Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Роговой О.В.
при секретаре Пашкевич О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по охране животного мира <адрес> к Москалец Д. А. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконной охоты,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по охране животного мира <адрес> обратился в суд с иском к Москалец Д. А. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконной охоты.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> ответчик Москалец Д.А., не имея разрешения на право добычи объектов животного мира, добыл пять особей косули с применением принадлежащего ему охотничьего ружья марки СОК-95 «Вепрь-308» серия АО №. По данному факту в отношении Москалец Д.А. мировым судьей судебного участка <адрес> вынесен обвинительный приговор от ДД.ММ.ГГГГ, по которому Москалец Д.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ.
Москалец Д.А. ущерб, причиненный животному миру добровольно не возместил. В соответствии с ст. 58 от 24.07. 2009 года №- ФЗ» об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии – исходя из затрат на воспроизводства охотничьих ресурсов.
На момент совершения правонарушения, действовала и подлежала применению Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и среды их обитания, утвержденная Госкомэкологией России 28.04.2000г. Согласно данной методике, сумма экологического ущерба от уничтожения вследствие проведения незаконной охоты одной особи косули, ущерб, причиненного охотничьим ресурсам составляет <данные изъяты> рублей. Кроме того, ущерб, нанесенный федеральному бюджету, выразившийся в не поступлении сборов за пользование объектами животного мира, составил <данные изъяты>.
Истец просит суд взыскать с Москалец Д.А. сумму <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> рублей в счет возмещения вреда окружающей природной среде за незаконный отстрел пяти особей косули на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес>, <данные изъяты> рублей - ставка сбора за пользование объектами животного мира.
В судебное заседание представитель истца не явился, предоставил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Ответчик Москалец Д.А. и его представитель Патрай О.Т. возражали против заявленных требований в полном объеме, суду пояснили, что Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и среды их обитания, утвержденная Госкомэкологией России ДД.ММ.ГГГГ носит рекомендательный характер и не является основанием для подтверждения, заявленных требований. В 2010 году Москалец Д.А. после незаконной охоты оплатил стоимость отстрелянных косуль в сумме <данные изъяты> рублей. В акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ указано, что отстрелянные косули маленькие по весу, поэтому не могут расцениваться как полноценные, по причине не достижения ими момента на момент отстрела зрелости. Просили суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Изучив и проанализировав материалы дела, заслушав пояснения ответчика и представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причинение вреда: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ год Москалец Д.А., не имея соответствующего разрешения, произвел незаконный отстрел 5 особей косуль, приговором мирового судьи от 01.18.2011 года Москалец Д.А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ, а именно совершении незаконном отстреле 5 косуль, по приговору суда ему назначено наказание в виде обязательных работ на срок 180 часов по месту, определяемому органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание. Москалец Д.А. приговор суда не обжаловал, приговор вступил в законную силу. В судебном заседании Москалец Д.А. также не отрицал, что произвел незаконный отстрел именно 5 косуль.
Согласно ст. 75 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7-ФЗ), за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.ст. 77, 78 ФЗ № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить вред в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе, упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Статьей 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – ФЗ № 52-ФЗ) установлено, что охота относится к видам пользования животным миром, которая может осуществляться юридическими лицами и гражданами в соответствии с законом.
При этом согласно ст. 35 ФЗ № 52-ФЗ, пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
В соответствии со ст. 36 ФЗ № 52-ФЗ, предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке разрешение на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Уплата сбора за пользование объектами животного мира не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда (ст. 52 ФЗ № 52-ФЗ).
Ст. 59 ФЗ № 52-ФЗ устанавливает, что незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция, а также орудия незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Безвозмездно изъятые или конфискованные объекты животного мира подлежат возвращению в среду обитания. Указанные объекты животного мира в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученная из них продукция подлежат реализации или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.
В соответствии со ст. 56 ФЗ № 52-ФЗ, юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 58 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
В Письме Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ № ФС-ГК-5\6349 «О расчете ущерба, наносимого объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, и нарушением среды их обитания» указано, что расчет ущерба производится по Методике оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения среды их обитания, утвержденной Госкомэкологией России ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, в соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.
При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21)
Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 56 ФЗ «О животном мире», применение п. 5.1. Методики оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения среды их обитания, утв. Госкомэкологией России ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент совершения преступления и причинения ущерба, суд считает правомерным.
