Дело № 2-535/2022 74RS0017-01-2021-006327-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 года город Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Шевяковой Ю.С.,
при секретаре Валиахметовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Златоуста Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Златоустовский металлургический завод» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Златоуста Челябинской области (далее по тексту – прокурор г. Златоуста Челябинской области) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Златоустовский металлургический завод» (далее по тексту – ООО «ЗМЗ»), в котором просит:
обязать ответчика разработать проект нормативов допустимых выбросов в соответствии с требованиями «Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года №2055, и Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года №581, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
обязать ООО «ЗМЗ» обратиться в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлением об установлении нормативов допустимых выбросов с приложением материалов, предусмотренных пунктом 17 «Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года №2055 (л.д. 2-7).
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Златоуста Челябинской области поведена проверка исполнения ООО «ЗМЗ» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что производственная деятельность в соответствии с основными и дополнительными видами деятельности осуществляется предприятием с ДД.ММ.ГГГГ. Производственная площадка ООО «ЗМЗ» включена в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоен код объекта № адрес местоположения: <адрес>, I категория негативного воздействия на окружающую среду, дата постановки ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету по форме 2-ТП (воздух) за 2020 год, ООО «ЗМЗ» выброшено в атмосферу 681, 91 тонна загрязняющих веществ, в том числе твердых - 134,279 тонны, газообразных и жидких – 547,631 тонн, из них диоксид серы – 1,662 тонны, оксид углерода – 403,639 тонны, оксид азота – 133,37 тонны, летучие органические соединения – 7, 242 тонн. Также предприятием осуществляются выбросы диоксида азота, железа оксид, диВанадия пентоксина, соединений марганца, оксида никеля, ангидрида сернистого, пыли неорганической. Комплексное экологическое разрешение отсутствует. В перечень объектов I категории, утвержденный приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, ООО «ЗМЗ» не включено. Таким образом, ООО «ЗМЗ» с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет производственную деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ, в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. По результатам проверки постановлением Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЗМЗ» привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ). Генеральному директору ООО «ЗМЗ» прокурором г. Златоуста Челябинской области внесено представление об устранении нарушений в области охраны атмосферного воздуха, в том числе о необходимости получения разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферу. Представление было рассмотрено, однако до настоящего времени разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятием не получено. ООО «ЗМЗ» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлением об установлении нормативов предельно допустимых выбросов., вместе с тем, в установлении нормативов и выдаче разрешения на выбросы ДД.ММ.ГГГГ ответчику было отказано. После указанной даты за установлением нормативов предельно допустимых выбросов предприятие не обращалось. Бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что явилось основанием для обращения прокурора г. Златоуста Челябинской области в суд с настоящим иском.
Помощник прокурора г. Златоуста Челябинской области Морщинина И.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «ЗМЗ» - Худяков А.Н., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70), в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил суду, что у ООО «ЗМЗ» в силу действующего законодательства существует обязанность по получению в срок до ДД.ММ.ГГГГ комплексного экологического разрешения, обязанность по получению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух у юридического лица отсутствует. Обращаясь в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора за выдачей разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ООО «ЗМЗ» реализовало свое право на его получение, преследуя цель уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду. В случае удовлетворения требований прокурора, полагал необходимым установить срок исполнения обязанностей, указанных в просительной части искового заявления, до ДД.ММ.ГГГГ.
В ранее представленном суду письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что ООО «ЗМЗ» исполняет требования прокурора, прилагает усилия и проводит мероприятия, необходимые для соблюдения требований природоохранного законодательства. Вместе с тем, сбор, обработка информации, выполнение расчетов, согласование проекта, получение результатов экспертизы, получение санитарно-эпидемиологического заключения требует значительных временных затрат. Разработать проект нормативов допустимых выбросов в соответствии с требованиями «Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, и Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, в предложенный прокурором двухмесячный срок возможным не представляется (л.д. 37-39).
