ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-536/2021 от 27.07.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2021 года г. Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Райской И.Ю.,

при секретаре Степановой О.С.,

с участием: представителя истца Рыкова Ю.С.,

представителя ответчиков Мамазаитова А.Б. и Мамазаитовой А.А. – Кратмана В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Главного управления по охране объектов культурного наследия Тверской области к Мамазаитову А.Б., Мамазаитовой А.А., Лозовской Н.Е. о возложении обязанности остановить все несогласованные работы на объекте культурного наследия регионального значения, выполнить и предоставить на согласование документацию на проведение работ на объекте культурного наследия регионального значения, обратиться с заявлением на получение разрешения на проведение работ на объекте культурного наследия регионального значения, провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения,

у с т а н о в и л:

Главное управление по охране объектов культурного наследия Тверской области в лице представителя по доверенности Рыкова Ю.С. обратилось в Центральный районный суд г. Твери с исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просит обязать ответчиков остановить все несогласованные с Главным управлением работы на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в.», расположенного по адресу: <адрес>, а также на территории объекта культурного наследия, расположенной на земельном участке по тому же адресу с кадастровым номером: обязать в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, силами специализированной проектной организации, обладающей лицензией на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданной Министерством культуры Российской Федерации выполнить и представить на согласование с Главным управлением проектную документацию о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в.», расположенного по адресу: <адрес>, в которой предусмотреть восстановления прежних объемов памятника, существовавших до начала проведения несогласованных работ; обязать в течение месяца со дня получения согласования Главного управления проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в.», расположенного по адресу: <адрес>, обратиться в Главное управление с заявлением на получение разрешения на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия; обязать в течение одного года со дня получения разрешения Главного управления на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в.», расположенного по адресу: <адрес> провести работы в соответствии с согласованной проектной документации и в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 01 октября 2013 года № 489-рп является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - XIX вв.». Согласно учетной документации объект культурного наследия представляет собой двухэтажный кирпичный жилой дом, выстроенный в формах переходных от барокко к классицизму, расположен на красной линии улицы и обращен к ней южным фасадом. Здание возведено на белокаменном цоколе, снаружи оштукатурено и выкрашено охрой. Уличный фасад памятника равномерно расчленен пилястрами, поставленными в простенках между четырьмя прямоугольными окнами. Пилястры имеют профилированные белокаменные базы. Цоколь выделен небольшим выступом стены. Межэтажный карниз, отмечающий первоначальную высоту здания, переложен. На боковых фасадах детали декора отсутствуют. На восточном фасаде неритмично расположены четыре окна, на западном - два. Перекрытия плоские. Памятник характеризует рядовую жилую застройку Твери конца XVIII - начала XIX веков, отражающую переходный период в архитектуре от барокко к классицизму. Границы территории объекта культурного наследия и правой режим использования земель и земельных участков в границах территории Объекта культурного наследия утверждены приказом Главного управления от 13 ноября 2013 года № 140. Предмет охраны объекта культурного наследия не определен. Земельный участок по адресу: <адрес> расположен на территории выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой г. Твери, XV - XIX вв.». Согласно кадастровой выписке от 26 апреля 2019 года № КУВИ-001/2019-9675495 в данном здании расположены помещения с кадастровыми номерами: (квартира ), (квартира ), (квартира ), (квартира ), (нежилое помещение ), , Квартиры и принадлежит на праве собственности Мамазаитовой А.А., квартиры и – Мамазаитову А.Б. Помещения с кадастровыми номерами , , сняты с кадастрового учета 05 октября 2015 года. 18 апреля 2017 года в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обратился Мамазаитов А.Б. с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по указанному выше адресу. После получения задания от 15 мая 2017 года № 24/03-06 ответчики направили заявление в Главное управление, в котором просили согласовать прилагаемую проектную документацию на ремонт жилого дома кон. XVIII - нач.Х1Х в.в. по адресу: г. Тверь, ул. Чернышевского, д. 9, подготовленной ООО «ГРАФФИТИ». Представленная документация не была согласована Главным управлением, поскольку 29 августа 2017 года (вх. № 4939) от Мамазаитова А.Б. поступило заявление, в котором он просил вернуть проект «Ремонта жилого дома кон. кон. XVIII - нач.XIX в.