ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5370/2016 от 09.08.2016 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело г.

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО8 при секретаре ФИО3, с участием представителей истца ФИО5, ФИО4, одновременно действующего в интересах третьего лица ФИО7, представителя ответчика ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Союза амурских казаков «ФИО10 казачье войско» к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о признании права на государственную регистрацию в форме казачьего общества,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческое партнерство «<адрес> войсковое казачье общество» ФИО11 казачье войско», которое ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Союз амурских казаков «ФИО12 казачье войско» обратилось в суд с иском к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о признании права на государственную регистрацию в форме казачьего общества.

В обоснование требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение об учреждении некоммерческого партнерства «<адрес> войсковое казачье общество «ФИО13 казачье войско». В состав ФИО14 казачьего войска, созданного на территории трех субъектов РФ, а именно, <адрес> и <адрес>, вошло <данные изъяты> казачьих обществ. Из них, на территории <адрес>, числилось <данные изъяты> казачьих общества, в том числе, <данные изъяты> станичных, <данные изъяты> городское и <данные изъяты> хуторских казачьих обществ, подчиненных <адрес> казачьему отделу; на территории <адрес> - <данные изъяты>, в том числе, <данные изъяты> станич¬ных, <данные изъяты> городских и <данные изъяты> хуторских, подчиненных <адрес> окружному казачьему обществу; на территории <адрес> - <данные изъяты>, в том числе, <данные изъяты> станичных, <данные изъяты> городское, <данные изъяты> хуторских, подчиненных Нижнее-Амурскому казачьему отделу.

ДД.ММ.ГГГГ в инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> были поданы документы о регистрации <адрес> казачьего войска в качестве некоммерческого партнерства. Поскольку ранее не было предусмотрено формы некоммерческой организации, как казачье общество, то все казачьи общества, создаваемые в рамках возрождения казачества на территории Российской Федерации учреждались в форме некоммерческих партнерств. После утверждения устава казачьего общества, казаки брали на себя обязательства по несению государственной и иной службы ФИО1 казачества. ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческого партнерства «<адрес> войсковое казачье общество». Федеральным законом № 107-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в ФЗ «О некоммерческих организациях» введена статья 6.2, пункт первый которой гласит, что казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения ФИО1 казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры ФИО1 казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Статьей 123.15 Гражданского кодекса РФ, название которой фактически противоречит вышеуказанной норме права и самой статье, введена новая организационно- правовая форма некоммерческой организации - казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. При этом, казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры ФИО1 казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 154-ФЗ «О государственной службе ФИО1 казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обяз тельства по несению государственной или иной службы. Вопрос о регистрации некоммерческого партнерства «<адрес> войсковое казачье общество» в качестве казачьего общества и внесении его в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации решался на различных уровнях органов государственной власти, начиная с администрации <адрес> вплоть до аппарата Президента Российской Федерации. Все это время в различные инстанции подавались многочисленные жалобы, письма и прошения, на что чиновники различного уровня давали уклончивые ответы о нарушениях законодательства. Государственная регистрация «<адрес> войскового казачьего общества» в форме некоммерческого партнерства произведена в период с 07 по ДД.ММ.ГГГГ инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>, несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон «О государственной службе ФИО1 казачества», вступивший в силу со дня его официального опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года. В пп.3 п.1 ст.2 Закона «О государственной службе ФИО1 казачества», впервые в законодательстве появилось определение казачьего общества, которым являлось добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Несмотря на появление новой формы собственности, инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> не приостановила государственную регистрацию истца, пояснив о принятии нового Федерального закона, тем самым поставив под угрозу само существование реестрового казачества на Дальнем Востоке. С ДД.ММ.ГГГГ года начал действовать Административный регламент исполнения федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц, являющийся приложением к Приказу Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Юридически функции по государственной регистрации некоммерческих организаций перешли от Федеральной налоговой службы к Федеральной регистрационной службе, которая явилась правопреемником по этим вопросам. В нарушение Закона о государственной службе ФИО1 казачества, а также, несмотря на прямое указание Советника Президента РФ и принципиальную договоренность с Федеральной регистрационной службой, в ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, как казачье общество, официально зарегистрировано <адрес> казачье войско, не вошедшее в состав уже созданного <адрес> войскового казачьего общества, и функционирующее как параллельная казачья структура. Федеральным законом № 107-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» введена статья 6.2, пункт первый которой, практически повторял предыдущую редакцию, согласно которому казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения ФИО1 казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры ФИО1 казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Статьей 123.15 Гражданского кодекса РФ, название которой фактически противоречит вышеуказанной норме права и самой статье, введена новая организационно- правовая форма некоммерческой организации - казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. При этом, казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры ФИО1 казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 154-ФЗ «О государственной службе ФИО1 казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы. Вопрос о регистрации некоммерческого партнерства «<адрес> войсковое казачье общество» в качестве казачьего общества и внесении его в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации решался на различных уровнях органов государственной власти, начиная с администрации <адрес> вплоть до аппарата Президента Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос о государственной регистрации казачьего общества от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> и <адрес> разъясняет уже известный порядок регистрации вновь создаваемого казачьего войска, предусмотренный Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «О государственной службе ФИО1 казачества». Одновременно сообщает, что ДД.ММ.ГГГГ в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Некоммерческого партнерства «<адрес> войсковое казачье общество» <адрес> казачье войско, тем самым фактически налагая запрет на его перерегистрацию в форме казачьего общества. В ДД.ММ.ГГГГ Главное управление Министерства юстиции РФ по <адрес> и <адрес> обратилось в <адрес> районный суд <адрес> к Некоммерческому партнерству «<адрес> войсковое казачье общество» <адрес> казачье войско» с иском о понуждении внести изменения в устав, а фактически, исключению из его названия упоминания о казачьем обществе, поскольку некоммерческая организация не может существовать одновременно в форме некоммерческого партнерства и в форме казачьего общества. Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу года на истца возложена обязанность привести устав в соответствие с требованиями законодательства РФ в части организационно-правовой формы некоммерческой организации и возложении задач по несению государственной или иной службы. Амурским казачьем войском были поданы документы на государственную регистрацию изменений в Устав, однако ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительный документ некоммерческой организации. Помимо несущественных, оснований отказа, в том числе основанием к отказу послужило то, что в наименовании организации содержится организационно-правовая форма - казачье общество, которая согласно п.3 ст.50 ГК РФ является самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческой организации, и подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Поскольку для некоммерческого партнерства «<адрес> войсковое казачье общество «<адрес> казачье войско» законодательно ограничено право на официальное преобразование в казачье общество, а для казаков, входящих в состав казачьего войска - закрыт доступ к несению государственной службы, то единственным вариантом для истца является признание в судебном порядке права на регистрацию в качестве казачьего общества, в связи с тем, что на дату его учреждения такой организационно-правовой формы не существовало. Без регистрации <адрес> казачьего войска в форме казачьего общества невозможно его внесение в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, следовательно, невозможно привлечение его членов к несению государственной или иной службы в соответствии с Законом о государственной службе ФИО1 казачества.

