Дело № 2-535/2022
89RS0007-01-2022-001339-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2022 года г. Тарко-Сале
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пасенко Л.Д.,
при секретаре судебного заседания Агеевой А.А.,
с участием старшего помощника Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Дзгоева В.А.,
представителя ответчика Скроб С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-535/2022 по исковому заявлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о признании незаконными действия по сбросу сточных вод в водный объект с превышением уровня загрязняющих веществ, возложении обязанности об обеспечении надлежащего сброса сточных вод в водный объект,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Пуровского района,
УСТАНОВИЛ:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» (далее – АО «Ямалкоммунэнерго») с названным иском, указав, что Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса в ЯНАО (далее – Департамент) на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ№-ДД.ММ.ГГГГ.008-Б-РСБХ-С-2017-04701/00 ответчику предоставлен для сброса сточных КОС-700 в водный объект – болото без названия (бассейн ) на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия указанного решения продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Решение о предоставлении водного объекта в пользование устанавливает показатели качества воды в местах сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект с указанием допустимых концентраций загрязняющих веществ. В нарушение требований водного законодательства ответчик осуществлял сброс сточных вод в болото в 2021 году, а именно:
- в 3-м квартале 2021 года – фактическая концентрация сбрасываемых веществ со сточными водами в болото превысила допустимую концентрацию вредных веществ по взвешенным веществам на 49,66 мг/дм3, по азоту аммонийному на 0,95 мг/дм3, по нитрит-аниону на 2,75 мг/дм3, по нитрат-аниону на 141 мг/дм3, по сухому остатку на 329,5 мг/дм3, по фосфату на 1,75 мг/дм3, по железу на 0,6 мг/дм3, по АПАВ на 0,02 мг/дм3;
- в 4-ом квартале 2021 года - фактическая концентрация сбрасываемых веществ со сточными водами в болото превысила допустимую концентрацию вредных веществ по азоту аммонийному на 0,95 мг/дм3, по нитрит-аниону на 3,8 мг/дм3, по сухому остатку на 343 мг/дм3, по фосфату на 7,8 мг/дм3.
Аналогичные факты сброс сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн ) с превышением допустимой концентрации вредных веществ в 1-ом квартале 2022 года. Причиной выявленных нарушений ответчиком по сбрасыванию в водный объект сточных вод, в которых превышено количество предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, является недостаточная очистка сточных вод на очистных сооружений. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ответчику внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.
Прокурор просит признать незаконными действия ответчика по сбросу сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн ) с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.008-Б-РСБХ-С-2017-04701/00 от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика обеспечить сброс сточных вод в соответствии с параметрами показателей качества воды в местах сброса сточных вод при осуществлении водопользования в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований, сообщив, что ответчиком приняты все возможные меры для поддержания канализационно-очистных сооружения (КОС-700) в работоспособном состоянии и соблюдения лимитов сброса. Сброс сточных вод в водный объект осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.001-Б-РСБХ-С-2017-04701/00 от ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор указывает, что в 3 и 4 квартале 2021 года, 1 квартале 2022 года ответчик осуществлял сброс недостаточно очищенных сточных вод в водный объект - болото без названия (бассейн ), в результате чего превышены нормативы допустимого сброса (НДС) вредных загрязняющих веществ. Основной причиной осуществления превышения установленных нормативов допустимых сбросов является устаревшая технология очистки. Канализационно-очистные сооружения (КОС- 700) построены на основании проекта «Сибгмпротранс» от 1979 года и введены в эксплуатацию в 1985 году. Проект КОС-700 был разработан в соответствии с действующими на тот момент требованиями законодательства. Загрязняющие вещества, нормируемые в настоящее время, отсутствуют в проектных показателях канализационно-очистных сооружениях КОС-700, в том числе:
- выявлены конструктивные недоработки сооружений и оборудования (отсутствие задерживающих решеток, использование приспособленного резервуара-усреднителя, использование неэффективных тангенциальных песколовок, проектные недостатки фильтров доочистки и др.);
- отсутствие привязки типовых рабочих проектов КОС к качеству исходной воды и водному объекту: исходная подземная вода, характеризуется низкой щелочностью и жесткостью, следствием чего является наличие кислой среды в аэротенках (pH =4.5-5.2), что в свою очередь негативно сказывается на жизнедеятельности микроорганизмов активного ила и не позволяет азоту аммонийному переходить в нитритную и далее в нитратную форму;
- отсутствие проектной технологии очистки от азота нитратов и фосфора - очистка от названных веществ не предусматривалась в типовых проектах КОС прошлого века в связи с дороговизной;
- проблемы с механической очисткой (отсутствие задерживающих решеток, тангенциальные песколовки) в условиях песчаных грунтов и попадания значительной части городских ливневых и талых вод в раздельную централизованную систему канализации и далее на биологические КОС в связи с отсутствием ливневой канализации с JIOC и самостоятельным выпуском стоков в водный объект, отсутствие привязки типовых рабочих проектов КОС к качеству исходной воды негативно влияют на процессы очистки в целом по всем показателям.
