Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе:
председательствующего Ольмезова М.И.
при секретаре ФИО2
с участием представителя административного ответчика - ФИО3, действующей на основании доверенности №@ от 26.10.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по КБР о признании безнадежным к взысканию задолженности по налогам и пени
У С Т А Н О В И Л:
22.11.2021г. ФИО1 обратился в суд с требованиями к Управлению Федеральной налоговой службы России по КБР (далее по тексту- Управление) в котором, ссылаясь на сведения, отраженные в Справке ответчика № от 27.09.2021г. «О состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам», просит признать безнадежной к взысканию налоговым органом задолженность ФИО1 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 16 510 руб. и пени в размере 5 169,17 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с 01.01.2017г. в размере 3 238,50 руб. и пени в размере 1 013,94 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 21 114,59 руб. и пени в размере 13 988, 16 руб.
В заявлении утверждается, что ответчик в установленные налоговым законодательством сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, требование об уплате, указанных взносов и пеней истцу не выставлял, хотя у него имеется личный кабинет и следовательно, поскольку спорные суммы недоимки по налогам и пеням образовалась за налоговые периоды, истекшие до 2017 года, то срок на принудительное взыскание истек в связи с чем, отраженные в справке № от 27.09.2021г. суммы задолженности являются безнадежными к взысканию.
В возражениях административный ответчик просит отказать в удовлетворении требовании ФИО1 ссылаясь на необоснованность доводов указанных в заявлении.
Своевременно и надлежащим образом уведомленный о дне и месте слушания дела административный истец в суд не явился, о причинах неявки суд не известил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФИО3, просила отказать в удовлетворении требовании ФИО1 по изложенным в возражениях основаниям пояснив при этом, что администрирование задолженности истца по налогам не производилось, налоговое уведомление и требование в его адрес налоговым органом не направлялось.
Заслушав объяснение представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГг., налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 4 названного Федерального закона установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ГУ-ОПФ РФ и органами ФССП России в налоговые органы передается информация о задолженности плательщиков страховых взносов.
В соответствии с п.п. 1,2,5 ст. 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010г. N 229-ФЗ, действующей с 02.09.2010г.) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствий с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе внесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в силу пункта 2 названной статьи принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщика в порядке и на основании документов, утвержденных ФНС России.
Порядок признания безнадежной к взысканию недоимки, пеней и штрафов и ее списанию установлен приказом ФНС России от 19.08.2010г. №ЯК -7- 8/393, действующим с 19.10.2010г., которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки в случаях, предусмотренных пп.4 п.1 ст. 59 НК РФ, предусмотренного представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскание недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, заверенного гербовой печатью соответствующего суда.
Соответственно, учитывая, что пп. 4 п.1 ст.59 НК РФ и приказ ФНС России от 19.08.2010г. N ЯК-7-8/393 требует для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными к взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения) в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих, предусмотренных ст.59 НК РФ, вправе обратится в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных ст. ст. 46, 70, НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.
Установлено судом и следует из материалов дела, что административный истец занимаясь предпринимательской деятельностью, состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, статус индивидуального предпринимателя утрачен с 14.07.2017г.
Налоговым кодексом РФ на налогоплательщика возложено, что он самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога или сбора (ст. 45). При неисполнении такой обязанности, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрен порядок на принудительное взыскание налогов и сборов.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Указанное требование направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (ст. 22).
Пунктами 1, 2 и 3 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При этом в силу абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п.2 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 4 названной статьи установлено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Таким образом, названным федеральным законом, налоговый орган наделен не только правом взыскания налогов и сборов, но на него возложены обязанности, при надлежащем исполнении которых, возможно принудительное взыскание подлежащих уплате налогов и сборов.
Из справки административного ответчика № от 27.09.2021г. «О состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам» следует, что за административным истцом числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 16 510 руб. и пени в размере 5 169,17 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с 01.01.2017г. в размере 3 238,50 руб. и пени в размере 1 013,94 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 21 114,59 руб. и пени в размере 13 988, 16 руб.
Вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ, ответчиком суду не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие, что были предприняты какие-либо меры администрирования, а именно направление ФИО1 налогового уведомления и требования о необходимости уплаты указанных выше страховых взносов за истекшие до 01.01.2017г. периоды.
Признавая данный факт по этому поводу в отзыве на требования ФИО1, административный ответчик указал, что согласно информационного ресурса базы данных налогового органа, документами мер налогового администрирования в в отношении истца в соответствии со статьями 45,46,47 НК РФ, налоговый орган не располагает.
В соответствии со ст. 23 Закона о страховых взносов, финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются.
Согласно данной норме недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам».
Согласно статье 2 вышеупомянутого Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ решение о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Исчерпывающий перечень оснований для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящихся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов и задолженности по начисленным пеням и штрафам перечислен в статье 1 данного Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№.
Названной статьей предусмотрен в частности случай принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам (пункт "г").
Таким образом, институт признания задолженности безнадежной к взысканию, с учетом положений статьи 23 Закона о страховых взносах, подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (пенсионный орган) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках).
Тем самым признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве (в отличие от случаев оспаривания ненормативных актов) возможно только тогда, когда пенсионным органом не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию оспорены, признаны недействительными, а сроки принятия новых мер истекли.
При таких обстоятельствах требования административного истца о признании УФНС России по КБР утратившей право взыскания недоимки по налогам и сборам подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворить полностью.
Признать Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике утратившей право взыскания с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 16 510 руб. и пени в размере 5 169,17 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с 01.01.2017г. в размере 3 238,50 руб. и пени в размере 1 013,94 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 21 114,59 руб. и пени в размере 13 988, 16 руб.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР через Нальчикский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 07.02.2022г.
Председательствующий
Ольмезов М.И.