ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5363/18 от 20.12.2018 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2-5363/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2018 года г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Дмитренко В.М.,

при секретаре судебного заседания Головачевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО9 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Щелковский городской суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Щелковского муниципального района Московской области об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок.

В обоснование исковых требований указал, что является членом СНТ «Воря-2» на основании Протокола общего собрания членов товарищества от ДД.ММ.ГГГГ и ему принадлежит земельный участок площадью 6 соток в указанном СНТ, расположенном в <адрес>.

Земельный участок был отведен СНТ «Воря-2» (правопреемник СНТ «Воря-1») в установленном законом порядке, товариществу были выданы соответствующие землеотводные и правоустанавливающие документы.

В 2005 году на основании коллективного заявления членов СНТ «Воря-2», поданных в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области, началась процедура оформления в собственность членов СНТ используемых ими земельных участков.

На основании указанных обращений членов СНТ «Воря-2» в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было принято Постановление «Об утверждении проектов границ земельных участков в садоводческом некоммерческом товариществе «Воря-2», Щелковский район».

Согласно вышеуказанного Постановления Администрации Щелковского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, был утвержден проект границ земельного участка истца – земельный участок , площадью 597 кв.м.

Администрацией Щелковского муниципального района Московской области ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление «О предоставлении земельных участков в собственность гражданам – членам садоводческого некоммерческого товарищества «Воря-2», Щелковского района Московской области».

Однако, в Приложении к вышеуказанному Постановлению Администрации Щелковского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, ошибочно не была указана фамилия истца и номер земельного участка.

Для оформления права собственности на принадлежащий ему земельный участок, истец ФИО1 обратился в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области с соответствующим заявлением, однако получил в ответ на данное обращение отказ.

На основании изложенного, с учетом результатов проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы, истец ФИО1 просит суд:

- установить границы земельного участка, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства, расположенного по адресу <адрес> в соответствии с вариантом №1 заключения экспертов, площадью 593 кв.м.;

- признать за истцом ФИО1 ФИО10 право собственности на земельный участок, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства, расположенного по адресу <адрес>9, площадью 593 кв.м., в соответствии с вариантом №1 каталога координат, указанного в заключении экспертов.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности (копия в деле), исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по указанным в иске основаниям с учетом уточнения. Просил установить границы спорного земельного участка по варианту №1 заключения экспертов ООО «Специализированное землеустроительное бюро», согласно которому площадь земельного участка составит 593 кв.м.

Представитель ответчика - Администрации сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представил, на основании чего, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица – СНТ «Воря-2» ФИО3, (председатель СНТ «Воря-2», действующая без доверенности) в судебном заседании требования истца полагала законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Выслушав представителя истца и мнение третьего лица, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, с учетом экспертного заключения, а также пояснений эксперта ООО ФИО11., данных им в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 8, 9 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.

В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Так п. 4 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.

В соответствии с п. 9.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Так согласно ч.1,2 ст. 25.2. Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного Кодекса РФ для индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного пользования) осуществляется при предоставлении документа удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ФИО1 является членом СНТ «Воря-2» на основании Протокола общего собрания членов товарищества от ДД.ММ.ГГГГ и ему принадлежит земельный участок площадью 6 соток в указанном СНТ, расположенном в <адрес>.

Земельный участок был отведен СНТ «Воря-2» (правопреемник СНТ «Воря-1») в установленном законом порядке, товариществу были выданы соответствующие землеотводные и правоустанавливающие документы.

В 2005 году на основании коллективного заявления членов СНТ «Воря-2», поданных в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области, началась процедура оформления в собственность членов СНТ используемых ими земельных участков.

На основании указанных обращений членов СНТ «Воря-2» в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было принято Постановление «Об утверждении проектов границ земельных участков в садоводческом некоммерческом товариществе «Воря-2», Щелковский район».

Согласно вышеуказанного Постановления Администрации Щелковского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, был утвержден проект границ земельного участка истца – земельный участок , площадью 597 кв.м. (л.д. 13, 14)

Администрацией Щелковского муниципального района Московской области ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление «О предоставлении земельных участков в собственность гражданам – членам садоводческого некоммерческого товарищества «Воря-2», Щелковского района Московской области». (л.д. 15, 16)

Однако, в Приложении к вышеуказанному Постановлению Администрации Щелковского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, ошибочно не была указана фамилия истца и номер земельного участка.

Для оформления права собственности на принадлежащий ему земельный участок, истец ФИО1 обратился в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области с соответствующим заявлением, однако получил в ответ на данное обращение отказ.

