Дело№2-5366/19 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Хабаровск 16 июля 2019 года
Центральный районный суд г.Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Губановой А.Ю.,
при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,
с участием:
помощника прокурора Центрального района г.ХабаровскаСерга Ю.В.,
истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Хабаровского края о признании увольнения незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству Хабаровского края о признании увольнения незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании денежной компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что он, ФИО1 (далее - Истец), состоял на государственной гражданской службе по служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГг. № «О ФИО1» в должности заместителя министра инвестиционной и земельно-имущественной политики - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Правительства Хабаровского края (далее - Министерство).Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ служебный контракт с ним расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением должности гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе), со службы был уволен. Считает увольнение незаконным. ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено уведомление о предстоящем сокращении замещаемой им должности государственной гражданской службы Хабаровского края заместителя министра инвестиционной и земельно-имущественной политики - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Правительства Хабаровского края. Согласно п.2 Служебного контракта данная должность отнесена к высшей группе должностей государственной гражданской службы Хабаровского края категории «руководители». С момента вручения уведомления о сокращении и до увольнения представитель нанимателя не предложил ни одной должности, которую он бы мог занять с учетом категории и группы. При этом на вновь образованную должность заместителя министра имущественных отношений по имущественным вопросам назначили приглашенного из кадрового резерва ФИО4 в нарушение части 4 статьи 31 Закона о госслужбе. Таким образом, увольнение с должности произведено Министерством без законного основания и с нарушением установленного порядка увольнения, в связи с чем, полагает, что должен быть восстановлен в прежней должности. Кроме того, в связи с увольнением без законного основания и с нарушением установленного порядка увольнения просит суд в силу ч. 9 ст. 394 ТК РФ помимо защиты трудовых прав вынести решение о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного указанными действиями, в размере 50000 рублей. На основании изложенного, просит суд: признать увольнение ФИО1 с должности заместителя министра инвестиционной и земельно-имущественной политики - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Правительства Хабаровского края, произведенное Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ по п. 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27 июня 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», незаконным; восстановить ФИО1 на государственной гражданской службе в должности заместителя министра инвестиционной и земельно-имущественной политики - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями учреждениями и организациями Министерства инвестиционной и земельно- имущественной политики Правительства Хабаровского края с ДД.ММ.ГГГГг.; взыскать с Правительства Хабаровского края в пользу ФИО1 денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец и его представительисковые требования поддержали, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно в обоснование иска сослались на то, что ответчик в нарушение закона не предложил вакантную должность заместителя министра сельского хозяйства края по вопросам рыбохозяйственного комплекса.
Представитель ответчика исковые требования не признал, сославшись в обоснование возражений на то, что увольнение истца в связи с сокращением должностей произведено при наличии правовых оснований в рамках полномочий представителя нанимателя, а также с соблюдением процедуры увольнения государственного гражданского служащего.Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность государственной гражданской службы Хабаровского края заместителя министра инвестиционной и земельно-имущественной политики края - начальника управления корпоративной политики, с ним заключен служебный контракт. ДД.ММ.ГГГГ должность ФИО1 переименована в должность заместителя министра инвестиционной и земельной-имущественной политики края - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями (запись в трудовой книжке №). Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 24.10.2018 № 572-р "О структуре органов исполнительной власти Хабаровского края" министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края переименовано в министерство имущественных отношений Хабаровского края (запись в трудовой книжке ФИО1 №). В связи с проведением организационно-штатных мероприятий в министерстве имущественных отношений края ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомлен о возможном увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы. Основанием для направления истцу указанного уведомления послужил приказ министерства имущественных отношений Хабаровского края от 01.02.2019 № 6-к "Об утверждении структуры и штатного расписания министерства имущественных отношений Хабаровского края", которым должность заместителя министра инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями включена в реестр сокращаемых должностей. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя. Согласно распоряжению Губернатора края от ДД.ММ.