Просит признать за Союзом <адрес> казаков «<адрес> казачье войско» право на государственную регистрацию в форме казачьего общества.

Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица ФИО7 с учетом положений, предусмотренных ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители истца Союза <адрес> казаков «<адрес> казачье войско» ФИО5, ФИО4, одновременно действующий в интересах третьего лица ФИО7 в судебном заседании поддержали исковые требования и изложенные в нем доводы. В дополнении пояснили, что фактически между истцом и ответчиком спора не существует. Основанием для обращения истца в суд с указанным иском явилось наличие противоречий в законе, что лишает истца права на государственную регистрацию в форме казачьего общества.

Представитель ответчика Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> и <адрес>ФИО15 в судебном заседании исковые требования не признала. В удовлетворении заявленных истцом требований просила отказать, так как законных оснований для признания за Союзом амурских казаков «Амурское казачье войско» права на государственную регистрацию в форме казачьего общества не имеется.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между ее участниками.

В силу п. 1 статьи 3 названного Федерального закона некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В соответствии с ст. 6.2 Федерального закона № 7-ФЗ казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения ФИО1 казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры ФИО1 казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Порядок организации деятельности казачьих обществ также регулируется Федеральным законом № 154-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной службе ФИО1 казачества», Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», иными нормативно-правовыми актами, касающимися вопросов такой формы самоорганизации граждан Российской Федерации, как казачьи общества.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 154-ФЗ «О государственной службе ФИО1 казачества» казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Районное (юртовое) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

Окружное (отдельское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ. Войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 2).

Таким образом, в соответствии с требованиями приведенного выше Федерального закона для создания войскового казачьего общества необходимо наличие совокупности следующих признаков - его создание на основе объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществление деятельности этого общества на территории двух и более субъектов Российской Федерации.

Первичные казачьи общества входят в состав войскового казачьего общества путем их объединения с отдельскими (окружными) обществами, которые, в свою очередь объединяются на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Также из системного толкования норм Федеральных законов № 7-ФЗ и № 154-ФЗ, следует, что входящие в состав войскового казачьего общества окружные (отдельские) казачьи общества, как некоммерческие организации, должны обладать статусом юридического лица.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение о государственной регистрации Некоммерческого партнерства «<адрес> войсковое казачье общество».

