ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-536/13 от 27.06.2013 Ордынского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Ордынский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Роговой О.В.

при секретаре Пашкевич О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по охране животного мира <адрес> к Москалец Д. А. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконной охоты,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по охране животного мира <адрес> обратился в суд с иском к Москалец Д. А. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконной охоты.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> ответчик Москалец Д.А., не имея разрешения на право добычи объектов животного мира, добыл пять особей косули с применением принадлежащего ему охотничьего ружья марки СОК-95 «Вепрь-308» серия АО . По данному факту в отношении Москалец Д.А. мировым судьей судебного участка <адрес> вынесен обвинительный приговор от ДД.ММ.ГГГГ, по которому Москалец Д.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ.

Москалец Д.А. ущерб, причиненный животному миру добровольно не возместил. В соответствии с ст. 58 от 24.07. 2009 года - ФЗ» об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии – исходя из затрат на воспроизводства охотничьих ресурсов.

На момент совершения правонарушения, действовала и подлежала применению Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и среды их обитания, утвержденная Госкомэкологией России 28.04.2000г. Согласно данной методике, сумма экологического ущерба от уничтожения вследствие проведения незаконной охоты одной особи косули, ущерб, причиненного охотничьим ресурсам составляет <данные изъяты> рублей. Кроме того, ущерб, нанесенный федеральному бюджету, выразившийся в не поступлении сборов за пользование объектами животного мира, составил <данные изъяты>.

Истец просит суд взыскать с Москалец Д.А. сумму <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> рублей в счет возмещения вреда окружающей природной среде за незаконный отстрел пяти особей косули на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес>, <данные изъяты> рублей - ставка сбора за пользование объектами животного мира.

В судебное заседание представитель истца не явился, предоставил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Ответчик Москалец Д.А. и его представитель Патрай О.Т. возражали против заявленных требований в полном объеме, суду пояснили, что Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и среды их обитания, утвержденная Госкомэкологией России ДД.ММ.ГГГГ носит рекомендательный характер и не является основанием для подтверждения, заявленных требований. В 2010 году Москалец Д.А. после незаконной охоты оплатил стоимость отстрелянных косуль в сумме <данные изъяты> рублей. В акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ указано, что отстрелянные косули маленькие по весу, поэтому не могут расцениваться как полноценные, по причине не достижения ими момента на момент отстрела зрелости. Просили суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Изучив и проанализировав материалы дела, заслушав пояснения ответчика и представителя ответчика, суд приходит к следующему.

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причинение вреда: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ год Москалец Д.А., не имея соответствующего разрешения, произвел незаконный отстрел 5 особей косуль, приговором мирового судьи от 01.18.2011 года Москалец Д.А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ, а именно совершении незаконном отстреле 5 косуль, по приговору суда ему назначено наказание в виде обязательных работ на срок 180 часов по месту, определяемому органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание. Москалец Д.А. приговор суда не обжаловал, приговор вступил в законную силу. В судебном заседании Москалец Д.А. также не отрицал, что произвел незаконный отстрел именно 5 косуль.

Согласно ст. 75 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7-ФЗ), за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.ст. 77, 78 ФЗ № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить вред в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе, упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Статьей 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – ФЗ № 52-ФЗ) установлено, что охота относится к видам пользования животным миром, которая может осуществляться юридическими лицами и гражданами в соответствии с законом.

При этом согласно ст. 35 ФЗ № 52-ФЗ, пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

В соответствии со ст. 36 ФЗ № 52-ФЗ, предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке разрешение на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Уплата сбора за пользование объектами животного мира не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда (ст. 52 ФЗ № 52-ФЗ).

Ст. 59 ФЗ № 52-ФЗ устанавливает, что незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция, а также орудия незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Безвозмездно изъятые или конфискованные объекты животного мира подлежат возвращению в среду обитания. Указанные объекты животного мира в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученная из них продукция подлежат реализации или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.

В соответствии со ст. 56 ФЗ № 52-ФЗ, юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 58 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

В Письме Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ № ФС-ГК-5\6349 «О расчете ущерба, наносимого объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, и нарушением среды их обитания» указано, что расчет ущерба производится по Методике оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения среды их обитания, утвержденной Госкомэкологией России ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, в соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.

При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21)

Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 56 ФЗ «О животном мире», применение п. 5.1. Методики оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения среды их обитания, утв. Госкомэкологией России ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент совершения преступления и причинения ущерба, суд считает правомерным.

