ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5365/2039-2021 от 18.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 2 –5365/39– 2021 г.

77GV0020-01-2020-000092-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2021г. г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска

в составе:

председательствующего судьи Буровниковой О.Н.,

при секретаре Гороховой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Курска гражданское дело по иску Ильютченко Александра Константиновича к ФКУ «Военный комиссариат Курской области»о взыскании компенсации расходов за провоз личного имущества,

установил:

Ильютченко Александр Константинович обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Курской области», в котором просит обязать военный комиссариат Курской области возместить расходы, связанные с перевозкой личного имущества из <адрес> в <адрес> в размере 135000 рублей. В обоснование заявленного требования в иске указано, что истец проходил военную службу по контракту в войсковой части , дислоцируемой на территории <адрес> в <адрес>. В иске также указано, что после увольнения в запас в январе 1999 года по достижению предельного возраста истец продолжил осуществлять свою трудовую деятельность в АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» в <адрес> в должности ведущего инженера. В июне 2018г. истец расторг трудовой договор и решил переехать на постоянное место в <адрес>. На основании приказа Министра обороны РФ от 27.12.2017г. «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категории проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте» истцу были выданы ВПД форма 2 Г-4 от 13.06.2018г. на перевоз личных вещей от станции Торетам Казахской железной дороги до станции Курск Московской железной дороги. Как указано в иске, данными проездными документами истец не смог воспользоваться, так как контейнеры станции Торетам в 2018 году физическими лицами не предоставлялись. В связи с чем, как указано в иске, истец вынужден был заключить договор международной перевозки грузов с ИП Валяевым В.Н. в <адрес> автомобильным транспортном. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился с заявлением в Военный комиссариат Курской области о возмещении расходов, связанных с перевозкой личного имущества автомобильным транспортном из <адрес> в <адрес>, предоставив все перевозочные документы. ДД.ММ.ГГГГ. истцом был получен ответ из Военного комиссариата Курской области о возможности возмещения суммы размере 13920 рублей. Считает действия ответчика незаконными, что послужило основанием для обращения в суд.

В судебном заседании истец Ильютченко А.К. и его представитель по ордеру Ломаченко О.Н. заявленные требования с учетом их уточнения от ДД.ММ.ГГГГ. в части требуемой ко взысканию суммы расходов, связанных с перевозкой личного имущества, поддержали по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснили, что поскольку контейнеры со станции Торетам (Тюратам) Казахстанской железной дороги не предоставлялись, истец воспользовался автомобильным транспортом. Относительно возможности перевозки личных вещей в отдельном вагоне, багажом или мелкой отправкой истец не обращался, поскольку, по мнению истца, это бы увеличило его затраты на перевозку. Своего расчета стоимости перевозки личного имущества в случае использования железнодорожного транспорта не представили, однако пояснили, что согласно представленному сообщению ПАО «ТрансКонтейнер», осуществившего расчет, в том числе по <адрес>, данная стоимость не может быть ниже 106947 рублей 59 копеек по состоянию на 2018 год. С учетом частичного возмещения ответчиком расходов по перевозке личного имущества в сумме 42506 рублей 84 копеек, просили взыскать с ответчика 92493 рубля 16 копеек.

Представитель ответчика по доверенности Эймонтас В.П. исковые требования с учетом их уточнения не признал. Не оспаривая права истца на возмещение расходов, связанных с перевозкой личного имущества, указал, что данные расходы подлежат возмещению из расчета не более суммы, равной расчетной стоимости перевозки такого груза железнодорожным транспортном в 20-тонном контейнере от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения. Также пояснил, что основанием для отказа в возмещении расходов также послужило то обстоятельство, что представленные истцом документы на перевозку не соответствуют предъявляемым к таким документам требованиям, а именно положениям гл.40 ГК РФ, что отсутствует кассовый чек или приходный кассовый ордер, что указанные первичные документы не подтверждают факт понесенных затрат, поскольку из них не усматривается, что денежные средства были получены исполнителем со стороны истца. Согласно расчету ответчика возмещению подлежат расходы истца в сумме 42506 рублей 84 копеек, которые были выплачены истцу согласно платежному поручению.

С расчетом ответчика в судебном заседании истец и его представитель не согласились, указав, что в основу расчета стоимости перевозки по респ. Казахстан были положены, в том числе справка KTZ EXPRESS OPERATOR, справка Фондсервисбанк, выданные на имя истца, которые он лично не предоставлял, за справками к сторонним перевозчикам не обращался.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что данные справки дополнительно были предоставлены самим истцом, и имеются в материалах его бухгалтерского дела.