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в том числе в наименование Некоммерческого партнерства «<адрес> войсковое казачье общество» на Некоммерческое партнерство «<адрес> войсковое казачье общество» <адрес> казачье войско».

ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> и <адрес> принято решение о государственной регистрации новой редакции устава Некоммерческого партнерства «<адрес> войсковое казачье общество» <адрес> казачье войско».

Материалами дела подтверждается и истцом в судебном заседании не оспаривалось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением в отношении Некоммерческого партнерства «<адрес> войсковое казачье общество» <адрес> казачье войско» проведена плановая документарная проверка. В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Устава, Некоммерческое партнерство «<адрес> войсковое казачье общество» создано в форме «некоммерческого партнерства». Пункт 2 Устава устанавливал что Некоммерческое партнерство создается в целях несения членами Организации государственной и иной службы.

Указанные положения устава противоречат требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №154-ФЗ «О государственной службе ФИО1 казачества», в соответствии с которыми казачье общество и некоммерческое партнерство являются самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. Обязательства по несению государственной и (или) иной службы могут принимать на себя только члены казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Некоммерческому партнерству неоднократно выносились письменные предупреждения (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) за вышеуказанные нарушения требований законодательства Российской Федерации с установлением срока для устранения нарушений.

В связи с неисполнением требований Главное управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> и <адрес> обратилось в суд с иском.

Железнодорожным районным судом <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение о возложении на Некоммерческое партнерство «<адрес> войсковое казачье общество» <адрес> казачье войско» обязанности исполнить требования по соблюдению законодательства Российской Федерации, а именно: привести устав в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в части организационно-правовой формы некоммерческой организации и возложении задач по несению государственной или иной службы, представить документы для государственной регистрации изменений, вносимых в устав, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческим партнерством «<адрес> войсковое казачье общество» <адрес> казачье войско» в Главное управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> и <адрес> представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительный документ Некоммерческого партнерства.

Одним из оснований к отказу послужило нарушение пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

В соответствии с пунктом 1 устава, а также согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, организация создана в форме «некоммерческого партнерства», которое в соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от ДД.ММ.ГГГГ №51-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ) относится к организационно-правовой форме ассоциации (союзы).

Вместе с тем наименование организации не содержало указание на соответствующую организационно-правовую форму - ассоциация (союз).

Кроме того, в наименовании Некоммерческого партнерства содержалась организационно-правовая форма - казачье общество, которая согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческой организации и подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

После устранения нарушений действующего законодательства, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации, ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> и <адрес> принято решение о внесении изменений в учредительные документы Некоммерческого партнерства, а именно положения устава и наименование, приведены в соответствие требованиям ГК РФ, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за внесена соответствующая запись.

Некоммерческое партнерство переименовано в Союз <адрес> казаков «<адрес> казачье войско» и является некоммерческой организацией в организационно-правовой форме ассоциация (союз).

Согласно пункту 4 статьи 123.8. Гражданского кодекса Российской Федерации, ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Порядок принятия решений о государственной регистрации некоммерческих организаций регулируется положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами в обязанности уполномоченного специалиста входит не только проверка соблюдения формальных требований закона, предъявляемых к представляемым документам (соответствие перечню соблюдения порядка оформления), но также и достоверность и непротиворечивость предоставленных сведений.

Судом установлено и представителями истца в судебном заседании не оспаривалось, что спора между истцом и ответчиком по указанному вопросу не существует, следовательно, по мнению суда, истцом избран неверный способ защиты.

Вместе с тем для подтверждения права на государственную регистрацию в форме казачьего общества истец должен представить доказательства того, что Союз амурских казаков «<адрес> казачье войско» преобразован в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд. А также должен доказать, что войсковое общество создано путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ.

Таких доказательств истец суду не представил.

Как следует из материалов дела, Некоммерческое партнерство «<адрес> войсковое казачье общество» <адрес> казачье войско» было создано в ДД.ММ.ГГГГ году двумя физическими лицами ФИО6 и ФИО7., что исключает возможность регистрации истца в форме казачьего общества, соответственно, преобразоваться в иную форму некоммерческой организации союз также не вправе.

Таким образом, законных оснований для признания за Союзом <адрес> казаков «<адрес> казачье войско» права на государственную регистрацию в форме казачьего общества у суда не имеется, иное бы противоречило пункту 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №154-ФЗ «О государственной службе ФИО1 казачества», пункту 4 статьи 123.8. Гражданского кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 197-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Союзу амурских казаков «ДД.ММ.ГГГГ казачье войско» в удовлетворении исковых требований к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о признании права на государственную регистрацию в форме казачьего общества отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: ФИО16