ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-535/2016 от 05.12.2016 Рубцовского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-535/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Рубцовск 05 декабря 2016 года

Рубцовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Четвертных А.В.,

при секретаре Дмитриевой Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Мужельских ФИО15, Колодежной ФИО16, Колодежной ФИО17, Колодежного ФИО18, ФИО5 ФИО19 к комитету Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом, Администрации Рубцовского района Алтайского края о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ней по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 76272 рубля, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласилась, в связи с чем обратилась в суд.

Также, истец ФИО1 обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ней по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 76272 рубля, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласилась и обратилась в суд.

Также, истец ФИО2 обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ней по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в октябре 2015 года обратилась в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 71268 рублей, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласилась и обратилась в суд.

Также, истец ФИО2 обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ней по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 76272 рубля, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласилась и обратилась в суд.

Также, истец ФИО3 обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ней по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 76272 рубля, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласилась и обратилась в суд.

Также, истец ФИО4 обратился с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просил возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ним по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляла 17160рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получил предложение о выкупе данного земельного участка по цене 76272 рубля, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласился и обратился в суд.

Также, истец ФИО5 обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ней по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 71268 рублей, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласилась и обратилась в суд.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ указанные исковые заявления, в силу ч.4 ст.151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в суде отсутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещались в надлежащем порядке.

Представитель истцов ФИО6, действующий по доверенности, в судебном заседании уточнил исковые требования, просил возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проекты договоров купли-продажи в отношении спорных земельных участков, возложить обязанность на Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с истцами договоры купли-продажи по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ, для земельных участков с кадастровыми номерами: , а для земельных участков с кадастровыми номерами: - по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ. Уточненные исковые требования представитель обосновал обращениями истцов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Рубцовского района Алтайского края с заявлениями о предоставлении проектов договоров купли-продажи спорных земельных участков, приложением к данным заявлениям кадастровых паспортов на земельные участки, полагая выполненной обязанность истцов по кадастровому учету указанных земельных участков, изготовлению кадастрового паспорта и присвоению кадастрового номера, что определяли постановления о предоставлении истцам земельного участка в собственность за плату, вынесенные в ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчиков Администрации Рубцовского района Алтайского края ФИО7, действующий по доверенности, и комитета Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом ФИО8, председатель комитета, действующий на основании распоряжения, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились. Суду пояснили, что заявителями при обращении не были предоставлены все необходимые документы для оформления договоров купли-продажи земельных участков, так каждым из них не был предоставлен документ, подтверждающий их личность, о чем ДД.ММ.ГГГГ было подготовлено и направлено заявителям письменное разъяснение. На сегодняшний день такие договоры не заключены, при их заключении будет определена выкупная цена земельных участков, исходя из их кадастровой стоимости с учетом постановления Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края», с чем истцы не согласны.

Суд рассматривал дело при данной явке, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.

Выслушав представителей истца и ответчиков, изучив материалы дела, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу, разрешая заявленный спор.

Судом установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.

По заявлениям истцов Администрацией Рубцовского района Алтайского края вынесены постановления о предоставлении земельных участков в собственность за плату. Так, истцу ФИО1 по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный <адрес>, а по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ - земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный <адрес>. Истцу ФИО2 по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный <адрес>, а по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ - земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный <адрес>. Истцу ФИО3 по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный <адрес>. Истцу ФИО4 по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный <адрес>. Истцу ФИО5 по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный <адрес>.

Указанными постановлениями утверждены схемы расположений земельных участков. Также, на каждого заявителя возложена обязанность изготовления кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера. Комитету Администрации Рубцовского района по управлению муниципальным имуществом было поручено подготовить документы для заключения договоров купли-продажи данных земельных участков.

Истцами в течение ДД.ММ.ГГГГ проведены кадастровые работы, что подтверждается представленными кадастровыми паспортами. Тем самым, спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет. Кадастровая стоимость всех рассматриваемых земельных участков была определена на момент выдачи кадастровых паспортов в размере 28600 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ каждый из истцов обратился в Администрацию Рубцовского района Алтайского края с заявлением о заключении договора купли-продажи предоставленного земельного участка по цене, сложившейся на дату вынесения постановления о предоставлении земельного участка, а именно по 686 рублей 40 копеек. В письме-ответе от ДД.ММ.ГГГГ председателя комитета ФИО8, направленному каждому заявителю, было разъяснено, что цена земельного участка устанавливается на момент заключения договора купли-продажи, также следует представить копию паспорта гражданина РФ и копию кадастрового паспорта или указать кадастровый номер земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцы вновь обратились с заявлениями в Администрацию Рубцовского района Алтайского края, в которых просили предоставить проекты договоров купли-продажи земельных участков, приложив копии кадастровых паспортов.