В дополнениях к письменному отзыву на исковое заявление представитель ООО «ЗМЗ» указал, что для выполнения требований природоохранного законодательства предприятие ДД.ММ.ГГГГ заключило договор № с ООО «КОРЭН-2-Экология» на выполнение работ по разработке для ООО «ЗМЗ» проекта допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На разработанный указанной организацией проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Челябинской области в г. Златоусте» выдано экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии проекта действующим требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», ГН 2.1.6.1983-05 «Дополнение №2 к ГН 2.1.6.1338-03», ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Златоусте и Кусинском районе на проект допустимых выбросов выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Проект нормативов допустимых выбросов направлялся на согласование в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, но был выдан отказ в установлении нормативов допустимых выбросов по причинам изменения законодательства, прекращения действия методик по разработке и оформлению проектов и проведению расчетов выбросов. В рамках подготовки к получению комплексного экологического разрешения ООО «ЗМЗ» ведет внедрение наилучших доступных технологий, а именно подготовку модернизации газоочистного оборудования, установки новой газоочистки ЭСПЦ-2. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Приказ Минприроды России от 19 ноября 2021 года №871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», что влечет для ООО «ЗМЗ» необходимость проведения корректировки ранее разработанной документации проекта нормативов допустимых выбросов, поскольку проведенная инвентаризация является основой для проведения расчетов рассеивания и расчета нормативов допустимых выбросов. Полагает, что на предприятии имеется проект нормативов допустимых выбросов, признанный уполномоченными на то органами власти соответствующим требованиям закона, что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «ЗМЗ» нарушений прав неопределенного круга лиц. Возложение на ответчика обязанности по разработке проекта нормативов допустимых выбросов и установлению нормативов допустимых выбросов с установлением жестких сроков её исполнения в судебном порядке не имеет под собой законных оснований (л.д. 123-125).
Представитель третьего лица ООО «КОРЭН-2-Экология» - Носкова Н.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, сославшись на доводы, изложенные с письменном отзыве, в котором указала, что ООО «ЗМЗ» осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами действующего законодательства, соблюдает обязанности, установленные ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в том числе, обеспечило проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с действующим на момент разработки проекта Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года №352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»; разработало проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух в соответствии с Методикой разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года №581. Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора по итогам рассмотрения проекта допустимых выбросов ООО «ЗМЗ» выдан отказ в установлении нормативов предельно допустимых выбросов по причинам изменяющегося законодательств (прекращения действия методик по разработке и оформлению проектов ПДВ и проведению расчетов выбросов). До ДД.ММ.ГГГГ все предприятия, имеющие стационарные источники выбросов, обязаны были получать разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что было предусмотрено ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-Фз «Об охране атмосферного воздуха». С ДД.ММ.ГГГГ произошли существенные изменения в законодательстве, внесенные Федеральным законом от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем, была разрешена работа предприятий без получения специальных разрешений. Обязанность по получению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух у ООО «ЗМЗ» отсутствует. Выданные разрешения на выброс не заменяют комплексное экологическое разрешение и не отменяют обязанности по его получению, влияют лишь на размер платы за негативное воздействие на окружающую среду. ООО «ЗМЗ» не прекращает работу по разработке и согласованию проекта предельно допустимых выбросов, поскольку заинтересовано в получении разрешения на выброс с целью снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду, возложение на ответчика обязанности исполнить требования прокурора в двухмесячный срок обоснованным признано быть не может. При подготовке к получению комплексного экологического разрешения ООО «ЗМЗ» ведет внедрение наилучших доступных технологий, ведет подготовку к модернизации газоочистного оборудования. Срок получения комплексного экологического разрешения, установленный до ДД.ММ.ГГГГ, еще на наступил, в связи с чем, нарушений законодательства ООО «ЗМЗ» не допускает, права и свободы граждан не ограничивает (л.д. 95-101, 115-120).
Представитель третьего лица – Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен, о причинах своего отсутствия суд не уведомил (л.д. 131).
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования прокурора г. Златоуста Челябинской области, обратившегося в суд в защиту неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплено также в ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 21 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимых выбросов.