Относительно конкретизации расчета представитель ответчика пояснил, что расчетная стоимости перевозки по первой позиции «Байконур-Озинки-гос.граница» подразумевается стоимость от станции <адрес> железной дороги до государственной границы РФ, составляющая 75000 тенге, а в переводе с иностранной валюты на российские рубли - 14018 рублей 78 копеек; от государственной границы до станции <адрес> (ближайшая станция перехода с Российский железных дорог на территорию Казахстанской железной дороги) – 5428 рублей, от станции <адрес> московской железной дороги – 13920 рублей 46 копеек, перевозка вещей от станции Рышково к месту жительства истца – 5500 рублей, услуги по погрузке-выгрузке – 3639 рублей 60 копеек. При этом, согласно пояснениям представителя ответчика расчет стоимости перевозки от места жительства в <адрес> до станции отправления (Торетам (Тюратам)) расчет не был произведен по причине отсутствия документов для осуществления расчета по территории <адрес>. Что касается документов, положенных в основу расчета перевозки вещей от станции Рышково к месту жительства истца – 5500 рублей, услуг по погрузке-выгрузке – 3639 рублей 60 копеек, а именно акта выполненных работ и накопительной ведомости на имя заказчика Самарской О.А. то согласно пояснениям представителя ответчика, данные документы были использованы для расчета по аналогии.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав в судебном заседании объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела и бухгалтерского дела Ильютченко А.К., основываясь на положениях ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с ч. 1 которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд приходит к следующему.

Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.

Согласно п.9 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года N 354 определен порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, поручено возмещать расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы. В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой возмещать фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

В Министерстве обороны Российской Федерации категории проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте установлены Приложением N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года N 815 "Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте".

В соответствии с пунктом 65 приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года N 815 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы выдаются воинские перевозочные документы для проезда от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному месту жительства. Им также выдаются воинские перевозочные документы для перевозки до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному месту жительства.

Воинские перевозочные документы выдаются указанным военнослужащим для перевозки личного имущества по их выбору в 20-тонном контейнере или нескольких контейнерах меньшего объема, общая стоимость перевозки которых не превышает стоимости перевозки личного имущества в 20-тонном контейнере.

Согласно п. 67 Приказа МО РФ от 27.12.2017 г. N 815 - в случае, если выданные военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при увольнении с военной службы воинские перевозочные документы не использованы до истечения срока их действия, в военных комиссариатах по месту пенсионного (воинского) учета им выдаются новые воинские перевозочные документы с учетом изменений возраста детей, состава семьи и выбора места жительства, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части.

На основании п. 68 Приказа МО РФ от 27.12.2017 г. N 815 - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали место жительства и в связи с этим зачисляются на пенсионный (воинский) учет в военном комиссариате по месту увольнения с военной службы, при исключении из списков личного состава воинской части по месту прохождения военной службы выдается справка, в которой указывается, что военнослужащему (указываются воинское звание, фамилия и инициалы) при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества, а также проезду членов семьи военнослужащего-гражданина (указываются степень родства членов семьи военнослужащего-гражданина, фамилия и инициалы супруги и лиц, находящихся на иждивении, фамилии и инициалы и даты рождения детей) не предоставлялась. В справке также указываются места жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина при увольнении военнослужащего (военнослужащего-гражданина) с военной службы.

Исходя из правового статуса военнослужащих, обусловленного в том числе условиями прохождения военной службы в месте, отличном от избранного места жительства после увольнения с военной службы, в п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено право военнослужащих при увольнении на перевоз на безвозмездной основе личного имущества к избранному месту жительства.

Такой перевоз осуществляется железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что целью социальной гарантии в виде безвозмездного перевоза личного имущества военнослужащего является компенсация транспортных расходов, понесенных им при переезде к новому месту жительства, а сам перевоз может быть осуществлен различными видами транспорта (за исключением воздушного) с возмещением фактических расходов не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

О необходимости возмещения Министерством обороны Российской Федерации и иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, расходов по перевозу военнослужащими личного имущества при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет указано в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества".

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.06.2000 N 300 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим объединениями, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников); расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.06.2001 N 200 утверждено Руководство по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации.

