Дело № 2-536/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Станица Каневская Краснодарского края 22 мая 2018 г.
Каневской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Смирнова В.В.,
при секретаре Витковой Н.И.,
с участием истца ФИО1, его представителя адвоката Угрюмова А.Ю., представившего удостоверение № 4242 и ордер № 095112,
представителя ответчика администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края поверенного ФИО2, представившего соответствующую доверенность,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края о признании незаконным и отмене решения органа местного самоуправления, и признании нуждающимися в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Истец предъявил иск к ответчику, указывая, что он проживает с семьёй и работает в сельской местности, своего жилья не имеет и нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с чем им в орган местного самоуправления подано заявление в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы о признании его с семьёй нуждающимися в улучшении жилищных условий, в удовлетворении которого постановлением администрации МО Каневской район от 27.02.2018 г. № 218 отказано. Оспаривая указанное решение органа местного самоуправления, истец требует признать его незаконным и отменить, и признать за ним, его супругой и двумя малолетними детьми право на улучшение жилищных условий в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали исковые требования; истец при этом пояснил, что его отец, которому на праве собственности принадлежит жилой дом, имеет свою семью, им (ему, супруге и детям) же разрешил регистрацию и временное пользование (проживание), при этом членами семьи отца истец не считает ни себя, ни свою супругу с детьми, равно как и его отец, поскольку семейные отношения между ними, так же как личные неимущественные и имущественные права и обязанности отсутствуют, общее хозяйство не ведётся.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению полностью.
Признавая право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации (ст.40) возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления создание условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нём, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Вместе с тем основания и порядок приобретения гражданами, нуждающимися в жилище, права пользования жилым помещением Конституцией Российской Федерации не определены, - согласно её статье 72 (п. «к» ч.1) соответствующее правовое регулирование является прерогативой законодателя, который в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий вправе определять категории таких граждан, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 г. N 509-О-О, от 24.12.2012 г. N 2280-О, от 23.12.2014 г. N 2960-О, от 26.01.2017 г. N 187-О и др.).
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основной целью которой является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе (введение); стратегической целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортного жилищного фонда потребностям населения; государственная жилищная политика на предстоящий период по отношению к различным группам населения состоит для малоимущих и других установленных законом отдельных категорий граждан в создании эффективной системы обеспечения жильем как на основе социального использования муниципального жилищного фонда, так и с использованием других инструментов, включая государственные жилищные сертификаты (п.7 раздел III).
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 г. N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (с учётом изменений, внесённых Постановлением Правительства РФ от 13.12.2017 г. N 1544), согласно которой нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, проживающим и работающим в сельской местности, предоставляется поддержка в приобретении жилья.
Вместе с тем основания и порядок приобретения гражданами, нуждающимися в жилище, права пользования жилым помещением Конституцией Российской Федерации не определены, - согласно её статье 72 (п. «к» ч.1) соответствующее правовое регулирование является прерогативой законодателя, который в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий вправе определять категории таких граждан, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 г. N 509-О-О, от 24.12.2012 г. N 2280-О, от 23.12.2014 г. N 2960-О, от 26.01.2017 г. N 187-О и др.).
В развитие приведённых положений Конституции Российской Федерации Жилищный кодекс Российской Федерации наделяет правом получить жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма граждан, признанных нуждающимися в таких жилых помещениях по установленным данным Кодексом основаниям (ч.2 ст.49); при этом критериями, при наличии которых граждане признаются таковыми, выступают, по общему правилу, фактическое наличие у них жилого помещения и его характеристики – площадь и пригодность для проживания (п.п.1 - 3 ч.1 ст.51).
В силу ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч.3 ст.57 ЖК РФ).
Учетная норма в муниципальном образовании Каневской район установлена Постановлением администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края от 21.06.2017 г. N 1007 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения» в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Истец 08.02.2018 г. в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, обратился в орган местного самоуправления с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении условий.
Постановлением администрации муниципального образования Каневской район от 27.02.2018 г. № 218 истцу отказано в признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, в связи с тем, что они зарегистрированы по месту жительства в жилом доме отца истца, где на каждого члена семьи приходится по 13.84 кв.м общей площади, то есть более установленной органом местного самоуправления Каневского района учётной нормы в 10 кв.м.
Согласно ч.1 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Частью 1 ст.31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселённые собственником жилого помещения члены его семьи, в силу ч.2 ст.31 ЖК РФ, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с правовой позицией, выраженной Верховным Судом РФ (который согласно ст.126 Конституции РФ даёт разъяснения по вопросам судебной практики) в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (в редакции последующих Постановлений Пленума), регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из объяснений истца следует, что принадлежащее его отцу жилое помещение предоставлено истцу и его семье не как членам семьи собственника жилого помещения, а в пользование, и данное обстоятельство не опровергнуто представителем ответчика, таким образом, судом достоверно установлено, что истец и его семья не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ), то есть они не обеспечены жилым помещением и нуждаются в улучшении жилищных условий.
Основным мероприятием направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы является поддержка реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, осуществляемых в рамках государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий.
Согласно надлежащим документам (паспортам, свидетельствам о заключении брака и о рождении) истец, его супруга и малолетние дети проживают в сельской местности – на территории Каневского района Краснодарского края; истец согласно справке от 23.03.2018 г. работает в ООО фирме «Калория» (ИНН <***>), основным видом деятельности которого является производство питьевого молока и питьевых сливок.
Таким образом, судом достоверно установлено, что нуждающийся в улучшении жилищных условий истец проживает с семьёй и работает в сельской местности, то есть имеет право на улучшение жилищных условий в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
При таких обстоятельствах требования истца признать незаконным и отменить постановление администрации МО Каневской район от 27.02.2018 г. № 218 подлежит удовлетворению, а за истцом, его супругой и двумя малолетними детьми надлежит признать право на улучшение жилищных условий в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 к администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края о признании незаконным и отмене решения органа местного самоуправления, и признании нуждающимися в улучшении жилищных условий удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального образования Каневской район от 27.02.2018 г. № 218 «Об отказе в признании семьи гражданина ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».
Признать за ФИО1 и членами его семьи супругой ФИО3, детьми ФИО4 и ФИО5 право на улучшение жилищных условий в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 22.05.2018 г.
Председательствующий