в. по адресу: <адрес>» без рассмотрения. В ходе проведения контрольных мероприятий 08 и 31 мая 2019 года сотрудниками Главного управления установлен факт проведения работ на указанном объекте культурного наследия, а именно. Заменены заполнения оконных проемов. Деревянные оконные рамы с традиционным Т-образным переплетом заменены на пластиковые стеклопакеты с вертикальным членением оконных заполнений второго этажа и без членения заполнения оконных проемов первого этажа. Новые оконные заполнения не традиционны для исторической застройки и искажают внешний вид объекта культурного наследия. Вдоль фасадов здания возведены строительные леса, обтянутые по наружному периметру строительной сеткой. На момент осмотра велись строительные работы на фасадах здания с применением современных отделочных материалов, отличающихся от исторических. Ведутся работы по замене крыши. В ходе данных работ увеличена высота подкровельного пространства с целью устройства мансардного этажа, а также над крышей возведены дополнительные объемы с окнами люкарного типа для освещения дополнительного объема здания, размещенного в подкровельном пространстве. В результате чего изменены габариты, архитектурное решение и внешний облик объекта культурного наследия. Кроме того, со стороны дворового фасада к объекту культурного наследия пристраивается значительная по объему пристройка по своему объему и высоте превышающая объемы объекта культурного наследия. Строительство пристройки выполняется из красного кирпича. Возведение пристройки ведется на территории объекта культурного наследия, согласно правовому режиму, утвержденному приказом Главного управления от 13 ноября 2013 года № 140 на данном участке запрещается новое строительство, изменение объемно-пространственных характеристик здания и проведение земляных работ без археологических исследований. Строительные работы на указанном объекте культурного наследия и на его территории ведутся без согласования Главным управлением необходимой для производства работ научно-проектной документации, без разрешения Главного управления, без обеспечения и выполнения технического, авторского надзора, научного реставрационного надзора за проведением работ, без привлечения к производству работ специализированной реставрационной организации, имеющей лицензию Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия произведены ремонтные и строительные работы в ходе которых изменен объем и внешний вид объекта культурного наследия. 04 июня 2019 года Главным управлением было направлено предписание с исходящим № 3018/03 с требованием остановить с 06 июня 2019 года все несогласованные уполномоченным государственным органом охраны объектов культурного наследия земляные, строительные и ремонтные работы на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - XIX вв.», на его территории и на территории выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой г. Твери, XV-XIX вв.» в границах земельного участка по адресу: <адрес>. При очередном контрольном мероприятии, проведенного сотрудником Главного управления 20 июня 2019 года, установлено, что работы по реконструкции объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в.» по адресу: г<адрес> по состоянию на 20 июня 2019 года не остановлены, продолжаются; в результате самовольной реконструкции по состоянию на 20 июня 2019 года на объекте возведен третий (мансардный) этаж с сооружением на крыше объекта ряда дополнительных сооружений для расширения и освещения мансардного этажа; изменены декор, материалы отделки фасадов и архитектурное решение объекта культурного, наследия; кирпичные оштукатуренные стены обшиты современными материалами, главный фасад здания памятника ранее равномерно расчлененный пилястрами на профилированных белокаменных базах, поставленными в простенках между четырьмя прямоугольными окнами также обшит современными материалами, в результате чего исторический декор здания недоступен для зрительного восприятия; в оконных заполнениях объекта культурного наследия вставлены типовые стеклопакеты с нетрадиционной для исторической застройки расстекловкой; белокаменный цоколь здания облицован современными искусственными материалами; самовольно возведенная трехэтажная пристройка по состоянию на 20 июня 2019 года не снесена, работы по её дальнейшему строительству продолжаются, в том числе: третий этаж пристройки полностью облицован красным кирпичом, над пристройкой возведена крыша, завершены работы по устройству кровельного покрытия. На северном фасаде вновь возведенного здания установлена система водосливов. На момент осмотра на объекте находились строительные рабочие, производившие работы внутри здания; предписания Главного управления в установленные сроки не исполнены. В Главное управление не поступали документы от ответчиков, указывающие на добросовестные действия по исполнению указанного выше предписания, при этом само предписание оспорено не было. В обоснование заявленных требований истец ссылается на положения ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, п. 1 ст. 5.1, подпункт 3 п. 6 ст. 11, п. 2 ст. 36, 40, п. 1, 6 ст. 45, п. 3 ст. 47.2, п. 1 ст. 47.3, п. 1 ст. 61 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Как следует из сравнительного анализа актов от 08 мая 2019 года и акта от 20 июня 2019 года, работы были на объекте культурного наследия были продолжены в нарушение пункта 7 статьи 37 Закона № 73-ФЗ, в соответствии с которым изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ. Согласно пункту 8 той же статьи в случае ликвидации опасности разрушения объектов, указанных в настоящей статье, либо устранения угрозы нарушения их целостности и сохранности приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению органа охраны объектов культурного наследия, на основании предписания которого работы были приостановлены. Согласно положению о Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, утвержденному Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 94-пп Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством. В соответствии с п. 8 указанного положения Главное управление выдает разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального, регионального значения или выявленных объектов культурного наследия. В соответствии с пунктом 1, подпунктом 2 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ, подпунктом «г» пункта 8 Положения о Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 94-пп, пунктами 4, 5, 8 Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 03 июня 2016 года № 201-пп, Главное управление в рамках осуществления регионального государственного надзора в отношении выявленных объектов культурного наследия имеет право проводить плановые выездные проверки (контрольные мероприятия) и по результатам которых Главное управление вправе выдать предписание об устранении выявленных нарушений. В связи с чем, истец обратился в суд с вышеуказанными трепаниями.

Определением Центрального районного суда г. Твери от 06 июля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Лозовская Н.Е.

В судебном заседании представитель истца Главного управления по охране объектов культурного наследия Тверской области Рыков Ю.С., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчиков Мамазаитова А.Б. и Мамазаитовой А.А. – Кратман В.Н., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований.

В судебное заседание ответчики Мамазаитов А.Б., Мамазаитова А.А., Лозовская Н.Е., представители третьих лиц администрации города Твери, Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, отзыв на иск суду не представили.

С учетом мнения участников процесса, с целью соблюдения принципа разумности сроков судопроизводства, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся ответчиков и представителей третьих лиц.

Выслушав представителя истца и представителя ответчиков, исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.

Из положений ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 2. ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Центрального районного суда г. Твери от 29 декабря 2020 года по гражданскому делу № 2-33/2020 по иску администрации города Твери к Мамазаитову А.Б., Мамазаитовой А.А. о признании объекта самовольной постройкой и о её сносе, встречному иску Мамазаитова А.Б., Мамазаитовой А.А. к администрации города Твери, департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Твери, Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании права собственности на самовольную постройку, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 03 июня 2021 года, постановлено: «заявленные Администрацией города Твери исковые требования удовлетворить.

Признать объект незавершённого строительства – трехэтажное здание из блоков, облицованное красным кирпичом, примыкающее к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером самовольной постройкой.

Обязать Мамазаитова А.Б., Мамазаитову А.А. в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу за счёт собственных средств осуществить снос самовольной постройки - объекта незавершённого строительства – трехэтажного здания из блоков, облицованного красным кирпичом, примыкающего к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , с соблюдением мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII – нач. XIX в.в.», выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой г.Твери, XV – XIX в.в.», включающих в себя разработку проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, определённых органом охраны объектов культурного наследия.

В удовлетворении встречных исковых требований Мамазаитова А.Б., Мамазаитовой А.А. к Администрации города Твери, департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Твери, Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании права собственности на самовольную постройку – отказать».

Одновременно вышеуказанным решением Центрального районного суда г. Твери от 29 декабря 2020 года по гражданскому делу № 2-33/2020, имеющим в силу положений ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение, установлено, что собственниками земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Чернышевского, д.9, относящегося к землям населённых пунктов с разрешённым использованием – для обслуживания и эксплуатации жилого дома, площадью 540 кв.м. являются Мамазаитов А.Б. и Мамазаитова А.А. (доля в праве каждого из сособственников пропорциональна площади принадлежащих каждому из них объектов недвижимости, расположенных на земельном участке).

На территории вышеуказанного земельного участка расположены: жилой дом с кадастровым номером площадью 236,2 кв.м., состоящий из 2 этажей, год завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию отсутствует, а также нежилое здание с кадастровым номером площадью 158,4 кв.м., состоящее из 2 этажей, год завершения строительства указан 1991, год ввода в эксплуатацию по завершению строительства отсутствует.

Право собственности на нежилое здание зарегистрировано 13 декабря 2017 года за Мамазаитовым А.Б. и Мамазаитовой А.А. в равных долях по <данные изъяты> доле за каждым.

В состав жилого дома с кадастровым номером входят объекты недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , . Объектами недвижимого имущества с кадастровыми номерами и являются квартиры и жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежащие Мамазаитову А.Б. на праве собственности. Объектами недвижимого имущества с кадастровыми номерами и являются квартиры и указанного жилого дома, принадлежащие Мамазаитовой А.А. на праве собственности. Также за Мамазаитовой А.А. ранее было зарегистрировано право собственности на комнаты , и квартиры указанного жилого дома с кадастровыми номерами , , прекращение права собственности на которые зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из ЕГРН по состоянию на 19 апреля 2021 года, собственником помещения (квартиры площадью 71,2 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от 19 апреля 2021 года является Лозовская Н.Е.

В соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 01 октября 2013 года № 489-рп выявленный объект культурного наследия «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в», расположенный по адресу: <адрес>, включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Из копии паспорта памятника Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в следует, что данный объект недвижимости используется под жилые помещения (раздел V). Из приведённых в паспорте исторических сведений (раздел VI) усматривается, что жилой дом по архитектурно-стилистическим признакам построен в конце XVIII - начале XIX веков. Здание первоначально было одноэтажным, во второй половине XIX века оконные проемы дома были расширены. В 1970 годах здание подверглось капитальному ремонту, значительно исказившему его первоначальный облик. Дом надстроили вторым этажом, а на дворовом фасаде возвели двухэтажную кирпичную жилую пристройку. В интерьере здания полностью изменена планировка, заменены полы и перекрытия, реставрационные работы не проводились.

Из описания памятника (раздел VII) следует, что двухэтажный кирпичный жилой дом, выстроенный в формах, переходных от барокко к классицизму, расположен на красной линии улицы и обращён к ней южным фасадом. Здание возведено на белокаменном цоколе, снаружи оштукатурено и выкрашено охрой. К первоначальному несколько вытянутому вглубь участка прямоугольному объёму, покрытому двускатной кровлей, примыкает двухэтажная кирпичная жилая пристройка. Уличный фасад памятника равномерно расчленён пилястрами, поставленными в простенках между четырьмя прямоугольными окнами. Пилястры имеют профилированные белокаменные базы. Цоколь выделен небольшим выступом стены. Межэтажный карниз, отмечающий первоначальную высоту здания, переложен. На боковых фасадах детали декора отсутствуют. На восточном фасаде неритмично расположено четыре окна, на западном – два. Перекрытия плоские. Из сведений раздела X следует, что границы охранной зоне не установлены.

Из приложенных к паспорту фотоматериалов усматривается, что здание жилого дома состояло из двух этажей.

Приказом Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 13 ноября 2013 года №140 в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Тверской области от 17 декабря 2009 года №112-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тверской области», разделом II пунктом 7 пп. «з» Положения о Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года №94 в целях сохранения территориальной целостности и неизменности облика объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в», расположенного по адресу: <адрес>, а также подготовки необходимой документации для регистрации его в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждены прилагаемое описание границ, таблица координат поворотных точек, схема границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в» и прилагаемый правовой режим использования земель и земельных участков в границах территории указанного объекта культурного наследия регионального значения.

В соответствии с утверждённым правовым режимом использования земель и земельных участков, в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в» разрешается: реставрация, консервация, ремонт, приспособление памятника для современного использования, благоустройство территории, реконструкция инженерных сетей; запрещается: снос памятника, новое строительство, изменение объемно-пространственных характеристик здания, проведение земляных работ без археологических исследований.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиками Мамазаитовым А.Б. и Мамазаитовой А.А. велись строительные работы на территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - XIX вв.» на земельном участке, расположенном на территории выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой г.Твери, XV - XIX вв.», в том числе, по возведению пристройки к основному зданию.

Как следует из материалов дела, 18 апреля 2017 года ответчик Мамазаитов А.Б. обращался в Главное управление по охране объектов культурного наследия Тверской области с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>.

После получения задания от 15 мая 2017 года № 24/03-06 ответчиками была подготовлена проектная документация ООО «Граффити», которая направлялась на согласование в Главное управление по охране объектов культурного наследия Тверской области.

Вместе с тем, представленная документация не была согласована Главным управлением по охране объектов культурного наследия Тверской области, поскольку 29 августа 2017 года (вх. № 4939) от Мамазаитова А.Б. поступило заявление, в котором он просил вернуть проект «Ремонта жилого дома кон. кон. XVIII - нач.XIX в.в. по адресу: <адрес> без рассмотрения.

Как следует из актов обследования объекта культурного наследия, в ходе проведения контрольных мероприятий 08 и 31 мая 2019 года сотрудниками Главного управления установлен факт проведения работ на указанном объекте культурного наследия, а именно: заменены заполнения оконных проемов; деревянные оконные рамы с традиционным Т-образным переплетом заменены на пластиковые стеклопакеты с вертикальным членением оконных заполнений второго этажа и без членения заполнения оконных проемов первого этажа; новые оконные заполнения не традиционны для исторической застройки и искажают внешний вид объекта культурного наследия; вдоль фасадов здания возведены строительные леса, обтянутые по наружному периметру строительной сеткой; на момент осмотра велись строительные работы на фасадах здания с применением современных отделочных материалов, отличающихся от исторических; ведутся работы по замене крыши; в ходе данных работ увеличена высота подкровельного пространства с целью устройства мансардного этажа, а также над крышей возведены дополнительные объемы с окнами люкарного типа для освещения дополнительного объема здания, размещенного в подкровельном пространстве; в результате чего изменены габариты, архитектурное решение и внешний облик объекта культурного наследия. Кроме того, со стороны дворового фасада к объекту культурного наследия пристраивается значительная по объему пристройка по своему объему и высоте превышающая объемы объекта культурного наследия. Строительство пристройки выполняется из красного кирпича. Возведение пристройки ведется на территории объекта культурного наследия, согласно правовому режиму, утвержденному приказом Главного управления от 13 ноября 2013 года № 140 на данном участке запрещается новое строительство, изменение объемно-пространственных характеристик здания и проведение земляных работ без археологических исследований. Строительные работы на указанном объекте культурного наследия и на его территории ведутся без согласования Главным управлением необходимой для производства работ научно-проектной документации, без разрешения Главного управления, без обеспечения и выполнения технического, авторского надзора, научного реставрационного надзора за проведением работ, без привлечения к производству работ специализированной реставрационной организации, имеющей лицензию Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия произведены ремонтные и строительные работы в ходе которых изменен объем и внешний вид объекта культурного наследия.

04 июня 2019 года Главным управлением было направлено предписание с исходящим № 3018/03 с требованием остановить с 06 июня 2019 года все несогласованные уполномоченным государственным органом охраны объектов культурного наследия земляные, строительные и ремонтные работы на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - XIX вв.», на его территории и на территории выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой г. Твери, XV-XIX вв.» в границах земельного участка по адресу: <адрес>.

При очередном контрольном мероприятии, проведенного сотрудником Главного управления 20 июня 2019 года, что также следует из акта осмотра объекта культурного наследия, установлено, что работы по реконструкции объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в.» по адресу: <адрес>, по состоянию на 20 июня 2019 года не остановлены, продолжаются; в результате самовольной реконструкции по состоянию на 20 июня 2019 года на объекте возведен третий (мансардный) этаж с сооружением на крыше объекта ряда дополнительных сооружений для расширения и освещения мансардного этажа; изменены декор, материалы отделки фасадов и архитектурное решение объекта культурного, наследия; кирпичные оштукатуренные стены обшиты современными материалами, главный фасад здания памятника ранее равномерно расчлененный пилястрами на профилированных белокаменных базах, поставленными в простенках между четырьмя прямоугольными окнами также обшит современными материалами, в результате чего исторический декор здания недоступен для зрительного восприятия; в оконных заполнениях объекта культурного наследия вставлены типовые стеклопакеты с нетрадиционной для исторической застройки расстекловкой; белокаменный цоколь здания облицован современными искусственными материалами; самовольно возведенная трехэтажная пристройка по состоянию на 20 июня 2019 года не снесена, работы по её дальнейшему строительству продолжаются, в том числе: третий этаж пристройки полностью облицован красным кирпичом, над пристройкой возведена крыша, завершены работы по устройству кровельного покрытия. На северном фасаде вновь возведенного здания установлена система водосливов. На момент осмотра на объекте находились строительные рабочие, производившие работы внутри здания; предписания Главного управления в установленные сроки не исполнены.

Из материалов дела следует и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела стороной ответчиков, что предписания Главного управления по охране объектов культурного наследия Тверской области не оспаривались.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиками выданные Главным управлением по охране объектов культурного наследия Тверской области предписания об устранении допущенных нарушений не исполнены, наоборот, на момент рассмотрения дела вопреки позиции стороны ответчиков установлено, что они продолжали проводить несогласованные с истцом работы на объекте охраны культурного наследия, без соответствующей проектной документации.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 36 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 5.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 40 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу положений ч. 1 ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно ч. 6 ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В силу положений ч. 1 ст. 47.3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В соответствии с ч. 3 ст. 47.2 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в отношении объекта археологического наследия, включенного в реестр, выявленного объекта археологического наследия устанавливаются требования к обеспечению сохранности объекта археологического наследия (требования к обеспечению неизменности внешнего облика, сохранению целостности, структуры объекта археологического наследия) или требования по организации и финансированию спасательных археологических полевых работ на данном объекте археологического наследия. Лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязано (обязаны) в установленные охранным обязательством сроки:

1) обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) в случае обнаружения при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, незамедлительно приостановить работы и направить в течение трех рабочих дней со дня их обнаружения заявление в письменной форме об указанных объектах в региональный орган охраны объектов культурного наследия. Региональный орган охраны объектов культурного наследия, которым получено такое заявление, организует работу по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится обнаруженный объект культурного наследия. Дальнейшее взаимодействие регионального органа охраны объектов культурного наследия с лицами, указанными в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, в отношении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном статьей 36 настоящего Федерального закона;

3) организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

В силу положений п.п. 3 ч. 6 ст. 11 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать предписания, в том числе: об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия; об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия; об устранении нарушений требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; о приостановлении работ, указанных в статье 36 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 Положения о Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, утвержденном Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 94-пп, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее - Главное управление) является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

В силу положений ч. 8 Положения о Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, утвержденном Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 94-пп, Главное управление осуществляет следующие функции, в частности: осуществляет региональный государственный надзор: за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе: требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия; градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места; требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; за осуществлением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами: мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), выявленного объекта культурного наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона, работ по использованию лесов и иных работ; мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

выдает: предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия; об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия; об устранении нарушений требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; о приостановлении работ, указанных в статье 36 Федерального закона; задания на проведение работ по сохранению включенных в реестр объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения или выявленных объектов культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению указанных объектов;

согласовывает: в случаях и порядке, установленных законодательством, проекты зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Тверской области и местного самоуправления Тверской области о предоставлении земель и изменении их правового режима; в случаях и порядке, установленных законодательством, обязательные разделы об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах проведения работ, проектов обеспечения сохранности объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объекты культурного наследия; проекты генеральных планов, проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального значения, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований; проектную документацию на проведение работ по сохранению, включенных в реестр объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения или выявленных объектов культурного наследия; порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его границ и режима его содержания; установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия в соответствии с законодательством.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, положения вышеприведенных норм закона, а также установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства совершения ответчиками Мамазаитовым А.Б. и Мамазаитовой А.А. несогласованных работ на объекте культурного наследия регионального значения, суд приходит к выводу о том, что заявленные Главным управлением по охране объектов культурного наследия Тверской области требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом судом учитывается, что поскольку именно в результате действий ответчиков Мамазаитова А.Б. и Мамазаитовой А.А. по осуществлению работ без согласования с Главным управлением по охране объектов культурного наследия Тверской области и неполучением проектной документации о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия были допущены нарушения норм действующего законодательства, ответчик Лозовская Н.Е. в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, в удовлетворении заявленных к ней требований следует отказать.

В ходе рассмотрения дела стороной ответчика было заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложения запрета на регистрацию прав на здание и находящиеся в нем помещения, расположенные по адресу: <адрес>.

В силу статьи 139 ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

Применительно к данной норме права, обеспечительные меры являются одним из видов правовых гарантий реальности исполнения в будущем вступившего в законную силу судебного акта и предотвращения причинения значительного ущерба лицу, обратившемуся за судебной защитой своих прав и законных интересов.

Перечень мер по обеспечению иска содержится в пунктах 1-5 части 1 статьи 140 ГПК РФ. Кроме того, в силу статьи 140 ГПК РФ в необходимых случаях судья или суд могут принять иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в ст. 139 настоящего Кодекса.

Согласно части 3 статьи 140 ГПК РФ меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию.

Рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, необходимо оценить, связаны ли обеспечительные меры, о принятии которых ходатайствует заявитель, непосредственно с предметом спора, соразмерны ли они требованиям, в обеспечение которых они принимаются, являются ли необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба и направленными на сохранение баланса интересов сторон, так как по смыслу гражданского процессуального законодательства основной целью принятия таких мер является укрепление гарантий реального исполнения решения. При разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных мер суд, исходя из предмета заявленного искового требования и возможного судебного решения по данному иску, должен удостовериться в том, что в случае удовлетворения искового требования непринятие именно этой меры затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта.

Сопоставляя характер заявленных исковых требований и указанные истцом в ходатайстве об обеспечении иска меры, которые он просит применить по данному гражданскому делу, суд приходит к выводу о возможности их удовлетворения в виде запрета производить какие-либо действия, совершение сделок купли-продажи и иных сделок, направленных на отчуждение здания и расположенных в нем объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , , расположенных по адресу: <адрес>, на период рассмотрения гражданского дела по исковому заявлению Главного управления по охране объектов культурного наследия Тверской области к Мамазаитову А.Б., Мамазаитовой А.А., Лозовской Н.Е. о возложении обязанности остановить все несогласованные работы на объекте культурного наследия регионального значения, выполнить и предоставить на согласование документацию на проведение работ на объекте культурного наследия регионального значения, обратиться с заявлением на получение разрешения на проведение работ на объекте культурного наследия регионального значения, провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения.

При этом суд учитывает, что вышеуказанные обеспечительные меры направлены на сохранение спорного имущества, непринятие мер по обеспечению иска в случае его удовлетворения может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. В данном случае, меры обеспечения иска в виде запрета совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, соразмерны заявленным исковым требованиям.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Главного управления по охране объектов культурного наследия Тверской области к Мамазаитову А.Б., Мамазаитовой А.А., Лозовской Н.Е. о возложении обязанности остановить все несогласованные работы на объекте культурного наследия регионального значения, выполнить и предоставить на согласование документацию на проведение работ на объекте культурного наследия регионального значения, обратиться с заявлением на получение разрешения на проведение работ на объекте культурного наследия регионального значения, провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – удовлетворить частично.

Обязать Мамазаитова А.Б. и Мамазаитову А.А. остановить все несогласованные с Главным управлением по охране объектов культурного наследия Тверской области работы на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в.», расположенного по адресу: <адрес>, а также на территории объекта культурного наследия, расположенной на земельном участке по тому же адресу с кадастровым номером: , до получения разрешения на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия.

Обязать Мамазаитова А.Б. и Мамазаитову А.А. в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, силами специализированной проектной организации, обладающей лицензией на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданной Министерством культуры Российской Федерации, выполнить и представить на согласование с Главным управлением по охране объектов культурного наследия Тверской области проектную документацию о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в.», расположенного по адресу: <адрес>, в которой предусмотреть восстановления прежних объемов памятника, существовавших до начала проведения несогласованных работ.

Обязать Мамазаитова А.Б. и Мамазаитову А.А. в течение месяца со дня получения согласования Главного управления по охране объектов культурного наследия Тверской области проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в.», расположенного по адресу: <адрес>, обратиться в Главное управление по охране объектов культурного наследия Тверской области с заявлением на получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в.

Обязать Мамазаитова А.Б. и Мамазаитову А.А. в течение одного года со дня получения разрешения Главного управления по охране объектов культурного наследия Тверской области на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX в.в.», расположенного по адресу: <адрес>, провести работы в соответствии с согласованной проектной документации и в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В удовлетворении заявленных требований к ответчику Лозовской Н.Е. – отказать.

Запретить производить какие-либо действия, совершение сделок купли-продажи и иных сделок, направленных на отчуждение здания и расположенных в нем объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , , расположенных по адресу: <адрес>, на период рассмотрения гражданского дела по исковому заявлению Главного управления по охране объектов культурного наследия Тверской области к Мамазаитову А.Б., Мамазаитовой А.А., Лозовской Н.Е. о возложении обязанности остановить все несогласованные работы на объекте культурного наследия регионального значения, выполнить и предоставить на согласование документацию на проведение работ на объекте культурного наследия регионального значения, обратиться с заявлением на получение разрешения на проведение работ на объекте культурного наследия регионального значения, провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.Ю. Райская

Решение изготовлено в окончательной форме 20 августа 2021 года.

Председательствующий И.Ю. Райская

1версия для печатиДело № 2-536/2021 (Решение)