К воинским перевозочным документам относятся, в том числе, требование формы 1 для оформления пассажирских билетов на проезд одиночно следующих военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников) и воинских команд железнодорожным, воздушным и водным транспортом, требование-накладная формы 2 - на оформление перевозки воинских эшелонов, транспортов, грузов, караулов, железнодорожного подвижного состава, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации, направляемого в плановый ремонт и возвращающегося из ремонта, личного имущества военнослужащих и членов их семей (п. 3 Руководства).

В соответствии с пунктом 70 Руководства военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, и в связи с этим зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинские части выдают требование (справку) формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались.

Военные комиссариаты по месту учета уволенных военнослужащих на основании их рапортов или заявлений членов семьи и указанных требований формы 1 выдают им воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества в установленном порядке к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы.

Таким образом, реализация права на бесплатный проезд и провоз личного имущества к избранному месту жительства сохраняется за уволенным военнослужащим и членами его семьи один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы, с условием предоставления в военный комиссариат требования формы 1, подлежащего выдаче воинской частью с указанием, что при увольнении военнослужащий не использовал данное право.

Как установлено в судебном заседании, согласно выписке из приказа командира войсковой части <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ильютченко А.К., уволенный с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. исключен из списков личного состава части и направлен на воинский учет в военный комиссариат <адрес> Республики <адрес>

Из содержания указанной выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец, как военнослужащий, при увольнении не использовал право на бесплатный проезд и провоз личного имущества к избранному месту жительства.

Также установлено, что ФКУ «Военный комиссариат «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ было выдано требование-накладная Г-4 на перевозку вещей в одном контейнере, весом 20 тонн от станции <адрес>) Казахстанской железной дороги до станции Курск Московской железной дороги.

Как следует из положений ФЗ «76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановления Правительства РФ от 20.04.2000г. №354, Приказа Министра обороны РФ от 08.06.2000г. №300, целью социальной гарантии в виде безвозмездного перевоза личного имущества военнослужащего является компенсация транспортных расходов, понесенных им при переезде к новому месту жительства, а сам перевоз может быть осуществлен различными видами транспорта (за исключением воздушного) с возмещением фактических расходов не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Перевоз военнослужащим личного имущества не железнодорожным, а иным видом транспорта (за исключением воздушного), сам по себе не может являться основанием для отказа в возмещении ему транспортных расходов, размер которых не превышает максимально установленной законом стоимости, то есть стоимости перевоза личного имущества железнодорожным транспортном в контейнерах массой 20 тонн. (кассационные определения ВС РФ -КГ16-4 от ДД.ММ.ГГГГ, -КГ16-9 от ДД.ММ.ГГГГ).

Наличие железнодорожного транспорта и прямого железнодорожного сообщения от станции Торетам Казахстанской железной дороги (место отправки груза) до станции Рышково Московской железной дороги (станция назначения), открытой для приема и выдачи грузов в крупнотоннажных двадцатифунтовых контейнерах, массой брутто 20 тонн, подтверждается сообщением филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ. /МСК ТЦФТО. Из представленной истцом справки от ДД.ММ.ГГГГ., за подписью начальника станции Торетам Н.Бегежанова, не усматривается, что не предоставлялись контейнеры для перевозки личных вещей на территории <адрес> до государственной границы с РФ. Доказательств, подтверждающих невозможность перевозки личного имущества железнодорожным транспортном мелкими отправками, багажом или грузобагажом в любом их сочетании по тоннажу, в суд также не представлено.

При таких обстоятельствах, оснований для вывода об отсутствии возможности перевозки личного имущества истца железнодорожным транспортном, а соответственно о наличии оснований для возмещения фактических расходов, понесенных истцом на перевозку личного имуществу к избранному месту жительства, у суда не имеется.

Согласно договору междугородней перевозки грузов от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному между ИП Валяевым В.Н. (перевозчиком), зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ. Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу и космодрому Байконур, с указанием на основной вид деятельности «предоставление услуг по перевозкам», и Ильютченко А.К. (заказчиком), перевозчиком была произведена перевозка личных вещей заказчика с помощью автомобильного транспорта.

При этом, согласно условия Договора, количество груза, дата загрузки, место погрузки, срок доставки, стоимость доставки определяются в транспортных накладных, являющихся неотъемлемой частью договора.

