Дело № 2-535/2016
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Старица 29 декабря 2016 года
Старицкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Осипова П.В.,
при секретаре Рогачёвой О.М.,
с участием: представителя прокурора Старицкого района Тверской области Широковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Старица Тверской области гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Емельяновская средняя общеобразовательная школа имени М.В. Захарова» о возложении обязанности по заключению договора на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Старицкого района Тверской области, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Емельяновская средняя общеобразовательная школа имени М.В. Захарова» (далее по тексту – МБОУ «Емельяновская СОШ») о возложении обязанности заключить договор на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности образующихся в результате деятельности с организацией имеющей лицензию на осуществление данной деятельности в срок до 01 февраля 2017 года.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Старицкого района осуществлена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления в деятельности МБОУ «Емельяновская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что в МБОУ «Емельяновская СОШ» имеются паспорта на опасные отходы для окружающей среды, которые образуются от его деятельности и относятся к различным классам опасности, от первого до четвертого класса. Однако, договор на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с организацией имеющей лицензию да данный вид деятельности МБОУ «Емельяновская СОШ» не заключен, чем нарушается право граждан, в том числе обучающихся в данной образовательной организации на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель прокурора Старицкого района Широкова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика МБОУ «Емельяновская СОШ», представители третьих лиц: Администрации Старицкого района Тверской области, Отдела образования администрации Старицкого района Тверской области в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
В письменном заявлении директор МБОУ «Емельяновская СОШ» просила рассмотреть дело без своего участия, указала на согласие с иском и намерение заключить указанный в иске договор в январе 2017 года.
Третье лицо, представитель Отдела образования администрации Старицкого района Тверской области, направил ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, указал, что договор на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности будет заключен до 01 февраля 2017 года.
Третье лицо, Администрация Старицкого района Тверской области в судебное заседание представителя не направила, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, возражений по иску не представила, ходатайств об отложении дела не заявляла.
При таких обстоятельствах, на основании части 5 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Согласно определениям, данным в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов, проводить инвентаризацию отходов.
Согласно п. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
При этом, согласно тому же Федеральному закону от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 29.06.2015) лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.
Таким образом, после 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности может осуществляться хозяйствующим субъектом только при наличии у него соответствующей лицензии.
Согласно Уставу, МБОУ «Емельяновская СОШ» является юридическим лицом, некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, содержащую его полное наименование на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием. Собственник имущества образовательного учреждения не несет ответственности по обязательствам образовательного учреждения (пункты 1.1, 1.5, 1.9, 1.10, 1.12 Устава).
В соответствии с п. 5.2 Устава, учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Судом установлено, что в ходе деятельности МБОУ «Емельяновская СОШ» образуются опасные для окружающей среды отходы I - IV классов опасности, а именно люминесцентные лампы, утратившие потребительские свойства.
Согласно информации заведующей отделом образования администрации Старицкого района ФИО1 от 10.11.2016 года, адресованной прокурору Старицкого района Тверской области (л.д. 7), лица, имеющие свидетельство (сертификат) на право работы с отходами I - IV классов опасности в образовательных организациях Старицкого района отсутствуют.
По сообщению Отдела образования администрации Старицкого района от 26.12.2016 года МБОУ «Емельяновская СОШ» был заключен договор на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов I - IV классов опасности с ООО «Партнер», который не имеет лицензии на осуществление данного вида деятельности, до 01.02.2017 года МБОУ «Емельяновская СОШ» будет заключен соответствующий договор с организацией имеющей лицензию.
Отсутствие у ООО «Партнер» лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности подтверждено сообщением генерального директора этой организации ФИО2 от 14.12.2016г.
Таким образом, судом установлено, что при наличии, образующихся в деятельности ответчика МБОУ «Емельяновская СОШ» отходов I - IV классов опасности, договор на их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности с организацией имеющей лицензию на осуществление данной деятельности, в образовательном учреждении отсутствует. Поэтому, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности заключить договор на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности с организацией имеющей лицензию на осуществление данной деятельности являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, высказанной в письменном заявлении позиции ответчика, суд считает, что предложенный прокурором срок для исполнения обязанности по устранению указанных в административном иске нарушений - до 01 февраля 2017 года, является разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Емельяновская средняя общеобразовательная школа имени М.В. Захарова» удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя общеобразовательная школа имени М.В. Захарова» в срок до 01 февраля 2017 года заключить договор на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности образующихся в результате деятельности с организацией имеющей лицензию на осуществление данной деятельности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение изготовлено в окончательной форме 29 декабря 2016 года.
Председательствующий: