ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5367/2013 от 12.11.2013 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Гражданское дело №2-5367/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2013 года                                    г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего Яковенко О.В.,

при секретаре Политико Л.Е.,

с участием заявителя ФИО9,

представителя Департамента градостроительства администрации <адрес> ФИО9,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению ФИО9 к Департаменту градостроительства администрации <адрес> об оспаривании решения градостроительной комиссии Департамента градостроительства <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО9 обратился в суд с заявлением к Департаменту градостроительства администрации <адрес> об оспаривании решения градостроительной комиссии Департамента градостроительства <адрес> о предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду. Свои требования мотивировал тем, что он является инвалидом III группы, имеет право на первоочередное получение земельного участка в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»,ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент градостроительства администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ему в аренду для индивидуального жилищного строительства какого-либо земельного участка размером 1500-2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, жилой район «Овинный-Таймыр», по <адрес> № №, либо № №, либо № №, либо № 1, либо № 2, либо № 3, либо № 4, либо любой другой земельный участок в кадастровом квартале.

Решением градостроительной комиссии Департамента градостроительства администрации <адрес> в предоставлении земельного участка отказано в предоставлении какого-либо из указанных земельных участков. Считает действия департамента градостроительства администрации <адрес> по отказу в предоставлении ему в аренду земельного участка для жилищного строительства незаконными. Он не согласен с этим решением, т.к. оно, по его мнению, противоречит действующему законодательству.

Просит суд признать решение Департамента градостроительства администрации <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка неправомерным и обязать Ответчика предоставить в аренду для индивидуального жилищного строительства земельный участок размером 1500-1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> жилой район «Овинный-Таймыр».

В последующем заявитель ФИО9 требования уточнил, просил признать решение градостроительной комиссии Департамента градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в кадастровом квартале № №, расположенного по адресу <адрес>, жилой район «Овинный-Таймыр» и ответ департамента от ДД.ММ.ГГГГ № № –незаконными, обязать Департамент градостроительства администрации <адрес> и администрацию <адрес> рассмотреть вопрос о представлении земельного участка.

В судебном заседании истец ФИО9 требования, изложенные в уточненном заявлении, поддержал, настаивал на их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что Департаментом градостроительства не рассмотрено его обращение в полном объеме, спора о праве на земельный участок у него не имеется.

Представитель ответчика Департамента градостроительства администрации <адрес> ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, не находит заявление подлежащим удовлетворению. Суду пояснила, что заявление ФИО9 рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ года, по результатам рассмотрения заявителю дан неполный ответ, в последующем ФИО9 направлен ответ в полном объеме. При рассмотрении заявления по существу, каких-либо нарушений прав заявителя допущено не было.

Представитель Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

В силу ст.167 ГПК РФ у суда не имеется препятствий для разрешения дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, суд определил с учетом мнения участвующих в деле лиц рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участков.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17 и 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.

Заявитель внесен в реестр обращений граждан, имеющих в своем составе инвалидов под № №, дата обращения ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 является инвалидом третьей группы, освидетельствован повторно ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается справкой серии № МСЭ-002.

При решении о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства инвалиду или семье, имеющей в своем составе инвалидов, в силу приведенных норм учитывается два обстоятельства: то, что семья имеет в своем составе инвалида и то, что инвалид, семья, имеющая в своем составе инвалидов, нуждаются в улучшении жилищных условий. При этом иного льготного или внеочередного права на предоставление земельного участка данной категории лиц закон не устанавливает.

15.07.2013г. заявитель обратился в Департамент градостроительства администрации <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> жилой район «Овинный-Таймыр», любой из земельных участков по <адрес> № №, либо № №, либо № №, либо № 1, либо № 2, либо № 3, либо № 4, либо любой другой земельный участок в кадастровом квартале на праве аренды.

Как следует из выписки из протокола заседания градостроительной комиссии департамента градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО9 № № от ДД.ММ.ГГГГ года, комиссией рассмотрены вопросы предоставления одного из земельных участков - №1, который передан в аренду ФИО9, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 386-арх; № 2, который не соответствует зоне предоставления, так как располагается в зоне ИТ 2 (автомобильного транспорта), № 3, который передан по договору аренды ФИО9 на основании распоряжения от 04.04ю2013 года № 573-арх.; № 4, который так же не соответствует зоне предоставления, так как располагается в зоне ИТ 2 (автомобильного транспорта) и имеет наложение на земельный участок переданного ФИО9 Запрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами по <адрес> № №, № №, № № предоставлены ФИО9 на основании распоряжении администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №1045-арх, ФИО9 распоряжение администрации города № №, ФИО9 распоряжение администрации города № № от ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно реестра обращений инвалидов и семей, имеющих в составе инвалидов, ФИО9 обратился в администрацию города с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствие с п.п. 1.1 «Положения о градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации <адрес>» утвержденного Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 679-ж, градостроительная комиссия департамента градостроительства администрации <адрес> является совещательным органом, деятельность которого направлена на комплексное и компетентное решение вопросов градостроительной деятельности и земельных отношений, связанных с градостроительной деятельностью.