Установленные обстоятельства при разбирательстве по делу не оспаривались.

Договоры купли-продажи вышеуказанных земельных участков не заключены по настоящее время. Сторона истца полагает необходимым заключение таких договоров по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уточнения иска), когда ответчикам были предоставлены кадастровые паспорта спорных земельных участков. Представители ответчиков считают, что отсутствие у заявителей в момент обращения документов, удостоверяющих личность, препятствовало оформлению договоров купли-продажи, а также то, что заключение таких договоров должно производиться по цене, с учетом изменения кадастровой стоимости земельных участков.

Разрешая возникший спор, суд учитывает следующие нормативные положения.

Согласно п.3 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

При рассмотрении вопросов о предоставлении земли гражданам подлежат учету основные принципы земельного законодательства, к которым также относится сочетание интересов общества и законных интересов граждан в вопросах регулирования использования и охраны земель, платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (ст.1ЗК РФ).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на момент обращения ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 с заявлениями о предоставлении земельных участков был урегулирован ст.34 ЗК РФ (в редакции от 28.12.2013).

Аналогичное согласуется с п.3 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поскольку схемы расположения спорных земельных участков были утверждены органом местного самоуправления до вступления в силу указанного Закона вопрос о предоставлении земельных участков по заявлениям истцов должен быть рассмотрен с соблюдением процедур, предусмотренных ст.34 ЗК РФ.

Исходя из пояснения представителя ответчика ФИО8 в суде и его письменных разъяснений, приложенных к материалам дела, отдельного нормативного акта, регулирующего предоставление земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства на территории Рубцовского района нет.

Согласно ст.34 ЗК РФ (в редакции от 28.12.2013) орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или, обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п.4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п.5)

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п.6).

В силу п.1 ст.37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

По смыслу указанного, заключению договора купли-продажи предшествуют утверждение уполномоченным органом и выдача заявителю схемы расположения земельного участка, кадастровый учет истребуемого земельного участка, обеспечиваемый заявителем, предоставление им в уполномоченный орган кадастрового паспорта и принятие этим органом решения о предоставлении земельного участка. Тем самым, до совершения перечисленных юридически значимых действий договор купли-продажи земельного участка не мог быть заключен.

В ходе рассмотрения дела не оспаривалось его участниками и подтверждается письменными доказательствами, что кадастровые паспорта на спорные земельные участки были предоставлены истцами вместе с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Таким образом, в силу ст.34 ЗК РФ (в редакции от 28.12.2013) и постановлений Администрации Рубцовского района Алтайского края, с этого момента у ответчиков возникла обязанность подготовки документов и заключения договоров купли-продажи земельных участков в установленный ЗК РФ срок.

Суд отклоняет, как необоснованный, довод представителей ответчиков о том, что оформлению договоров купли-продажи земельных участков после предоставления кадастровых паспортов по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ препятствовало отсутствие документов, удостоверяющих личности заявителей, о чем им также было разъяснено письмами председателя комитета ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.

Следует учесть, что, предоставляя земельные участки заявителям, орган местного самоуправления оказывал муниципальную услугу.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Согласно п/п.1 п.6 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ истребование у заявителей документов, удостоверяющих их личность, при обращении с запросом в орган местного самоуправления, то есть в связи с предоставлением муниципальной услуги, является допустимым.

В связи с этим, к первоначальным заявлениям истцов о предоставлении в собственность земельных участков (в ДД.ММ.ГГГГ) прилагались копии паспортов заявителей, о чем подтвердили представители ответчиков в суде, а представителем ФИО7 в материалы дела направлено письменное подтверждение тому.