ГГГГ№ истец уволен с должности заместителя министра имущественных отношений Хабаровского края - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями. Увольнение истца с должности заместителя министра имущественных отношений Хабаровского края - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями обусловлено переименованием министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики края в министерство имущественных отношений края (абз. четвертый п. 3 распоряжения Губернатора края от 24.10.2018 № 572-р). Переименование министерства оформлено постановлением Правительства края от 04.12.2018 № 441-пр, которым утверждено Положение о министерстве имущественных отношений края и одновременно признано утратившим силу Положение о министерстве инвестиционной и земельно-имущественной политики края, утвержденное постановлением Правительства края от 13.05.2015 № 37-пр. Истец не мог быть уволен с должности в министерстве инвестиционной и земельно-имущественной политики края, поскольку к моменту увольнения более 5 месяцев осуществлял профессиональную служебную деятельность в министерстве имущественных отношений края, а министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края было исключено из структуры органов исполнительной власти края с внесением сведений о прекращении его деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом № 129-ФЗ. Включение в Реестр сокращаемых должностей, утвержденный приказом министерства имущественных отношений края от 01.02.2019 № 6-к, должности с указанием "заместителя министра инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края..." в сравнении с иными должностями по этому министерству носит характер технической опечатки и не свидетельствует о наличии нарушений при увольнении истца, влекущем восстановление на гражданской службе. Восстановление в несуществующий орган исполнительной власти края фактически невозможно. Из Реестра сокращаемых должностей, утвержденного приказом имущественных отношений края от 01.02.2019 № 6-к, следует, что в министерстве подлежали сокращению 82 должности, из них 28 должностей, входивших в состав управлений, которые курировал истец (14 должностей в управлении корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями, 14 должностей в управлении краевого государственного имущества). Согласно ранее действовавшему штатному расписанию министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики края (утверждено приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-к (в ред. приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-к): управление корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями состояло из 3 отделов в количестве 14 должностей; управление краевого государственного имущества состояло из 3 отделов в количестве 14 должностей. Таким образом, должности в курируемых истцом управлениях были сокращены в полном объеме, в новую структуру министерства указанные управления не включены.Должность, замещаемая ФИО1, отнесена к категории "руководители" высшей группы должностей (п. 1.1 должностного регламента, утвержденного 17.09.2015, п. 2 служебного контракта от 24.09.2015, п.1 Перечня должностей государственной гражданской службы исполнительных органов власти Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора края от ДД.ММ.ГГГГ№ (код должности 01-1-1-08)). В связи с этим ФИО1 должны были предлагаться только те вакантные должности, которые относились к категории "руководители” высшей группы должностей. На момент сокращения ФИО1 в министерстве имущественных отношений Хабаровского края имелись две вакантные должности категории "руководители" высшей группы должностей: заместитель министра - начальник управления реализации государственного имущества; заместитель министра. Для замещения должности заместителя министра имущественных отношений Хабаровского края - начальника управления реализации государственного имущества должностным регламентом (пп. 2.2.1 п. 2.2) предусмотрено наличие высшего образования по направлениям подготовки (специальностям), входящим в укрупненные группы «Экономика», «Юриспруденция» или иным направлениям подготовки (специальностям), соответствующим деятельности министерства имущественных отношений Хабаровского края. Для замещения должности заместителя министра имущественных отношений Хабаровского края должностным регламентом (пп. 2.2.1 п. 2.2) предусмотрено наличие высшего образования по направлениям подготовки (специальностям), входящим в укрупненные группы «Экономика и управление», "Юриспруденция" или иным направлениям подготовки (специальностям), соответствующим деятельности министерства имущественных отношений Хабаровского края. Поскольку ФИО1 имеет высшее образование по специальности "промышленное рыболовство", квалификация "инженер", а Положение о министерстве имущественных отношений Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства края от 04.12.2018 № 441-пр, не предусматривало промышленное рыболовство в качестве направления деятельности данного органа исполнительной власти края, то указанные выше должности не могли быть предложены ФИО1 в связи с несоответствием установленным квалификационным требованиям, а сам истец, вопреки доводам, изложенным в исковом заявлении, не обладал преимущественным правом на замещение данных вакантных должностей.Назначенные на указанные должности ФИО4 (заместитель министра имущественных отношений края) и ФИО10 (заместитель министра имущественных отношений края - начальник управления реализации государственного имущества) имели необходимое для замещения должностей высшее образование, а также необходимый опыт работы.Учитывая специфику государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, предопределяющую правовой статус государственных служащих, отсутствие вакантных должностей, которые могли быть предложены государственному служащему на момент сокращения замещаемой им должности, не является основанием для признания увольнения незаконным.По смыслу ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ предложение вакантных должностей гражданской службы в иных государственных органах является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.Департаментом по вопросам государственной службы и кадров Губернатора края предпринимались меры по поиску вакантных должностей категории "руководители" высшей группы в иных органах исполнительной власти края для трудоустройства ФИО1 Однако имеющиеся должности, в частности, заместитель министра образования и науки края - начальник управления профессионального образования, первый заместитель министра финансов края, первый заместитель министра социальной защиты края, не соответствовали уровню его квалификации, профессионального образования и стажа работы по специальности, в связи с чем не могли быть предложены.Уведомление о предложении вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах не было направлено ФИО1 ввиду отсутствия вакантных должностей с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности, области и вида его профессиональной служебной деятельности, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.ФИО1 уволен с государственной гражданской службы Хабаровского края распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рк, в пределах полномочий последнего, предусмотренных п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 № 349 "О Правительстве Хабаровского края", распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26.08.2011 № 546-р "Об утверждении Перечня должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Губернатор Хабаровского края", что свидетельствует о соблюдении ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ. ФИО1 уведомлен о сокращении замещаемой им должности ДД.ММ.ГГГГ, а уволен ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением установленного в ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ срока предупреждения государственного гражданского служащего об увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы. Подписание уведомления о сокращении должности государственной гражданской службы не Губернатором Хабаровского края, а руководителем департамента по вопросам государственной службы и кадров Губернатора края ФИО11 основано на положениях ч. 2 ст. 44 Федерального закона № 79-ФЗ, пп. 6 п. 6.3 Положения о департаменте по вопросам государственной службы и кадров Губернатора Хабаровского края, утвержденного постановлением ФИО5 края от ДД.ММ.ГГГГ№. Обязанность по выплате ФИО1 компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренной ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, исполнена надлежащим образом, что подтверждается п. 2 распоряжения Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ служебным письмом главного управления бухгалтерского учета и финансового контроля Губернатора и Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ. Истцом в суд не представлено доказательств, подтверждающих противоправность поведения ответчика, факт причинения морального вреда, в связи с чем правовые основания для компенсации морального вреда отсутствуют.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить частично, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственным гражданским служащим в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Должности федеральной государственной гражданской службы согласно статье 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений данного федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.
Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.
Перечень оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы закреплен в ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ, который помимо прочего предусматривает возможность расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (п. 4 ч. 1).
Согласно п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В судебном заседании установлено, что распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рк ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность государственной гражданской службы Хабаровского края заместителя министра инвестиционной и земельно-имущественной политики края - начальника управления корпоративной политики, с ним заключен служебный контракт.
ДД.ММ.ГГГГ должность ФИО1 переименована в должность заместителя министра инвестиционной и земельной-имущественной политики края - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями (запись в трудовой книжке №).
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 24.10.2018 № 572-р "О структуре органов исполнительной власти Хабаровского края" министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края переименовано в министерство имущественных отношений Хабаровского края (запись в трудовой книжке ФИО1 №).
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рк служебный контракт с истцом расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением должности гражданской службы, по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе), истец уволен с с государственной гражданской службы Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ с должности заместителя министра имущественных отношений края - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями. В качестве основания увольнения указано уведомление ФИО1
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец ссылается на то, что ему не были предложены вакантные должности государственной гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности.
Согласно ст.394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе, с возмещением по требованию работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему незаконным увольнением.
Незаконным является увольнение, произведенное без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения.
Обязанность доказать наличие законного основания для увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возложена процессуальным законодательством на работодателя.
Вместе с тем, представитель ответчика не представил в суд доказательств наличия законного основания для увольнения истца и соблюдение установленного порядка увольнения.
Так, ответчиком не доказан факт сокращения замещаемой истцом должности гражданской службы, с которой он был уволен.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рк уволен с должности заместителя министра имущественных отношений края - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уведомлен представителем нанимателя о возможном увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы заместителя министра имущественных отношений края - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями.
Как указывает ответчик, основанием для направления истцу указанного уведомления послужил приказ министерства имущественных отношений Хабаровского края от 01.02.2019 № 6-к "Об утверждении структуры и штатного расписания министерства имущественных отношений Хабаровского края", которым сокращена должность заместителя министра инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края - начальника управления корпоративной работы
В распоряжении Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рк отсутствует указание на приказ, явившийся основанием увольнения истца.
Вместе с тем в материалы дела представителем ответчика представлен приказ министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-к "Об утверждении структуры и штатного расписания министерства имущественных отношений Хабаровского края", согласно которому исключено из структуры министерства управление корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями и сокращены должности государственной гражданской службы Хабаровского края и должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Хабаровского края, согласно приложению 1 к настоящему приказу.
