Дело №2-5362/2013 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Челябинск 14 мая 2013 года Центральный районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Рогожиной Е.В., при секретаре Ивановой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по заявлению Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования о признании незаконны предписания Государственной инспекции труда, УСТАНОВИЛ: Челябинский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее -заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействительным Предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области № и Постановления о назначении административного наказания №. В обосновании требований указало, что по результатам проверки, проведенной в отношении заявителя Государственной инспекцией труда в Челябинской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Челябинской области ФИО1 составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании, которого вынесено Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ Предписанием № ЧОФОМС обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: 1. Знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. (Основание: ч. 2 ст. 22 ТК РФ) - срок выполнения до ДД.ММ.ГГГГ 2. Принять меры по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией. Представить в Государственную инспекцию труда подтверждающие документы. (Основание: п. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» - срок выполнения до ДД.ММ.ГГГГ 3. Обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией. Представить в Государственную инспекцию труда подтверждающие документы. (Основание: п. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». - срок выполнения до ДД.ММ.ГГГГ Заявитель считает указанное предписание незаконным и необоснованным, в связи с чем, обратился в суд. Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявления о признании предписания незаконным настаивала пол изложенным в заявлении основаниям. Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против доводов, указанных в заявлении, полагая, их надуманными и необъективными. Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению, исходя из следующего. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ). В суде решения государственного инспектора труда либо его руководителя, а также главного государственного инспектора труда оспариваются в соответствии с положениями гл. 25 ГПК РФ. Из смысла ст. 258 ГПК РФ следует, что обязательным основанием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий, а также нарушение ими прав, свобод либо законных интересов заявителя. В соответствии со ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ст. 357 ТК РФ Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда. В суде установлено, что по результатам проверки, проведенной в отношении Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее именуется - ЧОФОМС) Государственной инспекцией труда в Челябинской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по заявлению бывшей сотрудницы ЧОФОМС ФИО2 о нарушении ее трудовых прав, государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекцией труда в Челябинской области ФИО1 составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании, которого вынесено Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ Предписанием № ЧОФОМС обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: 1. Знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. (Основание: ч. 2 ст. 22 ТК РФ) - срок выполнения до ДД.ММ.ГГГГ 2. Принять меры по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией. Представить в Государственную инспекцию труда подтверждающие документы. (Основание: п. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» - срок выполнения до ДД.ММ.ГГГГ 3. Обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией. Представить в Государственную инспекцию труда подтверждающие документы. (Основание: п. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». - срок выполнения до ДД.ММ.ГГГГ Суд признает первый пункт предписания незаконным, поскольку основанием для его издания послужило, по мнению государственного инспектора отсутствие в приказе о переводе росписи работника об ознакомлении (стр. 2 Акта №), что нарушает его права, предусмотренные ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Трудовое законодательство четкого понятия, что относится к локальным нормативным актам организации, не содержит. Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Принимаемые работодателями локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного предприятия независимо от места выполнения ими работы (ст. 13 ТК РФ). Нормативность локальных актов (абзац 3 ст. 1 ТК РФ) имеет тот же характер, что и актов трудового законодательства, т.е организация труда и управление трудом, включая действие в отношении неопределенного круга лиц, сфера их действия ограничена только рамками конкретного работодателя. Документы, принимаемые работодателем, которые имеют конкретного адресата, решающие разовые вопросы в отношении конкретных работников не относятся к категории локальных нормативных актов, а являются правоприменительными актами. Следовательно, государственный инспектор применил норму права, не подлежащую применению в данном конкретном случае, в связи с чем, денный пункт признается судом незаконным. Разрешая требования заявителя о признании незаконными п.п. 2, 3 оспариваемого предписания, суд соглашается с доводами заявителя, по следующим основаниям. На основании ст. 209 ТК РФ под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Под производственной деятельностью, в соответствии с ч. 9 ст. 209 ТК РФ, понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Порядок проведения аттестации рабочих мет по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок). Целью проведения аттестации является оценка условий труда на рабочих местах и выявление вредных, опасных производственных факторов. Приказом Минтруда России от 12.12.2012 N 590н в названный Порядок внесены изменения. До внесения изменений аттестации подлежали все рабочие места (п. 4 Порядка). Новая редакция данного пункта исключает проведение аттестации рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. Кроме того, уточняется, что аттестации подлежат все рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает: - работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; - эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств; - работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемыми аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда; - использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента; - хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов. Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (ранее аттестация таких рабочих мест должна была начинаться не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию). Вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации, и сведения об этом должны быть отражены в соответствующей исполнительной технической документации и локальных нормативных актах работодателя (акте приемки, штатном расписании, технологических инструкциях, рабочих инструкциях и других документах). Согласно ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Задачи ЧОФОМС, а также его полномочия и функции определяются Положением о ЧОФОМС, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В соответствии с указанным Положением ЧОФОМС не осуществляет переработку различных видов сырья в готовую продукцию, не занимается строительством и не оказывает услуги, то есть не осуществляет производственную деятельность, в связи с этим у ЧОФОМС отсутствует обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Исходя из системного анализа законодательства, регулирующего порядок и условия проведения процедуру аттестации рабочих мест, суд приходит к выводу, что рабочие места ЧОФОМС, не подлежат обязательной аттестации в силу закона. Кроме того, возложение на ЧОФОМС обязанности, не предусмотренной действующим трудовым законодательством, по проведению аттестации всех рабочих мест приведет к дополнительному и необоснованному расходованию бюджетных средств ЧОФОМС. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Челябинской области незаконным. Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Челябинский областной суд. Председательствующий Е.В. Рогожина Копия верна. Решение не вступило в законную силу. Судья Е.В. Рогожина Секретарь Д.А. Иванова |