, в котором был указан отец - ФИО3. дата в Управление поступило письмо «ПСУ СО «ГУСЗН Самарского округа» о том, что по сведениям ЗАГСа ФИО2 к. является одинокой матерью в отношении дочери ФИО1 к. с дата. Однако справку из органов ЗАГС, о том что отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери, ответчик в Управление не предоставила. С дата Управлением выплата пенсии прекращена. Решением Октябрьского районного суда г. Самары от дата было установлено, что ФИО3 является отцом ФИО1 к.. Решение вступило в законную силу дата. Соответственно пенсия по случаю потери кормильца ФИО4 полагается с даты, на 12 месяцев раньше того дня, когда возникло право, то есть с дата. дата после вступления в законную силу решения суда, ФИО2 к. вновь обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Соответственно, получение пенсии по случаю потери кормильца с дата по дата осуществлялось незаконно. В связи с тем, что Управление не имело информации о том, что отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери, образовалась переплата пенсии по случаю потери кормильца с дата по дата в сумме 44 183,85 руб. Страховая пенсия по случаю потери кормильца ФИО4 в дата составляла 3 529,02 руб., что меньше установленного в Самарской области величины прожиточного минимума для пенсионера на дата — 6 420 руб. Решением Управления ответчику установлена федеральная социальная доплата к пенсии в размере 2 890,98 руб. с дата. Впоследствии данная сумма пересматривалась. По вышеизложенным обстоятельствам образовалась переплата суммы федеральной социальной доплаты к пенсии за период с дата по дата в сумме 28 442,60 руб. В связи с тем, что ФИО1 к.дата года рождения, соответственно в дата она была несовершеннолетняя, в ее интересах обращалась ее мать ФИО2 к.

Просит взыскать солидарно с ФИО1 к. и ФИО2к. в пользу Управления незаконно полученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в размере 44 183,85 руб. и незаконно полученную федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 28 442,60 руб.

В ходе рассмотрения дела, дата Управление уточнило исковые требовании. В связи с тем, что ФИО5 произвела оплату части суммы в размере 12 152, 91 руб., просит взыскать солидарно с ФИО1 к. и ФИО2к. в пользу Управления незаконно полученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в размере 32 030,94 руб. незаконно полученную федеральную социальную доплату к пенсии в размере 28 442,60 руб. (л.д. 69-72).

В судебном заседании представитель истца ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара – ФИО6 действующая на основании доверенности №... от дата, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что при оформлении выплат было выявлено, что ФИО1 к., получает социальную пенсию как ребенок до 18 лет, потерявший одного из родителей через Управление. ГУСЗН был сделан запрос в органы ЗАГСА, из ответа на который подтвердилась информация, что ФИО2 к. является одинокой матерью в отношении дочери ФИО1 к. с дата. Из материалов пенсионного дела следует, что до поступления письма ГУСЗН Самарской области, сведений подтверждающих отсутствие данных об отце и статус одинокой матери ФИО2к. в Управление не представлялось. Таким образом, при обращении за назначением пенсии по случаю потери кормильца ФИО2к. были представлены недостоверные сведения, так как на момент обращения ФИО3 юридически не являлся отцом ФИО1 к..

Ответчики ФИО4, ФИО2 и их представитель по устному ходатайству ФИО7 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявленные требования. Считают, что подученные суммы не подлежат возврату. При обращении в пенсионный орган ФИО2 воспользовалась правом, предусмотренным ст. 10 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Документы все были затребованы сотрудником Управления. Ответчиком не было допущено нарушений действующего законодательства, действия при обращении за пенсией являются добросовестными. Считают, что ущерб причинен действиями самих сотрудников. Просят в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Одному из родителей супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 10 Закона № 400-ФЗ один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 400 - ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: 1) смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим. В случае, если в соответствующем решении суда указана дата объявления гражданина умершим или признания его безвестно отсутствующим, срок прекращения выплаты пенсии определяется исходя из указанной даты; 2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5 и 6 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок; 3) утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица; 4) непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона; 5) отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

В соответствии с п. 5 ст. 26 Закона № 400 - ФЗ пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Согласно п.п. 45,46 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 №958н «Об утверждении перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», для назначения пенсии по случая потери кормильца в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 41,4 настоящего Перечня, необходимы документы: а) о смерти кормильца; б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.

В соответствии со ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации органы ЗАГС ведут книгу записей рождений. Отец и мать, состоящие в браке между собой записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них. Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка - по совместном заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца ребенка, или отец записывается согласно решению суда. В случае рождения ребенка у матери не состоящей в браке, при отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка -по ее указанию.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №1 от 28.01.2014 было разъяснено, что к одиноким матерям относят женщин, которые одни (без отца) фактически осуществляют родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей. Основным документом подтверждающим статус одинокой матери является свидетельство о рождении ребенка, в котором сведения об отце отсутствуют. Если в свидетельстве отец был внесен со слов матери, она может принести справку о рождении по Форме №25, утвержденной приказом Минюста России от 20.09.2017 №173. В ней указано, что запись об отце в свидетельство о рождении ребенка была произведена на основании заявления матери.

Из свидетельства о рождении №..., выданного Отделом ЗАГС Октябрьского района г. Самары дата, следует, что родителями ФИО1 к., дата года рождения, являются отец - ФИО3, мать - ФИО2 к..

дата ФИО3 умер.

дата ответчик ФИО2, действуя в интересах несовершеннолетней дочери ФИО4 обратилась в ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г. Самары с заявлением о назначении ФИО4 пенсии по случаю потери кормильца.

При обращении в Управление ФИО2 к указанному заявлению, были приложены следующие документы: паспорт, военный билет, документы об образовании, свидетельство о смерти, документ, подтверждающий периоды работы и иной деятельности, заявление о назначении пенсии, свидетельство о рождении, СНИЛС.

дата по результатам рассмотрения указанного заявления, УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г. Самары вынесено решение о назначении пенсии по случаю потери кормильца с основанием «ребенок, потерявший одного из родителей».

дата в Управление поступило письмо ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» о том, что по сведениям ЗАГСа ФИО2 к. является одинокой матерью в отношении дочери ФИО1 к. с дата.

Между тем, из справки ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» от дата следует, что ФИО2 получала ежемесячное пособие на ребенка как одинокая мать, начиная с дата.

Однако справку из органов ЗАГС о том, что отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери ФИО2 в Управление не представила.

С дата выплата пенсии ФИО4 была прекращена в связи с поступившей информацией из ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа».

Решением Октябрьского районного суда г.Самары от дата было установлено, что ФИО3 является отцом ФИО1 к.. Решение вступило в законную силу дата. Соответственно пенсия по случаю потери кормильца ФИО4 полагается с даты, на 12 месяцев раньше того дня, когда возникло право, то есть с дата.

дата после вступления в законную силу решения суда, ФИО2 вновь обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.

Соответственно получение пенсии по случаю потери кормильца с дата по дата осуществлялось незаконно. В связи с тем, что Управление не имело информации о том, что отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери, образовалась переплата пенсии по случаю потери кормильца с дата по дата в сумме 44 183, 85 руб.

Установлено, что ответчик ФИО2 оплатила часть задолженности в размере 12152, 91 руб., остаток неоплаченной суммы остался 32030, 94 руб.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

На основании п. 4 ст. 12.1 Закона №178-ФЗ Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

ФСД к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ.

Согласно п.5 ст. 26 Закона «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

В соответствии с ч.2 ст. 28 «О страховых пенсиях», В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца ФИО4 в дата составляла 3529, 02 руб., что меньше установленного в Самарской области величины прожиточного минимума для пенсионера на дата – 6420 руб. Решением Управления ответчику установлена ФСД в размере 2890, 98 руб. с дата. Впоследствии данная сумма пересматривалась.

По вышеизложенным обстоятельствам образовалась переплата суммы федеральной социальной доплаты к пенсии за период с дата по дата в сумме 28442,60 руб.

Ответственность за достоверность и своевременность представления сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии и иных выплат наступает в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона №400-ФЗ.

Предусмотренная ст. 15 ГК РФ ответственность выражается в обязанности возместить ПФР причиненный реальный ущерб - возмещении убытков.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, или правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретение или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В соответствии со ст. 1109 ГК РФ, Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Судом установлено, что до поступления письма ГУСЗН Самарской области, сведений подтверждающих отсутствие данных об отце и статус одинокой матери ФИО2к. в Управление не представлялось.

Таким образом, при обращении за назначением пенсии по случаю потери кормильца ФИО2к. были представлены недостоверные сведения, так как на момент обращения ФИО3 юридически не являлся отцом ФИО1 к., ответчик получала пособие на ребенка как одинокая мать, в связи с изложенным, ответчик ФИО2 обязана возвратить истцу неосновательно приобретенные денежные средства, а именно полученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в размере 32 030,94 руб. и незаконно полученную федеральную социальную доплату к пенсии в размере 28 442,60 руб.

Требования к ФИО4 удовлетворению не подлежат, поскольку в ее интересах при подаче заявления о назначении пенсии по случаю потери кормильца действовала мать ФИО2, которая обязана была предоставлять надлежащие сведения, кроме того, на момент прекращения выплаты пенсии она еще не достигла совершеннолетия, следовательно, именно ФИО2, а не дочь, является виновной в незаконном получении вышеуказанных сумм.

На основании изложенного, суд полагает возможным удовлетворить требования истца в части взыскания с ФИО2 незаконно полученной суммы пенсии по случаю потери кормильца и незаконно полученной федеральной социальной доплаты к пенсии.

На основании ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, рассчитанная по правилам ст. 333.19 НК РФ

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Иск ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г. Самары удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2к. в пользу ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г. Самары незаконно полученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в размере 32 030,94 руб. и незаконно полученную федеральную социальную доплату к пенсии в размере 28 442,60 руб., а всего 60 473 (шестьдесят тысяч четыреста семьдесят три руб., 54 коп.).

Взыскать с ФИО2к. госпошлину в доход местного бюджета в размере 2 014, 20 руб. (две тысячи четырнадцать руб. 20 коп.).

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательном виде решение суда принято 05.06.2020г.

Судья: подпись Курмаева А.Х.

.

.

.