Приложение № к данному приказу содержит Реестр сокращаемых должностей в министерстве имущественных отношений Хабаровского края.
Из содержания данного Реестра следует, что сокращению подлежит должностьзаместителя министра инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями.
Должность заместителя министра имущественных отношений края - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями, с которой истец был уволен, в данный Реестр не включена, в связи с чем суд приходит к выводу, что оснований для увольнения истца с данной должности в связи с её сокращением у ответчика не имелось, поскольку данная должность фактически сокращена не была.
При этом ссылки представителя ответчика на допущенную в Реестре техническую ошибку (опечатку) при указании сокращаемой должности судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в указанный приказ изменения не вносились, наименование должности не изменялось, в связи с чем указание в реестре ранее занимаемой истцом должности не может расцениваться как техническая ошибка.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец к моменту увольнения более 5 месяцев занимал должность заместителя министра имущественных отношений края - начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями. Данное обстоятельство было подтверждено представителем ответчика, который ссылался на него, в том числе, в обоснование возражений относительно заявленных истцом требований.
Обоснованными суд признает также доводы истца о том, что ему не были предложены вакантные должности государственной гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности.
Должность, замещаемая ФИО1, отнесена к категории "руководители" высшей группы должностей (п. 1.1 должностного регламента, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, п. 2 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, п. 1 Перечня должностей государственной гражданской службы исполнительных органов власти Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора края от ДД.ММ.ГГГГ№ (код должности 01-1-1-08)).
В связи с указанным, ФИО1 должны были предлагаться вакантные должности, которые относились к категории "руководители” высшей группы должностей.
При этом ошибочным является утверждение представителя ответчика о том, что в силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ предложение вакантных должностей гражданской службы в иных государственных органах является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.
Так, частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).
По смыслу изложенных нормативных положений, в случае сокращения должности государственной гражданской службы государственному гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы, законом обеспечивается возможность продолжения службы в другом государственном органе. В этих целях представитель нанимателя обязан предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена представителем нанимателя в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.
В случае отсутствия в государственном органе вакантных должностей гражданской службы представитель нанимателя этого государственного органа предлагает гражданскому служащему вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правилами.
Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должности государственной гражданской службы направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на момент увольнения ФИО1 в министерстве имущественных отношений Хабаровского края имелись две вакантные должности категории "руководители" высшей группы должностей:заместитель министра - начальник управления реализации государственного имущества; заместительминистра.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 79-ФЗ для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом (ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 79-ФЗ).
Для замещения должности заместителя министра имущественных отношений Хабаровского края - начальника управления реализациигосударственного имущества должностным регламентом (пп. 2.2.1 п. 2.2) предусмотрено наличие высшего образования по направлениям подготовки (специальностям), входящим в укрупненные группы «Экономика», «Юриспруденция» или иным направлениям подготовки (специальностям), соответствующим деятельности министерства имущественных отношений Хабаровского края.
Для замещения должности заместителя министра имущественных отношений Хабаровского края должностным регламентом (пп. 2.2.1 п. 2.2) предусмотрено наличие высшего образования по направлениям подготовки (специальностям), входящим в укрупненные группы «Экономика и управление», «Юриспруденция» или иным направлениям подготовки (специальностям), соответствующим деятельности министерства имущественных отношений Хабаровского края.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 имеет высшее образование по специальности "промышленное рыболовство", квалификация "инженер», в связи с чем указанные должности ему не были предложены представителем нанимателя.
В соответствии с информацией, предоставленной департаментом по вопросам государственной службы и кадров Губернатора края, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась вакантной должность заместителя министра сельского хозяйства края по вопросам рыбохозяйственного комплекса.
В период до декабря 2018 года полномочия по управлению и реализации государственной политики в сфере изучения, использования и охраны водных биологических ресурсов, аквакультуры (рыбоводства), развития рыбной отрасли края, включая функции в сфере промышленного рыболовства, были возложены на комитет рыбного хозяйства министерства природных ресурсов Хабаровского края.
В целях повышения эффективности деятельности Правительства края в указанной сфере распоряжением Губернатора края от 25.12.2018 № 697-р (п.1), полномочия в области использования и охраны водных биологических ресурсов, координации деятельности предприятий рыбной отрасли промышленности и соответствующая численность из министерства природных ресурсов края переданы в министерство сельского хозяйства края.