Причиной превышения норматива сброса по железу является отсутствие узла очистки промывных вод на станциях обезжелезивания в . Для устранения названных причин необходима дорогостоящая реконструкция канализационно-очистных сооружения (КОС-700). В целях поддержания канализационно-очистных сооружения (КОС-700) в работоспособном состоянии и соблюдения лимитов сброса ответчиком принимаются необходимые меры. Возможность ответчика своими силами очистить стоки от азота аммонийного, фосфора, фосфатов, азота нитратов, железа и других загрязняющих веществ отсутствует, так как это работы с опасными химическими веществами (щелочь, сернокислый алюминий и др. реагенты), требующие значительных затрат по обустройству реагентного хозяйства, сооружений механической очистки, строгого соблюдения проектного регламента и техники безопасности. Ежегодные планово-предупредительные ремонты оборудования действующих КОС, проводимые АО «Ямалкоммунэнерго», в сложившейся ситуации не дают возможности существенно улучшить качество очистки, а позволяют поддерживать очистные сооружения в рабочем состоянии. Перечисленные выше проблемы с очисткой сточных вод канализационно-очистными сооружениями (КОС — 700) могут быть устранены только при их реконструкции либо при вводе в эксплуатацию новых КОС. Кроме того, между АО «Ямалкоммунэнерго» (Концессионер), Муниципальным образованием (далее — Концедент), Муниципальным унитарным предприятием «Пуровские коммунальные системы» и ом ДД.ММ.ГГГГ заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты водоотведения, отдельные объекты таких систем) (далее — Концессионное соглашение) (Приложение №). В соответствии с Концессионным соглашением Обществу были переданы во временное владение и пользование объекты недвижимого и движимого муниципального имущества в целях организации и обеспечения водоотведением населения в соответствии с конструктивными и эксплуатационными данными этого имущества, образующего единый комплекс водоотведения, назначением которого является бесперебойное обеспечение водоотведением населения. Имущество по Концессионному соглашению передано Обществу на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Концессионер осуществляет очистку хозяйственно-бытовых сточных вод в , используя канализационные очистные сооружения (КОС-700), переданные ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с условиями концессионного соглашения. В ходе эксплуатации КОС-700 было выявлено недостатки, указанные ранее. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО приказом №-т «Об утверждении инвестиционной программы филиала акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в «Тепло» по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования на 2019-2029 годы» была утверждена инвестиционная программа. В инвестиционную программу мероприятия по реконструкции КОС-700 в не вошли. При таких обстоятельствах ответчик не в состоянии нести бремя финансовой нагрузки по реконструкции оборудования или строительству новых КОС без участия Концедента. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что АО «Ямалкоммунэнерго» были приняты все зависящие от него меры по уменьшению вредных загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект бассейна . Действия ответчика по сбросу сточных вод с превышением нормативов допустимых сбросов вредных загрязняющих веществ в болото без обусловлены крайней необходимостью. Общество является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, осуществляет обслуживание сетей водоотведения сточных вод в , которые, в свою очередь, от объектов канализации собираются внутриквартальными и внутриплощадочными сетями и самотеком отводятся в приемные резервуары насосной станции перекачки КНС, откуда насосами марки СМ по напорным коллекторам подаются на очистные сооружения биологической очистки. После очистки и обеззараживания стоки поступают в близлежащее болото без названия бассейна . Общество обязано осуществлять данный вид деятельности, так как в случае неоказания таких видов услуг сточные воды не будут направлены в болото без названия бассейна , что послужит к их скоплению в границах поселения и, возможно, в самом поселке, что негативно отразится на окружающей среде и здоровье граждан . Таким образом, ответчик не может приостановить осуществление деятельности по оказанию населению услуг водоотведения до момента устранения нарушений по снижению превышения нормативов допустимых сбросов вредных загрязняющих веществ в болото без названия бассейна . В материалах дела отсутствуют доказательства того, что действиями ответчика причинен вред водному объекту (л.д. 50-53).
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена (л.д. 171-173).
В судебное заседание третье лицо не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки не сообщило.
Дело рассматривается в отсутствие третьего лица на основании ст. 167 ГПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнив, что действующим законодательством требования к содержанию загрязняющих веществ в сточных водах предъявляются именно к пользователю, а не собственнику имущества. В данном случае в силу водного законодательства на АО «Ямалкоммунэнерго» возложена обязанность, как на водопользователя, осуществлять сброс сточных вод согласно нормативам, установленным Департаментом природных ресурсов и экологии ЯНАО. Согласно отзыву, общество принимает все меры для поддержания работоспособности и отчистке сточных вод. Однако с этим согласиться нельзя, так как в соответствии с требованиями водного законодательства использование водных объектов для целей сброса сточных и дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, установленных Водным кодексом РФ. АО «Ямалкоммунэнерго» получено решение на водопользование, в котором содержатся нормативы о допустимом воздействии при сбросе сточных вод. Ответчик до настоящего времени не представил сведений о том, какие меры были ими приняты для соблюдения разрешённого способа сброса допустимых загрязняющих веществ, у ответчика отсутствует план мероприятий по охране окружающей среды, который предусмотрен законодательством «Об охране окружающей среды», который позволяет в случае невозможности соблюдения той концентрации загрязняющих веществ, которая указана в решении о водопользовании, с учетом наличия плана мероприятий все-таки со временем достичь допустимых нормативов, выполняя мероприятия. Ответчиком в качестве подтверждения по принятию мер по снижению концентрации загрязняющих веществ указано на утвержденную инвестиционную программу от ДД.ММ.ГГГГ№-Т. В приложении № к программе предусмотрено плановое значение показателей, однако мероприятий, способствующих снижению негативного воздействия на окружающую среду путем уменьшения концентрации загрязняющих веществ, программа не содержит, поэтому ссылка на наличие программы несостоятельна. Ответчиком очистные сооружения приняты по концессионному соглашению, которые не способны обеспечить качественную очистку сточных вод. АО «Ямалкоммунэнерго» является коммерческой организацией, обладающей правоспособностью самостоятельно осуществлять гражданские права и нести обязанности, осуществляет предпринимательскую деятельность на свой страх и риск. Заключая данное соглашение, общество исходило из возможности извлечения прибыли от эксплуатации данного имущества, а также несения затрат по их надлежащей эксплуатации. Если общество полагает, что им, как концессионерам, предоставлено ненадлежащее оборудование и сооружение они вправе прекратить использование имущества, потребовать прекращение договорных отношений или иными образом защитить свои интересы. Материалами дела установлен факт негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении ответчиком своей деятельности, что в силу закона запрещено. АО «Ямалкоммунэнерго» является эксплуатирующей организацией и обязаны содержать объекты водоснабжения и водоотведения в надлежащем состоянии, обеспечивать их капитальный ремонт и осуществлять сброс сточных вод с допустимыми значениями загрязняющих веществ, иное будет противоречить действующему законодательству. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве, пояснив, что ответчиком ведутся ежегодные очистки КОС, после которых показатели загрязняющих веществ в сточных водах снижаются. В настоящее время подготовлен проект по реконструкции КОС, он дорогостоящий от 10 млн. руб. до 20 млн. руб. АО «Ямалкоммунэнерго» не располагает такими денежными средствами. Инвестиционной программой предусмотрено только 2 995 000 руб. на эти цели. Финансирование инвестиционной программы осуществляется за счет бюджетных средств. Концессионным соглашением были предусмотрены работы по технологическому перевооружению КОС-700, замене аэрационной системы, замера аэролифтов отстойника в 2019 году, которые должны были быть выполнены АО «Ямалкоммунэнерго». Но данные мероприятия ответчиком не выполнены. Мероприятия по реконструкции объекта генерации водоотведения в не реализованы, так как в рамках проведения конкурсных процедур по определению подрядных организаций победители не определены по причине отсутствия заявок.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что сброс сточных вод в водные объекты осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно ст. 22 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных вод.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ АО «Ямалкоммунэнерго» является юридическим лицом, основным видом деятельности Общества является производство, передача, распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, обеспечение работоспособности котельных. Дополнительные виды деятельности: передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод и иные.
На территории осуществляет свою деятельность филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в «Тепло».
АО «Ямалкоммунэнерго» на основании решения Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№-ДД.ММ.ГГГГ.001-Б-РСБХ-С-2017-04701/00 КОС-700 в водный объект – болото без названия (бассейн ) на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-18).
Срок действия указанного решения продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26, 27).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании чч. 1 и 4 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 5 ст. 35 Водного кодекса РФ целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.
Как следует из указанного решения о предоставлении ответчику водного объекта в пользование, в нем установлены в числе условий пользования показатели допустимых сбросов веществ в водный объект, которые определены согласно утверждённым нормативам допустимых воздействий на водные объекты в пределах водохозяйственного участка ДД.ММ.ГГГГ.001. Пур.
Одним из требований охраны водных объектов, предусмотренных частью 4 статьи 56 Водного кодекса РФ, является запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод за 3-ий квартал 2021 года – фактическая концентрация сбрасываемых веществ со сточными водами в болото превысила допустимую концентрацию вредных веществ по взвешенным веществам на 49,66 мг/дм3, по азоту аммонийному на 0,95 мг/дм3, по нитрит-аниону на 2,75 мг/дм3, по нитрат-аниону на 141 мг/дм3, по сухому остатку на 329,5 мг/дм3, по фосфату на 1,75 мг/дм3, по железу на 0,6 мг/дм3, по АПАВ на 0,02 мг/дм3 (л.д. 20, 22, 23, 24, 25).
В 4-ом квартале 2021 года фактическая концентрация сбрасываемых веществ со сточными водами в болото превысила допустимую концентрацию вредных веществ по азоту аммонийному на 0,95 мг/дм3, по нитрит-аниону на 3,8 мг/дм3, по сухому остатку на 343 мг/дм3, по фосфату на 7,8 мг/дм3 (л.д. 21, 22, 23, 24, 25).
В 1-ом квартале 2022 года фактическая концентрация сбрасываемых веществ со сточными водами в болото превысила допустимую концентрацию вредных веществ по нитрит-аниону на 1,09мг/дм3, по нитрат-аниону на 14,5 мг/дм3, по сухому остатку на 407 мг/дм3, по взвешенным веществам на 11,3 мг/дм3, по фосфатам на 3,8 мг/дм3, по железу на 0,32 мг/дм3 (л.д. 36, 39).
Таким образом, качество сточных вод, сбрасываемых Обществом в названный водный объект, не отвечало установленным требованиям.
Причиной нарушений является недостаточная очистка сточных вод на очистных сооружениях, что ответчиком признаётся.
По факту выявленных нарушений Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор внес АО «Ямалкоммунэнерго» представление об устранении нарушений закона (л.д. 28-29).
В ответе на представление АО «Ямалкоммунэнерго» сообщило, что, как на момент постройки, так и на дату заключения концессионного соглашения КОС уже имели существенные недостатки и не обеспечивали очистку сточных вод. Проблемы с очисткой сточных вод КОС-700 могут быть решены только при их реконструкции, либо при вводе в эксплуатацию новых КОС. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № ЯКЭ-Г-15-20 на поставку в 2020-2021 биопрепаратов «Экономик ПО-В» и «Родабакт Про-В» с ООО «Биоторг», которые применяются для работы в стабильных системах биологической очистки сточных вод. В результате исследования динамики применения препаратов было установлено, что препараты оказывают положительное действие на снижение концентрации вредных веществ в водных объектах. Кроме того, ответчиком разработаны планы снижения загрязняющих веществ при сбросах в водные объекты. Также ответчиком ежеквартально принимаются меры по исчислению размера вреда, причиненного водным объектам, и его оплате, что подтверждается платежными поручениями (л.д. 30-33).
Согласно требованиям ст. 34 Федерального закона от 40.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу положений ст. 43.1 Федерального закона от 40.01.2002 № 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Муниципальное образование передало АО «Ямалкоммунэнерго» во временное владение и пользование на срок до ДД.ММ.ГГГГ системы коммунальной инфраструктуры, а именно объекты водоотведения, отдельные объекты таких систем, в состав которых входит канализационно-очистные сооружения, сети канализации , о чем 29.07.20219 заключило концессионное соглашение (л.д. 72-84, 85-156).
Согласно разделу I концессионного соглашения (далее - Соглашение) АО «Ямалкоммунэнерго» обязалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ за свой счет в отношении системы коммунальной инфраструктуры, а именно объектов водоотведения, отдельных объектов таких систем (далее объекты), право собственности, на которое принадлежит муниципальному образованию :
- создать, реконструировать и модернизировать недвижимое и технологически связанное с ним движимое имущество;
- осуществлять водоотведение с использованием объектов и имущества муниципального образования , образующего единое целое с объектом соглашения.
Кроме того, как следует из V раздела концессионного соглашения от 2019 года, АО «Ямалкоммунэнерго» обязалось:
- на стадии проектирования – выполнить необходимые инженерные изыскания и подготовку проектной документации, обеспечить получение положительных заключений государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;
- на стадии строительства или реконструкции – выполнить строительство или реконструкцию объектов;
- на стадии ввода в эксплуатацию - выполнить ввод объектов в эксплуатацию и передать администрации соответствующую документацию;
- на стадии эксплуатации поддерживать объекты в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий, капитальный ремонт, а также аварийно-восстановительные работы, нести расходы на содержание объекта, осуществлять водоотведение в соответствии с нормами действующего законодательства, оказывать услуги по подключению объектов капитального строительства к объектам временного владения и пользования;
- при необходимости проводить аварийно-восстановительные работы.
В Приложении № к Соглашению определён перечень мероприятий, реализуемых концессионером в целях достижения плановых значений показателей деятельности концессионера и целевых показателей развития объекта Соглашения, в числе которых модернизация КОС производительностью 700 куб. м/сутки в , в период 2019-2029 гг. (л.д. 105).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-т Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса утверждена инвестиционная программа филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в «Тепло» по развитию и модернизации объектов водоотведения муниципального образования на 2019-2029 годы (л.д. 57, 58-61, 62-68, 69-71).
В инвестиционную программу по развитию системы водоотведения МО на 2019-2029 годы мероприятия по реконструкции КОС-700 в не включены. Указанные КОС-700 в включены в программу для повышения надежности системы, обеспечения стабильности очистки сточных вод в периоды с 2019 по 2024 годы, с 2020 по 2025 годы.
Таким образом, из исследованных материалов дела судом установлено, что АО «Ямалкоммунэнерго», являясь юридическим лицом, созданным в целях получения прибыли и реализации на её основе социально-экономических интересов акционеров, осуществляя деятельность по сбору и обработке сточных вод при использовании переданного в пользовании муниципального имущества системы водоотведения, являясь при этом пользователем водного объекта, предоставленного в установленном порядке, обязано осуществлять сброс сточных вод в водный объект в соответствии с нормами природоохранного законодательства, максимальное содержание загрязняющих веществ в которых не должно превышать допустимых значений.
Однако ответчиком допускается сброс сточных вод, не отвечающих установленным требованиям.
В силу ч. 4 и ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного для отдельных водных объектов, и иные установленные законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Несоблюдение требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды в части охраны водных объектов влечёт негативное влияние на водные объекты, приводит к их засорению и истощению, и нарушение права граждан на благоприятную внешнюю среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Факты причинения АО «Ямалкоммунэнерго» ущерба водному объекту в связи со сбросом сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, подтверждаются представленными в дело доказательствами, исследованными в судебном заседании, и ответчиком не опровергнуты.
При этом доводы ответчика о невозможности обеспечения сброса сточных вод в водный объект в соответствии с требованиями нормативно-допустимых концентраций, со ссылкой на изношенность канализационных очистных сооружений в , вынужденность осуществления деятельности по сбросу сточных вод, суд не находит состоятельными и освобождающими ответчика от обязанности выполнять требования закона.
Согласно условиям концессионного соглашения на Общество возложено бремя содержания канализационно-очистных сооружений, обязанности по проведению за свой счет текущего и капитального ремонта, а также аварийно-восстановительных работ.
Вопреки утверждениям ответчика о принятии мер, способствующих снижению концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, данные ежеквартальных отчётов за 2021-2022 годы свидетельствуют об отсутствии положительной динамики по снижению концентрации таких вредных веществ.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 67.1 Федерального закона от 40.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Для установления временно разрешенных сбросов план мероприятий по охране окружающей среды включает в себя показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Несмотря на эксплуатацию ответчиком объекта II категории, наличие реальной необходимости по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, программа мероприятий по охране окружающей среды до настоящего времени ответчиком не разработана и не утверждена, временно разрешённые сбросы не установлены.
При этом инвестиционная программа не содержит перечня мероприятий, способствующих снижению негативного воздействия на окружающую среду путём уменьшения концентрации таких загрязняющих веществ как азота аммонийного, фосфатов (Р), хлоридов иона, в сбрасываемых сточных водах. То есть данной программой не предусмотрено принятие исчерпывающих мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ нарушенное право подлежит защите путём присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Установив факт нарушения требований природоохранного законодательства ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в полном объёме.
Суд считает необходимым установить срок исполнения обязанности ответчика обеспечить сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, не превышающем значения, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование – до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика ОАО «Ямалкоммунэнерго» подлежит взысканию в бюджет муниципального района государственная пошлина в сумме 6 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконными действия по сбросу сточных вод в водный объект с превышением уровня загрязняющих веществ, возложении обязанности об обеспечении надлежащего сброса сточных вод в водный объект удовлетворить.
Признать незаконными действия акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (ИНН 8901025421) по сбросу сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн р. Чучуяха) с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование № 89-15.04.00.008-Б-РСБХ-С-2017-04701/00 от 15 мая 2017 года.
Обязать акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (ИНН 8901025421) в срок до 18 мая 2023 года обеспечить сброс сточных вод в водный объект - болото без названия (бассейн р. Чучуяха) с содержанием загрязняющих веществ, не превышающем значения, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование № 89-15.04.00.008-Б-РСБХ-С-2017-04701/00 от 15 мая 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округ через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – с 19 августа 2022 года.
Председательствующий Л.Д. Пасенко