ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-536/2022 от 27.07.2022 Усинского городского суда (Республика Коми)

2-536/2022

11RS0006-01-2022-000990-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Юхниной О.С.,

при помощнике судьи Колесниченко Е.А.,

рассмотрев 27 июля 2022 года в г.Усинск Республики Коми в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л.Г.Ю. к Администрации МОГО «Усинск» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма,

установил:

Л.Г.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что в 2007г. по ходатайству работодателя – Управления социальной защиты населения – АМОГО «Усинск» ей было предоставлено целевым назначением нежилое помещение в общежитии по ... виде площади т.н. «красного уголка» для его самостоятельного переустройства в жилое помещение посредством проведения всех необходимых работ по устройству инженерных сетей и коммуникаций за счет собственных средств. Работы были ею выполнены, было создано новое муниципальное жилое помещение, не относящееся ни к маневренному фонду, ни к фонду специализированного жилья. Между ней и АМОГО «Усинск» был заключен договор служебного найма жилья от дд.мм.гггг., в дальнейшем с 2014г. по настоящее время с ней перезаключались договоры коммерческого найма. В то же время, документы, подтверждающие отнесение жилья к тому или иному фонду, отсутствуют. На неоднократные обращения о заключении договора социального найма ответчик ей отвечал отказами, в том числе, по причине того, что ее семья зарегистрирована в ..., однако по месту регистрации жилое помещение на праве собственности у нее и членов ее семьи отсутствует. Собственником дома в ... является ее старшая сестра. В постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма АМОГО «Усинск» ей безосновательно отказала. Сам факт предоставления ей, как работнику бюджетной сферы, вне очереди целевым назначением жилого помещения с несением ею значительных финансовых затрат на его переустройство, не может являться нарушением жилищных прав граждан, стоящих на учете в качестве нуждающихся. За все прошедшие 15 лет никто из стоящих на учете граждан не оспорил в суде выделение ей именно этого жилого помещения, она же за этот период вполне отстояла очередь на его получение по договору социального найма. Все это время она несла расходы по оплате коммунальных услуг, платы за жилое помещение. Просила признать за ней право пользования на условиях договора социального найма жилым помещением по адресу: ..., возложить на ответчика обязанность заключить с ней договор социального найма.

В судебном заседании истица заявленные исковые требования поддержала. Поясняла, что в АМОГО «Усинск» ей пообещали предоставить квартиру на условиях социального найма, если она выполнит работы для перевода нежилого помещения в жилое. Но в итоге с ней заключили договор служебного найма, а затем – коммерческого. Она боится, что после выхода на пенсию договор с ней не продлят, и она окажется на улице. Пока с ней продлевают договор, поскольку ее работодатель обращается в АМОГО «Усинск» с соответствующим ходатайством. Постоянную регистрацию ей не предоставляют, только временную, из-за чего ей и членам ее семьи нужно каждый год перерегистрироваться. Только в последний раз договор с ней заключили на 3 года и разрешили зарегистрироваться на этот же срок. На учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма она встать не может, поскольку ее доход не позволяет признать ее малоимущей для этих целей.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что жилое помещение используется АМОГО «Усинск» в качестве жилого фонда коммерческого использования, с истицей заключен соответствующий договор. На учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, истица и члены ее семьи не состоят, следовательно, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Суд, заслушав объяснения истицы, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.19 ЖК РФ, в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования; специализированный жилищный фонд; индивидуальный жилищный фонд; жилищный фонд коммерческого использования.

В соответствии со ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Основания для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма предусмотрены ст.51 ЖК РФ.Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст.52 ЖК РФ).

Таким образом, ЖК РФ, вступившим в силу с 01.03.2005, предусмотрено, что граждане вправе получить жилое помещение муниципального либо государственного жилищного фонда по договору социального найма, если они признаны в установленном порядке малоимущими для целей, предусмотренных ЖК РФ, а также нуждающимися в жилых помещениях и принятые уполномоченным органом на соответствующий учет.

Решением Совета МОГО «Усинск» от 28.04.2011 №36 утверждено Положение о коммерческом найме жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МОГО «Усинск», согласно которому, нанимателем жилого помещения по договору коммерческого найма может быть любой гражданин РФ, зарегистрированный на территории РФ в установленном порядке, не обеспеченный жилыми помещениями на территории МО ГО «Усинск»; преимущественное право на заключение договора имеют приглашенные для работы в городе специалисты государственных учреждений и предприятий по ходатайствам работодателей и по предварительному согласованию с жилищной комиссией; работники организаций, расположенных на территории ГО «Усинск», чья деятельность неразрывно связанна с выполнением работ, оказанием услуг для муниципальных нужд по ходатайствам работодателей и по предварительному согласованию с жилищной комиссией (п.2.2). Предоставление жилых помещений по договору коммерческого найма жилого помещения не связано с очередностью предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма (п.1.7).

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение состоит в реестре муниципального имущества АМОГО «Усинск».

Постановлением Главы АМОГО «Усинск» от дд.мм.гггг. разрешен перевод нежилого помещения а в жилом ... в жилое под расширение жилой площади, разрешена перепланировка в соответствии с согласованным проектом.

Постановлением от дд.мм.гггг. спорное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд МОГО «Усинск» с отнесением к служебным.

дд.мм.гггг. между АМОГО «Усинск» и истицей был заключен договор найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений с «Управлением социальной защиты населения».

Решением межведомственной комиссии АМОГО «Усинск» от дд.мм.гггг. согласованна перепланировка спорного жилого помещения в соответствии с проектом. Актом от дд.мм.гггг. работы по перепланировке и переустройству были приняты АМОГО «Усинск».

Постановлением АМОГО «Усинск» от дд.мм.гггг. спорное жилое помещение исключено из специализированного жилищного фонда муниципального образования и включено в фонд коммерческого использования, в том числе, постановлено заключить договоры коммерческого найма сроком на 1 год, в том числе, с истицей.

Такой договор коммерческого найма от дд.мм.гггг. был подписан сторонами дд.мм.гггг., а затем перезаключался ежегодно сроком на один год: договор от дд.мм.гггг., от дд.мм.гггг., от дд.мм.гггг., от дд.мм.гггг., от дд.мм.гггг.. дд.мм.гггг. стороны заключили договор коммерческого найма сроком с дд.мм.гггг. до дд.мм.гггг., истице разрешена регистрация в спорном жилом помещении по месту пребывания на указанный срок.

Согласно сведениям АМОГО «Усинск», истица и члены ее семьи на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят и не состояли. Государственная поддержка на строительство и приобретение жилья за счет средств бюджетов всех уровней не оказывалась.

Таким образом, на дату предоставления жилого помещения и в период пользования им истица и члены ее семьи малоимущими для целей постановки на учет в качестве лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а также нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма не признавались, на соответствующий учет не принимались. То есть, основания для предоставления данного жилого помещения по договору социального найма, предусмотренные законом, отсутствовали, как при вселении истицы в 2007г., так и в последующем.

Само жилое помещение было отнесено решениями уполномоченного муниципального органа к служебному жилью МОГО «Усинск», а затем – к жилому фонду коммерческого использования. Договоры коммерческого найма заключались в соответствии с Положением о коммерческом найме жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МОГО «Усинск».

Затрачивание денежных средств истицы на перепланировку и переустройство муниципального жилого помещения само по себе не может являться основанием для предоставления его по договору социального найма.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Л.Г.Ю.

Руководствуясь статьями 198-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления Л.Г.Ю. к Администрации МОГО «Усинск» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.С.Юхнина

Мотивированное решение составлено 03.08.2022

Председательствующий О.С.Юхнина