Приказом министерства сельского хозяйства края от ДД.ММ.ГГГГ№ "О внесении изменений в структуру и штатное расписание" (п.п. 1.3, 1.5, п. 54 приложения № к приказу) в министерстве образовано управление рыбного хозяйства и рыбоводства, введена должность заместителя министра сельского хозяйства края - начальника управления рыбного хозяйства и рыбоводства.
Далее приказом министерства сельского хозяйства края от ДД.ММ.ГГГГ№ "О внесении изменений в структуру и штатное расписание" (п. 1.1) введена должность заместителя министра по вопросам рыбохозяйственного комплекса, с сокращением должности заместителя министра сельского хозяйства края - начальника управления рыбного хозяйства и рыбоводства.
Должностной регламент заместителя министра по вопросам рыбохозяйственного комплекса разработан министерством сельского хозяйства края в соответствии с п. 2 распоряжения Губернатора края от ДД.ММ.ГГГГ№-р, в соответствии с требованиями, которые руководитель этого министерства считает целесообразным обусловить профессиональную служебную деятельность государственного служащего. Он утвержден Губернатором края ДД.ММ.ГГГГ.
Из предоставленного ответчиком должностного регламента заместителя министра по вопросам рыбохозяйственного комплекса следует, что истец, имея высшее образование по специальности "промышленное рыболовство", квалификацию "инженер", необходимый стаж работы полностью соответствует установленным квалификационным требованиям.
При этом отсутствие квалификационных требований по должности заместителя министра по вопросам рыбохозяйственного комплекса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не освобождало, по мнению суда, ответчика от обязанности предложить данную вакантную должность истцу.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что ответчик не доказал, что увольнение истца в связи с сокращением должностей произведено при наличии правовых оснований и с соблюдением процедуры увольнения государственного гражданского служащего.
В связи с указанным, суд полагает необходимым признать увольнение истца незаконным.
Работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.
Согласно ст.396 Трудового кодекса РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.
Согласно ст. 84.1 Трудового кодекса РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника.
По смыслу этих положений закона в их взаимосвязи в случае признания увольнения незаконным работник восстанавливается на работе с даты прекращения трудового договора, которое тем самым аннулируется, а трудовые отношения считаются продолженными.
В соответствии со ст.211 Гражданского процессуального РФ, немедленному исполнению подлежит решение суда о восстановлении на работе.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что требования истца о признании незаконным увольнения и восстановлении на государственной гражданской службе подлежат удовлетворению и истец подлежит с 08.05.2019г. восстановлению на государственной гражданской службе в должности, с которой был уволен, а именно, заместителя министра имущественных отношений Хабаровского края – начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями.
При рассмотрении требования истца о взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, суд исходит из следующего.
В силу ст.394 Трудового Кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе, при этом орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В соответствии со ст.234 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок в случае незаконного лишения его возможности трудиться.
Поскольку согласно предоставленной ответчиком информации, не оспоренной истцом, ФИО1 при увольнении выплачена компенсация в размере четырехмесячного содержания в сумме 597219,08 рулей, размер которой превышает размер его денежного содержания за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежного содержания за время вынужденного прогула не имеется.
Требование в части взыскания компенсации морального вреда подлежит удовлетворению частично:
В соответствии со ст.237 Трудового Кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные не имущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истца, которые повлекли за собой незаконное увольнение истца, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании компенсации морального вреда.
Вместе с тем, суд находит сумму, указанную истцом в размере 50000 рублей, необоснованно завышенной и полагает возможным, учитывая степень нравственных страданий и руководствуясь принципами разумности и справедливости определить подлежащую взысканию денежную компенсацию морального вреда в пользу истца в размере 5 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным увольнения ФИО1 с должности заместителя министра имущественных отношений Хабаровского края – начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями.
Восстановить ФИО1 на государственной гражданской службе в должности заместителя министра имущественных отношений Хабаровского края – начальника управления корпоративной работы с краевыми предприятиями, учреждениями и организациями, с ДД.ММ.ГГГГ
Решение в части восстановления на государственной гражданской службе подлежит исполнению немедленно.
Взыскать в пользу ФИО1 с Правительства Хабаровского края денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Дата составления решения суда в окончательной форме 19.07.2019 года.
Председательствующий: подпись судья Губанова А.Ю.
Копия верна: судья Губанова А.Ю.