При этом в пункте 5.1 Методики прямо указано, что исчисление ущерба объектам животного мира и/или их среде обитания по факту осуществляется путем прямого подсчета убытка (числа истребленных или лишившихся местообитаний объектов животного мира) и потерь их годовой продуктивности по формуле: D = [N + (P x T)] x H, где N - численность истребленных (погибших) объектов животного мира соответствующего вида; P - годовая продуктивность соответствующего вида (среднее число молодых особей на 1 взрослую особь); T - средняя продолжительность жизни особи, достигшей зрелости (лет); H - такса взыскания за ущерб данному виду объектов животного мира (в рублях). В формуле величина (N) является результирующей величиной что, по своей сути, равно количеству погибших особей (5 косуль), а (P) соответственно равно (P - P), т.е. отражает потерю годовой продуктивности погибших объектов животного мира.
В соответствии с письмом Западно-Сибирского филиала Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. ФИО годовая продуктивность косули составляет 1,7 особей, средняя продолжительность жизни косули 10 лет.
Приказом Минсельхозпрода России от ДД.ММ.ГГГГ№ установлена такса взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира. При уничтожении косули такса составляет 30 МРОТ.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», на ДД.ММ.ГГГГ МРОТ равен 100 руб.
Расчет, представленный представителем истца, судом был проверен и не является правильным, суд считает, что требования в части взыскания с Москалец Д.А. суммы в размере <данные изъяты> рублей являются обоснованными частично.
Расчет ущерба объектам животного мира осуществляется по утвержденной в Методике формуле, указанная формула изменению по инициативе истца не подлежит, так как это ухудшает положения ответчика.
Количество истребленных Москалец Д.А. особей – 5, это является величина N применительно к формуле, P- годовая продуктивность косуль на 1 взрослую особь – 1, 7, Т - средняя продолжительность жизни особи достигшей зрелости – 10; Н – такса взыскания ущерба данного вида объектов животного мира в рублях – 3000 рублей. Таким образом, согласно формуле ущерб, причиненный Москалец Д.А равен D=(5+(1/7*10))*3000= <данные изъяты>.
Пунктом 1 ст. 333.3, ст. 333.4 Налогового Кодекса РФ установлено, что ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в следующих размерах, если иное не установлено пунктами 2 и 3 настоящей статьи: за косулю - 450 рублей; сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира, указанного в пунктах 1 - 3 статьи 333.3 настоящего Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 14.07.2010 N 205 (ред. от 24.01.2012) "О департаменте по охране животного мира Новосибирской области", утверждено Положение о департаменте по охране животного мира Новосибирской области, в соответствии с которым Департамент по охране животного мира Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области, а также координацию и контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений Новосибирской области.
Департамент является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области. Департамент осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области.
В соответствии с п. 6 ст. 46 БК РФ суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Ущерб взыскивается в местный бюджет администрации <адрес> по месту причинения вреда.
Пояснения ответчика и его представителя о том, что на момент отстрела особи не достигли зрелости, поэтому не могли участвовать в воспроизводстве, суд во внимание не принимает, поскольку находясь в естественной среде обитания косули, достигли бы возраста зрелости, в дальнейшем могли участвовать в размножении.
Главой 25.1. НК РФ предусмотрен сбор за пользование объектами животного мира. Ставка сбора за одну косулю составляет 450 руб., ущерб причинен федеральному бюджету, выразившийся в не поступлении сборов за пользование объектами животного мира.
Таким образом, с ответчика Москалец Д.А. в пользу федерального бюджета взыскивается 2250 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Взыскать с Москалец Д.А. в доход местного бюджета госпошлину в размере 2180 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 103, 194-199, 233- 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требованияДепартамента по охране животного мира <адрес> к Москалец Д. А. удовлетворить частично.
Взыскать с Москалец Д. А. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход местного бюджета <адрес> 66 000 (шестьдесят шесть тысяч) рублей в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Указанную сумму перечислить на расчетный счет получатель – УФК по НСО (администрация Кочковского района Новосибирской области), ИНН 5426102145, КПП 542601001, р/с 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001, КБК 12911690040040000140, ОКАТО 50225810000, с/счет.
Взыскать с Москалец Д. А. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения в федеральный бюджет 2250 рублей, ставку сбора за пользование объектами животного мира.
Указанную сумму перечислить в федеральный бюджет: получатель – УФК по НСО (Департамент по охране животного мира Новосибирской области), ИНН5406647824, КПП 540601001, р/с 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001, КБК 12911690040040000140, ОКАТО 50401000000, л/сч. 04511062000.
Взыскать с Москалец Д. А. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в местный бюджет государственную пошлину по делу в размере 2180 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В. Роговая
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