При этом в пункте 5.1 Методики прямо указано, что исчисление ущерба объектам животного мира и/или их среде обитания по факту осуществляется путем прямого подсчета убытка (числа истребленных или лишившихся местообитаний объектов животного мира) и потерь их годовой продуктивности по формуле: D = [N + (P x T)] x H, где N - численность истребленных (погибших) объектов животного мира соответствующего вида; P - годовая продуктивность соответствующего вида (среднее число молодых особей на 1 взрослую особь); T - средняя продолжительность жизни особи, достигшей зрелости (лет); H - такса взыскания за ущерб данному виду объектов животного мира (в рублях). В формуле величина (N) является результирующей величиной что, по своей сути, равно количеству погибших особей (5 косуль), а (P) соответственно равно (P - P), т.е. отражает потерю годовой продуктивности погибших объектов животного мира.

В соответствии с письмом Западно-Сибирского филиала Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. ФИО годовая продуктивность косули составляет 1,7 особей, средняя продолжительность жизни косули 10 лет.

Приказом Минсельхозпрода России от ДД.ММ.ГГГГ установлена такса взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира. При уничтожении косули такса составляет 30 МРОТ.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», на ДД.ММ.ГГГГ МРОТ равен 100 руб.

Расчет, представленный представителем истца, судом был проверен и не является правильным, суд считает, что требования в части взыскания с Москалец Д.А. суммы в размере <данные изъяты> рублей являются обоснованными частично.

Расчет ущерба объектам животного мира осуществляется по утвержденной в Методике формуле, указанная формула изменению по инициативе истца не подлежит, так как это ухудшает положения ответчика.

Количество истребленных Москалец Д.А. особей – 5, это является величина N применительно к формуле, P- годовая продуктивность косуль на 1 взрослую особь – 1, 7, Т - средняя продолжительность жизни особи достигшей зрелости – 10; Н – такса взыскания ущерба данного вида объектов животного мира в рублях – 3000 рублей. Таким образом, согласно формуле ущерб, причиненный Москалец Д.А равен D=(5+(1/7*10))*3000= <данные изъяты>.

Пунктом 1 ст. 333.3, ст. 333.4 Налогового Кодекса РФ установлено, что ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в следующих размерах, если иное не установлено пунктами 2 и 3 настоящей статьи: за косулю - 450 рублей; сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира, указанного в пунктах 1 - 3 статьи 333.3 настоящего Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.

Постановлением Губернатора Новосибирской области от 14.07.2010 N 205 (ред. от 24.01.2012) "О департаменте по охране животного мира Новосибирской области", утверждено Положение о департаменте по охране животного мира Новосибирской области, в соответствии с которым Департамент по охране животного мира Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области, а также координацию и контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений Новосибирской области.

Департамент является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области. Департамент осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области.

В соответствии с п. 6 ст. 46 БК РФ суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Ущерб взыскивается в местный бюджет администрации <адрес> по месту причинения вреда.

Пояснения ответчика и его представителя о том, что на момент отстрела особи не достигли зрелости, поэтому не могли участвовать в воспроизводстве, суд во внимание не принимает, поскольку находясь в естественной среде обитания косули, достигли бы возраста зрелости, в дальнейшем могли участвовать в размножении.

Главой 25.1. НК РФ предусмотрен сбор за пользование объектами животного мира. Ставка сбора за одну косулю составляет 450 руб., ущерб причинен федеральному бюджету, выразившийся в не поступлении сборов за пользование объектами животного мира.

Таким образом, с ответчика Москалец Д.А. в пользу федерального бюджета взыскивается 2250 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Взыскать с Москалец Д.А. в доход местного бюджета госпошлину в размере 2180 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 103, 194-199, 233- 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требованияДепартамента по охране животного мира <адрес> к Москалец Д. А. удовлетворить частично.

Взыскать с Москалец Д. А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход местного бюджета <адрес> 66 000 (шестьдесят шесть тысяч) рублей в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Указанную сумму перечислить на расчетный счет получатель – УФК по НСО (администрация Кочковского района Новосибирской области), ИНН 5426102145, КПП 542601001, р/с 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001, КБК 12911690040040000140, ОКАТО 50225810000, с/счет.

Взыскать с Москалец Д. А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения в федеральный бюджет 2250 рублей, ставку сбора за пользование объектами животного мира.

Указанную сумму перечислить в федеральный бюджет: получатель – УФК по НСО (Департамент по охране животного мира Новосибирской области), ИНН5406647824, КПП 540601001, р/с 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001, КБК 12911690040040000140, ОКАТО 50401000000, л/сч. 04511062000.

Взыскать с Москалец Д. А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в местный бюджет государственную пошлину по делу в размере 2180 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.В. Роговая

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