ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5373/18 от 21.12.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2- 5373/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд РК

в составе председательствующего судьи Марковой Г.Н.

при секретаре Малоземовой О.А.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 21 декабря 2018 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к МУП МО ГО Сыктывкар «...» о признании незаконными действий ответчика по применению системы оплаты труда, не соответствующей требованиям трудового законодательства, взыскании заработной платы, обязании производить начисление и выплату заработной платы в соответствии с положениями Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился с указанным иском к МУП МО ГО Сыктывкар «...».

В судебном заседании истец и его представитель участия в деле не принимают, извещены надлежащим образом. Представители ответчика и третьего лица АМО ГО Сыктывкар считают требования не подлежащими удовлетворению.

Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела, материалы дела № 2-4566/2018, суд приходит к следующему.

2 июня 2016 года между сторонами заключен трудовой договор, по условиям которого истец принимается на работу в автотракторную колонну на должность водитель автомобиля 5 разряда.

МКП «...» учреждено Постановлением АМО ГО Сыктывкар от ** ** ** года № №... и является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредителем и собственником имущества предприятия является МО ГО Сыктывкар, от имени которого действует АМО ГО Сыктывкар.

Как следует из Устава МКП «...», предметом деятельности предприятия является эффективное управление муниципальным имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения (п. 3.2), для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация автомобильных дорог общего пользования, в том числе выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, улиц и тротуаров, закрепленных за предприятием на праве оперативного управления; организация и контроль выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, улиц и тротуаров, закрепленных за предприятием на праве оперативного управления, а также осуществление приемки выполненных работ; разработка проектной, сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, улиц и тротуаров, закрепленных за предприятием на праве оперативного управления (п. 3.3.1).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, к основному виду деятельности МКП «...» относится деятельность с кодом по ОКВЭД 2 «52.21.22» по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 45, 48 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно ‑ правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

На федеральном уровне заключено Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы между Федеральным дорожным агентством, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Соглашение устанавливает общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. Сторонами Соглашения являются работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства в лице их представителя – Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства"; работодатели в лице их представителей: Федерального дорожного агентства (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству); Союза работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "..." (представитель работодателей - организаций, входящих в состав объединения работодателей "..." и уполномочивших "..." заключить Соглашение от их имени); Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "..." (представитель работодателей, уполномочивших "..." на заключение настоящего Соглашения от их имени). Данное Соглашение распространяется на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не являющихся государственными служащими, в части, не противоречащей законодательным актам, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

Согласно п.1.10. Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников, заявивших свое согласие на присоединение к Соглашению. Решение о присоединении к Соглашению оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего профсоюзного органа данной организации с уведомлением о присоединении к Соглашению, направленным в адрес представителей сторон Соглашения.

Дополнительным соглашением №№... от ** ** ** продлено действие на 2017 - 2019 годы Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы. Письмо Минтруда России от 10 марта 2017 года № 14-4/10/В-1819 «О присоединении к Дополнительному соглашению № 1 о продлении на 2017 - 2019 годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы и внесении в него изменений и дополнений» опубликовано в Российской газете, № 58 от 21 марта 2017 года.

Мотивированных отказов МКП «ФИО8» от присоединения к указанному Дополнительному соглашению в Минтруд России не поступало.

В настоящее время Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства», утвержденный совместными Решениями Госкомстата, Госплана и Госстандарта СССР от 01.01.1976 (ОКОНХ 1 75 018), а также Закон Российской Федерации от 10.06.1993 «О стандартизации» (ст. 6 которого определяла понятие «отрасль») утратили силу в связи с принятием постановления Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, вводящего в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) - существенно изменивший группировку хозяйствующих субъектов, и федерального закона от 27.12.2002 № 1 84-ФЗ «О техническом регулировании», который не содержит определения понятия «отрасль».

Согласно п. б ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность подразумевает собой комплекс работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-Ф3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги. Капитальный ремонт автомобильной дороги это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги. Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Пунктом 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ определено содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 2.2 «Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014-2016 годы» на организации дорожного хозяйства возложена обязанность по обеспечению качественного выполнения работ по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями норм и условиями договоров на выполнение дорожных работ, т.е. комплекс мероприятий, связанный с осуществлением дорожной деятельности.

Как следует из материалов дела, МКП «...» не осуществляет работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, фактически занимается вспомогательной транспортной деятельностью, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан на благоустроенных территориях.

Строительство новых сооружений, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, в том числе автомобильных дорог и улично-дорожной сети, относится к Разделу «Строительство», Класс «Строительство инженерных сооружений» (ОКВЭД 42.11). Данный вид экономической деятельности не является ни основным, ни дополнительным видом деятельности предприятия и не входит в компетенцию МКП «...», что подтверждается сведениями о юридическом лице, внесенными в единый государственный реестр юридических лиц.

В обоснование возражений о том, что ответчик дорожную деятельность не осуществляет, предоставлены муниципальные контракты, заключенные МО ГО Сыктывкар с подрядчиками на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, благоустройству дворовых территорий, перечень техники МКП «...» и перечень профессий МКП «...». Согласно представленным документам МКП «...» не имеет специально-оборудованной техники и квалифицированных специалистов в дорожной области, соответственно не сможет выполнять требования, предъявляемые к организациям дорожной деятельности, установленные названным Соглашением.

В соответствии с Приложением №4 «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно - коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 год» определена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Жилищно - коммунальное хозяйство» на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), из которого следует, что деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей (Код ОКВЭД 52.21.22) относится к компетенции ЖКХ, а не дорожного хозяйства. Действие «Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014‑2016 годы» не распространяется на МКП «Дорожное хозяйство», в связи с чем обязанность присоединения (либо отказа от присоединения) к названному Соглашению на предприятие не возлагалась.

Таким образом, следует отказать ФИО3 в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к МУП МО ГО Сыктывкар «...» о признании незаконными действий ответчика по применению системы оплаты труда, не соответствующей требованиям трудового законодательства, взыскании заработной платы, обязании производить начисление и выплату заработной платы в соответствии с положениями Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд.

Председательствующий Г.Н. Маркова

...

...