Суд приходит к выводу, что муниципальная услуга по предоставлению земельного участка в собственность за плату является оказанной заявителю при заключении договора купли-продажи земельного участка. Имеет место быть единый комплекс действий (мероприятий) сторон возникших правоотношений, при этом период времени оказания муниципальной услуги не регламентирован. Истцами предоставлялся паспорт гражданина РФ при обращении в муниципальный орган. В связи с чем, дополнительного предоставления документа, удостоверяющего личность заявителя, в пределах одной муниципальной услуги не требуется, такая обязанность для гражданина не регламентирована нормой права, иное представителями ответчиков, в силу ст.56 ГПК РФ, не подтверждено. Довод стороны ответчиков о том, что им по истечении времени необходимо идентифицировать гражданина, обратившегося с заявлением для заключения договора купли-продажи земельного участка, не заслуживает внимания суда, так как не имеет своего подтверждения.

Правомерность искового требования о заключении договоров купли-продажи по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, определяется следующим.

В соответствии с п.1 ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Из этого следует, что стороны не вправе заключать договор на условиях, противоречащих закону.

Согласно положениям ст.ст. 422, 485 ГК РФ, выкупная цена земельного участка определяется на момент заключения договора купли-продажи.

Исполняя обязанность заключить с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) и в течение установленного ст.34 ЗК РФ (в редакции от 28.12.2013) срока договоры купли-продажи земельных участков, ответчики (в части их полномочий) при определении выкупной цены земельных участков должны руководствоваться, в том числе, постановлением Администрации Алтайского края от 22.09.2015 № 371 «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Алтайского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов» и постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края».

По запросу суда филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю предоставлены кадастровые справки о кадастровой стоимости спорных земельных участков. Отмечено в справках, что кадастровая стоимость всех рассматриваемых земельных участков, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) составила 28600 рублей.

Следует заметить, что при разбирательстве по делу не являлось предметом спора определение кадастровой стоимости спорных земельных участков и их выкупной цены для заключения договоров купли-продажи. Представитель истцов, поддерживая уточненный иск, ограничивается требованием определения цены, сложившейся на дату обращения с заявлениями о заключении договоров купли-продажи и приложенными кадастровыми паспортами земельных участков. Такая позиция, по мнению стороны истца, обеспечивает восстановление нарушенного права.

Суд учитывает, что комитет Администрации Рубцовского района по управлению муниципальным имуществом, осуществляя функции в сфере земельных отношений, в том числе по предоставлению гражданам земельных участков, подготавливает документы для заключения договоров купли-продажи земельных участков. Аналогичная обязанность следует из вынесенных постановлений ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков. В свою очередь, Администрация Рубцовского района Алтайского края уполномочена на заключение договоров купли-продажи по подготовленным комитетом проектам договоров. Изложенное обосновывалось представителями ответчиков в суде.

В соответствии со ст.ст. 88, 98 ГПК РФ уплаченная истцами государственная пошлина подлежит возмещению за счет ответчиков, так как действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Тем самым, с ответчиков в равных долях следует взыскать следующие расходы: в пользу ФИО1 в размере 600 рублей, в пользу ФИО2 в размере 600 рублей, в пользу ФИО3 в размере 300 рублей, в пользу ФИО4 в размере 300 рублей, в пользу ФИО5 в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мужельских ФИО20, Колодежной ФИО21, Колодежной ФИО22, Колодежного ФИО23, ФИО5 ФИО24 удовлетворить.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с Мужельских ФИО25 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>, по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с Мужельских ФИО26 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>, по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с Колодежной ФИО27 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>, по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с Колодежной ФИО28 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>, по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с Колодежной ФИО29 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>, по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с Колодежным ФИО30 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>, по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ФИО5 ФИО31 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , расположенного <адрес>, по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с комитета Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом, Администрации Рубцовского района Алтайского края в равных долях судебные расходы по уплате государственной пошлины в пользу Мужельских ФИО32 в размере 600 (шестьсот) рублей, в пользу Колодежной ФИО33 в размере 600 (шестьсот) рублей, в пользу Колодежной ФИО34 в размере 300 (триста) рублей, в пользу Колодежного ФИО35 в размере 300 (триста) рублей, в пользу ФИО5 ФИО36 в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Четвертных

Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2016 года.

Решение вступило в законную силу «___» _____________ 2016 года

Подлинник решения находится в Рубцовском районном суде, дело № 2-535/2016

Зам.начальника отдела делопроизводства ________________ ФИО13