В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Пункт 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» обязывает юридических лиц, имеющих стационарные источники, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Согласно п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
В силу ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в «Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов», утвержденный Приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 года №154, до 01 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 01 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
С 01 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды (п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года №2055 утверждено «Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», согласно которому нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (п. 9 Положения).
Для объектов I и II категорий, получающих комплексное экологическое разрешение в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в установленном Правительством Российской Федерации порядке (п. 10 Положения).
Для объектов I категории до получения в установленные законодательством Российской Федерации сроки комплексного экологического разрешения нормативы допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) и при невозможности их соблюдения временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут быть установлены разрешением на выбросы (п. 13 Положения).
Для получения разрешения на выбросы юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов допустимых выбросов, содержащее следующие сведения:
полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика;
место нахождения объекта и его отдельных производственных территорий;
информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
наличие положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам (п. 16 Положения).
К заявлению прилагаются следующие материалы:
а) данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;
б) проект нормативов допустимых выбросов (п. 17 Положения).
Для установления разрешением на выбросы временно разрешенных выбросов юридические лица и индивидуальные предприниматели, помимо сведений, указанных в п. 17 настоящего Положения, также представляют проект плана (п. 18 Положения).
Из материалов дела следует и не оспорено сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЗМЗ» (ИНН 7404072081) зарегистрировано в качестве юридического лица с основным видом деятельности «Производство стали в слитках», дополнительными вилами деятельности «Производство промышленных газов», «Производство сортового горячекатаного проката и катанки», «Производство прочего проката из черных металлов, не включенного в другие группировки», «Производство стальных прутков и профилей методом холодного волочения», «Производство проволоки методом холодного волочения» и др. (л.д. 132).
ДД.ММ.ГГГГ производственная площадка ООО «ЗМЗ» поставлена на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I категория негативного воздействия на окружающую среду, с присвоением кода объекта №.
На основании решения прокурора г. Златоуста Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением информации о возможных нарушениях предприятием действующего законодательства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка ООО «ЗМЗ» на предмет соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, окружающей среды (л.д. 8).
В ходе проведенной проверки установлено, что деятельность, связанную с выбросами вредных загрязняющих веществ ООО «ЗМЗ» осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ. Выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется через стационарные источники выбросов (аэрационный фонарь, трубы) в отсутствие разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, комплексного экологического разрешения.
Согласно отчета по форме 2-ТП (воздух) за 2020 год, ООО «ЗМЗ» выброшено в атмосферу 681, 91 тонна загрязняющих веществ, в том числе твердых - 134,279 тонны, газообразных и жидких – 547,631 тонн, из них диоксид серы – 1,662 тонны, оксид углерода – 403,639 тонны, оксид азота – 133,37 тонны, летучие органические соединения – 7, 242 тонн.
По результатам проведенной проверки в действиях ООО «ЗМЗ» выявлено наличие признаков административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.21, ст. 8.46, ст. 8.1 КоАП РФ (л.д. 9-15).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Златоуста Челябинской области генеральному директору ООО «ЗМЗ» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха, содержащее требования получить разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласовать план мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях с Министерством экологии Челябинской области (л.д. 16-18).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЗМЗ» в адрес прокуратуры г. Златоуста Челябинской области направлен ответ на представление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ организация обратилась в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлением об установлении нормативов допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, срок рассмотрения заявления – 20 рабочих дней со дня регистрации; ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство экологии Челябинской области с заявлением о согласовании плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, срок рассмотрения заявления – 30 календарных дней (л.д. 19).
Постановлением Уральского межрегионального управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЗМЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена <данные изъяты> КоАП РФ – выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 24-26).
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, постановление Уральского межрегионального управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без изменения, жалоба ООО «ЗМЗ» - без удовлетворения (л.д. 133-134).
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор г. Златоуста Челябинской области указал, что проект нормативов допустимых выбросов в соответствии с требованиями «Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года №2055, и Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года №581, ответчиком не разработан, заявление об установлении нормативов допустимых выбросов с приложением необходимых материалов в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора не подано.
