Дело № 2-536/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сорочинск 22 мая 2019 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области:
в составе председательствующего судьи Аксеновой О.В.,
при секретаре Соколовой Н.В.,
с участием представителя истца Сорочинского межрайонного прокурора - старшего помощника прокурора Петрова В.Ю.,
представителя ответчика Алексеевой Е.В., действующей по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» об обязании устранить требования природоохранного и водного законодательства
У С Т А Н О В И Л:
Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, указав, что МУП «Жилкомсервис» является ресурсоснабжающей организацией. ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил лицензию серии № на добычу подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (участок недр расположен в <адрес>). Согласно приложению № данной лицензии, водоснабжение населения и предприятий <адрес> осуществляется тремя водозаборами: <данные изъяты>, а также водозабором с рассредоточенными скважинами на территории <адрес>, расположенными в бассейне река Волга. При этом пунктом 3.2.5. условий пользования недрами к лицензиям на МУП «Жилкомсервис» возложена обязанность по осуществлению мониторинга подземных вод. Однако в нарушение норм законодательства в МУП «Жилкомсервис» программа мониторинга подземных вод на Маньшенский, Юго-Восточный, а также водозабор с рассредоточенными скважинами не разработаны. Кроме того, после того, как постановлением администрации <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Жилкомсервис» реорганизовано в форме присоединения к нему МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Сорочинска Оренбургской области», ответчик стал осуществлять водоснабжение населения, для питьевого и хозяйственно-бытового обеспечения в <данные изъяты>, используя расположенные на территории данных населенных пунктов две скважины, при этом до настоящего времени программа мониторинга подземных вод не разработана. Поскольку обязанность по разработке программ мониторинга подземных вод лежит на ответчике просит суд обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» в течение года после вступления решения в законную силу разработать программу мониторинга подземных вод: на <данные изъяты>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Петров Ю.В. поддержал требования в полном объеме и просил их удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика МУП «Жилкомсервис» Алексеева Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что ответчик не оспаривает свою обязанность по разработке программы мониторинга подземных вод, однако это требует значительных финансовых вложений, которые у МУП «Жилкомсервис» на данный момент отсутствуют в виду тяжелого материального положения сложившегося на предприятии.
Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд определил в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Сорочинский межрайонный прокурор, ссылаясь на то, что ответчиком не разработана и не применяется программа мониторинга подземных вод просит обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» разработать данную программу подземных вод: на <данные изъяты>, а также водозабор с рассредоточенными скважинами <адрес>, в селе <данные изъяты>.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В силу ч. 5 и 6 ст. 5, ч. 3 ст. 9 Водного Кодекса РФ к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (ч. 3 ст. 43 Водного Кодекса РФ).
Согласно ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно ст. 12 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии); сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев); порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Аналогичные положения приведены в пунктах 147 и 151 «Правил охраны недр», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 которыми предусмотрено, что недропользователь при пользовании недрами обязан осуществлять систематический контроль за состоянием окружающей среды и за выполнением природоохранных мероприятий, в пределах горного отвода обеспечиваются гидрогеологические наблюдения и контроль за состоянием подземных им поверхностных вод.
Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 №219, предусмотрено ведение недропользователями наблюдений за состоянием недр, связанных с использованием подземных вод.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что МУП «Жилкомсервис» является ресурсоснабжающим предприятием, в следствии чего осуществляет добычу подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Сорочинского городского округа Оренбургской области. Кроме того, согласно постановлению администрации Сорочинского городского округа №-п от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Жилкомсервис» реорганизовано в форме присоединения к нему МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство города Сорочинска Оренбургской области», права и обязанности которого в силу п. 3.4. указанного постановления перешли к МУП «Жилкомсервис».
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ МУП «Жилкомсервис» получена лицензия серии № на добычу подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности в г. Сорочинске. При этом участок недр имеет статус горного отвода. Дата окончания лицензии ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приложению № данной лицензии водоснабжение населения и предприятий <адрес> осуществляется тремя водозаборами: <данные изъяты>, а также водозабором с рассредоточенными скважинами на территории <адрес>, расположенными в бассейне <адрес>.
Согласно п. 3.2.5 Условий пользования недрами, являющихся приложением к указанной лицензии на МУП «Жилкомсервис» возложена обязанность в течении всего срока эксплуатации водозаборов осуществлять мониторинг подземных вод в соответствии с программой, согласованной с распорядителем недр.
ДД.ММ.ГГГГ МУП «ЖКХ г. Сорочинска» (которое как было указано выше в последствии присоединилось к МУП «Жилкомсервис») получена лицензия серии № на добычу подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (участок недр расположен в <адрес>). Участок недр имеет статус горного отвода, срок действия лицензии определен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно лицензионному соглашению об условиях пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод с целью питьевого и хозяйственно - бытового, а также технологического обеспечения водой <адрес> и <адрес>, являющегося приложением № к лицензии № система водоснабжения населения для питьевого и хозяйственно-бытового обеспечения в <адрес> и <адрес> состоят из двух скважин.
В силу пункта 4.2 вышеуказанного соглашения об условиях пользования участком недр пользователь недр обязан в течении всего срока эксплуатации водозабора обеспечить организацию и ведение мониторинга подземных вод.
В судебном заседании установлено и не отрицалось стороной ответчика, что на день рассмотрения дела МУП «Жилкомсервис» не разработало и не утвердило в установленном законом порядке программу мониторинга подземных вод, добычей которых оно занимается, используя водозаборные сооружения, указанные в лицензиях на добычу недр. Мониторинг подземных вод фактически не проводится.
Учитывая изложенное, а также то, что в ходе судебного разбирательства было установлено, что водозаборы на <данные изъяты> водозабор с рассредоточенными скважинами г. Сорочинска, в селе <адрес> и поселке <адрес> закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Жилкомсервис», которое занимается водоснабжением населения, для питьевого и хозяйственно-бытового обеспечения, согласно выданных лицензий, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком возложенная на него обязанность по обеспечению организации и ведению мониторинга подземных вод не исполняется, соответствующая программа не разработана, мониторинг подземных вод не проводится.
Доводы представителя ответчика, что данные обязанности не выполняются в виду отсутствия у предприятия денежных средств, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении иска, поскольку данное обстоятельство не может освобождать ответчика от предусмотренной законом обязанности. Кроме того, никаких доказательств подтверждающих данное обстоятельство в материалы дела ответчиком не представлено, кроме устных пояснений представителя ответчика.
Разрешая требования об установлении срока для исполнения обязанности по разработке программы мониторинга подземных вод, суд считает возможным установить для ответчика срок для исполнения возложенных на него обязанностей в соответствии с характером соответствующих требований в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» разработать программу мониторинга подземных вод водозаборов <данные изъяты>, водозабора с рассредоточенными скважинами на территории города <данные изъяты>, в селе <данные изъяты> в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд в течение месяца со дня его принятия окончательной форме.
Судья О.В. Аксенова
Решение в окончательной форме принято 27 мая 2019 года.