ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-536/20 от 23.03.2020 Верхнепышминского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0024-01-2020-000165-44

Мотивированное решение изготовлено 23.03.2020.

Дело № 2-536/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхняя Пышма 16 марта 2020 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Литовкиной М.С.,

при секретаре судебного заседания Коноплине П.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа Верхняя Пышма о признании отказа Администрации городского округа Верхняя Пышма в утверждении схемы в порядке перераспределения, незаконным, возложении обязанности,

установил:

истец ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском к Администрации городского округа Верхняя Пышма (далее – Администрация ГО Верхняя Пышма).

В обоснование своих требований указала, что является собственником земельного участка площадью 940 кв.м. с кадастровым номером (категория земель – земли населенных пунктов) по адресу: <адрес>,
<адрес>, с разрешенным использованием под жилой дом индивидуальной жилой застройки. Фактически площадь огороженного земельного участка составляет 1187 кв.м. Превышение фактической площади земельного участка, находящегося в пользовании, составляет 247 кв.м. Земельный участок площадью 247 кв.м. относится к землям, государственная собственность на который не разграничена, никому не предоставлен, имеет маленькую площадь, с конфигурацией, которая не позволяет предоставить его как самостоятельный участок, третьему лицу, поскольку является единственным возможным для обеспечения прохода к земельному участку с кадастровым номером . При формировании спорного земельного участка права и законные интересы третьих лиц не нарушены. Границы смежных землепользователей не затронуты.

14.10.2019 она обратилась к ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков. 30.10.2019 (исх. ) Комитетом по управлению имуществом Администрации ГО Верхняя Пышма отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на том основании, что испрашиваемый земельный участок площадью 247 кв.м. расположен в зоне дорожно-транспортной инфраструктуры, т.е. относится к территории общего пользования. Схема расположения образуемого земельного участка не соответствует утвержденному Генеральному плану ГО Верхняя Пышма. Кроме того, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, равно как нарушать границы территории общего пользования сложившейся улично-дорожной сети улиц и дорог планировочной структуры города (транспортного каркаса).

Истец просит признать отказ Администрации ГО Верхняя Пышма в утверждении схемы в порядке перераспределения, выраженный письмом Комитета по управлению имуществом Администрации ГО Верхняя Пышма от 30.10.2019 , незаконным, устранить нарушения её прав путем принятия решения об утверждении схемы земельного участка площадью 247 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под жилой дом индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>, признать за ней право на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером, принадлежащего ей на праве собственности и спорного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 247 кв.м.

Истец, ответчик в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Истец ФИО2 в направленном суду заявлении просила рассмотреть иск без её участия, на требованиях искового заявления настаивала, просила удовлетворить его в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности
от 27.12.2019 № , в отзыве на исковое заявление возражала против удовлетворения требований ФИО1 на том основании, что испрашиваемый земельный участок образуется из земельного участка, находящегося в собственности истца и части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, фактически занимаемого улично-дорожной сетью, т.е. территории общего пользования. Согласно Генеральному плану ГО Верхняя Пышма, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне дорожно-транспортной инфраструктуры. Существующие границы территорий общего пользования (в том числе улиц, проездов) также являются красными линиями, а потому оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования, невозможен.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно ч. 4 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В силу п. 1 ст. 11.2, п.п. 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст.ст. 39.27 - 39.29) ЗК РФ.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 39.28, п.п. 1, 8 ст. 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Одним из оснований отказа, предусмотренных пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, является образование земельного участка или земельных участков путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с п.п. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.

В статье 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.

Согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 940 кв.м. с кадастровым номером (категория земель – земли населенных пунктов) по адресу: <адрес>,
<адрес>, с разрешенным использованием под жилой дом индивидуальной жилой застройки, и расположенного на нем одноэтажного жилого дома площадью 91,6 кв.м. с кадастровым номером

ФИО1 обращалась в Администрацию ГО Верхняя Пышма с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В результате перераспределения площадь участка истца увеличивалась до 1187 кв. м (на 247 кв. м) за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Письмом Комитета по управлению имуществом Администрации ГО Верхняя Пышма от 30.10.2019 № 1496 ФИО1 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании п. 6 ст. 11.9, пп. 4 п. 16 ст. 11.10
ЗК РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования. Помимо этого, имелись ссылки на то, что существующие границы территорий общего пользования (в том числе улиц, проездов) также являются красными линиями, а потому оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования, невозможен. Кроме того образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, равно как нарушать границы территории общего пользования сложившейся улично-дорожной сети улиц и дорог планировочной структуры города (транспортного каркаса).

Разрешая требования истца и оценивая довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок пересекает красные линии земель общего пользования, суд учитывает, что согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Территории общего пользования и их границы обозначаются красными линиями.

Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ установлено, что красные линии это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Красные линии разрабатываются и утверждаются в составе проекта планировки территории в рамках ст. 42 ГрК РФ, которые являются обязательным элементом проекта планировки территории города (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ), являющегося частью генерального плана городского округа (ч.ч. 4, 5 ст. 23 ГрК РФ).

Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

Границы территорий общего пользования, которые не подлежат передаче в собственность граждан в силу положений ст. 15 и п. 12 ст. 85 ЗК РФ устанавливаются в документации по планировке территории, в частности, проектах планировки территорий и кварталов.

Документы территориального планирования (включая Генеральный план, Правила землепользования и застройки), утвержденные в установленном порядке, являются документами, обязательными к исполнению органами местного самоуправления, в том числе при решении вопросов о предоставлении земельных участков.

Следовательно, расположение красных линий и выход за их пределы спорного земельного участка в соответствии с положениями градостроительного законодательства может быть установлено только путем исследования проекта планировки территории.

Согласно выкопировки из Правил землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма, приложенной к отзыву Администрации ГО Верхняя Пышма, земельный участок истца и примыкающий к нему спорный участок находится в зоне Ж-1 (зона индивидуальной жилой застройки).

Отнесение спорного участка к землям общего пользования какими-либо доказательствами не подтверждено, доказательства установления границ земель общего пользования на спорном участке отсутствуют.

Из Градостроительного плана земельного участка № усматривается, что красная линия является проектной. Из отзыва ответчика не следует, что органом местного самоуправления по спорной территории утверждались чертежи красных линий.

Разрешая заявленные требования, суд также соглашается с доводами истца об отсутствии оснований для отказа в утверждении схемы расположения участка и заключения соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку в заявлении о перераспределении истцом были указаны все сведения, перечисленные в п. 2 ст. 39.29 ЗК РФ, представленная схема соответствует требованиям п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, доказательств того, что образование земельного участка путем перераспределения, согласно представленной истцом схеме привело бы к невозможности рационального землепользования, проход к смежным земельным участкам оказался бы крайне затруднительным либо невозможным, не представлено.

Из схемы расположения земельного участка, наоборот, следует, что в случае образования из земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, смежного самостоятельного земельного участка с земельным участком истца, у последнего отсутствует возможность свободного использования, находящегося в его собственности земельного участка. Кроме того, согласно этой же схеме, доступ с земель общего пользования на земельный участок с кадастровым номером имеется и сохраняется.

Таким образом, при отсутствии проекта межевания территории может быть использована указанная в п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.

На иные основания для отказа в перераспределении земельных участков ответчиком не указано.

Руководствуясь, статьями 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Верхняя Пышма о признании отказа Администрации городского округа Верхняя Пышма в утверждении схемы в порядке перераспределения, незаконным, возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа Верхняя Пышма в утверждении схемы в порядке перераспределения, выраженный письмом Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Верхняя Пышма от 30.10.2019 № .

Признать за ФИО1 право на заключение соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале в результате которого образуется земельный участок площадью 1187 кв.м. в границах характерных точек в системе координат МСК-66:

Обозначение (номер) характерной точки

Координаты характерных точек, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

С целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале , возложить на Администрацию городского округа Верхняя Пышма обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале , в результате которого образуется земельный участок площадью 1187 кв.м. в границах характерных точек в системе координат МСК-66:

Обозначение (номер) характерной точки

Координаты характерных точек, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись М.С. Литовкина

Копия верна

Судья М.С. Литовкина