Дело № 2-536/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 23 августа 2018 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Акуловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Кора О.А.,
представителя истца – Администрации Любинского муниципального района Омской области – Шевцова И.И.,
представителя третьего лица - Администрация Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области – ФИО1.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Любинского муниципального района Омской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учёт гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Любинского муниципального района Омской области обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учёт гидротехнических сооружений, мотивируя свои требования следующим. В результате обследования гидротехнических сооружений поймы <данные изъяты> выявлено 3 дамбы, в отношении 2 дамб были составлены технические планы с целью обращения в Управление Росреестра с заявлениями о постановке их на учёт в качестве бесхозяйных и на государственный кадастровый учёт. После подачи заявлений о постановке указанных объектов на государственный кадастровый учёт, государственным регистратором направлено уведомления о приостановлении государственного кадастрового учёта в связи с тем, что представленные технические планы не соответствуют требованиям к подготовке технического плана. В связи с тем, что указанные недостатки не были устранены, государственным регистратором было вынесено решение об отказе в государственном кадастровом учёте сооружений. Просит суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществить постановку на государственный кадастровый учёт гидротехнических сооружений: дамбы, имеющей местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, протяженностью <данные изъяты> м.; дамбы, имеющей местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> м.
В судебном заседании представитель истца Шевцов И.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить. Суду показал, что Администрация обращалась с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет спорных гидросооружений, но от государственного регистратора получены уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета (от ДД.ММ.ГГГГ№ – в отношении дамбы площадью <данные изъяты> кв.м., от ДД.ММ.ГГГГ№ – в отношении дамбы площадью <данные изъяты> кв.м). Приостановление государственного кадастрового учета мотивировано тем, что представленные технические планы не соответсвуют требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 18.12.2015 № 953. В соответствии с указанными требованиями, сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании проектной документации сооружения. В случае, если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения не предусматривалось предоставление технического плана объекта недвижимости, сведения о сооружении указываются на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В случае отсутствия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации, сведения о сооружении указываются на основании технического паспорта объекта недвижимости, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ и (или) акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта. Поскольку Администрация Любинского муниципального района не является хозяином указанных выше гидротехнических сооружений, то проектной документации, разрешений на ввод в эксплуатацию, технических паспортов объекта недвижимости, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ и (или) актов о приемке в эксплуатацию она не располагает. В муниципальном архиве такие документы отсутствуют. Полагал, что указанные выше гидротехнические сооружения имеют признаки бесхозяйных вещей.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области ФИО2., действующая на основании доверенности, извещенная надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимала, просила рассмотреть дело в её отсутствие, представила отзыв, в котором указала, что в отношении спорных гидротехнических сооружений подготовка технического плана на основании декларации невозможна, в связи с чем принято решение об отказе в их постановке на кадастровый учёт. Полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, а также, что Управление Росреестра по Омской области является ненадлежащим ответчиком, при этом относительно заявленных требований о постановке спорных объектов на кадастровый учёт в судебном порядке, не возражала.
Представитель третьего лица - Администрации Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области – ФИО1., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, суду показала, что в архиве Администрации поселения нет никаких документов, содержащих сведения о спорных объектах недвижимости.
Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии по Омской области, ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежаще, ходатайств, возражений не представил.
Представитель третьего лица - АО "Любинский молочноконсервный комбинат"- ФИО4, действующий на основании доверенности, при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимал. В предыдущем судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ не возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что завод своим бюджетом планировал оформить спорные дамбы, но после перестройки работы были остановлены и больше к данному вопросу никто не возвращался.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Из анализа указанных норм права следует, что при осуществлении кадастрового учета кадастровый орган обязан провести проверку представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе регулирующему земельные правоотношения.
В силу части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также – снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учёт объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ от 21.07.1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. В отношении иного имущества они такими правами не обладают, следовательно, на них не может быть возложена обязанность по содержанию такого имущества до его принятия в собственность.
Согласно ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установленные меры по безопасности гидротехнических сооружений, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации, не могу быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, не исключающих возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931 в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с актом визуального обследования гидротехнических сооружений поймы оз. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ выявлены 3 дамбы. В отношении 2-х дамб по заказу Администрации Любинского муниципального района были составлены технические планы с целью обращения в Росреестр с заявлением о постановке учет в качестве бесхозяйных и на государственный кадастровый учет.
Администрация Любинского муниципального района Омской области обратилась с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет спорных гидротехнических сооружений, ДД.ММ.ГГГГ получены уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета (от ДД.ММ.ГГГГ№ – в отношении дамбы площадью <данные изъяты> кв.м., от ДД.ММ.ГГГГ№ – в отношении дамбы площадью <данные изъяты> кв.м).
Приостановление государственного кадастрового учета мотивировано тем, что представленные технические планы не соответствуют требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 18.12.2015 № 953. В соответствии с указанными требованиями, сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании проектной документации сооружения. В случае, если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения не предусматривалось предоставление технического плана объекта недвижимости, сведения о сооружении указываются на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В случае отсутствия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации, сведения о сооружении указываются на основании технического паспорта объекта недвижимости, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ и (или) акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
Поскольку Администрация Любинского муниципального района не является собственником указанных выше гидротехнических сооружений, то проектной документации, разрешений на ввод в эксплуатацию, технических паспортов объекта недвижимости, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ и (или) актов о приемке в эксплуатацию она не располагает. В муниципальном архиве такие документы отсутствуют.
Согласно письму ТУ Росимущества в Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№, выписке из Реестра собственности Любинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№, письму Минимущества Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№, справке ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ№ и №, дамбы собственника не имеют.
Как следует из письма БУ Омской области «Исторический архив Омской области» от ДД.ММ.ГГГГ, проектная документация на спорные объекты в архив не поступала.
Учитывая изложенное, а также отсутствие внесудебной возможности постановки на учёт гидротехнических сооружений, в связи отсутствием проектной документации, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, а также принимая во внимание необходимость обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", суд приходит к выводу о наличии оснований для постановки на государственный кадастровый учет гидротехнического сооружения – дамбы, имеющей местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> м.; гидротехнического сооружения – дамбы, имеющей местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> м.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Любинского муниципального района удовлетворить.
Поставить на государственный кадастровый учет гидротехническое сооружение – дамбу, имеющую местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> м.; гидротехническое сооружение – дамбу, имеющую местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> м.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья О.В. Акулова