Возражая против удовлетворения иска, представитель ответчика указал, что проект нормативов допустимых выбросов ООО «ЗМЗ» разработан, получил заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Челябинской области в г. Златоусте», Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Златоусте и Кусинском районе о соответствии действующим требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил, в связи с чем, оснований для возложения на ответчика обязанности по разработке проекта у суда не имеется.
С доводами ответчика в указанной части суд согласиться не может ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЗМЗ» (Заказчик) и ООО «КОРЭН-2-Экология» (Исполнитель) был заключен договор № выполнения работ (оказания услуг), по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по разработке проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Приложением № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ стороны определили, что согласование проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух будет произведено исполнителем не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-47).
Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО «КОРЭН-2-Экология» был разработан, однако предъявляемым к его содержанию нормативным требованиям не отвечал, содержал неполную, недостоверную и (или) искаженную информацию, что исключило возможность его применения для установления предельно допустимых выбросов и послужило основанием для возвращения представленных ООО «ЗМЗ» документов для доработки и устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76,78-79, 81-82).
К заявлению об установлении нормативов предельно допустимых выбросов от ДД.ММ.ГГГГ года, направленному ООО «ЗМЗ» в адрес Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, проект нормативов допустимых выбросов и иные необходимые документы приложены не были, что послужило основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, выдаче разрешения на выбросы (л.д. 84).
Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела проект нормативов допустимых выбросов в соответствии с требованиями «Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года №2055, и Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года №581, ООО «ЗМЗ» не разработан, суд полагает, что требования прокурора г. Златоуста Челябинской области, обратившегося в суд в защиту неопределенного круга лиц, о возложении на ответчика указной обязанности подлежат удовлетворению.
Утверждения представителя ООО «ЗМЗ» об исполнении ответчиком указанной обязанности, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем, признаются судом голословными и, как следствие, подлежащими отклонению.
Наличие в распоряжении ответчика проекта нормативов допустимых выбросов, не отвечающего законодательно закрепленным требованиям к его содержанию, правого значения для разрешения возникшего между сторонами спора по существу не имеет, и основанием для освобождения ООО «ЗМЗ» от надлежащего исполнения возложенной на него обязанности служить не может.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с удовлетворением требований прокурора о возложении на ООО «ЗМЗ» обязанности разработать проект нормативов допустимых выбросов, суд, принимая во внимание объяснения представителя ответчика о продолжительности периода исполнения заявленных требований в случае их удовлетворения, исходя из требований разумности, полагает возможным обязать ответчика исполнить возложенную на него обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Требования прокурора г. Златоуста Челябинской области о возложении на ООО «ЗМЗ» обязанности обратиться в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлением об установлении нормативов допустимых выбросов с приложением материалов, предусмотренных пунктом 17 «Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года №2055, по мнению суда, также подлежат удовлетворению.
Утверждения представителей ООО «ЗМЗ», ООО «КОРЭН-2-Экология» о том, что до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения срока для получения комплексного экологического разрешения, обязанность по обращению в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлением об установлении нормативов допустимых выбросов у ответчика отсутствует, основаны на неверной субъективной интерпретации положений ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Вопреки утверждениям представителей ответчика и третьего лица об обратном, указанная норма, по мнению суда, возможности осуществления предприятиями деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, без разрешительной документации не предполагает. Поскольку выполнение императивных нормативных предписаний в зависимость от волеизъявления субъекта хозяйственной деятельности не поставлено, вышеуказанная обязанность ввиду отсутствия у ООО «ЗМЗ» комплексного экологического разрешения и действующей разрешительной документации, полученной до ДД.ММ.ГГГГ, подлежит возложению на ответчика судом ввиду уклонения от её исполнения в добровольном порядке.
На сновании изложенного, руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Златоуста Челябинской области, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Златоустовский металлургический завод» разработать проект нормативов допустимых выбросов в соответствии с требованиями «Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года №2055, и Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года №581, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Златоустовский металлургический завод» обратиться в Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с заявлением об установлении нормативов допустимых выбросов с приложением материалов, предусмотренных пунктом 17 «Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года №2055.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд Челябинской области.
Председательствующий Ю.С. Шевякова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.