Пунктом 2 Положения функциональными обязанностями комиссии являются принятие решений о проведении работ по формированию земельных участков в целях проведения торгов либо о приеме заявлений о предоставлении земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов; принятие решений о проведении работ по формированию земельного участка в целях проведения торгов; рассмотрение вопросов внесения изменений в распоряжения администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка для строительства; рассмотрение вопроса о возможности принятия решения о развитии застроенной территории; осуществление иных полномочий в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами города Красноярска.

В связи с осуществлением возложенных функций комиссия вправе запрашивать и получать материалы, необходимые для выполнения возложенных функций, в том числе эскизный проект объекта, включая генплан, объемно-планировочное решение с технико-экономическим обоснованием строительства объекта; организовывать обследование земельных участков планируемого строительства, реконструкции объектов капитального строительства; приглашать экспертов и специалистов для анализа материалов и выработки рекомендаций по рассматриваемым вопросам.

Из существа указанных положений следует, что департаментом градостроительства администрации г. Красноярска предоставляется муниципальные услуги, в том числе разрешает вопрос о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Рассмотрение заявлений граждан о получении ими какой-либо из муниципальных услуг предполагает соблюдение органом административного порядка ее предоставления, как гарантии соблюдения законности действий департамента и защиты прав иных граждан.

Таким образом, суд находит, что при рассмотрении градостроительной комиссией заявления гражданина о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в случае если такие участки не сформированы, не представляется возможным сочетать одновременно два административных порядка действий органа по формированию земельных участков и по предоставлению их заявителю.

С учетом представленных доказательств, заявление ФИО9 зарегистрировано в реестре обращений инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, под № 520.

В данном случае соблюдение департаментом по градостроительству администрации г. Красноярска административной процедуры рассмотрения заявлений гарантируется учет прав других лиц, так же претендующих на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, заявления от которых поступили ранее.

Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Анализ положений ст. 31 Земельного кодекса РФ позволяет заключить, что принятию решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию. Если земельный участок не сформирован, то он не может выступать в качестве объекта прав.

Из вышеприведенных положений следует, что при обращении с заявлением в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска гражданин обязан указать конкретные данные земельного участка.

Оценивая заявление ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, суд находит, что формулировка заявителя в контексте «любой другой земельный участок в кадастровом квартале № 100479» может быть расценена, как заявление о предоставлении несформированных земельных участков, права на которые проверить не представляется возможным.

Также суд принимает во внимание, что формирование нового земельного участка из муниципальных земель и действия по его кадастровому учету проводится органами местного самоуправления г. Красноярска в порядке установленной очередности среди заявителей и с учетом возможностей использования конкретной территории для застройки. Требования заявителя о предоставлении конкретного земельного участка или любого участка на отдельной территории не являются безусловным основанием для предоставления участка по желанию заявителя, так как подобные требования создают у органа местного самоуправления в первую очередь обязанность проверить возможность выделения земельного участка. При отсутствии такой возможности заявитель учитывается в очереди иных заявителей и его потребности удовлетворяются по мере возникновения фактических и правовых возможностей для выделения земельного участка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Однако соответствующих оснований судом не установлено.

В судебное заседание представителем департамента градостроительства администрации г. Красноярска представлен дополнительный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № №, из которого следует, что заявителю ФИО9 сообщено о результатах рассмотрения заявления, поданного им ДД.ММ.ГГГГ года.

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № утвержден «Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства», который предусматривает порядок и стандарт предоставления департаментом градостроительства администрации города Красноярска муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Указанный административный регламент содержит требования как к заявлению, так и к документам, прилагаемых к нему.

Данный административный регламент действует с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, указанное исключает рассмотрение заявления ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ в ранее существовавшем порядке.

Кроме этого судом учитывается, что при рассмотрении заявления ФИО9 в административном порядке устранены нарушения, департаментом градостроительства администрации <адрес> даны дополнительные ответы по его заявлению. Указанные ответы и решение департамента является полным и мотивированными.

Таким образом, указанные истцом нарушения исключены на момент рассмотрения дела, содержательная часть ответов ответчика не позволяет говорить о нарушении норм материального права.

Оснований для повторного рассмотрения заявления ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Данный отказ не нарушает прав истца, поскольку он не лишен возможности обращения в установленном порядке в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» иного земельного участка, свободного от прав третьих лиц.

С учетом того, что заявителем ФИО9 какие-либо достаточные доказательства в обоснование своих требований в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлены при таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении предъявленных ФИО9 к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий:                О.В. Яковенко