№2-5365/2017
Решение
Именем Российской Федерации
12 декабря 2017 года г. Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Галицкой Е.Ю.,
при секретаре Кутурженко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску комитета по управлению имуществом города Саратова к ФИО1 об обязании заключить соглашение, о государственной регистрации соглашения перехода права собственности, прекращении права собственности, признание права собственности за муниципальным образованием «Город Саратов»,
установил:
Комитет по управлению имуществом города Саратова обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать ФИО1 заключить соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <...> <адрес> А, <адрес> другого жилого помещения, расположенного по адресу: <...> <адрес> зачетом его стоимости в выкупную цену. Кроме того, просил обязать ФИО1 зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, прекратить право собственности ФИО2 на жилое помещение – <адрес> по ул. Азина В.М., <адрес> А, общей площадью 42,60 кв.м., признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на жилое помещение - <адрес> по ул. Азина В.М., <адрес> А, общей площадью 42,60 кв.м.
Истец обосновывал исковые требования тем, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...> <адрес> А, <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08 июля 2013 года № 1347 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах».
Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов,
ул.Азина В.М., <адрес> А, включен в третий этап переселения указанной программы.
В рамках реализации указанной ведомственной целевой программы для расселения граждан, проживающих в указанном жилом помещении, администрацией муниципального образования «Город Саратов» приобретено жилое помещение, общей площадью 47,70 кв.м., расположенное по адресу: <...> <адрес>.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
12 октября 2017 года ФИО1 направлено уведомление о необходимости явится в комитет по управлению имуществом города Саратова для подписания указанного соглашения. Однако ФИО1 на подписание соглашения не явился.
В соответствии с пунктом 1 указанного соглашения «Комитет» от имени муниципального образования «Город Саратов» изымает у «Собственника», а «Собственник» передает в собственность муниципального образования «Город Саратов квартиру, находящуюся по адресу: <...> <адрес> А, <адрес>, общей площадью 42,60 кв.м.
В соответствии с пунктом 4 Соглашения «Комитет» в зачет выкупной цены изымаемого жилого помещения, указанного в пункте 1 настоящего соглашения, передает в собственность «Собственнику», а «Собственник» принимает жилое помещение (квартира), находящееся по адресу: <...> <адрес>.
В судебное заседание представитель истца, ответчик ФИО1 не явились о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, представитель истца при подаче иска просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о дне слушании дела извещены. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 данного кодекса.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...> <адрес> А, <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08 июля 2013 года <№> утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах».
Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов,
ул.Азина В.М., <адрес> А, включен в третий этап переселения указанной программы.
В рамках реализации указанной ведомственной целевой программы для расселения граждан, проживающих в указанном жилом помещении, администрацией муниципального образования «Город Саратов» приобретено жилое помещение, общей площадью 47,70 кв.м., расположенное по адресу: <...> <адрес>.
. Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
12 октября 2017 года ФИО1 направлено уведомление о необходимости явится в комитет по управлению имуществом города Саратова для подписания указанного соглашения. Однако ФИО1 на подписание соглашения не явился.
В соответствии с пунктом 1 указанного соглашения «Комитет» от имени муниципального образования «Город Саратов» изымает у «Собственника», а «Собственник» передает в собственность муниципального образования «Город Саратов квартиру, находящуюся по адресу: <...> <адрес> А, <адрес>, общей площадью 42,60 кв.м.
В соответствии с пунктом 4 Соглашения «Комитет» в зачет выкупной цены изымаемого жилого помещения, указанного в пункте 1 настоящего соглашения, передает в собственность «Собственнику», а «Собственник» принимает жилое помещение (квартира), находящееся по адресу: <...> <адрес>.
Между тем от переселения в предлагаемое жилое помещение и от подписания вышеуказанного соглашения ответчик отказался, соответственно, соглашение о предоставлении ответчику жилого помещения вместо его выкупа между сторонами не достигнуто.
Доказательств, подтверждающих, что ФИО1 предлагалось выкупить принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ, и он отказался от реализации данного права, материалы дела не содержат.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определяет понятие переселения граждан из аварийного жилищного фонда как принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч. 2, 3 ст. 88 ЖК РФ (ст. 2 названного закона). Соответственно, ответчики, имеющие право на выкуп принадлежащего им жилого помещения, не могут быть лишены права на получение стоимости изымаемого имущества.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что предоставление собственнику изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену, а такое соглашение достигнуто не было, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 3, 32, 86, 89 ЖК РФ, п. п. 8, 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 235 ГК РФ, приходит к выводу об отсутствии оснований для понуждения ответчика к заключению вышеназванного соглашения и об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований комитета по управлению имуществом города Саратова к ФИО1 об обязании заключить соглашение, о государственной регистрации соглашения перехода права собственности, прекращении права собственности, признание права собственности за муниципальным образованием «Город Саратов», отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Галицкая