Согласно счету от ДД.ММ.ГГГГ., товарному чеку от ДД.ММ.ГГГГ., транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ., подписанных сторонами, перевозчиком была осуществлена перевозка домашних вещей, массой 1500 кг. из расчета 2700 км., стоимостью 50 руб. *1 км., всего на сумму 135000 рублей.

Согласно заявке на перевозку грузов от ДД.ММ.ГГГГ., подписанной ИП Валяевым В.Н. и Ильютченко А.К., объем подлежащего перевозу личного имущества истца составил 1,5 тонны.

Довод ответчика, что расчет за перевозку вещей осуществлялся не в российских рублях, а в национальной валюте Казахстана – тенге опровергается указанной заявкой на перевозку грузов, из которой следует, что стоимость услуги составили 135000 рублей.

Согласно пояснениям истца, несмотря на указание адреса места назначения – <адрес>, фактически местом назначения явился - <адрес>, и согласно указанному маршруту была рассчитана стоимость перевозки личных вещей в размере 135000 рублей.

Согласно положениям ст.784, ст.785 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

С учетом изложенного, оснований для вывода о несоответствии представленных истцом документов, подтверждающих перевозку личных вещей, требованиям вышеприведенных норм закона, у суда не имеется.

Поскольку в опровержение представленного ответчиком расчета стоимости возмещения расходов на перевоз личного имущества, свой расчет суду истцом не был представлен, суд исходит из расчета, предоставленного стороной ответчика.

Вместе с тем, суд не может согласиться с произведенным расчетом, представленным стороной ответчика по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 2 статьи 790 Гражданского кодекса РФ плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами".

Тарифное руководство N 1 разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) и определяет тарифы на перевозки грузов, выполняемые РЖД и на услуги по использованию инфраструктуры РЖД. Указанные тарифы в соответствии с пунктами 1.1 - 1.6 Тарифного руководства N 1 включают: платы за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка, а также собственных (арендованных) вагонов с локомотивом РЖД; платы за пробег поездных формирований, сформированных из локомотивов и вагонов, принадлежащих на праве собственности или ином праве грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим и физическим лицам, не являющимся перевозчиками на железнодорожном транспорте; платы за пробег своим ходом отдельных собственных (арендованных) локомотивов; платы за услуги по использованию инфраструктуры РЖД; платы за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка с собственным (арендованным) локомотивом; другие платы и сборы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые РЖД, обозначенные в Тарифном руководстве N 1.

Дополнительные услуги, тарифы на которые не предусмотрены Тарифным руководством N 1, оказанные военнослужащим по их желанию перевозчиком по договорам транспортной экспедиции, являющиеся обязанностью грузоотправителей (военнослужащих) в соответствии со статьями 18, 25, 38 Устава железнодорожного транспорта, не подлежат возмещению: подготовка грузов для перевозок (упаковка, крепление) таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта сохранность грузов, контейнеров, пожарную и экологическую безопасность; представление перевозчику на отправку груза составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов; хранение контейнеров (грузов) по прибытии по причине несвоевременного получения грузов грузополучателем.

Кроме того, не предусмотрено возмещение военнослужащим расходов на дополнительные услуги, оказание которых не является обязательным при перевозке, а именно: расходы на страхование груза, агентское вознаграждение, информирование о статусе местонахождения груза, сбор за объявленную ценность почтового отправления.

Согласно сообщению филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ. /МСК ТЦФТО, переводка грузов для личных нужд военнослужащих на условиях государственного контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны РФ производится только во внутригосударственном сообщении с предоставлением воинского перевозочного документа формы 2 в счет оплаты. Стоимость перевозки 20т. контейнера (2-ти фунтовый контейнер на платформе) с грузом – для личных (бытовых) нужд от станции Озинки – станции перехода с Российский железных дорог на территорию Казахстанской железной дороги до станции Рышково, с расчетом по воинскому требованию – накладной формы 2 в период 2018г. составляет 36798 рублей 30 копеек, которая включает в себя тариф на перевозку в размере 14366 рублей 50 копеек с учетом НДС 18%, плату за использование привлеченного вагона и контейнера в размере 13696 рублей 26 копеек с учетом НДС 18%, компенсацию собственнику подвижного состава за условно-порожний возврат вагона и контейнера в размере 8735 рублей 54 копейки с учетом НДС 18%. Прочие платежи (за доставку груза к месту погрузки, ЗПУ, погрузку/выгрузку, пломбирование контейнера, автоперевозка, военизированная охрана, объявленная ценность, услуги по вывозу контейнера до адреса проживания и др.), связанные с перевозкой личных вещей, по условиям государственного контракта не входят в расчеты с Минобороны РФ по перевозке личного имущества в случаях оплаты по форме 2.