Частями 1-2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 02.01.2017 г.) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Единый государственный реестр недвижимости (далее также – ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - Кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - Реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

При этом под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

Частями 8-9 статьи 22 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ определено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В определении ВАС РФ от 26.06.2013 г. № ВАС-7498/13 поддержан вывод нижестоящих судов о том, что иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с ч.1 ст.64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Поскольку для разрешения поставленных вопросов необходимы специальные познания с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания, на основании определения Щелковского городского суда от 19 декабря 2018 года по настоящему делу проведена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ФИО12

На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:

Установить фактическое местоположение, площадь и границы земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>

Входит ли земельный участок , расположенный по адресу: <адрес> в границы землеотвода СНТ «Воря-2» в соответствии с правоустанавливающими и землеотводными документами?

Установить имеются ли наложения границ земельного участка , расположенного по адресу: <адрес> на границы иных землепользователей, земли общего пользования, а также данным ЕГРН? Если имеется, определить площадь и причины наложения, способы и варианты устранения? Сопоставление границ земельных участков осуществить графически.

Согласно заключению экспертов ФИО13, границы исследуемого земельного участка по фактическому пользованию составили 589 кв.м.

В результате сопоставления материалов фактической съемки с фрагментом топографической съемки СНТ «Воря-2», на которой отображена граница отвода садоводческого товарищества, было выявлено, что фактическое местоположение границ исследуемого земельного участка, определенное на момент проведения экспертизы, совпадает с ограждениями, отраженными в топографической съемке, из чего можно сделать вывод, что земельный участок расположен в границах отвода СНТ «Воря-2». Также на это указывает адресная часть смежных земельных участков, границы которых установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (), содержащая ту же адресную характеристику «СНТ «Воря-2».

Для ответа на вопрос №3 («Установить имеются ли наложения границ земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, на границы иных землепользователей, земли общего пользования, а также данным ЕГРН? Если имеется, определить площадь и причины наложения, способы и варианты устранения? Сопоставление границ земельных участков осуществить графически») границы исследуемого земельного участка были сопоставлены со сведениями ЕГРН о границах смежных земельных участков, границы которых установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства () и было выявлено, что фактическое местоположение ограждений в пределах допустимых погрешностей соответствуют сведениям ЕГРН о границах смежных земельных участков, то есть пересечений (наложений) выявлено не было. (Значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков утверждены Приказом Минэкономиразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному приказу точность определения координат земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйстве<данные изъяты>

Однако,в рамках проведения экспертизы была получена граница уреза воды реки Воря, общая протяженность которой, в соответствии с письмом ГУ «МОСОБЛВОДХОЗ» от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 108 км и ширина береговой полосы равна 20 м.

На обозрение суда экспертами представлено 2 варианта установления границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Вариант 1 (подготовлен с учетом пожеланий истца). Граница земельного участка устанавливается таким образом, чтобы конфигурация участка соответствовала конфигурации, указанной в Проекте границ (л.д. 46), принимая реестровые границы смежных земельных участков с кадастровыми номерами (с северной стороны) и (с южной стороны).

Площадь земельного участка при данном варианте установления границ составит 593 кв.м., что на 4 кв.м. меньше площади, указанной в постановлении Главы Щёлковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.. 1) и проекте границ земельного участка (л.д. 46).

Границы исследуемого земельного участка в соответствии с вариантом 1 установлены следующим образом: <данные изъяты>

Каталог координат земельного участка, расположенного по адресу:

<адрес>

в соответствии с вариантом 1 установления границ

в системе координат МСК-50

Площадь – 593 кв.м

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Однако, при данном варианте установления границ будет иметься пересечение с береговой полосой <адрес>.

Вариант 2. Граница земельного участка устанавливается с учетом реестровых границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами (с северной стороны) и (с южной стороны) и принимая границы береговой полосы <адрес>, полученной в рамках проведения данной экспертизы.

Площадь земельного участка при данном варианте установления границ составит 564 кв.м., что на 33 кв.м. меньше площади, указанной в постановлении Главы Щёлковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) и проекте границ земельного участка (л.д. 46).

Границы исследуемого земельного участка в соответствии с вариантом 2 установлены следующим образом: <данные изъяты>

Каталог координат земельного участка, расположенного по адресу:

<адрес>,

в соответствии с вариантом 2 установления границ в системе координат МСК-50

Площадь – 564 кв.м.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Частью 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что береговая линия рек, ручьев, каналов, озёр, обводнённых карьеров определяется по средне-многолетнему уровню воды в безлёдный период, а береговая линия прудов и водохранилищ - по нормальному подпорному уровню воды.

Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых составляет пять метров.

Граница водного объекта (береговой линии) при нормальном подпорном уровне водохранилища, определяется в соответствующих высотах (балтийская система высот, местная система).

Балтийская система высот (БСВ) - принятая в СССР в 1977 году система нормальных высот, отсчёт которых ведётся от нуля Кронштадтского футштока. От этой отметки отсчитаны высоты опорных геодезических пунктов, которые закреплены на местности разными реперами и нанесены на карты. Нулевая поверхность этой системы совпадает с нулем уровневого поста в г. Кронштадте (остров ФИО4 в Финском заливе Балтийского моря). В нашей стране отсчет всех высот и глубин производится от этой условной нулевой поверхности.

Береговой линией в таком случае является линия пересечения горизонтальной плоскости на высоте нормального подпорного уровня водохранилища с соответствующими по высоте точками берегового рельефа местности.

Согласно статье 5 Водного кодекса РФ Береговая линия (граница водного объекта) для пруда определяется по нормальному подпорному уровню воды;

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине…»

Нормальный подпорный уровень (НПУ) — оптимальная наивысшая отметка водной поверхности водохранилища (пруда), которая может длительно поддерживаться подпорным сооружением.

Согласно пункту 4.1 статьи 5 Водного кодекса РФ Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".

Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.).

При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Выводы, изложенные в заключении, поддержал эксперт ФИО14., опрошенный в ходе судебного разбирательства, пояснил суду, что при проведении экспертизы была получена граница уреза воды реки Воря, общая протяженность которой, в соответствии с письмом ГУ «МОСОБЛВОДХОЗ» от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 108 км и ширина береговой полосы равна 20 м.

Суд находит выводы, изложенные в заключении экспертов ФИО15", объективными, обоснованными и достоверными, оснований сомневаться в компетентности эксперта у суда не имеется, поскольку заключение эксперта содержит исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы, являются определенными и не имеют противоречий, полностью согласуется с материалам дела, ответы на все поставленные перед экспертами вопросы даны в пределах их полномочий и компетенции с точки зрения смыслового содержания и лингвистической терминологии исследованных высказываний, содержащихся в представленных на экспертизу материалах дела, при проведении экспертизы эксперт был предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ, экспертиза назначена в соответствии с требованиями ст. 79 - 80 ГПК РФ, оснований сомневаться в компетентности экспертов не имеется.

Заключение экспертов ФИО16 в судебном заседании не оспорено, ходатайств о назначении повторной экспертизы не заявлено, заключение соответствует материалам дела, данных о какой–либо заинтересованности эксперта в исходе дела нет, сведения соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах, доводы истца сводятся, по сути, к несогласию с выводами экспертов, изложенных в заключении, в связи с чем суд признает заключение экспертов ФИО17 допустимым доказательством и полагает возможным положить его в основу решения суда.

Исходя из установленного ст. 12 ГПК РФ принципа диспозитивности истец самостоятельно определяет характер нарушенного права и избирает способ его защиты. Процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П и от 26 мая 2011 года N 10-П).

Таким образом, оценив доводы сторон в совокупности с представленными письменными доказательствами, принимая во внимание заключение эксперта ООО ФИО18., а также результаты землеустроительной экспертизы, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца и полагает возможным установить границы земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, в соответствии с вариантом 2 установления границ, площадью 564 кв.м., поскольку данный вариант установления границ земельного участка истца составлен с учетом реестровых границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами (с северной стороны) и (с южной стороны) и учитывает границы береговой полосы <адрес>, полученные в рамках проведения данной экспертизы.

Суд отвергает доводы истца о недопустимости определения экспертом границы береговой полосы <адрес>, а также признает необоснованными требования об установлении границ земельного участка по варианту №1, без учета реестровых границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами (с северной стороны) и (с южной стороны) играницы береговой полосы <адрес>, поскольку при данном варианте установления границ земельного участка истца будет иметься пересечение с береговой полосой <адрес>, что недопустимо и противоречит нормам действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, с учетом заключения эксперта,ООО ФИО19 а также пояснений, данных им в ходе судебного разбирательства, суд находит исковые требования ФИО1 ФИО20 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 ФИО21 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок – удовлетворить частично.

Установить границы земельного участка, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства, расположенного по адресу <адрес>, площадью 564 кв.м., в соответствии с вариантом №2 заключения экспертов ООО «<данные изъяты> следующим образом:

<данные изъяты>

Каталог координат земельного участка, расположенного по адресу:

<адрес>

в соответствии с вариантом 2 установления границ в системе координат МСК-50

Площадь – 564 кв.м.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Признать за ФИО1 ФИО22 право собственности на земельный участок, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства, расположенного по адресу Московская область, Щелковский район, СНТ «Воря-2», участок №9, площадью 564 кв.м., в соответствии с вариантом №2 заключения экспертов ФИО23 следующим образом:

<данные изъяты>

Каталог координат земельного участка, расположенного по адресу:

<адрес>

в соответствии с вариантом 2 установления границ в системе координат МСК-50

Площадь – 564 кв.м.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО24 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области об установлении границ земельного участка в соответствии с вариантом №1 заключения экспертов ФИО25» - отказать.

Решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области соответствующих сведений об установлении границ земельных участков сторон в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Дмитренко В.М.