Таким образом, исходя из того, что ОАО «РЖД» является железнодорожным перевозчиком по территории РФ, в том числе по оказанию услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок, суд считает допустимым рассчитать стоимость перевозки личного имущества истца от станции Озинки – станции перехода с Российский железных дорог на территорию Казахстанской железной дороги до станции Рышково, по состоянию на 2018г. в размере 36798 рублей 30 копеек.

При этом, расчет стоимости услуг по перевозке груза, произведенный ПАО «ТрансКонтейнер» не может быть положен с основу расчета, поскольку ПАО «ТрансКонтейнер» не является железнодорожным перевозчиком, а осуществляет транспортно-экспедиторские услуги на основании договоров.

При расчете стоимости перевозки имущества истца со станции <адрес>) Казахстанской железной дороги до государственной границы, от государственной границы до станции Озинки, в отсутствие иных доказательств, представленных сторонами, суд исходит из представленных справок KTZ EXPRESS OPERATOR от 16.04.2018г., Фондсервисбанк от 22.06.2018г., согласно которым стоимость перевозки личных вещей по территории Казахстанской железной дороги от <адрес> (<адрес>) до станции <адрес> (эксп) составляет 14018 рублей 78 копеек (75000 тенге в иностранной валюте), по территории РФ от станции пограничного перехода <адрес> (экспорт) до станции назначения Озинки – 5428 рублей.

При этом, из указанных справок KTZ EXPRESS OPERATOR от 16.04.2018г., Фондсервисбанк от 22.06.2018г., усматривается, что они были выданы на имя истца Ильютченко А.К. Доказательств обратного суду представлено не было, в связи с чем, оснований для вывода о недостоверности данных документов, у суда не имелось.

При расчете стоимости перевозки личных вещей от места жительства истца (<адрес>) до станции отправления (<адрес> железной дороги), и со станции назначения (<адрес> железной дороги) до места жительства истца (<адрес>) суд исходит из стоимости проезда автомобильным транспортом на основании подтверждающих перевозку доказательств, предоставленных истцом, а именно из расчета 1 км *50 рублей. Учитывая, что расстояние согласно официальному источнику – поисково-информационной картографической службы «Яндекс.Карты» расстояние по маршруту <адрес> железной дороги составляет 3,4 км., по маршруту <адрес> железной дороги- <адрес> составляет 17 км., стоимость перевозки личного имущества автомобильным транспортном составляет 170 рублей и 850 рублей соответственно.

В тоже время представленный ответчиком акт о выполненных работах по договору о перевозке контейнера, заключенному с Самарской О.А., не может быть принят в качестве надлежащего доказательства стоимости перевозки автомобильным транспортном, поскольку стоимость перевозки рассчитана по состоянию на 2020 год и исходя из другого адреса места жительства заказчика. Иных доказательств сторонами представлено не было.

Что касается стоимости возмещения погрузочных/разгрузочных работ, то с учетом признания стороной ответчика данных расходов в сумме 3639 рублей 60 копеек, рассчитанных по состоянию на 2020г., в отсутствие представления сторонами иных доказательств, суд исходит из данных накопительной ведомости, составленной подразделением ОАО «РЖД» в отношении Самарской О.А. за оказание аналогичных услуг по состоянию на 2020г. в сумме 3639 рублей 60 копеек.

Таким образом, возмещению истцу подлежат расходы по перевозке личного имущества в общей сумме 60904 рубля 68 копеек.

Учитывая, что часть расходов в размере 42506 рублей 84 копеек согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ. была возмещена истцу, взысканию с ответчика в пользу истца подлежит сумма в размере 18397 рублей 84 копейки.

В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 г. военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов, т.е. являются государственными органами. С учетом положений пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. от 27.12.2009 ФЗ N 374-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Ильютченко Александра Константиновича к ФКУ «Военный комиссариат Курской области» о взыскании компенсации расходов за провоз личного имущества удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Курской области» в пользу Ильютченко Александра Константиновича компенсацию расходов за провоз личного имущества в размере 18 397 рублей 84 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: